Совершенствование этики и деонтологии в сестринском процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Совершенствование этики и деонтологии в сестринском процессе / Г. Б. Мамедова, М. М. Расулова, З. Х. Махаматова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 1 (60). — С. 176-180. — URL: https://moluch.ru/archive/60/8673/ (дата обращения: 17.12.2024).

Статья раскрывает аспекты медицинской этики по современным представлениям, которые включают в себя: раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников (научный аспект) и область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности (практический аспект). Освещает медицинскую этику, и предлагает результаты исследования, которые изучают и определяют решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям: медицинский работник — пациент; медицинский работник — врач; медицинский работник — медицинский работник.

Ключевые слова: этика, деонтология, медсестра, врач, пациент.

Article reveals the aspects of medical ethics according to the contemporary ideas, which are included: the division of medical science, which studies the ethical and moral aspects of the activity of medical workers (scientific aspect) and the region of the medical practice, tasks of which are forming and application of ethical standards and rules in the professional medical activity (practical aspect). It illuminates medical ethics, and it proposes the results of the studies, which are studied and is, determined the solution of different problems of interpersonal interrelations by three basic directions: medical worker — patient; medical worker — doctor; medical worker — medical worker.

Keywords: ethics, deontology, the nurse, the doctor, the patient.

Цель исследования: Изучение влияния этики и деонтологии на качество медицинской помощи.

Материалы и методы исследования: В ходе исследования были использованы аналитический, статистический методы для сбора информации и определения уровня грамотности медицинских сестер по этике и деонтологии было проведено тестирование и анкетирование среди медицинских сестер. Так же в процессе исследования проводилось анкетирование среди врачей и пациентов в отделениях больницы, с целью изучения организации этического и деонтологического воспитания среди среднего медицинского персонала ЛПУ г. Ташкента.

Результаты исследования: В результате исследования были установлены преимущества и недостатки изучения организации этического и деонтологического воспитания среди среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений г.Ташкента.

Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice — изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. deon — долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), — совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. [1, с. 89]

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты: научный — раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников; практический — область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности. [2, с. 11]

Медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трём основным направлениям: медицинский работник — пациент; медицинский работник — врач; медицинский работник — медицинский работник. [3, с. 6]

Медицинская этика прошла большой и сложный путь своего развития. Ее история богата яркими, порой драматическими событиями и фактами. Истоки деонтологии уходят в глубокую древность. Первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, т. е. из чувства гуманности. Именно гуманность была всегда особенностью медицины и врача — ее главного представителя. Врачей всегда волновал вопрос, кто есть врач, каким должно быть его поведение, отношение к больным, их родственникам, взаимоотношения врачей между собой. [7, с. 46]

Анкетирование, проведенное в США, показало, что, кто недоволен медицинскими работниками, особенно выделяют их заносчивость и невнимательность. [6, с. 14] Опрос 2131 человек в Германии показал, что большинство (63 %) считают, что больному уделяется мало времени, 44 % отметили отсутствие стремления медицинских работников объяснять свои назначения и др. [5, с. 9] В разных вариантах указывается, что на характер отношений влияют деньги. При позитивных ответах пациенты выделяют не столько личностные черты медицинских работников, сколько их техническую оснащенность и знакомство с современными методами врачевания. Человечность отмечена лишь в 33 % случаев. Эти проблемы существуют не только на Западе, они имеют место и в восточно-европейских странах в условиях становящегося капитализма. В то же время, в странах, где много врачей, получивших высшее образование в бывшем СССР (Германия, Израиль, США), население отмечает их большую, чем у местных врачей коммуникабельность и доброжелательность. [4]

Методы исследования. Для проведения анализа и определения уровня развития этического воспитания среднего медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях города Ташкента, было составлено и проведено анкетирование. А так же был проведен хронометраж рабочего времени палатной медицинской сестры. Анкетирование состояло из трех типов вопросников. Первый вопросник состоял из 10 вопросов и был предназначен для врачей. Он позволяет определить уровень грамотности в области этики и деонтологии среднего медицинского персонала, применение данных принципов на практике. Всего в опросе принимало участие 74 врача.

Второй вопросник состоял из 5 вопросов и был предназначен для проведения анкетирования 65 пациентов, который позволяет выявить уровень этического и деонтологического поведения средних медицинских работников в сестринском процессе, а также получить оценку деятельности медсестринского персонала в области этики и деонтологии со стороны пациентов.

Третий вопросник состоял из 10 вопросов и был предназначен для самооценки деятельности средним медицинским персоналом в области этического и деонтологического поведения при работе с пациентами. Анкетирование проводилось в четырех медицинских учреждениях города Ташкента и Ташкентской области. Всего респондентов среди медицинских сестер — 60.

Результаты исследования. Проведенный хронометраж рабочего времени палатной медицинской сестры, при суточном дежурстве 24 часа (в среднем 8 часов в день), обслуживания в смену 25 больных показал, что 45 % от своего рабочего времени они тратят на заполнение документации, 30 % на хозяйственную и прочую деятельность, на проведение манипуляций 15 %, 10 % времени это личное время (обеденные перерывы и т. д.). Таким образом, большинство своего времени медицинские сестры тратят на заполнение документации, и практически не остается времени на контакт с больным, на беседу с ними. Аналогичный хронометраж работы старших медицинских сестер показал, что всего лишь около 8 % времени ими отводится на служебные разговоры, где помимо обсуждаемых проблем связанных с организацией рабочего процесса должны обсуждаться вопросы этики и деонтологии с палатными медицинскими сестрами и изучение передового опыта.

В анкетировании, проведенном среди врачей, приняли участие 30 % врачей невропатологов, 35 % врачей педиатров, 12 % заведующих отделением, 13 % ординаторов, 10 % врачей инфекционистов, 5 % врачей реаниматологов, 5 % врачей хирургов. Все опрошенные имеют различную специализацию и помогут дать объективную оценку уровня развития деонтологического воспитания среднего медицинского персонала. Большинство опрошенных имеют стаж работы свыше 10 лет, а именно 48 % участников которые могут дать более точную информацию о применение этико-деонтологических принципов средним медицинским персоналом, так как большую часть времени проработали совместно. Анализируя ответы на вопрос, о том насколько часто приходится сталкиваться с неэтичным обращением со стороны среднего медицинского персонала 53 % ответили, что приходилось, но не часто, 32 % ответили, что часто приходилось сталкиваться с неэтичным поведением среднего медицинского персонала и лишь 15 % респондента из 74 опрошенных ответили что они не сталкивались с неэтичным обращением со стороны среднего медицинского персонала. Это еще раз подтверждает актуальность нашей работы, так как почти 90 % опрошенных сталкиваются с неэтичным отношением со стороны среднего медицинского персонала. На вопрос о том, что входит в понятие этики и деонтологии сестринского дела врачи ответили в первую очередь — культура общения, внешний вид — 20 % респондентов из 74 опрошенных, 15 % респондентов считают важными культуру поведения, грамотность, соблюдение субординации, 15 % респондентов считают важным — вежливое отношение, 9 % респондентов считают что важны в первую очередь — сочувствие, сострадание и доброта, 15 % считают важным — добродушное отношение к больным, 15 % участников думают, что важным является хорошее общение с врачом, 11 % ответили — чуткое отношение ко всем больным, уважительное отношение к врачам. Из ответа респондентов можно сделать выводы, что культура общения среднего медицинского персонала находится не на должном уровне не только в отношении больных, но и в отношении врачей. Так же важным фактором был отмечен внешний вид медицинских сестер. Из факторов, которые мешают внедрению принципов этики и деонтологии основными, 53 % участников отметили — квалификационные характеристики, 35 % респондентов отметили личностные факторы и лишь 12 % отметили — материальный фактор. Лидирующий фактор говорит о том, что средний медицинский персонал не имеет достаточной квалификации в данном вопросе, поэтому основной уклон необходимо делать на повышение квалификации медицинских сестер, внедрение обучающих тренингов, или школ этики и деонтологии. Личностный фактор также немаловажен и также может быть проработан на курсах повышения знаний в области повышения уровня грамотности по этике и деонтологии. Материальный фактор как мотивация был также отмечен, но меньшим числом респондентов, отсюда можно сделать вывод, что основная причина, по мнению врачей, остается низкая квалификация в области этики и деонтологии среднего медицинского персонала. Среди факторов, которые способствуют применению принципов этики и деонтологии, лидирующим так же был отмечен квалификационный фактор, что говорит о том, что повышение уровня квалификации среднего медицинского персонала проводить необходимо и это является весьма важным и неотъемлемым фактором в процессе применения принципов этики и деонтологии в практике среднего медицинского персонала. 82 % участников ответили, что повышение уровня знаний среднего медицинского персонала в области этики и деонтологии должно быть систематическим, т. е. образование в области этики и деонтологии должно быть непрерывным. 92 % участников считают, что врачи должны принимать активное участие в процессе повышения уровня знаний в области этики и деонтологии, 5 % респондентов ответили, что не хотели бы принимать в этом участия и 3 % участников воздержались от ответа. В заключении врачи написали свои рекомендации по поводу повышения уровня знаний в области этики и деонтологии средним медицинским персоналом, и они были следующими: 25 % участников отметили, что необходимо работать над собой; 34 % отметили — постоянно повышать уровень знаний среднего медицинского персонала; 10 % отметили — организацию соответствующих тренингов; 15 % участников советовали обратить внимание на проведение анонимного опроса у пациентов, который дал бы оценку деятельности среднего медицинского персонала со стороны; 16 % участников отметили проведение систематического контроля знаний в данной области.

