Особенности подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (228) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 21.10.2018

Статья просмотрена: 577 раз

Библиографическое описание:

Рогуля, Л. И. Особенности подготовки учащихся 9 класса к ОГЭ по географии / Л. И. Рогуля. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 42 (228). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/archive/228/53188/ (дата обращения: 16.12.2024).



В настоящее время перед выпускником основной школы стоит задача успешной сдачи основного государственного экзамена.

Основная задача ГИА по географии оценить уровень общеобразовательной подготовки по географии выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в целях их государственной (итоговой) аттестации [1].

Одним из эффективных способов подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по географии является внеурочная деятельность.

Программа курса «В мире географии» направлена на создание условий для интеллектуального развития ребенка и подготовку учащихся к успешной сдаче ОГЭ по географии.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями обучающихся в дополнительном материале и применении полученных знаний на практике.

Главной задачей учителя является развитие творческого потенциала, умение самостоятельно добывать знания, перерабатывать их и применять в соответствии с предложенной ситуацией, заданием, а не просто накопление знаний и опыта [5].

По мнению Шамшиной Т. В., «Занятия реализуют компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе самостоятельной и практической работы учащихся, составляет основу занятий. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов» [2]. При подготовке даются варианты и номера заданий по каждой теме индивидуально, проверяются и анализируются учащимися и учителем.

Данные задания предполагают работу с картами атласа.

Программа «В мире географии», составлена на основе кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ по географии, опубликованных на официальном сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» [7].

Задачами курса являются:

‒ освоение алгоритмов решения заданий, вынесенных на итоговую аттестацию, получение практического опыта решения заданий ГИА;

‒ расширение и углубление знаний учащихся об источниках географической информации; природе Земли; материках, океанах, народах и странах; природопользовании и геоэкологии; географии России;

‒ развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания;

‒ создать условия для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, собственными конспектами, другими источниками информации.

Данная программа предназначена для учащихся 8- 9 классов, которые готовятся к сдаче экзаменов по географии.

Теоретической базой служит курс географии основной школы. Расширяя и углубляя знания, совершенствуя умения и навыки, полученные на уроках, учащиеся изучают методику решения заданий, вынесенных на итоговую аттестацию по географии, получают практический опыт решения заданий ОГЭ по географии. Задания, предлагаемые для решения обучающимися, взяты из открытого банка заданий, опубликованного на сайте ФИПИ: http://www.fipi.ru. Особенностями данного курса являются его прикладная направленность, дифференцированные задания по уровню сложности и индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения — развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция [3].

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение практических форм работы, направленных на обеспечение понимания ими материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Программа составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта и соответствует возрастным особенностям школьника средней школы.

Формой подведения итогов реализации данной программы является — успешная сдача ОГЭ по географии.

Содержание программы включает следующие разделы: «Источники географической информации», «Природа и человек», «Материки, океаны, народы и страны», «Природопользование и геоэкология», «География России».

В результате изучения программы по географии учащиеся должны уметь:

‒ определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

‒ выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;

‒ описывать существенные признаки географических объектов и явлений;

‒ объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

‒ составлять краткую географическую характеристику разных территорий;

‒ приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

‒ находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем [6];

‒ анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

‒ представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости [3].

Работа по подготовке к экзамену по географии начинается со знакомства со структурой вариантов КИМ и кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся.

В разделе «Источники географической информации» особое внимание уделяется понятиям: географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основным параметрам [4].

Выполнение заданий и решение задач по данной теме являются одними из наиболее сложных для обучающихся. Особые трудности возникают при определении географических координат. Многократное повторение материала и работа с картой, позволяют ученикам закрепить полученные умения.

Экзаменационная работа включает задание по данной теме, где необходим развернутый ответ. Правильно оценить топографическую карту и привести два довода по предлагаемому заданию позволят лишь прочные знания, умение анализировать и делать заключения.

Содержание раздела «Природа и человек» следующее. Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природнохозяйственные [4].

Раздел «Материки, океаны, народы и страны» позволяет повторить и закрепить следующие темы. Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Основные черты природы, население, природные ресурсы и их использование, многообразие стран и их основные черты Африки, Австралии, Северной и Южной Америки,Антарктиды и Евразии.

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу, основные типы природопользования, стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере — это темы, которые рассматривает раздел «Природопользование и геоэкология» [4].

Большое количество заданий в КИМ по географии содержится по теме «География России». В связи с этим на занятиях особое внимание отводится следующим темам. Особенности географического положения России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России. Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность. Население России. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта. Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. Россия в современном мире [4].

На занятиях организуется повторение по перечисленным выше темам, выполняются разнообразные задания, производится разбор ошибок, и выявляются проблемные вопросы, а также индивидуальное консультирование обучающихся, готовящихся к сдаче ОГЭ по географии. Ученики также получают памятку алгоритмов решения задач по предмету.

Таким образом, к концу учебного года ученик путем долгого повторения, неоднократного выполнения заданий разного типа готов к успешной сдаче основного государственного экзамена по географии.

Литература:

  1. Барабанов В. В. Основные результаты единого государственного экзамена 2006г. // География в школе, 2007, № 3.
  2. сайт https://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel
  3. сайт http://fgos.ru/
  4. сайт ФИПИ: http://www.fipi.ru — кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ по географии.
  5. Сайт https://docviewer.yandex.ru/view/
  6. Сайт https://kopilkaurokov.ru/geografiya/planirovanie/
  7. Сайт https://infourok.ru/rabochaya_programma_
Основные термины (генерируются автоматически): география, успешная сдача, географическая информация, хозяйственный потенциал, высотная поясность, земная кора, индивидуальный подход, итоговая аттестация, мировой океан, многолетняя мерзлота.


Похожие статьи

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Методика подготовки учащихся 9 класса к решению заданий ОГЭ повышенной сложности

Особенности работы по развитию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ при подготовке к ЕГЭ по математике

Особенности форм образовательной деятельности старших дошкольников по ознакомлению с художественной литературой с учетом регионального компонента

Эффективная подготовка к ВПР по английскому языку в 7-м классе

Особенности профессионально-педагогической подготовки выпускников — будущих учителей математики

Особенности воспитательной работы с обучающимися подросткового возраста в ДОУ МО РФ

Организация самостоятельной работы учащихся с использованием средств ИКТ на уроках немецкого языка в 9 классе при изучении раздела "Страноведение"

Похожие статьи

Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Методика подготовки учащихся 9 класса к решению заданий ОГЭ повышенной сложности

Особенности работы по развитию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах

Особенности проектной деятельности обучающихся на уроках географии и математики

Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ при подготовке к ЕГЭ по математике

Особенности форм образовательной деятельности старших дошкольников по ознакомлению с художественной литературой с учетом регионального компонента

Эффективная подготовка к ВПР по английскому языку в 7-м классе

Особенности профессионально-педагогической подготовки выпускников — будущих учителей математики

Особенности воспитательной работы с обучающимися подросткового возраста в ДОУ МО РФ

Организация самостоятельной работы учащихся с использованием средств ИКТ на уроках немецкого языка в 9 классе при изучении раздела "Страноведение"

Задать вопрос