С появлением понятия новой, «универсальной» истории возникла потребность в формировании адекватных методологий, которые могли бы описать историческое измерение человеческого бытия. Таким образом, были сформированы предпосылки для зарождения философии истории как науки.
Изначально термин «философия истории» принадлежит Вольтеру — это название его работы 1765 г. («La philosophie de l'histoire»), но более концептуально цели философии истории были обозначены в работе немецкого просветителя И. Г. Гердера «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791гг.). Однако, существует мнение, согласно которому Дж. Вико считается основателем философии истории. В поле научного исследования философии истории попадает как определенный сегмент истории жизни человека, так и вся всемирная история. [1, с. 247]. «Особую сферу философии истории образует философский анализ границ, возможностей, форм и методов исторического познания».
Исходя из этого уже в XX в. происходит разделение философии истории на две разновидности:
1) историософию (или онтологическую, материальную, субстанциальную философию истории);
2) аналитическую философию истории (или критическую, рефлективную философию истории).
Останавливаясь подробно на функциях каждого из типов истории философии, можно отметить, что историософия занимается исследованием философской тематизации, осмысливая исторический процесс как некую бытийную сферу, главный контекст существования человека.
Примерами этого служат работы Дж. Вико («Основание новой науки об общей природе наций»), И. Г. Гердера («Идеи к философии истории человечества»), Г.В. Ф. Гегеля («Разум в истории», «Философия истории»), К. Маркса («Критика гегелевской философии права») и др. Изначально ученые-философы придерживались мнения, что «историософия должна акцентировать внимание исследователей главным образом на индивидуальности и уникальности исторических событий и социальных процессов как неповторимых и не похожих ни на какие-либо аналогичные события и процессы» [2, с. 18].
Главный аргумент, выдвигавшийся сторонниками выделения историософии в качестве специальной идиографической науки, сводился к тому, что историческое развитие совершается «при разнообразном местном и временном подборе сил и условий, нигде более не повторяющемся» [3, с. 8].
Аналитическая философия истории — это второй тип философии истории, который связан с осмыслением сущности природы исторического познания. Если субстанциальная философия истории изначально решает такие задачи, как рассмотрение природы исторического и выявления доминирующих причин и факторов движения истории, то аналитическая история занимается постижением рассмотрения законов истории в целом, при этом производится попытка определения существенного, т. е. «главного и определяющего содержание и ритм истории».
Главная задача философии истории — это основной вектор, направленный на метафизику истории, сущностно-онтологическое осмысление исторической жизни. Другой, не менее значимой задачей для этого типа философии истории является процессуальное разделение исторической жизни, что позволяет упорядочить ее, создать особую структуру процесса, своеобразно разделенного и этапированного.
В этой структуре каждый последующий элемент линейно обусловлен предыдущим и сам, в свою очередь, является основанием для формирования последующего за ним элемента. На основе этого создаются и графические «фигуры», наглядно демонстрирующие течение истории как процесса.
Так, утверждение того, что исторический процесс графически имеет вид восходящей линии, замкнутого цикла или спирали, имеет своей целью решение проблемы соотношения содержания истории и форм ее проявления. Это утверждение позволяет также выявить характер взаимоотношений прошлого, настоящего и будущего [4, с. 3]. Позиция аналитической философии истории полемична установкам историософии. Она связана с утверждением того, что исторический смысл всегда порождается заново, постоянно создается субъектами исторического процесса, а историческая деятельность субъектов в своем смыслопорождающем аспекте не несет предопределенного характера, а историческое существование совпадает с историческим смыслом [5, с. 17].
И по сегодняшний день не утратила своей актуальности, разработанная Г. Риккертом, так называемая «программа философско-исторического знания», где он выделил три значения понятия «философия истории»: «это всеобщая история, учение о принципах исторической жизни и логика исторической науки».
Тем не менее, символическим началом демаркации историософии и аналитической философии можно считать работу Гегеля «Философия истории», в которой было определено, что философия истории или философская история «означает не что иное, как мыслящее рассмотрение всемирной истории» [6, с. 9], хотя сам Гегель был одним из авторов «больших историософий» и приверженцем онтологической ветви развития философии истории. Философия истории — одно из основных направлений учения Гегеля.
Именно посредством философии истории он обосновывает применение диалектической логики — в частности, своей идеи тождества противоположностей, которая долгое время вызывала жаркие споры у сторонников формального мышления. Историософия чрезвычайно важна как для научного творчества самого Гегеля, так и для развития философии того времени в целом, так как «в эпоху Гегеля исторический процесс только начинал складываться как единый, глобальный, как всемирная история, наиболее драматические события которой были еще впереди.
Позже философско-исследовательские системы, причем философско-исторические учения Ясперса, Тойнби, Шпенглера вызвали огромный резонанс в обществе. В книге Карла Ясперса «Истоки истории и ее цель» (1949 г.) дается четкое описание ряда черт исторического познания, являющихся новыми на тот период времени для историософии. Эти чертами являются всесторонность, точность исследовательских методов, осмысление бесконечного переплетения каузальных факторов, а затем и объективации в совсем иных, некаузальных категориях, а именно в морфологических структурах, в идеально — типических построениях. «В наши дни преодолевается то отношение к истории, которое видело в ней обозримое целое. Нет такого завершенного целостного понимания истории, в которое вошли бы и мы. Мы находимся внутри не завершенной, а лишь возможной, постоянно распадающейся обители исторической целостности.
Литература:
- Bondarenko N. G. Methodology of historical knowledge as object of philosophical judgment. В сборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives 6th International symposium. 2015.
- Бондаренко Н. Г., Янукян М. Б., Васильева Л. М. Образование как механизм трансляции ценностей // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 11.
- Бондаренко Н. Г. Принцип детерминизма в коммуникативной теории общества // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4.
- Ключевский В. О. Курс русской истории: в 5 т. — М., 1937. — Т. 1.
- Бондаренко Н. Г. Социальное и экзистенциальное в историческом бытии // European Social Science Journal. 2013. № 11–2 (38).
- Гегель Г. В. Ф. Философия истории. Соч. т. VIII. — М., 2001.