Библиографическое описание:

Федулова И. И. Особенности производства дознания с участием несовершеннолетних лиц // Молодой ученый. — 2016. — №25.1. — С. 32-34.



Особенности производства дознания сучастием несовершеннолетних лиц

Федулова Ирина Игоревна, преподаватель

Московский Университет МВД России имени В. Я. Кикотя

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностью правового статуса несовершеннолетнего как участника уголовного процесса. Особое внимание уделяется защите законных прав и свобод несовершеннолетних на этапе предварительной проверки сообщения о преступлении.

Ключевые слова: несовершеннолетний, подозреваемый, потерпевший, свидетель, законный представитель, психолог, педагог, защитник, допрос, очная ставка, проверка показаний на месте, обеспечение и соблюдение прав и свобод.

Назначение уголовного судопроизводства, согласно ст. 6 УПК РФ, заключается как в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, так и в равной степени в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод. Если же перспектива привлечения к уголовной ответственности в силу сложившихся обстоятельств открывается перед несовершеннолетними, то следует вести речь о повышенной степени защиты.

В своей деятельности дознаватели органов внутренних дел, зачастую сталкиваются с расследованием уголовных дел с участием несовершеннолетних, которые могут обладать различным процессуальным статусом и фигурировать в уголовном деле как в качестве подозреваемых, обвиняемых, так и в качестве потерпевших и свидетелей. Основной проблемой при производстве дознания с участием несовершеннолетних лиц является обеспечение и соблюдение законных прав и свобод несовершеннолетнего при производстве расследования по уголовному делу, качественное и своевременное выполнение всех процессуально закрепленных процедур в целях исключения нарушения со стороны дознавателя указанных прав. Поэтому деятельность органа дознания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних должна осуществляться таким образом, чтобы, с одной стороны, решать задачи предупреждения совершения подростками преступлений и содействовать их исправлению и воспитанию, а с другой стороны, надежно обеспечивать права и законные интересы данной категории граждан.

Порядок производства дознания по уголовному делу с участием несовершеннолетнего с одной стороны определен спецификой возрастных и психологических особенностей этих лиц, а с другой расширенным предметом доказывания по уголовным делам, требующим обязательного установления дополнительных обстоятельств. Привлечение большого количества дополнительных участников, в лице законных представителей несовершеннолетнего, педагога, психолога, защитника вызывает определенные сложности в процессе расследования по уголовному делу. Учитывая сложность и особенность производства расследования уголовных дел с участием несовершеннолетних, существует необходимость привлекать в качестве дознавателя высокопрофессиональных людей имеющих специальные навыки и знания.

В 2015 году в УПК РФ внесены существенные изменения, которые предусматривают изменение порядка производства отдельных следственных действий, таких как допрос, очная ставка, опознание и проверка показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего и свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие. Согласно внесенным изменениям участие психолога при производстве вышеуказанных следственных действиях обязательно, а при участии несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению дознавателя. На наш взгляд участие, в перечисленных следственных действиях, проводимых с участием несовершеннолетнего, педагога должно быть обязательным, без разграничения по возрастным группам.

Кроме того, с учетом психофизических особенностей несовершеннолетних потерпевшего или свидетеля подразделены в разные возрастные группы: не достигшие 7 лет, от 7 до 14 лет, старше 14 лет. Причина такой градации совершенно обоснована, т. к. данные следственные действия требуют значительных эмоциональных затрат, данная стрессовая ситуация заставляет вспоминать неприятные обстоятельства и напрягать память. С такой ситуацией не всегда может справиться взрослый, не говоря уже о несовершеннолетнем, тем более малолетнем [4, с. 1899]. Предусматривается обязательное применение видеозаписи или киносъемки при производстве указанных следственных действий, в случае если несовершеннолетние потерпевший и (или) свидетель, а также их законные представители не возражают против этого. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле. Данная норма подчеркивает важность повышенной защиты и соблюдения прав и свобод несовершеннолетнего при производстве следственных действий и в большей части исключает факты давления на несовершеннолетнего со стороны дознавателей и изменение показаний данных участников на этапе окончания дознания или судебного разбирательства. Остаются без внимания и вопросы, связанные с участием педагога или психолога, законного представителя и адвоката, а также с ограничением максимальной продолжительности при производстве освидетельствования, следственного эксперимента или получения образцов для сравнительного исследования, где участие несовершеннолетних возможно, как в качестве потерпевшего, так и в качестве свидетеля [3, с. 507].

Основываясь на вышеизложенном считаем необходимым внести соответствующие изменения в УПК РФ, касающиеся участия законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, потерпевшего, свидетеля на стадии возбуждения уголовного дела при получении объяснения у указанных лиц, а так же при проведении следственных действий, допустимых до возбуждения уголовного дела, таких как: освидетельствование, следственный осмотр, а также процессуальных действий.

Литература:

1. Анисимова Н. В. Проблемные моменты участия несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве // Миграционное право. 2014. № 3. С. 27–29.

2. Бородкина Т. Н. К вопросу о привлечении специалиста-педагога при производстве следственных действий с участием потерпевших по уголовным делам // Всборнике: Проблемы досудебного производства по УПК Российской Федерации сборник статей по материалам межведомственной научно-практической конференции. 2015. С. 37–42.

3. Вершинин А. Г. Особенности правового регулирования следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля (с учетом изменений УПК, вступающих в силу 01.01.2015 г.). Процессуальный и криминалистический аспекты // Молодой ученый. 2014. Выпуск № 21. С. 504–506.

4. Домовец С. С., Синкевич В. В. О несовершенстве уголовно-процессуального законодательства об участии несовершеннолетних в отдельных следственных действиях. Современные проблемы науки и образования. Выпуск № 1. 2015 г.: с. 1899.

5. Федулова И. И. О пределах компетенции дознавателя ОВД //Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 3. С. 167–170.

Основные термины (генерируются автоматически): следственных действий, участием несовершеннолетнего, участием несовершеннолетних, участием несовершеннолетнего потерпевшего, участием несовершеннолетних лиц, следственных действиях, уголовным делам, производстве следственных действий, УПК РФ, свобод несовершеннолетнего, уголовному делу, отдельных следственных, производства дознания, законных прав, законных представителей несовершеннолетнего, правового статуса несовершеннолетнего, производстве указанных следственных, возбуждения уголовного дела, отдельных следственных действий, неприкосновенности несовершеннолетнего участие.

Ключевые слова

педагог, Защитник, потерпевший, свидетель, несовершеннолетний, подозреваемый, допрос, законный представитель, психолог, очная ставка, проверка показаний на месте, обеспечение и соблюдение прав и свобод

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос