Особенности обновленного содержания учебной программы по географии в казахстанских школах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (206) май 2018 г.

Дата публикации: 21.05.2018

Статья просмотрена: 4548 раз

Библиографическое описание:

Канатова, Ж. К. Особенности обновленного содержания учебной программы по географии в казахстанских школах / Ж. К. Канатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 20 (206). — С. 385-388. — URL: https://moluch.ru/archive/206/50546/ (дата обращения: 22.12.2024).



В последние годы в образовательной системе Республики Казахстан происходят качественно новые изменения. Повсеместное внедрение обновленной учебной программы в общеобразовательных школах является первым шагом на пути к преобразованию института образования в целом. Обновление образовательной программы — это необходимость, продиктованное временем. Обновленное содержание учебной программы даст возможность развивать и совершенствовать свои знания и навыки как учащимся, так и учителям.

В чем же причина внедрения новой образовательной программы? Отчего возникла такая необходимость? Причина, по которой возникла необходимость внесения изменений кроется в том, что в современном, информационном мире стало неактуальном знать много фактов и запоминать большое количество информации, так как с помощью новейших информационных технологий человечество в любой момент имеет доступ к практически любой информации. Однако, вместе с этим, время диктует другие требования к человеку, которые помогут ему быть востребованным специалистом. Так как в нынешнее время технологии развиваются с немыслимой скоростью, человек должен уметь адаптироваться к любым условиям. Он должен все время учиться, так как знания обновляются каждые 4–5 лет, поэтому саморазвитие является необходимостью. В соотвествии с этим, нужно развивать в детях такие навыки и умения, которые помогут ему в реальной жизни, а не заполнять его разум объемной информацией, которая вряд ли пригодиться в жизни. Воспитание интеллектуального, полиязычного, готового к обучению на протяжения всей жизни, умеющего адаптироваться к условиям быстроизменяющегося мира поколения — это обязанность современной образовательной системы.

В связи с этим, система образования не должна быть направлена только на знания, и на запоминания информации. И, соответственно, функция учителя также должна претерпеть некоторые изменения. Ради достижения этой цели в казахстанских школах повсеместно внедряется обновленная учебная программа.

Обновленное содержание и структура учебной программы по географии обусловливается специфическими особенностями предмета. Если раньше география была наукой, описывающей новые земли, страны, их исследованием, то сейчас функция науки направлена на определения влияния человека на окружающую среду, на целостность экосистемы, на предовращения вредного воздействия человека на природу; на поиск путей сохранения полезных ископаемых; на определение причинно-следственных связей, происходящих в природе; на исследование политических, демографических, экономических процессов, происходящих в мире.

Так какие же новшества были внедрены в образовательную программу по географии? Как эти изменения могут повлиять на образование молодого поколения казахстанцев? Какого содержание программы и как поменяется обучения географии в школе? Попробуем ответить на эти вопросы.

Так в чем же особенность обновленной образовательной программы по географии? Во-первых, это изменение содержания предмета. Например, если традиционная образовательная программа по географии для 7-класса включала в себя разделы 6-класса и географию материков и океанов, то сейчас она состоит из следующих разделов:

– Методы географических иследований;

– Картография и база географических знаний;

– Физическая география;

– Социальная география;

– Экономическая география;

– Страноведение и основы политической географии.

Во-вторых, это цели оценивания, соответствующие данным разделам. Каждая цель направлена на развитие определенных навыков. Навыки классифицируются по таксономии Блума, то есть:

Например, работать с различными источниками географических знаний; описание, оценка вклада путешественников и исследователей в развитие географической науки и т. д. Достижение целей оценивания развивает различные практические навыки учащихся, показывает пути использования полученных знаний в жизни. Вместе с этим, представленные цели оценивания и навыки соотвествуют возрасту учащихся.

В третьих, спиральность учебной программы. Если раньше в каждом классе (с 6-го по 11-класс) изучали определенную отрасль географии (6-класс — физическую географию; 7-класс — географию материков и океанов; 8-класс — физическую географию Казахстана; 9-класс — экономическую и социальную географию Казахстана; 10-класс — экономическую и социальную географию мира; 11-класс — региональный обзор стран мира), то по обновленной учебной программе основные разделы географии из класса в класс повторяются, цели оценивания усложняются, а содержание урока расширяется. Таким образом, спиральность программы дает возможность учащимся использовать ранее полученные знания, что способствует лучшему пониманию учебного материала.

Спиральность учебной программы можно проследить по нижеприведенной таблице:

Учащиеся должны знать:

Раздел

Подраздел

7-класс

8-класс

9-класс

Методы географических исследований

Исследования и исследователи

определяет объекты исследования географии.

показывает и объясняет деление географической науки на отрасли.

оценивает вклад казахстанцев в развитие географической науки.

