Автор: Губанихина Елизавета Вадимовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 07.12.2016

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Губанихина Е. В. Решение проблемы здоровьесбережения учителя в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 646-648.



This article discusses various ways to preserve the health of the teacher in the conditions of a modern comprehensive school. Attention is drawn to a set of measures necessary in a primary school teacher for health preservation. The possible outcomes of health-activity.

Keywords: zdorovesberezheniya, primary school, secondary school, teacher, teacher

Профессиональное здоровье учителя настолько значимо в настоящее время, что появляется необходимость создания специального направления восстановления и профилактики здоровья педагога.

Ключевым понятием данного направления становится профессиональное здоровье. Концепция Никифорова Г. С. говорит о том, что профессиональное здоровье — это свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие надежность и работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности. Если обратиться к определениям Пономаренко В. А., Разумова А. Н., Пискунова В. А., то можно заметить сходство: все они определяют профессиональное здоровье как процесс развития и сохранения регуляторных свойств человеческого организма, его психологического, физического и социального благополучия, обеспечивающий высокую продуктивность профессиональной деятельности и максимальную продолжительность жизни.

Сформулируем определение, включающее в себя значимые компоненты выше представленных, и ориентируем его на учителя начальных классов. Профессиональное здоровье учителя — это совокупность свойств организма, позволяющая активизировать и сохранять защитные, компенсаторные, регуляторные механизмы, обеспечивать высокую продуктивность педагогической деятельности, а также развитие личности педагога.

Основой профессионального здоровья учителя является его психическое здоровье как средство реализации себя автономным, активным субъектом жизнедеятельности. Психологическая работа с учителем имеет следующую цель — запустить новые механизмы, способные обеспечить формирование новых способностей к саморазвитию, к созданию интересов и мотивов быть здоровым.

Важно, достаточно ли осведомлен и грамотен учитель в вопросах здоровья и здоровьесбережения, ведет ли он здоровый образ жизни. Влияние учителя на ученика будет очень мало, если сам педагог не будет являться примером для подражания в ситуациях преодоления стресса, в рациональном подходе к питанию, в осуществлении и организации учебного процесса, в рациональном распределении учебной нагрузки, в предотвращении недостаточной физической активности.

Политика, направленная на сохранение физического благополучия педагога, требует реализации двух основных направлений здоровьесбережения:

  1. Сохранение здоровья учителей, более благополучных в этом отношении (физически крепких, молодых, ведущих здоровый образ жизни).
  2. Проведение целенаправленной профилактической работы с педагогами, имеющими хронические заболевания.

Каждому педагогу необходимо грамотно оценивать опасности, как своего здоровья, так и здоровья учеников, которые могут быть связаны с:

– нарушением гигиенических условий образовательного процесса (тепло, освещение, соответствие школьной мебели, чистота и порядок);

– невысоким качеством питания (в его содержательном и финансовом плане);

Лабиринт – ненормированным расписанием;

– недостаточной здоровьесберегающей направленностью технологий образовательного процесса;

– невысокой компетентностью учителя в вопросах здоровьесбережения;

– невозможностью в современных условиях организации учебного процесса реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая их физиологические, психологические особенности, состояние здоровья.

Тем не менее, следует отметить первостепенную значимость некоторых мероприятий, свойственных только образовательным учреждениям:

– расширение спектра двигательной активности;

– рациональная организация образовательного процесса и нормирование учебной нагрузки ученика и учителя; акцент при нормировании делается не столько на уменьшение или увеличение объема нагрузки, сколько на изменение характера образовательной деятельности в сторону преобладания активности взрослого и ребенка в самопознании, самообразовании, самостоятельной деятельности;

– внедрение в учебный процесс систематической информации (теоретической и практической) о человеческом здоровье на разных этапах его жизни, формирование осознания ценности здоровья и здорового образа жизни;

– повышение роли психологической помощи учителям и школьникам в обучении, в создании определенной среды, благоприятной в плане психического, физического и социального благополучия всех участников учебного процесса;

– создание условий для систематической научно-методической работы со специалистами, педагогами и родителями, целью которой является повышение уровня умений и знаний в области здоровья и здоровьесбережения.

При этом значимая роль в руках педагогического состава образовательного учреждения, который обладает информацией, необходимой для совершенствования школьной программы «Здоровье педагога — здоровая нация», где важным и обязательным фактором становится интеграция благополучия взрослых и детей во всех области здоровья: психического, физического и социального.

Программа должна обеспечивать:

  1. Физическое развитие учеников и учителей (через культуру спорта, труда, игры, регламентацию жизни).
  2. Психологическоее благополучие (формирование определенного климата уважения, понимания, доверия и одобрения интересов и деятельности друг друга).
  3. Продуктивное социальное взаимодействие (через коммуникацию и сотрудничество как в школе, так и за ее пределами).

Согласно школьной программе «Здоровье учителя» модель здорового педагога представляется таким образом:

Лабиринт http://noshisplp.ru/images/stati/osnovi-zdorovesberezheniya-uchitelya.png

Современные школы ставят перед собой следующие цели, помогающие учителям:

– создание комплекса рекомендаций по сохранению здоровья учителя;

– формирование у учителя потребности к ведению здорового образа жизни;

– помочь каждому педагогу в организации своей деятельности в пределах рабочего дня без нанесения вреда его состоянию здоровья.

Для поддержки и сохранения здоровья учителя важно применять:

– Оздоровительные упражнения: для осанки, для позвоночника, для шейного отдела позвоночника.

– Наблюдать за своим физическим здоровьем: достаточный сон; правильное полноценное питание; соблюдение норм личной гигиены; верное соотношение отдыха и труда; занятия различными видами спорта.

– Контролировать психоэмоциональный баланс: оптимизм, позитивное мышление, доброжелательное отношение к окружающим; управление собственными эмоциями; любовь к самому себе.

Учитель, сохраняющий свое физическое и психологическое здоровье с успехом решает проблемы воспитания и обучения, подготавливает подрастающее поколение, удовлетворяющее социальному заказу общества (конкретным психологических качествам), мотивирован к педагогическому труду, открыт для постоянного самосовершенствования в профессии.

Анализ теоретических данных здоровьесбережения в условиях школьной среды позволяет нам сделать вывод, что реализация всех вышеперечисленных целей, задач и планов существенно сможет повысить шансы эффективного здоровьесбережения учителя, а также повысить эффективность его педагогической деятельности.

Литература:

  1. Губанихина Е. В. Здоровьесберегающий аспект профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Детский сад: теория и практика. — 2014. — № 11(47). — С.92–97
  2. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2006. — с. 607
Основные термины (генерируются автоматически): Профессиональное здоровье учителя, профессиональное здоровье, здоровья учителя, образовательного процесса, здоровьесбережения учителя, учебного процесса, профессиональной деятельности, организации учебного процесса, здоровый образ жизни, профессионального здоровья учителя, проблемы здоровьесбережения учителя, здоровья учителя важно, primary school teacher, профилактики здоровья педагога, педагогической деятельности, области здоровья, эффективного здоровьесбережения учителя, невысокой компетентностью учителя, социального благополучия, учителя начальных классов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос