В последние десятилетия в современном российском образовании происходят значительные изменения. Ставятся новые цели образования — развитие личности ученика. Одной из ключевых задач образования является «научить детей учиться». К современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников ориентироваться в потоке новой информации, видеть и решать возникающие проблемы, уметь применять на практике полученные знания, умения и навыки.
Содержание школьного курса географии и процесс ее обучения постоянно развивается, обновляется, что позволяет находить более эффективные методы обучения. Старшая школа призвана обеспечить усвоение предметных знаний, овладение элементами теоретического мышления. Для реализации этих задач важную роль играет процесс формирования понятий, в частности демографических.
Формирование географических понятий, в том числе демографических, в ходе обучения географии является актуальной задачей и одним из необходимых условий приобретения осознанных, глубоких знаний. Формирование демографических понятий в школьном курсе географии способствует формированию умений учащихся анализировать, интерпретировать, систематизировать, обобщать, сравнивать ту или иную информацию, работать с дополнительными источниками информации, оперировать фактами и создает представления о них, формирует целостную географическую картину мира, научное мировоззрение.
Понятия возникали не сразу, их формирование тесно связано с развитием культуры, торговлей, научных достижений исторических эпох, великими географическими открытиями, развитием национальных языков.Понятия — это единицы усвоения, важная часть содержания географии.
Методологической основой формирования географических понятий в школьном курсе географии является системный подход.
Рассмотрим несколько подходов к определению системы и системного подхода.
Системный подход в географии — это одно из направлений методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов; совокупности взаимодействующих объектов, совокупности сущности и отношений. Системный подход в географии — исследование географических объектов как систем, которые состоят из разнородных, но взаимосвязанных элементов, обладающих единством [7, с. 12].
Системный подход можно рассматривать как подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой и обратную связь. В соответствии с общей теорией систем объект рассматривается как система и одновременно как элемент более крупной системы [8].
Основными принципами системного подхода являются целостность, иерархичность строения, структуризация, множественность, системность.
Само понятие «система» возникло в глубокой древности, и долгое время оставалось, несмотря на широкое употребление, категорией теоретически неразработанной.
По определению М. Леске: «Слово «systema» на греческом языке означает «составление» и отражает тот простой опыт, что вещи не являются аморфными, нерасчлененными и при ближайшем рассмотрении оказываются «составленными» из «частей», которые можно расчленить» [4, с.3].
Л. Фон Берталанфи назвал системой комплекс элементов, находящихся во взаимодействии. Он выделил закрытые и открытые системы, ввел понятие равновесия системы, изучал ее поведение и согласованность скоростей протекающих в ней процессов [1, с. 23].
По определению английского географа Д. Харвея, «система включает множество элементов, идентифицируемых по некоторому переменному признаку объектов и множество отношений между признаками объектов и внешней средой» [9,с.2].
Анализируя многообразные трактовки понятия «системы», предложенных различными исследователями, можно заметить, что во всех определениях термина «система» выделяют три основных значения:
1) система — целостный комплекс взаимосвязанных элементов;
2) система образует особое единство со средой;
3) любая система обычно составляет элемент (подсистему) системы более высокого порядка, а элементы (подсистемы) системы, в свою очередь, сами, как правило, являются системами, но более низкого порядка.
Л. Фон Берталанфи сформулировал следующие свойства системы, которые были известны и ранее в географии:
1) целостность (изменение любого элемента ведет к изменению всей системы);
2) суммативность (изменение любого элемента зависит только от него самого);
3) механизация (переход от целостности к суммативности);
4) централизация (увеличение коэффициентов взаимодействия элементов системы, приводящие к изменению всей системы);
5) иерархическое построение [1, с. 23].
В методике обучения географии рассматриваются различные географические системы. Обобщая определения многих авторов, можно сделать вывод о том, что географические системы — это относительно целостное территориальное образование, состоящая из множества компонентов, формируется в тесной взаимосвязи и взаимодействии природы, населения и хозяйства, его целостность определяется прямыми, обратными и преобразованными связями, развивающимися между подсистемами геосистемы.
Проанализировав разные трактовки понятия «системы», можно выделить существенные признаки, система — это комплекс элементов взаимосвязанных между собой и обладающих единством; взаимосвязана со средой, имеет иерархическое построение. Системы обладают множеством свойств, а элементы, которые их составляют характеризуются множеством отношений. Каждая система обладает определенной структурой, формирующаяся из элементов, взаимоотношений между ними и связей с внешней средой.
