Развитие этики и деонтологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шерова, З. Н. Развитие этики и деонтологии / З. Н. Шерова, Д. М. Маматова, А. С. Каттабеков, Г. Х. Ахатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 22 (102). — С. 312-316. — URL: https://moluch.ru/archive/102/23012/ (дата обращения: 18.11.2024).



 

This publication presents a brief analysis of the literature database on the history of ethics and deontology in medicine, the phases of development of these disciplines. Provides data about the founders of medical ethics and deontology and the formation of scientific disciplines with a historical database.

Keywords: medical ethics, deontology, history of development.

 

Медицинская этика, культура, мораль в немалой степени определяют «лицо» здравоохранения, и именное эти элементы порой нивелируются, а их значимость минимизируется, особенно в процессе бурного развития здравоохранения как отрасли, где на первый план выходят экономика, современные лечебно-диагностические технологии, биомедицинские исследования, фармакотерапия и др. [2,9].

В медицинском понимании деонтология — это учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к пациенту. Помимо этого, деонтология устанавливает нормы взаимоотношений между медицинскими работниками и родственниками пациентов, а также между коллегами в медицинском коллективе [17].

Медицинская этика (от лат. еthica, от греч. Ethice — изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. Deon — долг; термин «деонтология» широко используется в литературе последних лет) это — совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей [11, 22, 26].

Впервые термин «деонтология» был введен английским философом XIX в. И. Бентамом. В своей книге «Деонтология или наука о морали» он изложил основные положения учения о долге, применительно к разным профессиям [12,28]. В медицинском понимании деонтология — это учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к пациенту. Помимо этого, деонтология устанавливает нормы взаимоотношений между медицинскими работниками и родственниками пациентов, а также между коллегами в медицинском коллективе [7,27].

В разные исторические эпохи у народов мира существовали различные представления о медицинской этике, связанные с укладом жизни, обусловленными национальными, религиозными, культурными и другими особенностями. История медицинской этики, моральных обязательств медицинских работников по защите здоровья пациентов насчитывает тысячелетия и берет начало от древнеиндийской этики Самихита, японского медицинского кодекса Ри-Шу, от древнегреческих и древнеиндийских заповедей, в которых высказываются наставления медицинским работникам быть сострадательным, доброжелательным, справедливым, терпеливым, спокойным и никогда не терять самообладания [2,13].

О поисках, размышлениях врачей различных стран и народов свидетельствуют многие рукописные памятники старины (вавилонские, египетские, китайские, русские и др.), которые содержат важные мысли и высказывания о многих качествах, необходимых каждому врачу [13,20]. Большое развитие основы медицинской этики получили в трудах выдающихся мыслителей эпохи Восточного Возрождения VII-XII вв. Ал-Рухави, Ар-Рази, Ибн Сины, Маймонида. Предложенная Ал-Рухави в IX в. Адаб аль-табиб (традиционная этика врача) постепенно превратилась в систему знаний духовно-нравственного осмысления целей и задач врачебной науки [4,17]. Великий просветитель, идеолог и пропагандист общей и санитарной культуры Абу Али Ибн Сино в трактате «Канон врачебной науки» изложил гуманные принципы врачебной этики, которые на протяжении многих веков служили основной нравственного воспитания врачей. Ибн Сино считал, что авторитет врача зависит не только от его знаний, умений и опыта, но и от его духовного, нравственного облика. Врач, по его мнению, должен быть мягким в обращении к больному, участливым, отзывчивым и чутким [6]. Вопросы этики врачевания затрагивает в «Медицинских афоризмах» и основоположник эпидемиологии эпохи Восточного Возрождения Ар-Рази. По его мнению, человек, посвятивший себя служению медицины, должен быть не только образованным, а, прежде всего, скромным, честным, правдивым и гуманным, глубоко вникающим в суть любого вопроса. Согласно выводам Ар-Рази, действия, поступки и деяния служителей медицины иногда не согласующиеся с требованиями этики, аморальны [3]. Этические вопросы врачевания определены и в «Молитве врача» Абу Амран Муссы Бен Мамуна, известного в истории науки как Маймонид [18]. Духовное начало этого исторического документа прослеживается в основах развития современной медицинской этики и деонтологии. Но наиболее ярко медицинская этика представлена в клятве Гиппократа, которая оказала большое влияние на развитие медицинской этики в целом и стала отправной точкой для создания других профессиональн0моральных медицинских кодексов [13].