Анализируя ответы пациентов принимавших участие в анкетировании, в первую очередь хотелось узнать, как часто им приходилось сталкиваться с грубым отношением со стороны среднего медицинского персонала, 44 % участников ответили, что приходилось, но не часто, 38 % ответили, что сталкиваются часто, 18 % ответили, что не приходилось. Пациентами также было отмечено, что в первую очередь при получении медицинской помощи со стороны среднего медицинского персонала, обращают внимание на доброжелательное отношение (72 %). Важным критерием оценки для пациентов становится доброжелательное отношение к ним, можно сделать основной вывод исходя из этих данных, что этика и деонтология для пациентов также стоит на первом месте, ведь доброжелательное отношение к пациентам это основа этики и деонтологии. Вопрос о просьбе оценить услуги среднего медицинского персонала по 5-ти бальной шкале дал следующие результаты: 62 % поставили оценку в 3 бала и это является весьма тревожным признаком, так как большая часть исследуемых не удовлетворены услугами предоставляемыми средним медицинским персоналом; 15 % респондентов дали оценку в 2 бала из 5 возможных; 15 % респондентов поставили 4 бала и можно отметить, что пациенты в данном случае удовлетворены, но не полностью процессом предоставления услуг; 3 % участника исследования поставили оценку 1 бал и лишь 5 % участника опроса поставили оценку 5. На вопрос о том нужно ли совершенствовать этические взаимоотношения среднего медицинского персонала по отношению к пациентам 92 % участников исследования ответили утвердительно и это еще раз подтверждает мнение о том, что проблема существует и ее необходимо решать. 6 % участников ответили, что не знают, нужно ли совершенствовать этические взаимоотношения среднего персонала по отношению к пациентам, 2 % считают, что в этом нет необходимости.

Ответы, полученные в результате проведения анкетирования для среднего медицинского персонала выявили, что из 100 % опрошенных респондентов, 22 % были старшими медицинскими сестрами, 10 % главные медицинские сестры и 68 % из 100 % был средний медицинский персонал. Проведя анализ ответов на вопрос о стаже, можно определить по вопросам, изложенным ниже насколько сотрудники, занимающие уже много лет свои посты, стремятся повышать свой уровень знаний. А так же рассматриваться стремление молодых специалистов в области повышения знаний и анализе их знаний в области этики и деонтологии. На вопрос о том знакомы ли Вы с понятиями этики и деонтологии 97 % опрошенных ответили утвердительно и это говорит о том, что базовые понятия об этике и деонтологии существуют, но как часто они применяются на практике, на этот вопрос ответили пациенты и врачи которые сотрудничали со средним медицинским персоналом и результаты опроса показывают, что эти принципы не работаю в реальной жизни.

