Данная статья анализирует существующие на данный период времени способы защиты гражданских прав от посягательств на них.
На данный момент времени гражданские права являются объектом защиты от их нарушения законами и подзаконными актами органов власти.
Со стороны государства гражданам, в рамках процесса защиты нарушенных гражданских прав, предоставляется гарантия соблюдения принципа законности при защите нарушенного права.
Ключевые слова: защита гражданских прав, судебная система, государство принцип законности и равенства всех перед судом
Классической формой защиты нарушенного гражданского права со времен Римской Империи является обращение гражданина, чьи права были нарушены в суд.
Вне зависимости от того, какое лицо и по каким причинам нарушило его гражданские права, суд непредвзято подходит к рассмотрению дела, основываясь на принципе законности осуществления правосудия, принципе равенства всех граждан и юридических лиц, участвующих в правоотношении, в праве на защиту своих прав в суде, а так же со стороны органов государственной власти, управомоченных на надзор за соблюдением прав всеми членами правоотношений и реагирование, в случае если тот или иной субъект правоотношения допускает в своей деятельности нарушение прав других граждан и юридических лиц, так же являющихся субъектом правоотношения и этим самым нарушая их права.
Право граждан на жизнь в государстве, гарантирующих соблюдение их прав и свобод, истекает из самих функций государства как общественно-политической системы управления жизнью общества.
Как административно-политическая надстройка над обществом, государство осуществляет охранительные, защитные и регулятивные функции, необходимые для функционирования общества, государства и всей государственной системы в целом.
Одной из таких основополагающих функций является гарантия гражданам реализации их гражданского права со стороны государственно-властных механизмов на осуществление правосудия в случае нарушения тех или иных их прав.
Со времен Римской Империи, родоначальницы всех принципов правосудия и судебной системы подавляющего большинства существующих и в наше время государств, было выработано несколько основополагающих принципов отправления правосудия.
Первый из них гласит следующее: «Все равны перед законом и судом», провозглашая равенство всех граждан в праве на осуществление правосудия и исключения каких-либо привилегий.
Второй принцип, это принцип осуществления правосудия на основании закона, и только закона, и звучит он следующим образом: «Закон суров, но он закон». Данным принципом все граждане государства объявляются равными перед законом и исполнение закона, каким бы он ни был, является обязательным для всех граждан данного государства.
Третий основополагающий принцип, на основе которого строится вся современная система правосудия звучит следующим образом: «Незнание закона не освобождает от ответственности». Следовательно, следовать закону можно, если знаешь его положения, а знать его необходимо для каждого гражданина, поскольку его несоблюдение по незнанию карается так же как умышленное нарушение.
На этих основах выстраивается правовая система общества и общественное правосознание.
Осуществление правосудия возможно только со стороны государства, в установленном законом процессуальном порядке, и это является одним из видов государственной деятельности, упорядочивающей спорные общественные отношения.
Государство как субъект, наделенный полномочиями судебной власти, должно предоставлять гражданину право на рассмотрение его нарушенных прав в судебном порядке. Это является одной из его функций по осуществлению государственно -властных полномочий.
От гражданина государства, чьи права нарушены, требуется необходимый уровень знания законов и правосознания, для того, чтобы в случае нарушения его прав, он обратился за их защитой в судебные органы власти. Государство, как субъект властных отношений ему предоставляет данную возможность.
Помимо защиты нарушенного права в суде, государством, как системой государственных органов, контролирующих ряд сфер его жизни, предоставляется возможность обращения гражданина, считающего что его право нарушено, в ряд государственных органов, чьей прямой функцией является надзор за соблюдением законодательства в различной сфере жизнедеятельности и правоотношений между субъектами правового процесса.
Классическим примером органа, надзирающего за соблюдением законодательства, является прокуратура. Построенная по иерархической вертикальной схеме подчиненности система органов прокуратуры охватывает своим контролем за соблюдением законодательства большую часть жизни общества.
Прокурорские проверки, проводимые данным органом являются необходимой мерой по укреплению законности в нашем обществе. Необходимый контроль за соблюдением законодательства в порядке надзора обеспечивает именно прокуратура.
Лицо, считающее что его гражданские права нарушаются, имеет право обратиться в органы прокуратуры, как в надзирающий орган за соблюдением законодательства и прав граждан. Система устроена таким образом, что после обращения будет проведена проверка по данному факту нарушения гражданских прав, и прокурором, в случае подтверждения данных, которыми была инициирована проверка, будет предъявлено предписание к лицу, нарушающему гражданские права гражданина, о необходимости прекращения нарушения законодательства и прав гражданина.
Кроме того, выявление фактов нарушения действующего законодательства Российской Федерации как правило приводит к ряду санкций, применяемых к лицам, не важно являются ли они госслужащими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями или же юридическим лицом.
Степень ответственности и тяжесть наступающей за нарушение закона санкции, основана на тяжести содеянного, и предусмотрена исключительно законодательством Российской Федерации. Таким образом можно заключить, что вся деятельность системы органов прокуратуры, в сфере прокурорского надзора, вне всякого сомнения направлена на укрепление законности и правопорядка в обществе и в государстве в целом.
Помимо прокуратуры, являющейся основным надзирающим органом, гражданин, чье право нарушено как он считает, может так же обратиться в ряд других органов государственной власти, чьей прямой функцией является реагирование нарушенных прав граждан.
К таким органам относятся:
− Налоговые органы;
− Таможенные органы;
− Органы государственной санитарно-эпидемиологическая службы;
− Органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель;
− Органы, осуществляющие государственный экологический контроль;
− Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда.
Список органов, в которые гражданин может обратиться, если его право нарушено, не является исчерпывающим, но можно отметить тот факт, что их совместная деятельность способствует укреплению законности и правопорядка в нашем государстве.
Литература:
- Алексеев С. С. Гражданское право. М., 2012. С. 480.
- Гомола А. И. Гражданское право. М., 2011. С. 416.
- Гражданское право. В 4 томах. Том 1. Общая часть. / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2013. С. 720.
- Смоленский М. Б. Гражданское право. М., 2012. С. 352.
- Тархов В. А. Гражданское право. Курс. Общая часть. М., 2014. С. 464.
- Фоков А. П., Попонов Ю. Г., Черкашина И. Л., Черкашин В. А. Гражданское право. М., 2012. С. 680.