Так, в 1983 г. выпускники сестринской школы в Мичигане впервые давали «Клятву Флоренс Найтингейл», названную именем основоположницы научного сестринского дела. Ее текст был сформулирован комитетом под председательством медсестры Листры Гриттер. В клятве говорилось: «Перед Богом и перед лицом собравшихся, я торжественно обещаю вести жизнь, исполненную чистоты и честно выполнять свои профессиональные обязанности [19]. Если сравнить текст этой клятвы с Клятвой Гиппократа, то нетрудно обнаружить много схожего. В этом нет ничего удивительного. Точно так же схожи по сути клятвы Абу Али Ибн Сина, а также врачей Древней Индии и средневековые «факультетские обещания», в основу которого были положены нравственные заповеди Гиппократа [13].

Этический кодекс врачей Древнего Тибета, изложенный в трактате «Жуд-ши», переведенный на русский язык в конце прошлого века врачом П.Бадмаевым, выдвигал следующие положения — «Традиции врачебного сословия требуют соблюдения 6 условий: 1) быть способным к врачебной деятельности; 2) быть гуманным; 3) понимать свои обязанности; 4) быть приятным для больных и не отталкивать их своим обхождением; 5) быть старательным; 6) быть ознакомленным с науками» [16]. Присяга врача Узбекистана гласит: «Здоровье моего пациента- моя первейшая забота» [13].

В 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия «Женевской декларации» — современного варианта Клятвы Гиппократа. «Женевская декларация» не просто подтвердила основополагающую роль гуманистического идеала в медицине, но и стала морально этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктата [15]. Участники I Международного Конгресса по медицинской этике и деонтологии (Париж 1969) сочли возможным обучаться всю жизнь». С развитием и возникновением биоэтики, этику сестринского дела и врачебную этику в целом, сегодня можно рассматривать как подтипы биоэтики, общественный смысл которой, заключается в проявлении гуманизма в медицине [30]. В результате появились различные международные документы, регулирующие проблему злоупотреблений в ходе исследований с участием человека, угрожающие его достоинству и безопасности: Нюрнбергский Кодекс (1947), Хельсинская Декларация (1964, 2000), Международные этические принципы биомедицинских исследований ВОЗ (1993), Принципы качественной клинической практики (1996) и Конвенция по правам человека и биомедицине (1997) [21,32]. Для этих документов приоритетным являются такие принципы: первенства человека в контексте биологии и медицины; информированного согласия; приемлемость риска-пользы; требование многосторонней экспертизы этической приемлемости научно-исследовательского проекта; положение о защите лиц, которые не в состоянии заявить о согласии на исследование. Эти документы признаны почти всеми государствами, образуя систему SIDCER — Стратегические инициативы по созданию возможностей для этической экспертизы, а также создание Форума Комитетов Этики Стран Независимых Государств _ ФКЭСНГ [12,14].

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты [8,19]:

Научный — раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников;

Практический — область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности.

Эти аспекты являются самостоятельным разделом биоэтики, которая сформировалась в конце 20 в. [4,8,21]. Возникновение биомедицинской этики является результатом взаимовлияния сразу нескольких направлений, которые связаны:

          с развитием медицинской этики

          с расширением поля исследования и, в частности, экспериментов в тех разделах биологической и медицинской наук, которые имеют выходы в практику здравоохранения:

          с глубокими изменениями в ценностных ориентациях и установках людей в отношении того, что касается сферы здравоохранения, в частности с изменениями в системе взаимоотношений «медработник-пациент».

          рассматривает нравственные аспекты взаимоотношений людей в процессе исследований и практического применения достижений в области медицины, биологии и генетической инженерии (например, этика научных экспериментов на живых объектах — человеке и животных). Это связано и с развитием фармацевтической индустрии, необходимостью испытания огромного количества лекарственных средств во всем мире во время клинических испытаний. Эта широкая область, таким образом, затрагивает непосредственные жизненные интересы каждого человека, чем, в первую очередь, и определяется острота проблем биомедицинской этики.

С приобретением независимости подобные документы стали разрабатываться в странах СНГ. Организованные в этих странах комитеты по этике сыграли важнейшую роль в становлении биоэтики. В 2000 году в Узбекистане был организован Национальный этический комитет (НЭК) Узбекистана вошел в Форумы КЭ стран СНГ и Европейских стран [1].

Томпсон Фаллер, профессор кафедры медицинской этики Университета Порсора, штат Орегон, США — один из ведущих специалистов в области медицинской этики выделяет 4 основных принципа специфической, профессиональной медицинской этики. Четыре универсальных этических принципа включают в себя: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи [24]. Моральная ответственность медицинского работника подразумевает соблюдение им всех принципов медицинской этики [7].

На сегодняшний день медицинская этика изучает и определяет решение различных проблем межличностных взаимоотношений по трем основным направлениям [1,6,21].

        медицинский работник — пациент,

        медицинский работник — родственники пациента,

        медицинский работник — медицинский работник.

ЮНЕСКО и ВОЗ в 90-х годах изучали вопрос о том, как обучают этике в медицинских учебных заведениях: в Европе такое обучение считалось необязательным, несколько иначе к нему относились в Соединенных Штатах Америки, а развивающие страны, как правило, подражали европейским. По словам Z. Bankowski, студентов медицинских учебных заведений необходимо серьезно знакомить со всеми вопросами, касающимися этики [25]. Это необходимо потому, что анкетирование среди пациентов, проведенное в США, показало недовольство их медицинским обслуживанием. Отмечены, невнимательность к больным и заносчивость среди медицинского персонала [23]. В Германии опрос 2131 пациентов также показал неудовлетворительный результат медицинского обслуживания. 63 % пациентов считают, что им уделяется недостаточно времени и внимания, 44 % отметили нежелание медицинских работников объяснять медицинские назначения и др. [10]. С зарождением биоэтики, в целом ряде стран Европы и Америки были созданы этические комитеты различных уровней для решения ряда этических проблем и вопросов, связанных с защитой людей при проведении биомедицинских и поведенческих исследований [29]. Также созданы этические комитеты при лечебных медицинских учреждениях — больницах, поскольку именно здесь ежедневно возникают ситуации, решение которых должно быть только в компетенции этических комитетов больниц [31].

 

Литература:

 

