Совершенствование качества сестринской помощи в родильном комплексе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Исроилова, Н. Р. Совершенствование качества сестринской помощи в родильном комплексе / Н. Р. Исроилова, Д. М. Маматова, А. А. Тиллабоева, Л. К. Гафурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 286-289. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26887/ (дата обращения: 23.11.2024).



Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «качество медицинской помощи» — это содержание взаимодействия врача и пациента, основанное на квалификации медицинских работников, и, прежде всего, врачей, которое позволяет им снижать риск прогрессирования заболевания и возникновения нового патологического процесса, оптимально использовать ресурсы медицины и обеспечивать удовлетворенность пациента от его взаимодействия с медицинской подсистемой» (1986). До недавнего времени приоритет в вопросах повышения качества медицинской помощи отдавался, в основном, врачебным службам как наиболее самостоятельным и достаточно квалифицированным.

Существующее до недавнего времени мнение, что сестринская деятельность является только вспомогательной по отношению к врачебной, не позволяло в должной мере определить степень влияния качества сестринских услуг на качество медицинской помощи в целом. Согласно современной концепции развития сестринского дела медицинская сестра должна быть высококвалифицированным специалистом — партнером врача и пациента, способным к самостоятельной работе в составе единой команды.

Совершенствование качества сестринской деятельности целесообразно вести по четырем направлениям, рекомендуемым Всемирной организацией здравоохранения:

 совершенствованию выполнения профессиональных функций (технического качества);

 рациональному использованию ресурсов (эффективности);

 снижению степени риска (опасности травм или заболеваний в результате медицинского вмешательства);

 повышению удовлетворенности пациента медицинским обслуживанием.

Повышение качества сестринской практики в родовспомогательных учреждениях возможно за счет углубления профессиональной подготовки сестринского персонала. Повышенный уровень среднего профессионального образования реализуется в медицинских колледжах. Обучение сестринского персонала проводится по выбранным направлениям углубленной подготовки, утвержденных образовательным стандартом. На сегодняшний день предусмотрена специализированная подготовка медицинских сестёр для работы в родильных комплексах, путем выпуска медсестер акушерок, как в колледжах, так и в высших учебных заведениях. Определение эффективности такой подготовки может явиться одним из факторов, влияющих на совершенствовании качества оказания медицинской помощи роженицам.

Повышенный уровень сестринского образования должен обеспечить высокий уровень теоретической специализированной подготовки, способствовать развитию профессиональных навыков, повысить самостоятельность сестёр в решении медицинских задач, а также обеспечить психологическую подготовку к работе с тяжёлыми родами. Кроме того, для оценки качества сестринской помощи в родильных комплексах необходимы стандарты. Учитывая данное обстоятельство, особую актуальность приобретают научные исследования в области разработки критериев оценки качества сестринской практики, зависящих от уровня профессиональной подготовки сестринского персонала.

Целью работы явилось изучить влияние уровня профессиональной подготовки сестринского персонала на совершенствование качества оказания медицинской помощи пациентам родовспомогательного учреждения, а также разработка мероприятий по оптимизации непрерывной профессиональной подготовки сестринского персонала.

Проведена оценка профессиональных качеств деятельности медицинских сестёр с разным уровнем профессиональной подготовки по показателям, отражающим манипуляционную активность, эффективность работы, выраженность высокотехнологичного компонента производственной деятельности и интенсивность ухода за пациентами. Оценка проводилась с помощью вопросника для среднего медицинского персонала.

Проведен анализ удовлетворённости пациентов качеством деятельности медицинских сестёр с разным уровнем профессиональной подготовки. Оценка проводилась с помощью вопросника разработанного для медсестёр и пациентов.

Разработаны предложения по совершенствованию качества оказания медицинской помощи пациентам родовспомогательного учреждения, а также мероприятия по оптимизации непрерывной профессиональной подготовки сестринского персонала.

Методы исследования. Работа с медицинской и статистической документацией двух родовспомогательных учреждений Кибрайского и Зангиотинского. Анализ статистических данных в данных учреждениях. Составление и проведение анкетирования среди среднего медицинского персонала и пациентов. С целью изучить влияние уровня профессиональной подготовки медицинских сестёр на качество предоставляемых медицинских услуг, а также изучить личностные, эмоциональные и мотивационные качества медицинских сестёр с различным уровнем профессиональной подготовки. Проанализировать удовлетворённость врачей и пациентов качеством деятельности медицинских сестёр с разным уровнем профессиональной подготовки.Оценка будет проводиться с помощью вопросника разработанного для врачей и пациентов.