На вопрос необходимо ли применение принципов этики и деонтологии в практике среднего медицинского персонала 65 % участников ответили — да, 32 % участников отметили, что это возможно но очень трудно и 3 % респондентов ответили — нет. 89 % участников опроса ответили, что следуют принципам этики и деонтологии в своей практике. Перечисляя основные причины, по которым применение принципов этики и деонтологии затруднено многие указывали сразу несколько, из них основные это личностные факторы 45 % и материальные факторы 65 % ответов, 19 % отметили квалификационные факторы. Ведущим фактором, который будет способствовать применению принципов этики и деонтологии средним медицинским персоналом, был отмечен материальный фактор. Также большой процент был отведен личностному фактору 35 % ответов и 19 % респондентов отметили квалификационные характеристики. На вопрос, к каким возможным результатам приведет применение принципов этики, и деонтологии средним медицинским персоналом на практике 89 % участников ответили — положительным. Это может говорить о том, что средний медицинский персонал готов к непрерывному обучению и внедрению принципов этики и деонтологии и считает, что результаты совершенствования данной сферы окажут положительное влияние на процесс предоставления медицинских услуг средним медицинским персоналом. 39 % участников ответили что повышают уровень знаний в области этики и деонтологии на курсах повышения квалификации, 56 % участников отметили колледж как основной источник знаний в области этики и деонтологии, 4 % респондентов отметили институт и 1 % участников отметил магистратуру. На вопрос хотели бы Вы систематически повышать уровень знаний в области этики и деонтологии 89 % опрошенных ответили — да, 10 % участника затруднились ответить, 1 % респондентов ответили отрицательно. Результаты ответов показывают, что проводить курсы повышения знаний в области этики и деонтологии необходимо, и средний медицинский персонал проявляет инициативу к проведению такого рода мероприятий.

Подводя итоги проведенного исследования важно отметить тот факт, что средний медицинский персонал не имеет достаточной квалификации в данном вопросе, поэтому основной уклон необходимо делать на повышение квалификации медицинских сестер, внедрение обучающих тренингов, или школ этики и деонтологии. Пересмотреть нагрузки палатных медицинских сестер, уделяя до 50 % рабочего времени для контакта с больными и нагрузку старших медицинских сестер-руководителей сестринского дела, уделяя до 20 % времени на работу с палатными медсестрами. С целью повышения знаний среднего медицинского персонала рекомендовано включать в план систематического повышения квалификации вопросы медицинской этики, деонтологии и этикета как по линии Республиканского колледжа по повышению квалификации среднего медицинского персонала, так и в каждом ЛПУ. Во время аттестации медицинских сестер обязательно учитывать данные предварительных анкетированных опросов, как врачей, так и пациентов. Включить в программу обучения в медицинских колледжах современные вопросы этического и эстетического воспитания студентов. Включить в квалификационные характеристикисреднего медицинского персонала вопросы этики, эстетики и деонтологии

Литература:

1.         Асадов Д. А. Основы медицинской этики в Адаб аль-табиб: мухъсаба — исследование совести: научное издание/ Д. А. Асадов, А. И. Касымов, 2006,89 с.

2.         Садовская Т. П. Милосердие, врач и больной//2004.-с.11

3.         Силуянова И. В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма.: научн.издание/2005.с.6.

4.         http://www.icn.ch/icncode.pdf The INC CODE OF ETHICS FOR NURSES

5.         Э. А. Вальчук, Т. В. Матвейчик, В. И. Иванова Медицинские сестры с высшим образованием, журнал «Медицинские новости» № 6, 2004г. с. 9

6.         Эльштейн Н. В. Медицинская этика и современность //Клиническая медицина,2000.- с.14.

7.         Яровинский М. Я. Мудрость врачевания ХХIвека: научное издание/М. Я. Яровинский //Мед.помощь.-М.,2006.№ 1-с.46.

Основные термины (генерируются автоматически): медицинский персонал, область этики, деонтология, медицинский работник, медицинская этика, принцип этики, пациент, участник, врач, сторона среднего.


Похожие статьи

Современные проблемы взаимоотношений врача и пациента

В данной статье рассмотрены результаты проведённого исследования касательно взаимоотношений между медицинским работником и пациентом, в частности проблемы, возникающие при их взаимодействиях, приводящие к нарушениям лечебно-диагностического процесса.

Подходы к пониманию соотношения понятий «этика» и «право»

В статье авторы рассматривают понятие этики как науки о нравственности, подчеркивая её отличие от права, которое является более формализованным регулятором общественных отношений. Исследуются вопросы профессиональной этики, особенно в контексте судеб...

Правила профессиональной этики адвоката — важнейший элемент адвокатской деятельности

В данной статье изучается проблема соблюдения адвокатами этических правил поведения. Также изучается роль такого социально-правового института, как «адвокатура» и проводится сравнительно-правовой анализ норм Кодекса профессиональной этики.

