В статье отражено понятие авангарда как одного из важных направлений живописи, выявлено значение авангарда в изобразительном искусстве, описаны основные течения и их художественные особенности, изучено творчество представителей авангарда: П. Пикасо, М. Шагала, С. Дали и др.
Ключевые слова: авангардизм, живопись, изобразительное искусство, кубизм, футуризм, постмодернизм
История культуры на рубеже веков всегда интересна, так как именно в этот период рождаются новые явления и направления в изобразительном искусстве, представленные молодыми художниками, не только отвергающими приемы и техники прошлых времен, но и предлагающими собственную интерпретацию мира, наполняющие картину мира новой философией и идеологией, а также изобретающие собственные приемы написания картин. В настоящее время пройдет достаточный временной отрезок для осознания художественной ценности авангарда в изобразительном искусстве. Но практика влияния авангардизма на современное изобразительное искусство побуждает поставить вопрос о выявлении той роли, которую современность уже осознала в авангарде, расширив тем самым художественные горизонты, и о раскрытии тех ценностей, которые еще только предстоит открыть. Эти неосвоенные смыслы могут оказаться нужными в прогнозировании дальнейшего развития искусства XXI века.
Логика возникновения и развития авангардизма рассматривается в трудах и западных и отечественных искусствоведов, анализирующих различные аспекты авангардного искусства — это научные разработки: С. Батраковой, Г. Горячевой, В. Крючковой, Д. Сарабьянова, Г. Беме, Б. Гройса, Ш. Дуглас, П. Зейле и др.
Авангардизм (от французского «avantgarde» — передовой отряд), наиболее радикальное художественное направление в живописи ХХ в. Пришедший из военного лексикона термин обозначает роль авангардистов как первооткрывателей неизвестного прежде искусства, созвучного новому веку, борцов с выработанной веками (начиная с эпохи Возрождения) художественной системой [8, с. 67].
Необходимо выделить основные черты авангардизма. Согласно В. С. Турчину в авангардизме, в отличие от традиционного искусства, нет последовательно выстроенной системы эстетических эталонов, следовательно, его характерной чертой выступает диффузность границ и многообразие [10, с. 123].
В. Дианова в книге «Постмодернистская философия искусства» указывает, что «характерной особенностью авангардного искусства выступают: множество точек зрения в осмыслении сути бытия, появление разных картин мира в воображении художников» [6, с. 171]. Школам авангардизма присуще недолговечность, так как каждая школа претендует на уникальность выработанного ею пути в изобразительном искусстве. Установка на экспериментальность и новизну, оригинальность художественного языка выступает одной из характерных черт авангардизма.
В начале XX в. художественный поиск авангардистов, как правило, носил намеренно вызывающий характер. Смысл картин, выходящий за рамки традиций, был не понятен зрителю, поэтому художники — авангардисты поясняли его в манифестах и комментариях, которые стали важным компонентом их творчества. Принципу изображения объективной реальности в привычных формах авангардизм противопоставил идею художественной деформации, которая открывала большие возможности для реализации и развития разных форм примитивизма и преувеличения [1, с. 109]. Еще одной важной чертой, авангардизма в живописи, по мнению Я. Тугенхольд является абстрактное мышление, стремление к искусству ассоциаций (перенос внимания с внешней на внутреннюю сферу), восприятие объектов через их переживание. Так появились особенные способы построения образов: чрезмерное кодирование (либо отсутствие сюжета), сочетание не сочетаемых форм, сближение разновременных пластов, сказочное отображение реальности. Условному языку искажения авангардизм часто находил объяснение в первобытной архаике, детском творчестве, в работах любителей [11, с. 144].
А. К. Якимович подчеркивает, что авангардизм, осознавая узость и не целостность реалистической картины, заменяет ее миром глубинных переживаний, выделяя себя в самостоятельную эстетическую область. Результатом исканий авангардизма часто становится симбиоз разных видов искусства, например: «театр художника», «киноживопись» и др. Для большинства течений авангардизма присущ примитивизм, который выделился в самостоятельное направление [12, с. 99].
Проследим исторический путь авангардизма в живописи. Авангардизм появился во Франции, затем возник в Германии, Италии, России. В первой трети ХХ века новые направления авангардизма появлялись одно за другим в широком географическом охвате — от России до Нового Света. Экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм — с их тяготению к бессознательному в психике человека — обозначили трансцендентную линию авангардизма, в конструктивизме же, наоборот, воплотилась его рациональная, строительная воля.
Э. Гомбрих указывает, что в условиях нестабильности 1920 — х гг. авангардизм теряет предыдущий возвышенность противоборства, создает союз с модерном, налаживает контакт с массовой культурой. Обманувшийся в своих ранних утопических взглядах, он, как и прежде, часто оказывается в состоянии андеграунда, правда уже только духовного, а не социального (в таких его поздних проявлениях, как абстрактный экспрессионизм или «новая фигурация», часто преобладают упаднические настроения: одиночества, отчаяния, мистического транса). Кризис авангарда, к середине ХХ века в какой-то, мере расплескавшего свою былую «бунтарскую» энергию, явился стимулом для становления постмодернизма как основной ему альтернативы [8, с. 160].
