Понятие «медицинская услуга» и основные подходы к её классификации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 6709 раз

Библиографическое описание:

Полянская Е. В. Понятие «медицинская услуга» и основные подходы к её классификации // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 1. — С. 244-247. — URL https://moluch.ru/archive/13/1179/ (дата обращения: 23.07.2018).

В настоящее время содержание понятия «медицинская услуга», её отличие от прочих видов услуг еще недостаточно исследовано экономистами [1, с. 52].

Необходимо отметить, что во многих нормативно-правовых актах и документах понятия «медицинская помощь» и «медицинская услуга» отождествляются. Например, в Декларации о политике в области обеспечения прав пациента в Европе, принятой Европейским совещанием по правам пациента, отмечено, что медицинская помощь представляет собой врачебные, сестринские или связанные с ними услуги, оказываемые производителями медицинских услуг. Также, в ФЗ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» отождествляет данные понятия: «договор на предоставление лечебно - профилактической помощи (медицинских услуг) по медицинскому страхованию».

На наш взгляд необходимо различать понятия «медицинская помощь» и  «медицинская услуга».

В соответствии с отраслевым классификатором «простых медицинских услуг» медицинская помощь трактуется как комплекс мероприятий (включая медицинские услуги, организационно-технические мероприятия, лекарственные обеспечения и т.д.) направленных на удовлетворение потребностей населения в поддержании и восстановлении здоровья. 

Таким образом, медицинская помощь является более обширной категорией, которая включает в себя все меры медицинского характера, в том числе оказание медицинских услуг, направленные на поддержание и восстановление здоровья населения. Это означает, что медицинская помощь наполняет медицинскую услугу содержанием, поскольку медицинская услуга является составляющей  медицинской помощи и складывается из  действий медицинского характера.

На наш взгляд разграничение рассматриваемых понятий заключается также в том, что медицинская услуга является категорией рыночных отношений, нематериальным товаром, результат от оказания которой оценивают с точки зрения соотношения прибыли и затрат.

Медицинская помощь не обладает товарной формой и стоимостью в отличие от медицинских услуг, следовательно, она не может быть предметом купли-продажи и объектом обращения на рынке медицинских услуг.

Медицинская услуга рядом авторов определяется как профессиональные действия, направленные на сохранение или поддержание оптимального уровня здоровья индивидуума. По мнению других авторов, медицинская услуга представляет собой особый вид деятельности, направленный на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость [2, с.76].

Однако на наш взгляд данные определения не являются достаточно полными, так как они не учитывают комплексный характер медицинской услуги, который заключается в том, что помимо медицинской помощи в процессе их предоставления могут оказываться и другие дополнительные услуги немедицинского характера, позволяющие повысить качество и конкурентоспособность медицинских услуг. Например, к дополнительным услугам немедицинского характера относятся: бытовые и сервисные услуги, такие как улучшенное или дополнительное питание пациента, внеочередное обследование, пребывание  в палате повышенной комфортности и т.д.

В связи с этим полагаем, что медицинская услуга представляет собой экономическую категорию, включающую в себя добросовестные действия медицинского персонала, направленные на сохранение и улучшение здоровья пациента, а также предоставление пациенту дополнительных сервисных услуг, направленных на улучшение качества обслуживания.

Медицинские услуги характеризуются большим разнообразием, и данное обстоятельство определяет большое число подходов к классификации медицинских услуг.

Прежде всего, необходимо отметить что, по условиям оплаты для населения медицинские услуги принято делить на платные и бесплатные.

Как известно, обеспечению равных возможностей в потреблении медицинских услуг придается большая значимость, ведущая к особой форме социально-экономических отношений в здравоохранении. В законодательстве РФ закреплены государственные гарантии в сфере получения гарантированных государством медицинских услуг. В 1991 году со вступлением в силу Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», была введена система обязательного медицинского страхования граждан, которая обеспечивает оказание гарантированных государством медицинских услуг [4 с. 481].