Если по программе 7-класса цель оценивания требует развития навыка применения («...определяет объекты исследования.»..), то в 8-классе требуется не только применение полученных знаний, но и объяснения их, а в 9-классе у учащего нужно развивать навыки высокого порядка, такие как анализ, синтез, оценка («...оценивает вклад.»..). В данном случае приведены в пример цели оценивания одного раздела, и одного подраздела, но они друг-друга не повторяют, но дополняют. [1, с. 5]

Для того, чтобы поделиться своим опытом работы по обновленной учебной программе, я хотела бы привести пример заданий формативного оценивания, соответствующие содержанию программы, из своей педагогической практике:

Цель оценивания: оценивает цифровой и качественный состав трудовых ресурсов, вычисляет коэффициент демографической нагрузки (на основе сравнения казахстанских показателей с другими регионами и странами).

Критерии оценивания [2, с.17]

Применение:

определяет коэффициент демографической нагрузки по странам.

Анализ:

дает оценку цифровому и качественному составу трудовых ресурсов путем сравнения показателей Казахстана с показателями Китая.

Задание №1. Опишите нижеприведенные половозрастные пирамиды и определите возрастные группы.

Задание №2. Спомощью данных таблиц из задания № 1, применяя формулу, определите коэффициент демографической нагрузки Казахстана и Китая.

Демографическая нагрузка Казахстана:

Демографическая нагрузка Китая:

Задание №3. Сравните коэффициенты демографической нагрузки Казахстана и Китая. В какой стране коэффициент выше, в какой ниже? Почему в этих странах коэффициент демографической нагрузки разный? Объясните причину.

Приведенные выше задания направлены на развитие навыков применения и анализа, что соответсвует цели и критериям оценивания. В задании № 1 учащиеся самостоятельно описывают половозрастные пирамиды двух стран, и определяют количество людей в каждой возрастной категории (0–14, 15–64, 65+). То есть они анализируют источники данных, и высчитывают количество людей по категорям. Далее, в задании № 2, учащиеся, используя данные о количестве населения по возрастным группам, определяет коэффициент демографической нагрузки, примения формулу. И тут также можно проследить интеграцию предметов математика и география, то есть навык вычисления, полученный в математике, учащийся применяет и в географии. В завершении, в задании № 3 учащийся сравнивает показатели двух стран, используя несколько источников информации: половозрастные пирамиды, количество людей по возрастным катеориям, и демографическую нагрузку стран. То есть конечный продукт — вывод, учащийся делает сам, тем самым применяя и развивая навыки, что и является главной целью обновленного содержания учебной программы по географии.

Практика работы по обновленной учебной программе позволяет сделать вывод, что самостоятельность учащегося, саморегулирование своей учебной деятельности возрастает, так как учащийся видит итоговый продукт своей деятельности, развивает навыки, применимые на практике. При этом учитель учит учиться, не дает знания «в готовом» виде, а дает направление, корректирует учебный процесс на уроке.

Современный человек в нынешнее время нуждается в том, чтобы развивать в себе навыки и получать знания, необходимые в жизни. И обновленная образовательная программа по географии направлена на то, что помочь учащимся стать независимыми, самостоятельными, ответственными личностями с высокими морально-духовными ценностями.

Литература:

1. Типовая учебная программа уровня основного среднего образования по обновленному содержанию для учащихся 7–9 классов по предмету «География».

2. Образовательная программа АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» NIS-Program, география, 9-класс.

3. http://hot-ucheba.ru/vozrastnaya-struktura-naseleniya-kazaxstana

4. http://pandia.ru/text/80/172/32185.php

Основные термины (генерируются автоматически): обновленная учебная программа, учебная программа, демографическая нагрузка, географическая наука, география, демографическая нагрузка Казахстана, задание, знание, навык, обновленное содержание, образовательная программа, учащийся.


Похожие статьи

Инновационные формы работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения

Особенности упрощенной формы бухгалтерского учета на малых предприятиях

О подготовке к ЕГЭ и ОГЭ 2024: главные тренды учебного года

Особенности развития мотивации на уроках ОБЖ

Создание комфортной образовательной среды на уроке английского языка с позиции требований ФГОС

Особенности организации учета на малых предприятиях в условиях адаптации к изменениям законодательства

Особенности развития интеллектуальных операций у первоклассников на первом этапе обучения

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Особенности преподавания русского языка дистанционно

Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Похожие статьи

Инновационные формы работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения

Особенности упрощенной формы бухгалтерского учета на малых предприятиях

О подготовке к ЕГЭ и ОГЭ 2024: главные тренды учебного года

Особенности развития мотивации на уроках ОБЖ

Создание комфортной образовательной среды на уроке английского языка с позиции требований ФГОС

Особенности организации учета на малых предприятиях в условиях адаптации к изменениям законодательства

Особенности развития интеллектуальных операций у первоклассников на первом этапе обучения

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Особенности преподавания русского языка дистанционно

Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Задать вопрос