Совершенствование подготовки медицинских сестер как актуальная проблема реформирования системы здравоохранения
Авторы: Хусаенова Альбина Ауфатовна, Насретдинова Ляля Минигалеевна, Богданов Ринат Радикович
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 30.08.2016
Статья просмотрена: 752 раза
Библиографическое описание:
Хусаенова, А. А. Совершенствование подготовки медицинских сестер как актуальная проблема реформирования системы здравоохранения / А. А. Хусаенова, Л. М. Насретдинова, Р. Р. Богданов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/206/10953/ (дата обращения: 19.11.2024).
Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране и за рубежом, выдвигают новые требования к педагогической теории и практике в целях подготовки профессионально грамотных кадров, приспособленных к жизни и труду в условиях устанавливающихся новых отношений, сознательному участию в трудовой деятельности.
Теоретических и практических разработок проблемы профессиональной подготовки в средних специальных медицинских учебных заведениях немного. Проблема профессиональной адаптации и формирование продуктивного клинического опыта на сегодняшний день очень актуальна, особенно она значима для задач формирования профессиональной направленности на медицинскую профессию.
Рынок труда диктует коренное изменение целей и задач профориентации. Возрастает роль специализации и профессионализации труда. Выпускник медицинского колледжа должен быть конкурентоспособным и для продолжения образования, и для работы в конкретном медицинском учреждении.
Система здравоохранения не может обеспечить население общедоступной и высококвалифицированной помощью без профессиональных сестринских кадров. Реформы, происходящие в нашей стране, приводят к необходимости проведения изменений в здравоохранении. Новые экономические условия требуют иных подходов к организации и структуре медицинской помощи. Появляются новые направления в сестринской деятельности, новые сестринские услуги, меняется кадровая структура сестринского персонала, создаются общественные организации работников медицинского персонала. В связи с этим возросли роль и значение деятельности медицинских сестер в системе здравоохранения. Объектом сестринской деятельности является пациент.
Основой практической деятельности сестринского персонала является непосредственно работа с пациентом или группой населения, а именно работа, направленная на улучшение здоровья людей.
Таким образом, реформирование здравоохранения, приведение его организационной структуры в соответствие с современными требованиями невозможно без совершенствования и изменения существующих подходов в организации работы медсестры. Подготовку специалистов сестринского дела и внедрение сестринского процесса в лечебно-профилактические учреждения относят к первоочередным задачам органов здравоохранения.
Сокращение длительности госпитального этапа предусматривает интенсификацию сестринского процесса в стационаре и распространение практики ведения планов сестринского ухода и документирование деятельности сестринского персонала. Особое внимание планируется уделить формированию административно-управленческого направления сестринского дела, так как определяющая роль в организации всех направлений деятельности сестринского персонала принадлежит руководителям сестринских служб различных уровней.
На государственном уровне сделаны первые шаги в совершенствовании управления сестринскими службами. Введена новая номенклатурная единица — главный специалист по сестринскому делу органа управления здравоохранения субъектов Федерации. Вводится должность заместителя главного врача по работе с сестринскими кадрами, в крупных ЛПУ — несколько должностей главных сестер, а также такая единица как сестра-преподаватель. Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом ставят на повестку дня задачу реорганизации системы планирования и распределения кадрового потенциала. Эта реорганизация позволит изменить соотношение врач/сестринский персонал в сторону увеличения последнего, с передачей сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоящее время врачами (С. А. Мухина, 1997).
С целью обеспечить соответствующий уровень профессиональной готовности и квалификации специалистов, гарантирующих качество предоставляемых населению медицинских услуг, выдвигается задача создания эффективной системы сертификации и аттестации.
Для создания экономических стимулов к повышению эффективности труда и рационального использования ресурсов, необходимых для производства услуг, ставится задача реформировать систему оплаты труда сестринского персонала с целью достижения максимально возможного соответствия размера вознаграждения объему и качеству выполненной работы.
Профессиональный рост специалистов со средним медицинским образованием может способствовать подъему престижа профессии в обществе. Отсюда особое место в условиях реформы здравоохранения занимает система профессионального дополнительного образования.
Оценка социальной и медицинской эффективности является для здравоохранения приоритетной. Проблему экономической эффективности можно рассматривать, во-первых, с точки зрения влияния здравоохранения на рост производительности труда и национального дохода, а во-вторых, с точки зрения повышения экономической эффективности использования средств в самом здравоохранении. Экономическая эффективность выражается в определении стоимости дополнительно произведенной продукции или суммы сэкономленных финансовых средств, а также в установлении экономического ущерба от повышения заболеваемости, инвалидности, преждевременной смерти и т. п. Она определяется как отношение результата (в стоимостных показателях) к затратам.
При оценке экономической эффективности оздоровительных мероприятий на производстве, методов профилактики, диагностики и лечения вычисляется количество дней (разница до и после внедрения новых методов), сэкономленных в результате предотвращения заболеваний, травматизма, инвалидности, смертности, и стоимость каждого дня.
Преодоление этих барьеров в становлении новой идеологии сестринского процесса позволит усовершенствовать систему подготовки будущих медицинских работников среднего звена.