Однако наряду с гарантированными государством медицинскими услугами в России широкое распространение получило оказание населению платных медицинских услуг. В настоящее существует большое количество инвесторов, финансирующих оказание медицинских услуг. Прежде всего, отметим, что основной финансирующей стороной на рынке медицинских услуг выступает государство. Однако несовпадение выделяемых государственных средств на здравоохранения с реальными потребностями отрасли привело к тому, что помимо государственных расходов на здравоохранение широкое распространение получило частное финансирование медицинских услуг. В данном случае потребители медицинских услуг оплачивают медицинское обслуживание либо напрямую в кассу медицинского учреждения, либо посредством покупки полиса добровольного страхования. Кроме того, медицинские услуги. Кроме того, медицинские услуги могут быть оплаченными третьими сторонами, например, работодатель может заключить корпоративный договор с медицинским учреждением на оказание медицинских услуг, либо приобрести корпоративный полис добровольного медицинского страхования.

В целом основные существующие классификации медицинских услуг представлены в таблице 1..

Таблица 1.

Классификации медицинских услуг в различных источниках

Классификационный

признак

Шарапова В.Ф.(1996)

Стародубов В.И. (1997)

Киселев С.В. (2007)

Гетцен Т. (2005)

По характеру

профилактические, диагностические, лечебные, комбинированные, реабилитационные;

лечебно-диагностические, профилактические,

восстановительно-реабилитационные, транспортные

-

-

По сегментам структуры здравоохранения

санитарно-гигиенические, эпидемиологические, амбулаторные, поликлинические, стационарные.

-

-

-

По уровням медицинской помощи

доврачебная, врачебная, специализированная, узкоспециализированная;

-

-

-

По интенсивности

во времени

скорая, неотложная, плановая;

-

-

-

По технологии

рутинные, высокотехнологические;

-

-

-

По соблюдению стандарта

соответствующие стандарту, не соответствующие стандарту;

-

-

-

По времени достижения конечного результата

соответствующие срокам, не соответствующие срокам;

-

-

-

По конечному результату

адекватные, частично адекватные, не адекватные;

-

-

-

По соответствию правовым нормам

соответствующие функциям исполнителя, не соответствующие функциям исполнителя, халатные, ошибочные

-

-

-

По условию  оказания

-

на дому;

в амбулаторно-поликлинических условиях;

в процессе транспортировки, санитарная авиация;

в круглосуточном и дневном

-

-

 

 

стационаре;

в условиях интенсивной терапии и реанимации;

 в условиях карантина

 

 

С точки зрения  расчета стоимости медицинских услуг

-

 простая,

сложная,

комплексная

простая,

сложная,

комплексная

-

По длительности оказания во времени

-

-

-

 

долгосрочные, краткосрочные

 

Разновидность подходов к классификации медицинских услуг обусловлена многообразием видов и условий оказания медицинских услуг. К недостаткам действующих  систем классификаций, на наш взгляд, следует отнести некоторые нерассмотренные в указанных классификациях особенности медицинских услуг. 

С учетом уточненного определения категории «медицинская услуга,  под которой понимается не только лечебно-диагностические услуги, но и вспомогательные сервисные услуги,  целесообразно классифицировать медицинские услуги: «по оказанию дополнительных сервисных услуг». В разработанной автором классификации все медицинские услуги делятся на: медицинские услуги, предполагающие наличие дополнительного сервиса, и медицинские услуги, не предполагающие наличие дополнительного сервиса (рис. 1.). К дополнительному сервису при оказании медицинских услуг относится: пребывание в палате повышенной комфортности, улучшенное питание, внеочередное медицинское обследование и т.д. Однако основным критерием выделяемых дополнительных сервисных услуг должна являться их связь с целью медицинских услуг – улучшение состояние здоровья.

  Принимая во внимание, что медицинские услуги могут быть оплаченными из различных источников автором предлагается классифицировать медицинские услуги по источнику финансирования (рис. 1).

 

 

Рисунок 1. Классификация медицинских услуг

 

Таким образом, рассмотрение сущности и основных подходов к классификации медицинских  услуг позволяют заключить, что медицинская услуга является сложной комплексной категорией, не исследованной до конца теоретически.

 

Литература

1.                Сырейщикова, И.А. Основания возникновения правоотношений, связанных с оказанием медицинской помощи [Текст] //Юрист.- 2008.- № 11. С. 51-53.

2.                Аширов, Р.З., Голубенко, А.А., Козин, Н.Д. Экономика и организация здравоохранения: Учебное пособие [Текст]/ Р.З.Аширов, А.А. Голубенко, Н.Д. Козин.- МГУ им. Н.П. Огарева.- 2-е изд. Перераб и доп. Саранск.-2005.-304 с.

