Зарубежный опыт этических принципов сестринского дела и этического воспитания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 13.11.2016

Статья просмотрена: 1967 раз

Библиографическое описание:

Муслимова, В. Б. Зарубежный опыт этических принципов сестринского дела и этического воспитания / В. Б. Муслимова, Д. М. Маматова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 156-159. — URL: https://moluch.ru/archive/127/34740/ (дата обращения: 18.11.2024).



Медицинские сестры трудятся в самых разнообразных социально-экономических и прочих условиях в обществах с разным культурным укладом. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что некоторые этические принципы сестринского дела нашли признание, если не везде, то в большинстве стран.

На традициях сестринского дела сказывается западное влияние, особенно таких стран, как Великобритания и США. Во всех странах мира медицинские сестры обучаются по западным учебникам, а некоторые из них, в частности те, кто занимает руководящие посты и пользуется авторитетом, совершают поездки в учебных целях, посещают семинары и совещания, на которых ярко выражены традиции [22,75].

Справедливо было заметить, что в международном масштабе сестринская помощь сейчас придерживается общей системы ценностей и этических принципов.

ЮНЕСКО и ВОЗ в 90-х годах изучали вопрос о том, как обучают этике в медицинских учебных заведениях: в Европе такое обучение считалось необязательным, несколько иначе к нему относились в Соединенных Штатах Америки, а развивающие страны, как правило, подражали европейским. По словам Z. Bankowski, студентов медицинских учебных заведений необходимо серьезно знакомить со всеми вопросами, касающимися этики [59].

Это необходимо потому, что анкетирование среди пациентов, проведенное в США, показало недовольство их медицинским обслуживанием. Отмечены невнимательность к больным и заносчивость среди среднего медицинского персонала [80].

В Германии опрос 2131 пациентов также показал неудовлетворительный результат медицинского обслуживания. 63 % пациентов считают, что им уделяется недостаточно времени и внимания, 44 % отметили нежелание медицинских работников объяснять медицинские назначения и др. [42]. С целью повышения качества медицинской помощи, в частности, сестринской, в зарубежном здравоохранении большое внимание стали уделять вопросам стандартизации [59].

В зарубежной практике вопросы стандартизации сестринских услуг всегда находились в центре внимания, как профессиональных сестринских организаций, так и органов государственной власти, отвечающих за гарантированный уровень доступной и качественной медицинской помощи. Стандарты позволяют организовывать сестринскую помощь, поддерживать ее высокий уровень и эффективно управлять ее качеством [80]. Где одним из важных рассматриваемых проблем является этическое поведение медицинских сестер.

Главным координирующим органом в области международного сестринского дела в настоящее время является Международный совет медицинских сестер (TheInternationalCouncilofNursing, ICN), организованный в 1899 г. Он объединяет национальные сестринские ассоциации из более чем 128 стран [59].

Наряду со стандартизацией медицинских услуг и процедур, которые являются универсальными для большинства стран мира, так как потребности в сестринских услугах во всех странах одинаковы, ICN уделяет большое внимание вопросам многоаспектной деятельности сестринского персонала. В частности, это нормы общения с пациентом и его представителями, соблюдение конфиденциальности, безопасности и прав пациента, следование принципам работы с представителями других профессиональных групп и др.

Для стандартизации этих норм Международный совет разработал «Кодекс медицинских сестер» (ICNCodeforNurses), который является основополагающим документом по этическим вопросам сестринской практики во всем мире, и на основе которого другие страны разрабатывают собственные этические кодексы медицинских сестер [80].

В частности, Американская ассоциация медицинских сестер также разработала свой Этический кодекс (AmericanNursesAssociationCodeofEthicsfornurses) в котором оговорены положения о профессиональной ответственности, конфиденциальности и соблюдении принципов безопасности и прав пациента; принципы взаимодействия с пациентами, врачами и другими членами медицинской бригады в целях достижения высокого уровня медицинской помощи [57].

Совет медицинских сестер и акушерок Великобритании разработал «Свод правил в работе медицинских сестер и акушерок: стандарты и этический кодекс» [22]. Он регламентирует:

‒ Уважение к пациенту;

‒ Получение согласия от пациента перед медицинским вмешательством;

‒ Эффективные навыки работы с другими членами медицинской бригады;

‒ Конфиденциальность информации о пациенте;

‒ Умение вовремя предотвращать и максимально снижать вероятные риски для пациентов.

Этический кодекс медицинских сестер, схожий со сводом правил Совета медицинских сестер и акушерок Великобритании, разработан Федерацией медицинских сестер Австралии и Советом медицинских сестер и акушерок [21].

С зарождением биоэтики, в целом ряде стран Европы и Америки были созданы этические комитеты различных уровней для решения ряда этических проблем и вопросов, связанных с защитой людей при проведении биомедицинских и поведенческих исследований [80]. Также созданы этические комитеты при лечебных медицинских учреждениях — больницах, поскольку именно здесь ежедневно возникают ситуации, решение которых должно быть только в компетенции этических комитетов больниц.