К вопросу об адаптации персонала: теоретический аспект

В статье представлен теоретический обзор научных подходов к определению понятия «адаптация персонала». Авторами проанализированы трактовки отечественных и зарубежных исследователей данной научной дефиниции в хронологии формирования научного понятия, ...

К вопросу внедрения доказательной медицины в клиническую практику

В статье рассматриваются принципы доказательной медицины, проблема их внедрения в клиническую практику, взаимосвязь профилактической медицины, общественного здоровья и клинической практики с доказательной медициной.

Эвтаназия как институт биомедицинского права

В данной статье рассматриваются современные представления о медико-правовых аспектах эвтаназии. Кроме того, проведен комплексный анализ действующего законодательства Российской Федерации в данной области, и рассмотрены различные точки зрения по пробл...

Особенности содержания «психодидактики начальной школы» в контексте подготовки будущих учителей

В статье дана краткая характеристика содержания дисциплины «Психодидактика начальной школы» в контексте подготовки будущих учителей. Психодидактика рассмотрена как междисциплинарная наука, изучающая условия повышения эффективности (продуктивности) пр...

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии

В статье рассмотрено явление социальной работы с детьми и подростками в психиатрии. Проведен анализ заболеваемости этой возрастной группы, факторы повышающие риски распространения психического расстройства. Рассмотрены обязанности социального работни...

Как применить проблемное обучение в медицинском образовании

В данной работе рассматриваются основные аспекты применения проблемного обучения в медицинском образовании, такие как создание клинических кейсов, организация групповой работы, поддержка студентов в исследовательской деятельности, роль преподавателя ...

Похожие статьи

Современные проблемы взаимоотношений врача и пациента

В данной статье рассмотрены результаты проведённого исследования касательно взаимоотношений между медицинским работником и пациентом, в частности проблемы, возникающие при их взаимодействиях, приводящие к нарушениям лечебно-диагностического процесса.

Подходы к пониманию соотношения понятий «этика» и «право»

В статье авторы рассматривают понятие этики как науки о нравственности, подчеркивая её отличие от права, которое является более формализованным регулятором общественных отношений. Исследуются вопросы профессиональной этики, особенно в контексте судеб...

Правила профессиональной этики адвоката — важнейший элемент адвокатской деятельности

В данной статье изучается проблема соблюдения адвокатами этических правил поведения. Также изучается роль такого социально-правового института, как «адвокатура» и проводится сравнительно-правовой анализ норм Кодекса профессиональной этики.

К вопросу об адаптации персонала: теоретический аспект

В статье представлен теоретический обзор научных подходов к определению понятия «адаптация персонала». Авторами проанализированы трактовки отечественных и зарубежных исследователей данной научной дефиниции в хронологии формирования научного понятия, ...

К вопросу внедрения доказательной медицины в клиническую практику

В статье рассматриваются принципы доказательной медицины, проблема их внедрения в клиническую практику, взаимосвязь профилактической медицины, общественного здоровья и клинической практики с доказательной медициной.

Эвтаназия как институт биомедицинского права

В данной статье рассматриваются современные представления о медико-правовых аспектах эвтаназии. Кроме того, проведен комплексный анализ действующего законодательства Российской Федерации в данной области, и рассмотрены различные точки зрения по пробл...

Особенности содержания «психодидактики начальной школы» в контексте подготовки будущих учителей

В статье дана краткая характеристика содержания дисциплины «Психодидактика начальной школы» в контексте подготовки будущих учителей. Психодидактика рассмотрена как междисциплинарная наука, изучающая условия повышения эффективности (продуктивности) пр...

Организационная культура предприятия и ее влияние на организационную эффективность

В статье рассматриваются такие понятия как «культура», «организационная культура» и «эффективная организационная культура». Анализируются преимущества и недостатки подхода к пониманию организации как культуры. Представлены результаты исследования кор...

Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии

В статье рассмотрено явление социальной работы с детьми и подростками в психиатрии. Проведен анализ заболеваемости этой возрастной группы, факторы повышающие риски распространения психического расстройства. Рассмотрены обязанности социального работни...

Как применить проблемное обучение в медицинском образовании

В данной работе рассматриваются основные аспекты применения проблемного обучения в медицинском образовании, такие как создание клинических кейсов, организация групповой работы, поддержка студентов в исследовательской деятельности, роль преподавателя ...

Задать вопрос