  1.      Абдуллаходжаева М. С. Этика в науке и национальный этический комитет при Минздраве Республики Узбекистан. //Медицинский журнал Узбекистана.-Т.,2005.-№ 4.-С.2–4.
  2.      Айламазян Э. К., Цвелев Ю. В. Медицинская этика, деонтология и юридическое право в работе акушера-гинеколога.//Журналъ акушерства и женскихъ бользней.-СПб.,2004.- Вып.1.-С.111–115.
  3.      Асадов Д. А., Касымов А. И., Этика Абу Бакра Ар-Рази и современная медицина.//Медицинский журнал Узбекистана.-Т., 2006-№ 3.-С.139–142
  4.      Асадов Д. А., Касымов А. И., Основы медицинской этики в Адаб аль-табиб: мухсаба — исследование совести.// Медицинский журнал Узбекистана.-Т., 2006.-№ 5.-С.89–91.
  5.      Банковски З. Этика и здравоохранение.//Всемирный форум здравоохранения.-М., 2005.-№ 2.-С.5–14.
  6.      Ботирова З. Б. Абу Али Ибн Сино о врачебной этике и медицинской деонтологии.// Ibn Sino-Avicenna.-Т., 2005.-№ 3–4.-С.22.
  7.      Вартанян Ф. Е. Этические аспекты современного здравоохранения.//Здравоохранение. Журнал для руководителя и главного бухгалтера.-М.,2008.-№ 3.-С.12–14.
  8.      Гольдинберг Б. М. Этика и деонтология среднего медицинского работника.// Мир медицины.-М., 2004.-№ 4.-С. 2–3.
  9.      Греков И. Г. Отношение медсестер к своей профессиональной деятельности.// Медицинская сестра.-М., 2000.-№ 1.-С. 40–42.
  10. Дружинина Т. Руководитель сестринской службы как лидер.//Сестринское дело.-М., 2006.-№ 2.-С.33–34
  11. Захидова М. З. Что такое «Этика», «мораль», «нравственность»?// Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана. — Т., 2008. — № 3.-С. 126–127.
  12. Захидова М. З. Эволюция и горизонты развития этики здравоохранения. //Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана. Т., 2009.-№ 1.-С.121–123.
  13. Захидова М. З., Вихров И. П., Абдурахимов З. А. Становление и развитие медицинской этики.//Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана. — Т., 2006.- № 3.-С. 108–109.
  14. Иванюшкин А. Я. Медицина XXI века: новые этические подходы.//Медицинская сестра.-М., 2006.-№ 2.- С. 42–44.
  15. Иванюшкин А. Я. Медицинская этика или биоэтика?//Медико-фармацевтический вестник. –М., 2007. — № 1. — с. 54–59.
  16. Кассирский И. А. Этические проблемы медицины.//Клиническая геронтология.- М., 2001.-№ 5/6.-С. 76–79.
  17. Касымов А. И. Духовно-нравственные истоки Адаб-аль-табиб: этика антропокосмизма в Авесте.//Педиатрия.-Т., 2005.- № 3–4.- С.123–127.
  18. Касымов А. И. «Клятва» Гиппократа и «молитва врача» Маймонида в истории врачебной этики. //Медицинский журнал Узбекистана.-Т., 2005.-№ 5.-С. 115–118.
  19. Найтингейл Ф. Записки об уходе (NotesonNursing).- М.: Издательский дом «Русский врач», 2002.-96с.
  20. Нерадько Н. Ф. Медицинская этика.//Мир медицины.-М.. 2009.- № 3.-С.21–22
  21. Покровский В. И., Бахрамов С. М., Иргашев Ш. Б. Биомедицинская этика: современные аспекты и перспективы.//Медицинский журнал Узбекистана.-Т., 2005.-№ 4.-С. 4–5.
  22. Право, медицинская этика и деонтология.//Бюллетень ассоциации врачей Узбекистана.-Т., 2008.-С. 10–11.
  23. Реформа здравоохранения США и перемены в сестринском деле.//Сестринское дело.-М., 2007.-№ 5.-С.26–27.
  24. Самойленко В. В. Профессиональная этика: проблемы нового времени.//Сестринское дело.-М., 2009.-№ 6.-С.13–16.
  25. Теория и концептуальная модель сестринского дела: Учебное пособие: Пер. с англ./Под общ. Ред. Профессора Г. М. Перфильевой. М.: ГЭОТАР МЕД, 2005- 56 с.
  26. Фаулер М. Этика и сестринское дело. –М., 2004.-124 с.
  27. Харди И. Врач, сестра, больной. Под. Ред М. В. Коркиной.-М.: наука, 2007.-276с.
  28. Хетагурова А. К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала.//Сестринское дело.-М., 2003.-№ 6.-С. 34–35.
  29. Шамов И. А. От деонтологии к биомедицинской этике.//Медицинская сестра.- М., 2006.- № 1.-С. 2–5.
  30. Эльштейн Н. В. Медицинская этика и современность.//Клиническая медицина.-М., 2000.-№ 11.-С. 13–14.
  31. Bein T., Ethical conflicts in the surgical intensive are setting — impact of ethics consultations.\\Zentralbl.-2011.-Vol.136.- № 2.-P.113–117.
  32. Chiu H. J., Lee Y. L., Chang F. Ethics and laws related to human subject research.\\Hu Li Za Zhi.-2011.-Vol. 57, P. 427–432.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская этика, медицинский работник, биомедицинская этика, Восточное Возрождение, врачебная наука, врачебная этика, медицинская наука, медицинский коллектив, медицинское обслуживание, медицинское понимание.


Ключевые слова

деонтология, медицинская этика, история развития., история развития

Похожие статьи

Географическое образование: история и современность

В статье излагается история становления и развития географии как науки и учебной дисциплины, а также показана роль географических знаний в формировании современной научной картины мира.

История развития учения о человеке (антропологии) с морфологической точки зрения

В статье приводятся сведения об истории развития отечественной и зарубежной антропологии. Дается энциклопедическое описание термина антропология. Важнейшие находки и исследования по изучению ископаемых скелетов человека.

История развития и формирования понятия «правовая презумпция»

В статье проводится анализ термина «правовая презумпция» с точки зрения сформировавшихся к нему подходов в отечественной правовой науке. Внимание уделено достоинствам и недостаткам каждого из данных подходов, а также их роли в развитии теории правовы...

Наука гидродинамика: от древних цивилизаций до наших дней

В статье рассмотрены вопросы определения гидродинамики и гидравлики как разделов механики сплошной среды. Показаны основные понятия, методы и история развития гидродинамики. Рассмотрены основные отрасли использования знаний гидротехники.

