Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Онтология как вид философского знания

Философия
18.01.2017
1217
Поделиться
Библиографическое описание
Шуаров, И. Р. Онтология как вид философского знания / И. Р. Шуаров, И. С. Кагарманов, Д. В. Атнабаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 719-722. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38408/.


Одним из философских вопросов, который задает человек, является вопрос о сути окружающего его мира. Первое, что бросается в глаза при попытке ответа на него, это присутствие, существование, бытие объективной реальности. Онтология, как часть философии, и занимается объяснением бытия. Термин «бытие» в философии имеет различные толкования. Прежде всего, нет единства в решении вопроса, что есть бытие: сам существующий мир или свойство, атрибут этого мира. Говоря языком логики, бытие есть субъект или предикат? Если под бытием понимать сам мир, то онтология есть учение о субстанции — основы, на котором все стоит. Такое понимание бытия восходит к Платону. В религиозной философии место этих идей занимает Бог, а в материализме — природа, материя, понимаемые как истинное бытие. Эта тенденция в объяснении бытия была доведена до совершенства в новоевропейской философии с ее дихотомическим делением мира на субъект и объект, где главенствующее место занимает объект (природа, Универсум, Абсолют), а субъект (человек), будучи производным от объекта, подчиняется его законам [1, с. 179–240]. Другая тенденция в понимании бытия связана с именем В. С. Соловьева, который предлагал рассматривать бытие как предикат. Здесь термин «бытие» несет ту же смысловую нагрузку, что и термин «существование». Именно такой смысл явно или неявно придают бытию, когда говорят о его формах или уровнях, таких как: бытие вещей и процессов неживой природы, бытие живых неодухотворенных тел, бытие конкретных людей, социальное бытие, бытие идеального.

В европейской философии поворот к другому — «функциональному» — пониманию бытия был осуществлен Хайдеггером, который сместил акцент в дихотомии «объект-субъект» на субъект. Идейными источниками так называемой фундаментальной онтологии Хайдеггера являются буддийская онтология, трансцендентальная и экзистенциальная философия [2]. Смещение акцента с объекта на субъект с другой стороны осуществил Къеркегор. Он считал, что главным философским вопросом является вопрос о бытии человека, понимаемое им, прежде всего, как мир его чувств. Все это было синтезировано в онтологии Хайдеггера, где нет противопоставления объекта субъекту, онтологии и теории познания. Бытие всегда есть прояснение присутствия единства мира и человека при помощи существования, полагал Хайдеггер. Бытие всегда есть «со-бытие». Несмотря на определенную психологизацию проблемы бытия, Хайдеггер, думается, прав: адекватное понимание природы сотворенного без его творца невозможно. Онтология, как учение о бытии, есть продукт определенного субъекта познания с его разумом и другими личностными качествами. И в этом смысле понятие бытия есть продукт синтеза объективного и субъективного.

Как видно даже из небольшого обзора понятие «бытие» неоднозначно. Осложняет его понимание и существование в философии двух очень близких по смыслу терминов, описывающих бытие: онтологии и метафизики [3]. Термин «метафизика» был введен в философию А. Родосским. Учение Аристотеля, которое претендовало на уяснение того, что лежит в основании изучаемого физикой видимого мира, Родосский назвал метафизикой. Метафизика, как учение о первоначалах, стала пониматься с тех пор многими как синоним философии. Первое четкое разделение онтологии и метафизики предпринял немецкий философ Х. Вольф. Проводя рубрикацию своей многогранной философии, он назвал одну из ее частей метафизикой, включив в ее содержание онтологию, космологию, психологию и естественную теологию. Саму метафизику он называл «рациональной теоретической наукой» противопоставив ей «практическую часть» своего учения, посвященного анализу морали, права, политики и экономики. У Гегеля и его преемнице — марксистской философии — термин «метафизика» приобретает отрицательный смысл и понимается как ограниченное рамками рассудка философское учение, которому противостоит построенная на основе разума диалектика. Но даже в этом случае онтология остается частью метафизики, правда, как «недозревшее» до гегелевского или марксистского уровня учение о бытие. На наш взгляд, онтология действительно есть часть метафизики, а именно та ее часть, которая изучает и объясняет бытие, используя при этом рациональные методы. Онтология рационалистична. Поэтому ее проблемы очень часто соприкасаются с вопросами, решаемыми наукой, прежде всего, естествознанием. Например, функционирующие в культуре научные картины мира являются не только обобщенными результатами научных достижений, но и главным продуктом онтологии. Метафизика, которая также изучает бытие, включает в свой арсенал не только рациональные, но и иррациональные способы его постижения: мистическое познание, откровение и т. п. Иногда результаты, полученные такими способами, невербализуемы, что дает основание не включать их в философию. Но ведь это то же способ миропонимания, в центре которого стоит учение о сущем, первоначалах, что позволяет включать эти взгляды в разряд философских. Как видно, наша точка зрения в определенной мере совпадает с взглядами Аристотеля и Вольфа, рассматривающих онтологию в качестве важнейшей части метафизики.