Учебный предмет «География» следует рассматривать как целостную систему понятий, отражающих основы географической науки. Эти понятия специально отобраны, дидактически переработаны, расположены в определенном порядке и логически взаимосвязаны друг с другом.
В современной философской и психолого-педагогической литературе понятие рассматривается с разных позиций:
– понятие — это основная «единица» знания;
– понятие — совокупность мыслей об объекте;
– понятие — специфическая форма мышления;
– понятие — обобщенное теоретическое отражение действительности [2,с.2].
Географические понятия, в том числе и демографические, в процессе формирования географического мышления выполняют следующие функции — открывают новые стороны познаваемого объекта, раскрывают его сущностные свойства и частные характеристики. Поэтому некоторые психологи рассматривают процесс мышления как «понятие в действии», как процесс оперирования понятиями.
Географические понятия обладают следующими свойствами:
– реальность — свойство, которое даёт понятию право на существование. Все предметы в географии реальны. Все географические процессы можно увидеть или представить, например, процессы роста городов (урбанизация). Данное свойство географического понятия позволяет представить характеризуемый процесс.
– объективность — свойство географического явления или объекта, которое точно передает значение того или иного понятия. В смысловую основу понятия надо включать реально существующие, а не вымышленные характеристики;
– соразмерность — формулировка определения географического понятия не должна быть слишком громоздкой и объемной, перегруженной информацией;
– соподчиненность — свойство понятия, которое определяет место данного понятия в системе методического аппарата любой науки;
– целостность — свойство понятия, передающее его смысл в полном объеме;
– доступность — свойство понятия, которое обеспечивает быстрое понимание с помощью наглядностей, например карт, таблиц, схем, видеофильмов и др;
– информативность — свойство понятия, способствующее передаче понятием информации о смысле, основных чертах данного понятия.
Процесс формирования демографических понятий отражен в работах Н. Н. Баранского, И. В. Душиной, М. Н. Скаткина, Е. Н. Кабанова-Меллер, А. В. Даринского, И. Я. Лернер и др.
Через понятия в географии выражаются факты, принципы, теории. С помощью них отражается действительность, процесс постоянного развития и изменения действительности, процесс углубления, расширения знаний о ней.
Понятия являются необходимым средством формирования и накопления достигнутых в обществе практических и научных знаний.
Процесс формирования понятий и особенность их усвоения, в том числе демографических, является сложным. Это приводит к необходимости применения ряда последовательных этапов: во-первых — определение цели и мотивации учебной деятельности; во-вторых — организация чувственно-конкретного восприятия; в третьих — организация активной мыслительной деятельности, которая направлена на выделение существенных демографических понятий; следующий этап — обобщение и словесное определение понятия; заключительный этап — введение демографического понятия в систему демографических знаний.
В содержании географического образования, а именно в методике обучения географии, выделяются единичные и общие научные географические понятия.
Единичные понятия — понятия о конкретных регионах или объектах, которые имеют собственное географическое название (имя), например Волга, Красноярск, Байкал и т. д. В единичном понятии отражаются общие признаки того или иного понятия и признаки, характерные только данному объекту или явлению, определяющее его своеобразие.
В школьных курсах географии большинство единичных понятий имеют сложное строение. Они представляют собой целостную систему более простых понятий, которые взаимосвязаны между собой. Так, например, единичное понятие «Москва» включает в себя более узкие понятия — «население», «этнос», «миграция населения», «продолжительность жизни» и т. д. Содержание единичных понятий раскрывается с помощью географического мышления.
Общие понятия — это понятия, с помощью которых мыслятся не отдельные предметы или явления, а целый класс однородных предметов, процессов или явлений, носящих одно и то же наименование, например «город», «населенный пункт» и т. д. В определении общего понятия раскрываются существенные признаки, являющиеся общими для всех объектов, относящихся к данному понятию. Например, «этнос», «демография». Таким образом, общие понятия составляют научную основу всех курсов школьной географии. Процесс их формирования имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в обучении географии.
Понятия не могут быть усвоены только в процессе заучивания их формулировок. Одной из особенностей в обучении географии является обеспечение активной познавательной деятельности, которая направлена на преобразование изучаемого предмета и опирается на различные источники знаний, а не ограничиваться запоминанием определений.
Другая особенность формирования понятий в географии обусловлена тем, что научные понятия представляют собой систему, в которой одни понятия связаны с другими. В географической науке и системе школьной географии существует система фундаментальных, наиболее общих понятий, которые взаимосвязаны между собой и составляет «язык» географии. Например, такие понятия как «географическая оболочка», «компоненты природы», природно-территориальный комплекс», «геосистема» и другие.