В 1960–70-х гг. возникли новые авангардные направления: акционизм, поп-арт, концептуальное искусство и др. (объединенные термином постмодернизм). В прежние времена европейская культура не имела такого множества течений, направлений, индивидуальных стилей. Авангардисты существенно обогатили язык искусства, выработали широкий спектр новых идей. Среди них были великие мастера: П. Пикассо, А. Матисс, В. В. Кандинский, К. С. Малевич, М. З. Шагал, С. Дали и др. При всем множественности индивидуальных стилей, общими усилиями они создали новую художественную систему, основанием которой было не подражание природе, а творческий поиск художника. Авангардисты приспособили публику к резким, взрывным эстетическим впечатлениям, к активному соучастию в восприятии картин, к «мыслительной игре». Они стали подлинными первопроходцами современного искусства.
Так П. Пикассо в картине «Плачущая женщина» в причудливых цветовых сочетаниях, в резких изломах линий показана сильная боль, исказившая лицо страдающей женщины. Взгляд зрителя задерживается на блеклой синеве вокруг рта и зубов; формы глаз и лба рассечены — буквально сломлены горем [7, с. 110].
А. Матисс «Красная комната». Цветовой вихрь обрушивается на зрителя в этой необычной картине, изображающей убранство комнаты и женщину, сервирующую стол. Живописная поверхность холста и вибрация чистого цвета гармоничны, причудливо вписаны в композиционную структуру и заполняют собой все пространство помещения. Скатерть сливается со стеной, предметы выглядят совершенно плоскими, художник намеренно деформирует их форму. Это удваивает впечатление лирического наплыва орнаментальных форм и переливающихся радугой красок. Цвет для А. Матисса — не столько средство изображения, сколько средство выражения, он сознательно избегает традиционных правил рисунка и перспективы [3, с. 87].
В. Кандинский. «Казаки». В этой полуабстрактной, необъяснимо притягательной картине формы холмов и человеческие фигуры с саблями органично вписаны в движение абстрактных форм, линий и цветовых пятен. Есть особенная красота в простоте ее построения и удивительная раскованность в манере наложения мазка [2, с. 113].
С. Дали «Сон». В этой фантасмагории сна мы видим только голову спящего на фоне образов сновидений. Ее неустойчивое положение говорит: если один из костылей упадет, то спящий проснется; так передана непрочность, хрупкость сна. Пристальное внимание художника к деталям создает атмосферу гротескной реальности. Будучи участником сюрреалистического движения, С. Дали пропагандировал в своем искусстве роль бессознательного и идею абсурдности [9, с. 150].
Итак, авангард ставил перед собой цели кардинального преобразования сознания человека средствами искусства, совершения эстетической революции, которая преодолела бы духовную стагнацию существующего общества. Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, противостоящих низменной материальности бытия, авангард ввел в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города, природу, наделенную мощной созидательно-разрушительной силой, он не раз декларативно подчеркивал в своих произведениях принцип «антиискусства», отвергая тем самым не только прежние, более традиционные стили, но и устоявшееся понятие искусства в целом. Постоянно влекли авангард «странные миры» новой науки и техники — из них он брал не только сюжетно-символические мотивы, но также многие конструкции и приемы. С другой стороны, в искусство все активнее входила «варварская» архаика, магия древности, примитив и фольклор. Мировому диалогу культур авангард придал невиданную остроту.
Литература:
- Андреева Е. Ю. Всё и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века: Учебное пособие. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2014. — 300 с.
- Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX – начала XXI века: Учебное пособие. — СПб.: Азбука-Классика, 2013. — 289 с.
- Алпатов М. В. Матисс: Очерки. — М.: Искусство, 2009. – 260 с.
- Бобринская Е. А. Концептуализм: Учебное пособие. — М.: Галарт, 2014. 190 с.
- Бобринская Е. А. Футуризм: Учебное пособие. — М.: Галарт, 2000.
- Дианова В. М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность: Учебное пособие. — СПб.: Петрополис, 2009. — 240 с.
- Дмитриева Н. Пикассо: Очерки. — М.: Наука, 2011. — 200 с.
- Гомбрих Э. История искусства: Учебное пособие. / Ред. Н. А. Борисовская; пер. с англ. В. А. Крючкова, М. И. Майская. — М.: АСТ, 2008. – 400 с.
- Рожин А. М. Сальвадор Дали: миф и реальность: Очерки — М.: Аврора, 2012. — 322 с.
- Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 300 с.
- Тугендхольд Я. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства: Учебное пособие. — М.: Академия, 2007. 288 с.
- Якимович А. К. Эпоха сокрушительных творений: Учебное пособие. – М.: Галарт, 2009. — 290 с.