Система защиты основных политических прав и свобод человека и гражданина включает в себя совокупность гарантий (конституционных, нормативно-правовых, организационно-правовых, социально-правовых, политических, международных), государственно-управленческие механизмы гарантирования, общественное сознание как важный регулятор общественной жизни и социальные практики закрепления гарантий. Автор статьи считает целесообразным акцентировать внимание на аспекте механизма защиты прав и свобод человека и гражданина.
Ключевые слова: права и свободы, гражданин, защита, государство, правозащитные организации, механизм защиты.
Во второй главе действующей Конституции РФ содержится определенный перечень политических прав и свобод граждан, к которым относятся: право на жизнь, право на сохранение достоинства каждого человека, право на свободу, а также на личную неприкосновенность. В статьях 23–25 оговаривается момент права каждого на неприкосновенность личной жизни, сохранение семейной тайны, а также личной информации и неприкосновенности своего места проживания. Данные права позволяют каждому гражданину РФ иметь личное неприкосновенное пространство, в случае, если действия конкретного лица не противоречат законодательству РФ.
Свобода выбора вероисповедания, национальности, мысли и слова, массовой информации, собраний, выбора труда — основные из свобод, предоставленных законодательством России своим гражданам [2]. Также каждый человек имеет право на обращение в государственные органы, суды.
Понятие «механизм защиты прав и свобод» раскрывается как система правовых средств, целью которых является защита прав человека [9, с. 207]. Потребность в такой защите возникает при совершении определенного правонарушения объективно противоправного деяния.
Итак, право человека на защиту — это материальное субъективное право правоохранительного характера, возникшее в момент нарушения субъективного права потерпевшего [6, с. 196]. Следует отметить два основных свойства права человека на защиту.
Во-первых, право на защиту означает возможность прибегнуть в необходимых случаях к принудительной силе государства, то есть субъектом правоохранительного отношения, как правило, должен быть государственный орган, без которого такое принуждение не представляется возможным. Поэтому контрагентами этих правоотношений будут, с одной стороны, носитель права на защиту, а с другой — орган государственной власти.
Вторым свойством правоохранительных отношений является то, что на их основе составляются соответствующие процессуальные отношения, которые опосредствуют порядок, процедуру применения государственно-правовых мер юридической ответственности и защиты.
Институт защиты прав и свобод человека и гражданина является системой норм, принципов, условий и требований, которые в совокупности обеспечивают соблюдение прав и свобод и законных интересов личности. Однако, исходя из вышеперечисленных свойств права человека на защиту, данный институт формируют конституционно-правовые и институциональные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина [8, с. 37].
Конституционно-правовой механизм защиты человеком своих законных прав и свобод — это система власти государства, функцией которой является защита прав человека, процедура такой защиты, а также конституционное право человека на защиту, которое реализуется с помощью государства и по этой определенной процедуре [7, с. 16].
Институциональный механизм защиты человеком своих прав — это динамичная взаимосвязь носителя права на защиту и государственных органов власти, которая осуществляется в процессуальном режиме реализации правоохранительного отношения с целью защиты субъективного права [9, с. 209].
К конституционно-правовым средствам защиты прав и свобод человека и гражданина, определенных ГК РФ и Конституцией РФ, относятся:
– государством гарантируется на законодательном уровне защита прав и свобод гражданина [1];
– законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица [2];
– каждый гражданин имеет право на самостоятельную защиту личных прав и свобод [1];
– граждане РФ также имеют право на защиту своих прав и свобод в судебном порядке, помимо этого, никому не может быть отказано в рассмотрение дела в суде, к которому относится вопрос обращения в соответствии с законом [1].
Специально защитой прав и свобод граждан и интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств занимается значительно более узкий круг органов, — те, которые существуют исключительно или главном образом для выполнения такой роли.
Стоит отметить, что в аспекте защиты прав и свобод человека и гражданина отдельно важную роль играет Президент РФ, так как именно он является гарантом Конституции РФ [1]. Соответственно, на законодательном уровне именно Президент принимает решения относительно сохранения независимости, целостности и суверенитета государства. Помимо прочего, он обязан организовать должное взаимодействие и функционирование всех органов государственной власти.