Но в некоторых странах этой проблеме не уделяют должного внимания, таким образом, на сегодняшний день необходимо создание и развитие этических комитетов при ЛПУ которые будут оказывать большую помощь для своевременной диагностики, профилактики и лечения больных, на высоком уровне применяя принципы этики и деонтологии.

Н. Н. Камынин подробно представил опыт и этапы развития системы подготовки, руководителей сестринских служб в зарубежных странах: США, Европе (Великобритании, Франции, Германии), Японии, Австралии [59]. Ключевую роль в подготовке управленческих кадров на сегодняшний день в этих странах является система университетского образования. Образование (в частности, наличие степени магистра) является ключевым элементом профессионального развития руководителя сестринской службы, так они являются наиболее подготовленными к выполнению профессиональной деятельности в условиях, связанных с реформированием здравоохранения за рубежом [13]. Ряд исследований также подтвердили роль руководителя сестринской службы в удержании и развитии сестринского персонала, повышения качества оказываемой сестринской помощи [31,67]. Этот опыт взят на вооружение и другими странами, в частности, странами СНГ.

На сегодняшний день субъекты управления сестринским персоналом ЛПУ — это руководители сестринских служб медицинских учреждений: главные медицинские сестры или заместители главных врачей по работе с сестринским и младшим медицинским персоналом, директора больниц (домов) сестринского ухода и хосписов. Профессиональную деятельность в качестве специалиста по управлению сестринской деятельностью могут осуществлять лица, получившие высшее профессиональное образование по специальности «Высшее сестринское дело» [30,6,77].

Сегодня большая часть профессиональной деятельности руководителя сестринским персоналом связана и с разрешением конфликтов в трудовом коллективе из-за недостаточно чёткого определения сферы компетенции, дублирования функции, отсутствия системных знаний у персонала по коммуникации, конфликтологии, низкого уровня психологической устойчивости против стрессов, недостаточной общей культуры [26].

Анализируя деятельность медицинских организаций, легко заметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи отдельных коллективов разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности организатора.

Согласно мнению специалистов, современный руководитель должен быть интеллектуальным, уверенным в себе, эмоционально уравновешенным и стрессоустойчивым, креативным, предприимчивым, ответственным и надежным и др. [30]. Это установлено и по результатам исследования ВОЗ (1999) с использованием метода «Дельфи» [57].

В настоящее время, учитывая перемены, происходящие в здравоохранении и обществе, сестре-руководителю приходится быть и педагогом-воспитателем [36]. Под ее руководством находится не только разная возрастная категория медицинского персонала, но и люди с разынм воспитанием, разной культурой и разными взглядами на жизнь, разной профессиональной подготовкой, и разным отношением к своей деятельности, большую часть которых составляет молодежь. Поэтому зачастую сестре-руководителю приходится воспитывать своих подчиненных с морально-нравственных позиций, с этических и эстетических, приходится помогать им в решении вопросов, связанных с оказанием и организацией сестринской помощи на местах, помогать получить дополнительную медицинскую информацию по интересующим вопросам [79]. Таким образом, очень важно, чтобы сестра-руководитель обладала педагогическими способностями, культурой общения, высоким творческим потенциалом и знала основы психологии личности.

Деятельность современного руководителя сестринских служб любого уровня в ЛПУ на сегодняшний день многогранна и ответственна, он:

‒ обеспечивает управление средним и младшим медицинским персоналом в учреждении здравоохранения;

‒ разрабатывает управленческие решения по повышению эффективности деятельности сестринской службы и обеспечение их реализации;

‒ анализирует работу среднего и младшего медицинского персонала, оценивает потенциальные возможности развития сестринской службы учреждения;

‒ внедряет в практику новые организационные формы и ресурсосберегающие технологии деятельности сестринского персонала;

‒ разрабатывает стратегию и осуществляет программы непрерывного профессионального образования и повышения квалификации среднего и младшего медицинского персонала учреждения;

‒ обеспечивает в учреждении благоприятные и безопасные условия для лечения и реабилитации пациентов путем улучшения качества и усиления профилактической направленности деятельности сестринского персонала;

‒ организовывает и обеспечивает квалифицированные уход за пациентами с использованием методологии сестринского процесса, оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях;

‒ осуществляет социально-психологическое регулирование в трудовом коллективе, содействует созданию деловой, творческой обстановки и поддержке инициативы сотрудников и т. д.

Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением [44]. В новые задачи здравоохранения входят:

‒ развитие первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения;

‒ реструктуризация медицинских учреждений, обусловливающая оптимизацию сроков пребывания в стационаре;

‒ расширение объемов помощи на дому с использованием новых технологий ухода и сестринского процесса;

‒ совершенствование системы, форм и этапов реабилитационных мероприятий;

‒ формирование больниц или отделений сестринского ухода;

‒ развитие системы хосписов и оказанием паллиативной помощи умирающим, базирующейся на единстве медицинской, социальной систем и духовных институтов общества.

Литература:

  1. Бастрыкина Г. А. Этико-деонтологические основы деятельности среднего медицинского персонала.//Медицинская кафедра.-М., 2005.-№ 5- С.18–21.
  2. Бахтина И. С. Новые направления в совершенствовании непрерывного медицинского образования.//Сестринское дело.-М.,2006.- № 4.-С.11–16.
  3. Бахтина И. С. Сестринское дело: менеджмент и лидерство. СПб.: Синтез-Полиграф,2002.-128 С.
  4. Бражникова А. Ю., Камышина Н. Н. Изменения в сестринском образовании в Европейском Союзе.//Медицинская сестра.-М., 2007.-№ 3-С.34–37.
  5. Бурышева Н. В. Медицинская сестра как педагог-психотерапев.//Главная медицинская сестра.-М., 2005.-№ 5.-С.77–81
  6. Вартанян Ф. Е. Этические аспекты современного здравоохранения // Здравоохранение. Журнал для руководителя и главного бухгалтера.-М.,2008.-№ 3.-С.12–14.
  7. Взаимоотношения медицинской сестры и пациента.//Медицинская помощь.-М.,2009.- № 5.-С.42–46.
  8. ВОЗ. Европейское бюро. Копенгаген. Развитие сестринского дела: укрепление сестринского дела и акушерства в поддержку стратегии достижения здоровья для всех. — М., 2005.-162с.
  9. ВОЗ определяет Европейскую стратегию сестринского образования // Медицинская помощь. М., 2008.№ 2.-с.39.
  10. Гажева А. В., Камынина Н. Н., Лутиков А. С., Новожилов А. В. Индикаторы оценки качества деятельности сестринского персонала // Медицинская сестра.-М., 2006.-№ 3.-С.13–15.
  11. Генри Б., Зоренсен М., Гуршфельд М. Медицинские сестры — админист­раторы и руководители // Всемирный форум здравоохранения.-М.,2004. — № 2.-С.44–47.
  12. Глотова И. Г. Профессиональное поведение медсестры и его этическое регулирование.- Белгород: кооперативное образование,2000.-56 с.
  13. Глотова И. Г. Социально-гигиеническая характеристика средних медицинских кадров и пути реформирования сестринского дела и образования в Белгородской области: Автореф. дис. канд. мед. Наук.-М.. 2008.-29 с.
  14. Глотова И. Г. Вопросы этики как элемент качества медицинской практики.//Главная медицинская сестра.-М., 2001.-№ 4.-С.95–98.
  15. Гольдинберг Б. М. Этика и деонтология среднего медицинского работника.// Мир медицины.-М., 2004.-№ 4.-С. 2–3.
  16. Гончарова Г. Н., Горбачев Н. А., Упатов В. В. Медико-социальный и психологический портрет организатора здравоохранения // Здравоохранение Российской Федерации.-М., 2002.-№ 6.-С.27–31.
Основные термины (генерируются автоматически): сестринский персонал, ICN, младший медицинский персонал, пациент, сестра, высокий уровень, сестринская помощь, сестринская служба, США, этический кодекс.


Похожие статьи

Зарубежный опыт и особенности процессов обучения и развития персонала в медицинских учреждениях

Зарубежный опыт взаимодействия государственных и общественных институтов по управлению качеством высшего образования

Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Инновационные методы оплаты и стимулирования труда: зарубежный опыт и внедрение в практике Казахстана

Зарубежный опыт развития профессиональных учебных заведений и его использование в теории и практике профессионального образования Узбекистана

Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта мотивации профессиональной деятельности государственных гражданских служащих

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Зарубежный опыт договорного регулирования личных неимущественных отношений субъектов семейного права

Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса

История развития проблемы проектного метода обучения в школьном образовании

Похожие статьи

Зарубежный опыт и особенности процессов обучения и развития персонала в медицинских учреждениях

Зарубежный опыт взаимодействия государственных и общественных институтов по управлению качеством высшего образования

Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Инновационные методы оплаты и стимулирования труда: зарубежный опыт и внедрение в практике Казахстана

Зарубежный опыт развития профессиональных учебных заведений и его использование в теории и практике профессионального образования Узбекистана

Сравнительный анализ зарубежного и российского опыта мотивации профессиональной деятельности государственных гражданских служащих

Исследовательские компетенции на уроках истории и обществознания как средство формирования учебно-воспитательного пространства

Зарубежный опыт договорного регулирования личных неимущественных отношений субъектов семейного права

Зарубежный опыт инновационного развития малого бизнеса

История развития проблемы проектного метода обучения в школьном образовании

Задать вопрос