Результаты исследования. В процессе эксперимента были исследованы организация труда медицинских сестер и качество сестринской помощи населению в условиях Кибрайского родовспомогательного учреждения и Зангиотинского родовспомогательного учреждения с использованием комплексной методики. Был проведен сравнительный анализ фактически сложившихся затрат труда и данных, полученных в результате экспериментальной проверки, что позволило подтвердить обоснованность использования их на практике. Использованная комплексная методика позволила с достаточной степенью репрезентативности изучить фактическое состояние организации труда, содержание и объем работы медицинских сестер родовспомогательных учреждений. Определить затраты рабочего времени медицинских сестер на различные элементы труда, данная методика дала возможность выявить нерациональные затраты времени, высвободить резервы времени для проведения лечебно-диагностической работы, а также оценить качество сестринской помощи оказываемой в родовспомогательном учреждении и разработать научно-обоснованные рекомендации по повышению качества и эффективности труда медицинских сестер. Изучена организация труда 63 медицинских сестер. В сложившихся условиях всего прохронометрировано 105 рабочих дней медицинских сестер (672 часа). За это время всего было заполнено и статистически обработано 95 хронологических карт и наблюдательных листов. Проведена экспертная оценка качества работы медицинских сестер двух родовспомогательных учреждений. Проанализировано 263 анкет, в том числе полученных от 100 врачей, 63 медицинских сестер, а также 100 анкет от населения по вопросам качества оказания сестринской помощи в условиях родовспомогательного учреждения. Проведен опрос-интервью 63 медицинских сестер по заранее намеченной программе об организации и качестве оказания сестринской помощи населению.

Основной возрастной состав медицинских сестер отделений- 30–40 лет, возраст профессиональной зрелости и реализации профессиональных стремлений.

Из 63-ти принявших в анкетировании участие медицинских сестер, 47 (74,6 %) медсестер имели только средне-специальное образование, 13 (20,6 %) — выпускники ВСД, 3 имели другое высшее образование (4,8 %). Большинство медицинских сестер не имеют высшего образования и не высказывают желания его получить. Медсестры возрастной группы 30–40 лет в основном в профессию попали случайно, в возрастной группе 40–50 лет работают в основном по призванию. То есть медицинские сестры, выпускницы медицинских училищ 70–80-х годов, имели в свое время четкую мотивацию на выбор профессии — призвание. А на выбор их более молодых коллег повлияли советы родственников и знакомых.

Большинство респондентов возрастных групп 30–40 лет и 40–50 лет свою работу не считают престижной (простой исполнитель воли врача, отсутствие мотивации для личностного роста). Но при этом, они уверены, что их профессия является значимой для процветания и благополучия общества.

Готовы рекомендовать профессию м\с 41 % респондентов,86 % считают, что м/с является лишь исполнителем указаний врача, и некоторые убеждены, что на работе могут проявить свои умения (76 %), навыки (55 %) и знания (41 %). Однако при ранжировании медсестер по уровню образования, оказалось, что по всем показателям медсестры закончившие факультет высшее сестринское дело имеют высокий балл.

Медсестры возрастной группы 30–40 лет характеризуют себя как ответственных с некоторой долей инициативности работников, однако признают, что им свойственен и формальный подход к работе, хотя ее конечный результат им интересен.

Медсестры возрастной группы 40–50 лет характеризуют себя как ответственных, интересующихся конечным результатом своей работы, при этом не особо стремятся проявлять инициативу и зачастую относятся к выполняемой работе формально.

Медсестры возрастной группы >50 лет, имеющие наибольший стаж работы, к работе относятся ответственно, выполняют только указания врачей, дорожат конечным результатом.

Изучение содержания, объема и организации труда медицинских сестер показало, что выполнению основной деятельности медсестры уделяют 59,1±0,85 % рабочего времени.

Значительные затраты времени приходятся на работу с медицинской документацией 36,4±1,7 %, что значительно сокращает время, отводимое на непосредственное общение с больными и отрицательно сказывается на качестве оказываемой сестринской помощи.

Медицинские манипуляции в структуре затрат рабочего времени составили всего 17,5±0,35 % у медицинских сестер.