Третья особенность формирования географических понятий — это то, что они усваиваются не сразу, а поэтапно, по мере изучения географического содержания и по ходу логического речевого мышления. Процесс формирования географических понятий является управляемым и целенаправленным.
Понятия могут формироваться двумя путями индуктивным и дедуктивным. Однако индуктивный путь имеет недостатки, он не может способствовать формированию наиболее полных научных понятий, географического мышления. Данный путь восполняется дедуктивным методом, который формирует адекватную научную картину мира, развивает географическое мышление, способствует установлению причинно-следственных связей.
Формирование понятия включает не только его усвоение, но также и применение в решении теоретических и практических задач. Поэтому наличие продуманной системы заданий — упражнений на применение усвоенные понятий — также составляет одно из непременных условий для их успешного усвоения учащимися.
Формирование демографических понятий на прямую связано с активной учебной познавательной деятельностью учащихся. При формировании тех или иных демографических понятий учащиеся учатся обобщать факты, устанавливают причинно-следственные связи, формируют умения работать с дополнительными источниками информации, систематизируют, анализируют информацию, сравнивают, обосновывают, делают выводы. Необходимым условием формирования понятий, в частности демографических, является оперирование фактами, создание представлений о них. Формирование и развитие понятий во многом зависят от правильных доступных пониманию определений.
Положительную роль в формировании демографических понятий играет наглядность, применяемая на уроках, особенно работа с картами, среди логических приемов можно выделить сравнение, анализ, синтез, обобщение, а также применение проблемных заданий и вопросов.
Применение разнообразных методов и приемов работы, наглядностей, карт, схем, таблиц, информационных технологий на уроках, использование уже имеющегося багажа знаний, представлений, способствует формированию демографических понятий у школьников.
В методике обучения географии в настоящее время используется технология формирования и развития понятий, которая предусматривает комплекс мер, способствующий формированию качественного, целостного, системного процесса обучения географии через последовательное, постепенное усложнение получаемой информации, в том числе и через формирование, развитие, видоизменение географических понятий, соответствующих географической действительности.
Самые простые демографические понятия в географии в ходе процесса изучения географии могут лишь видоизменяться, а не усложняться.
Таким образом, демографические понятия могут поэтапно усложняться, изучаться и повторяться из класса в класс, из года в год. При этом в ходе процесса обучения географии обучающиеся актуализируют ранее полученные знания, учащиеся уже имеют определенный багаж этих знаний и у них на данной основе формируются более глубокие, обширные знания по предмету, характеризующее данное понятие. В данном случае географическое понятие становится более целостным, системным, углубленным, значимым и более глубоко осознаются учащимися. При этом важную роль играет логическое изучение и формирование тех или иных демографических понятий.
Формирование демографических понятий у школьников, их запоминание и усвоение очень важно в процессе обучения географии. Через них на уроках учитель формирует и передает обучающимся максимальный объем знаний по географии. Наличие продуманной системы теоретических и практических заданий является одним из необходимых и обязательных условий для успешного, осознанного усвоения учащимися демографических понятий.
Литература:
- Берталанфи Л. фон. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории. М.: Прогресс, 1989. С.23–82.
- Выготский Л. С. Научное понятие. [электронный ресурс]. URL:http://www.dic/academic.ru/ (Дата обращения: 13.11.2017).
- Каропа Н. Г. Методика обучения географии. [электронный ресурс]. URL:http://www. works. doklad.ru (Дата обращения 26.08.2016).
- Леске М, Редлов Г, Штилер Г. Почему имеет смысл спорить о понятиях. М.: Просвещение, 2008. 178 с.
- Пирогов П. А. Индуктивные и дедуктивные методы обучения. М.: Просвещение, 2012. 234 с.
- Рочов С. А. Педагогическая технология формирования и развития понятий на уроках географии. [электронный ресурс]. URL:http://www.festival.1september.ru. (Дата обращения 25.08.2016).
- Сагатовский В. Н. Опыт построения категориального аппарата системного подхода // Философские науки. 1986. № 3. С. 12–13.
- Сагатовский В. Н. Системный подход как общенаучный метод [электронный ресурс]. URL:http://www.sagatovskij. ucoz.ru/ (Дата обращения 25.08.2016).
- Харвей Д. Научное обоснование в географии. М.: Просвещение,1974. 132 с.