Еще одной важной проблемой является вопрос о соотношении понятий «картина мира и «онтология». Под картиной мира понимается предметная сторона мировоззрения. В ней главное место занимают онтологизированные мировоззренческие образы [4; 5; 6; 7; 8]. Онтология же представляет собой философскую рефлексию над картиной мира [9; 10]. Вместе с развитием науки изменяется и научная картина мира, и онтология [11; 12].

Что же касается выбора между «субстанциональной» и «фундаментальной» онтологиями, то этот вопрос, думается, нужно рассматривать в контексте более широкой проблемы выбора между «модернистской» и «постмодернистской» традициями в современной философии. Под понятием «модернистская традиция» мы, вслед за Дж. Холтоном, подразумеваем преимущественное использование научных принципов, стандартов и идеалов в исследовании и объяснении мира и человека. В основании «модерна» лежит указанный выше дуалистический принцип разделения реальности на объективную и субъективную, без которого невозможно научное мышление. «Постмодерн» же основывается на монистическом принципе отрицания субъектно-объектного деления мира, согласно которому реальным бытием обладают лишь имеющие комплексный сенсорно-дискурсивно-эмоциональный характер конкретные состояния, возникающие у конкретного человека в конкретной ситуации.

Конечно, идеи «постмодернизма» обладают исключительной ценностью в эпоху сциентизации культуры и убивающей духовность рационализации человеческой жизни. «Постмодерн» оживляет философию, наполняет ее человеческим содержанием, используя для этого методы искусства [13; 14]. Но, отдавая должное постмодернизму, отметим, что последовательное проведение его идей ведет к отказу от научного объяснения мира. Отвергая модернистстское стремление к наиболее точной репрезентации объективного через субъективное, «постмодерн» размывает грань между научным, логическим с одной стороны, и художественным, эмоциональном — с другой. Научное объяснение мира невозможно без субъектно-объектной модели познания: наука все рассматривает в виде объектов, противостоящих субъекту познания. Идея интерсубъективности — один из ключевых принципов науки — предполагает постижение мира как существующего самого по себе объекта вне зависимости от ценностных ориентаций субъекта. Хотя абсолютно объективной картины мира не существует, мы, учитывая важность научных идеалов в современной культуре, будем в дальнейшем объяснении бытия придерживаться идей субстанциональной онтологии.

Литература:

  1. Арсеньев А. С. Философские основания понимания личности. М.: Academia, 2001. 592 с.
  2. Рахматуллин Р. Ю., Семенова Э. Р. Генезис эпистемологического конструктивизма в европейской философии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 4–1 (66). С. 151–153.
  3. Рахматуллин Р. Ю. Онтология или метафизика? // Научный альманах. 2016. № 2–4 (16). С. 42–45.
  4. Камасина Р. Р., Семенова Э. Р. Научная картина мира как высшая форма научного знания // Вестник научных конференций. 2015. № 3–1 (3). С. 68–70.
  5. Рахматуллин Р. Ю. Научная картина мира как особая форма организации знания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12–2 (38). С. 166–168.
  6. Михайлова М. Г., Семенова Э. Р. Научная картина мира в системе знания // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 52. С. 169–172.
  7. Рахматуллин Р. Ю. Картина мира и мировоззрение // Молодой ученый. 2015. № 14. С. 632–635.
  8. Рахматуллин Р. Ю. Картина мира или онтология? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (72). С. 167–169.
  9. Rakhmatullin R. The picture of the world or ontology? // Уральский научный вестник. 2016. Т. 7. № 2. С. 55–60.
  10. Semenova E. R., Khabibullin R. M. Islamic ontology // Nauka i studia. 2016. Т. 10. С. 191–196.
  11. Семенова Э. Р. Формирование квантовой механики // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 48. С. 8–11.
  12. Рахматуллин Р. Ю., Харисова Л. М. Развитие естественных наук в Новое время // Молодой ученый. 2016. № 20 (124). С. 839–841.
  13. Rakhmatullin R. Postmodernism in philosophy // Nauka i studia. 2015. Т. 10. С. 313–316.
  14. Рахматуллин Р. Ю. Антропологическое измерение научной картины мира // Молодой ученый. 2016. № 19 (123). С. 629–631.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 719-722):
Часть 7 (cтр. 627-725)
Расположение в файле:
стр. 627стр. 719-722стр. 725

Молодой учёный