Неотъемлемой частью в процессе защиты прав и свобод человека являются судебные органы, в частности — Конституционный суд РФ. Деятельность и полномочия данного органа определена в Конституции РФ, а также в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». Президент РФ назначает 19 судей, которые входят в состав Конституционного суда [1]. Данный орган принимает решения, направленные на последовательную реализацию гарантий прав граждан и устранение препятствий на пути к осуществлению одного из важнейших конституционных прав — права на судебную защиту, на правовую помощь. Наибольшее количество решений, принятых Конституционным Судом, посвящены защите прав граждан на социальную защиту и обеспечение достаточного жизненного уровня. Защищая трудовые и социальные права, Конституционный Суд РФ прежде всего руководствуется конституционными положениям о социальном характере государства.
Относительно проблематики, возникающей в процессе защиты прав гражданина на уровне судебной власти, автор считает целесообразным выделить следующие актуальные вопросы: большая количественная нагрузка запросами граждан, которые не всегда имеют основание на обращение в суд, и, безусловно, коррумпированность судебной власти на разных уровнях.
Подзаконным регулированием прав и свобод граждан РФ занимаются органы исполнительной власти, к которым относятся Федеральные и региональные органы. В состав исполнительной власти входят, по сути, юридические структуры и государственные служащие [14, с. 15]. На нее возлагается роль администрирующего органа, который выполнят правоохранительную функцию, функцию управления и информационного обеспечения государственной власти РФ.
С усложнением общественных отношений стал популярным и начал приобретать новые формы развития институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в России [3]. Уполномоченный по правам человека является посредником между государством и обществом, нейтрализует противоречия между ними и согласовывает различные интересы. Институт омбудсмена призван отстаивать права человека. В случае их нарушения главной его целью является активное привлечение органов государственной власти в процесс восстановления нарушенных прав. Проанализировав, на какой именно плоскости нарушаются права человека, омбудсмен предлагает принять меры по совершенствованию работы именно в этой сфере правоотношений.
К проблемам реализации прав человека автор считает целесообразным отнести: бездействие органов государственного управления (правоохранительных органов); разобщенность различных социально-культурных групп в обществе; отсутствие эффективного взаимодействия государственных органов и правозащитников; отсутствие надлежащей экспертизы законотворчества и нормотворчества по соблюдению прав и свобод человека и гражданина; бедность определенного слоя населения, которая делает их удобным объектом для манипулирования со стороны владельцев капиталов.
Генезис гражданского общества, прежде всего, отразил процесс общественной самоорганизации коллективности, обусловленный влиянием таких интеграторов, как потребности, интересы, общественные отношения и социальные ценности, которые, собственно, и определяют содержание и сущность понятия «гражданское общество». Сейчас необходимо учитывать и фактор времени: в эпоху глобализации гражданское общество нельзя интерпретировать в виде объекта администрирования, который основывается на гражданских ассоциациях индустриальной эпохи.
Правозащитные негосударственные организации должны защищать свободу человека, его право «свободно управлять собственной судьбой», независимо от государства, которое постоянно нарушает это право. Активист правозащиты в определенной мере является государственным служащим: он всегда апеллирует к государственным органам и их должностным лицам с целью устранить нарушение прав человека или, если это невозможно, минимизировать последствия нарушения и добиться возмещения причиненных убытков.
Итак, миссия правозащитных организаций заключается в защите прав человека от государства и одновременно содействии государству в обеспечении и защите прав человека [5, с. 27]. Неправительственные правозащитные организации, с точки зрения автора, являются неотъемлемым элементом гражданского общества, залогом развития каждого государства как демократического и правового, элементом общественного контроля народа как единственного источника власти.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) (Ст. 45)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017)
- Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016)
- Азаров А. Я. Система защиты прав и свобод человека: Учебное пособие. — М.: Московская школа прав человека, 2007. — 41 c. (С. 15)
- Будаев К. А. Защита прав и свобод человека и гражданина — одна из главных задач конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 5. — С. 26–29. (С. 27)
- Волчанская А. Н. Защита прав человека: основные направления и пути развития // Вестник Волгоградского государственного университета. — 2012. — № 1 (16). — С. 195–200. (С. 196)
- Конституционные права, свободы и обязанности советских граждан как объект системного анализа / Л. Д. Воеводин, М. А. Краснов, М. А. Федотов // Правоведение. — 1982. — № 2. — С. 16–23. (С. 16)
- Мархгейм М. В. Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дис.... д-ра юрид. наук / М. В. Мархгейм. — М., 2005. — 269 с. (С. 37)
- Мельников В. Ю. Механизм реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2012. — № 3. — С. 206–212. (С. 207)