3.                Алексунина, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст] / Под ред. проф. В.А. Алексуниной. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.- 716 с.

4.                Вялков, А.И., Райзберг, Б.А., Шиленко, Ю.В. Управление и экономика здравоохранения: Учебн. Пособие [Текст]/Под ред. А.И. Вялкова.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002.- 328 с. – («Серия ХХI век»).

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): услуга, медицинская помощь, медицинская услуга, дополнительный сервис, оказание, Российская Федерация, конечный результат, медицинский характер, медицинское учреждение, немедицинский характер.


Похожие статьи

Правовая природа возмездного оказания медицинских услуг

медицинская услуга, услуга, оказание услуг, медицинская помощь, ГК РФ, оказание, возмездное оказание услуг, материальный характер, медицинская деятельность, полезный эффект.

Обязательства по оказанию медицинских услуг в системе...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация.

Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг

возмездное оказание, медицинская услуга, медицинская организация, медицинская помощь, ГК РФ, услуга, договор, заказчик, заключение договора, потребитель.

Развитие договора возмездных медицинских услуг в XXI веке

В статье рассматривается действующее правовое регулирование договора по оказанию медицинских услуг. Автором анализируются ранее сделанные предложения по развитию нормативной базы, предлагаются пути решения в будущем.

Защита прав медицинских работников и организаций по...

Медицинские изделия, присоединяемые к организму, теряют свойства вещи, так как после использования для оказания медицинской услуги они теряют оборотоспособность. Даже в том случае, если мы говорим об устройствах, которые носят съемный характер...

Развитие платных услуг в медицине | Статья в журнале...

В условиях сокращения государственного финансирования здравоохранения особую актуальность приобретает исследование перспектив развития рынка платных медицинских услуг. В статье анализируются динамика оказания медицинских услуг на возмездной основе.

Потребитель о качестве медицинских услуг: общественное...

медицинская помощь, Саратов, услуга, некачественное медицинское обслуживание, Москва, медицинское учреждение, уровень качества, несоответствие качества, нарушение условий, режим лечения.

Согласие на медицинское вмешательство, от теории к практике

медицинское вмешательство, медицинская организация, медицинский работник, информированное добровольное согласие, медицинская помощь, пациент, клиент, больной, лечебное учреждение, законный...

Информационное обеспечение граждан в сфере...

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 79 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием Интернета...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Правовая природа возмездного оказания медицинских услуг

медицинская услуга, услуга, оказание услуг, медицинская помощь, ГК РФ, оказание, возмездное оказание услуг, материальный характер, медицинская деятельность, полезный эффект.

Обязательства по оказанию медицинских услуг в системе...

медицинская помощь, медицинская услуга, услуга, Российская Федерация, оказание, обязательное медицинское страхование, ГК РФ, основа охраны здоровья граждан, пациент, медицинская организация.

Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг

возмездное оказание, медицинская услуга, медицинская организация, медицинская помощь, ГК РФ, услуга, договор, заказчик, заключение договора, потребитель.

Развитие договора возмездных медицинских услуг в XXI веке

В статье рассматривается действующее правовое регулирование договора по оказанию медицинских услуг. Автором анализируются ранее сделанные предложения по развитию нормативной базы, предлагаются пути решения в будущем.

Защита прав медицинских работников и организаций по...

Медицинские изделия, присоединяемые к организму, теряют свойства вещи, так как после использования для оказания медицинской услуги они теряют оборотоспособность. Даже в том случае, если мы говорим об устройствах, которые носят съемный характер...

Развитие платных услуг в медицине | Статья в журнале...

В условиях сокращения государственного финансирования здравоохранения особую актуальность приобретает исследование перспектив развития рынка платных медицинских услуг. В статье анализируются динамика оказания медицинских услуг на возмездной основе.

Потребитель о качестве медицинских услуг: общественное...

медицинская помощь, Саратов, услуга, некачественное медицинское обслуживание, Москва, медицинское учреждение, уровень качества, несоответствие качества, нарушение условий, режим лечения.

Согласие на медицинское вмешательство, от теории к практике

медицинское вмешательство, медицинская организация, медицинский работник, информированное добровольное согласие, медицинская помощь, пациент, клиент, больной, лечебное учреждение, законный...

Информационное обеспечение граждан в сфере...

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 79 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» медицинская организация обязана информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием Интернета...

Задать вопрос