Анализ структуры рабочего времени медицинских сестер показал, что особенно мало времени уделяется профилактической работе 5,2, в том числе на санитарно-просветительную работу затрачивается лишь от 3,6±0,63 времени.

На повышение личной квалификации медицинские сестры затрачивают 4,6±0,4 % рабочего времени. Недостаточное знание соответствующих инструкций и методических материалов приводит к недостаткам в организации работы медицинских сестер.

Большой удельный вес в структуре рабочего времени медицинских сестер занимают прочие виды работ 21,6±0,99, которые включают: служебные разговоры, выполнение общественной работы в рабочее время, участие в собраниях, конференциях вне поликлиники, переходы (переезды) и др. Нерациональные затраты в среднем составили 14,7±4,31 % рабочего времени медицинских сестер.

С целью выявления преимуществ работы медицинских сестер с высшим образованием, закончившим факультет высшее сестринское дело, были изучены организация труда и структура затрат рабочего времени медсестер со средним образованием и медицинских сестер с высшим образованием. Анализ проведенного исследования показал, что на выполнение медицинских манипуляций медицинские сестры с высшим образованием затрачивают в 2 раза больше времени, чем медицинские сестры со средним медицинским образованием (13,5 против 6,8 %). Значительна разница в затратах рабочего времени на выполнение профилактической (19,1 против 6,9 %) и, в том числе, санитарно-просветительной (8,3 против 4,9 %) работы.

После проведения анализа кратности и последовательности выполнения медицинскими сестрами видов деятельности в процессе рабочего дня, установлено, что они часто переключаются с одного вида деятельности на другой, что существенно снижает качество сестринской помощи из-за отсутствия плановости в работе. Так, медсестра со средним медицинским образованием в течение рабочего дня 16 раз возвращается к работе по заполнению медицинской документации, 8 раз занимается служебными разговорами, 5 раз выполняет медицинские манипуляции, 12 раз занимается выполнением прочей работы и т. д. Медицинская сестра с высшим образованием 8 раз возвращается к заполнению медицинской документации, 12 раз выполняет медицинские манипуляции и 5 раз занимается прочей работой.

Также были изучены факторы, влияющие на качество сестринской помощи: рациональное распределение рабочего времени, организация рабочего места, личностные и профессиональные качества медицинских сестер, уровень внедрения новых форм работы сестринского персонала, материальное стимулирование труда, техническое оснащение медицинских учреждений, система контроля качества труда медицинских сестер, внедрение стандартов практической деятельности медицинских сестер и др.

По мнению экспертов, при ранговой оценке факторов по степени значимости их влияния на качество сестринской помощи в родовспомогательных учреждениях на первом месте стоит квалификация медицинских сестер (87,1 на 100 опрошенных), на втором — техническая оснащенность (67,3), на третьем — уровень внедрения новых медицинских технологий (стандартов) практической деятельности (62,4), на четвертом — организация труда (52,7), на пятом — система контроля качества сестринской помощи (47), на шестом — личностные и профессиональные качества медицинских сестер (35,3) и на седьмом система морального и материального стимулирования. Полученные результаты послужили основанием для разработки рекомендаций по совершенствованию организации труда и рациональному распределению рабочего времени медицинских сестер родовспомогательных учреждений.

Изучение мнения пациентов показало, что личностными характеристиками медсестер не удовлетворено 59,1 % опрошенных; санитарно-просветительной работой — 54,8 %; психологией общения с пациентами — 44,3 %; внешним видом медсестер — 42,1 %; уровнем культуры обслуживания — 39,5 %; выполнением врачебных назначений — 37,4 %; качеством сестринской помощи — 35,2 % респондентов.

Вывод. Анализ проведенного исследования показал, что на выполнение медицинских манипуляций медицинские сестры с высшим образованием затрачивают в 2 раза больше времени, чем медицинские сестры со средним медицинским образованием (13,5 против 6,8 %). Значительна разница в затратах рабочего времени на выполнение профилактической (19,1 против 6,9 %) и, в том числе, санитарно-просветительной (8,3 против 4,9 %) работы.

Изучение мнения пациентов показало, что личностными характеристиками медсестер не удовлетворено 59,1 % опрошенных; санитарно-просветительной работой — 54,8 %; психологией общения с пациентами — 44,3 %; внешним видом медсестер — 42,1 %; уровнем культуры обслуживания — 39,5 %; выполнением врачебных назначений — 37,4 %; качеством сестринской помощи — 35,2 % респондентов.