К вопросу о сущности и содержании научной дефиниции «стратегия» в экономике

В статье предпринята попытка обзорного описания подходов к определению сущности и содержания научной дефиниции «стратегия» с позиции российских и зарубежных исследователей. Автор выявляет общее и различное в подходах, рассматривая эволюцию взглядов п...

Сказкотерапия как метод психологической помощи в коррекции поведения детей

Анализируются различные позиции, существующие в психологии, относительно современной сказкотерапии, с установкой на выявление недостаточно разработанных теоретических основ этого метода. Опираясь на концепции Ф. Е. Василюка относительно важности разв...

Проблемы соотношения законодательной технологии и техники

В статье рассматриваются юридические категории «законодательные технологии» и «законодательная техника». На основе научных публикаций ученых-государствоведов дается развернутый анализ этих категорий, проводится их предметное разграничение по ключевым...

Исторические и методологические предпосылки возникновения и развития медицинского дискурса

В статье обосновывается применимость понятия «парадигмы» в медицинском дискурсе. Освещаются исторические факты, повлиявшие на формирование парадигмальных связей в структуре профессионального медицинского дискурса. Отмечается обусловленная прогрессом ...

Российская социальная психология: состояние и перспективы

Данная статья посвящена теоретическим, методическим и прикладным аспектам отечественной социальной психологии. В ней раскрываются состояние и перспективы ее развития.

Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе

В статье дан анализ методов и принципов изучения фразеологии в ВУЗе и школе. Акцентировано внимание на основных формах преподавания раздела науки о языке фразеологии, рассматриваются методы её изучения и основные характеристики.

Похожие статьи

Географическое образование: история и современность

В статье излагается история становления и развития географии как науки и учебной дисциплины, а также показана роль географических знаний в формировании современной научной картины мира.

История развития учения о человеке (антропологии) с морфологической точки зрения

В статье приводятся сведения об истории развития отечественной и зарубежной антропологии. Дается энциклопедическое описание термина антропология. Важнейшие находки и исследования по изучению ископаемых скелетов человека.

История развития и формирования понятия «правовая презумпция»

В статье проводится анализ термина «правовая презумпция» с точки зрения сформировавшихся к нему подходов в отечественной правовой науке. Внимание уделено достоинствам и недостаткам каждого из данных подходов, а также их роли в развитии теории правовы...

Наука гидродинамика: от древних цивилизаций до наших дней

В статье рассмотрены вопросы определения гидродинамики и гидравлики как разделов механики сплошной среды. Показаны основные понятия, методы и история развития гидродинамики. Рассмотрены основные отрасли использования знаний гидротехники.

К вопросу о сущности и содержании научной дефиниции «стратегия» в экономике

В статье предпринята попытка обзорного описания подходов к определению сущности и содержания научной дефиниции «стратегия» с позиции российских и зарубежных исследователей. Автор выявляет общее и различное в подходах, рассматривая эволюцию взглядов п...

Сказкотерапия как метод психологической помощи в коррекции поведения детей

Анализируются различные позиции, существующие в психологии, относительно современной сказкотерапии, с установкой на выявление недостаточно разработанных теоретических основ этого метода. Опираясь на концепции Ф. Е. Василюка относительно важности разв...

Проблемы соотношения законодательной технологии и техники

В статье рассматриваются юридические категории «законодательные технологии» и «законодательная техника». На основе научных публикаций ученых-государствоведов дается развернутый анализ этих категорий, проводится их предметное разграничение по ключевым...

Исторические и методологические предпосылки возникновения и развития медицинского дискурса

В статье обосновывается применимость понятия «парадигмы» в медицинском дискурсе. Освещаются исторические факты, повлиявшие на формирование парадигмальных связей в структуре профессионального медицинского дискурса. Отмечается обусловленная прогрессом ...

Российская социальная психология: состояние и перспективы

Данная статья посвящена теоретическим, методическим и прикладным аспектам отечественной социальной психологии. В ней раскрываются состояние и перспективы ее развития.

Методы и принципы изучения фразеологии в вузе и школе

В статье дан анализ методов и принципов изучения фразеологии в ВУЗе и школе. Акцентировано внимание на основных формах преподавания раздела науки о языке фразеологии, рассматриваются методы её изучения и основные характеристики.

Задать вопрос