Разработаны предложения по совершенствованию качества оказания медицинской помощи пациентам родовспомогательных учреждений, а также разработка мероприятий по оптимизации непрерывной профессиональной подготовки сестринского персонала.

Литература:

  1. Алексеева Г. М., Хейфец А. С. Опыт работы главной медицинской сестры стационара по обеспечению сестринским персоналом должного лечебно-охранительного режима. // Главная медицинская сестра. — 2001. — № 11. — с. 17–22.
  2. Алексеева Г. М., Хейфец А. С. Управленческая деятельность главной и старшей медицинской сестры по повышению качества работы медсестер цехового участкового отделения. // Главная медицинская сестра. — 2003. — № 4. — с. 37–43.
  3. Апраксина К. В. Общая и профессиональная деятельность руководителя сестринского персонала ГКБ № 52 г. Москвы. // Главная медицинская сестра. — 2002. — № 9. — с.11–14.
  4. Аргаджанян В. В., Устьянцева Н. М., Солнышко С. В. Совершенствование организации работы среднего медицинского персонала при внедрении в многопрофильном ЛПУ информационной системы. // Главная медицинская сестра. — 2003. — № 3. — с. 41–45.
  5. Бершова Л. В. Навыки эффективного делового общения в деятельности главной медицинской сестры. // Главная медицинская сестра. — 2001. — № 1. — с. 85–93.
  6. Блохина М. В. Совершенствование системы управления сестринском персоналом лечебно-профилактического учреждения. // Главная медицинская сестра. — 2005. — № 6. — с.93–98.
  7. Двойников С. И., Карасева Л. А., Пономарева Л. А. Теория сестринского дела: Учебное пособие для студентов факультетов высшего сестринского образования. — Самара: ГП «Перспектива», 2002. — 160 с.
  8. Менеджмент: теория и практика: Учебник. / Под ред. А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. — 528 с.
  9. Модестов А. А., Пац Ю.С, Лихоузова Н. И., Максимова С. И. Менеджмент в сестринском деле: Учебное пособие. — Красноярск: Кларетианум, 2004. — 356 с.
  10. Махаматова З. Х., Шукуров Б. И., «Внедрение сестринского процесса в Республиканском научном центре экстренной медицинской помощи», материал 11-й Республиканской научно-практической конференции «Актуальные проблемы организации экстренной медицинской помощи: Вопросы анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии при критических состояниях в экстренной медицине», Джизак, 26 октября 2013г. — с. 224–226
Основные термины (генерируются автоматически): рабочее время, сестра, сестринская помощь, профессиональная подготовка, сестринский персонал, высшее образование, медицинская помощь, родовспомогательное учреждение, возрастная группа, работа.


Похожие статьи

Совершенствование организаторских умений педагогов дошкольных образовательных учреждений

Совершенствование научно-исследовательского потенциала обучающихся начальной школы

Совершенствование методов этического воспитания медицинских сестёр лечебно-профилактических учреждений

Совершенствование методов государственного регулирования экономико-экологической эффективности фермерских хозяйств

Совершенствование системы входного контроля качества промышленного предприятия

Совершенствование бухгалтерской и управленческой отчетности в организациях здравоохранения республики Беларусь

Совершенствование механизмов управления качеством медицинских услуг

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Совершенствование системы социальной защиты малоимущих семей в муниципальном образовании

Совершенствование подготовки медицинских сестер как актуальная проблема реформирования системы здравоохранения

Похожие статьи

Совершенствование организаторских умений педагогов дошкольных образовательных учреждений

Совершенствование научно-исследовательского потенциала обучающихся начальной школы

Совершенствование методов этического воспитания медицинских сестёр лечебно-профилактических учреждений

Совершенствование методов государственного регулирования экономико-экологической эффективности фермерских хозяйств

Совершенствование системы входного контроля качества промышленного предприятия

Совершенствование бухгалтерской и управленческой отчетности в организациях здравоохранения республики Беларусь

Совершенствование механизмов управления качеством медицинских услуг

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Совершенствование системы социальной защиты малоимущих семей в муниципальном образовании

Совершенствование подготовки медицинских сестер как актуальная проблема реформирования системы здравоохранения

Задать вопрос