Новые подходы к эффективному обмену медицинской информацией. Деятельность проекта “Медицинская этика” библиотеки имени В.В. Вересаева | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 02.11.2014

Статья просмотрена: 3750 раз

Библиографическое описание:

Кочемасова, Т. В. Новые подходы к эффективному обмену медицинской информацией. Деятельность проекта “Медицинская этика” библиотеки имени В.В. Вересаева / Т. В. Кочемасова, С. Н. Жуликова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6567/ (дата обращения: 17.12.2024).

Еще в начале ХХ века известный русский врач и писатель В. В. Вересаев отмечал, что интересы медицины «постоянно сталкиваются с интересами живого человека. Из этого истекает целый ряд чрезвычайно сложных, запутанных противоречий». Выход он видел в новой этике. «Необходима этика в широком, философском смысле, и эта этика прежде всего должна охватить вопрос о взаимном отношении между врачебною наукой и живой личностью», — писал он в своей знаменитой повести «Записки врача» [2].

Изменение приоритетов в обществе, социальные и экономические, философские и религиозные подходы, так или иначе, влияют на медицину, подспудно меняя отношение врачей к пациентам, пациентов к врачам и самих врачей друг к другу [1]. Этические принципы для новой медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют основные положения “Клятвы Гиппократа”, которая была эталоном морального сознания на протяжении веков.

Этика современного врача должна охватывать круг моральных проблем, возникающих в процессе его профессиональной деятельности, исходя из того, что он работает для сохранения и воспроизводства здоровья и жизни человека. В настоящее время она является одним из основных и наиболее разработанных направлений биоэтики, называемым «биомедицинской этикой» или «медицинской биоэтикой» [1]. К основополагающим этическим принципам можно с уверенностью отнести: благоговение перед жизнью и нравственную ответственность за все живое (А. Швейцер).

БИОЭТИКА — молодая наука в области междисциплинарных исследований этических, философских проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицины и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения. По мнению американского философа А.Джонсона, рождение биоэтики можно датировать 1961 годом — началом публичных дискуссий вокруг деятельности этического комитета при Центре “Искусственная почка” в городе Сиетл, который занимался отбором первых пациентов для искусственного гемодиализа. Наименование «биоэтика» было дано американским онкологом и биохимиком В. Р. Поттером в 1969 г.

В настоящее время традиционные ценности милосердия, благотворительности, получают новое значение и звучание. К проблемам биоэтики обычно относят моральные и философские аспекты проведения экспериментов на человеке и животных, необходимости информирования пациентов о проводимом лечении, защиту прав испытуемых, о чём ещё в 1901 году писал В. В. Вересаев в знаменитом произведении “Записки врача”, добросовестности в исследованиях, демографической политики и планирования семьи, проблемы отношения к умирающим больным, определения смерти, самоубийства и эвтаназии, трансплантологии, донорства, вакцинации и СПИДа, клонирования человека, работы со стволовыми клетками, генной инженерии и генотерапии, абортов и ряд других, причём область и тематика проводимых научных исследований постоянно расширяется. Очень важным обстоятельством для процесса формирования биоэтики как науки является привлечение к сотрудничеству специалистов самого широкого спектра, работающих в области гуманитарных дисциплин (философии, юриспруденции, истории, литературы, культурологи, социологии, психологии и др.), естественных и точных наук [1,2].

Этические принципы, которые лежат в основе биоэтики: уважение личности, милосердие, справедливость. Биоэтический принцип “не навреди” — это не только фундаментальная норма клятвы Гиппократа, задающая базовые характеристики всего пространства современной медицины, но и правовая категория, позволяющая квалифицировать поступки врача в ситуации нравственного выбора как действия, направлены к пользе больного, либо как действия, причиняющие больному страдания и вред. В той или иной степени вышеназванные принципы легли в основу всех биоэтических кодексов европейской медицины. В России и странах Запада исследователи рассматривают биоэтику как явление культуры. У нас в стране, как и во многих развитых странах мира, существуют комитеты по биомедицинской этике разного уровня. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви есть раздел, рассматривающий проблемы биоэтики [1].

Очень важными представляются гарантии безопасности человечества, что реализуется созданием морально-этических барьеров, закреплённых правовыми актами. Следует подчеркнуть, что недооценка этики и права может привести к трагическим последствиям и преступлениям против человечества. Важным достижением в моральном опыте человечества стал “Нюрнбергский кодекс”, закрепивший основополагающее требование биоэтики — уважение автономии личности, запрет на любое вмешательство без добровольного согласия испытуемого.

Наряду со всем сказанным, следует отметить, что в наше время сохраняется большой разрыв между принципами нравственности и практической медициной. Новые открытия в области биотехнологий порождают и новые этические и мировоззренческие проблемы, а общественная дискуссия по данной проблематике в России выражена пока недостаточно. В связи с этим как в нашей стране, так и во всём мире существует особая потребность в конструктивном диалоге учёных и врачей с философами, богословами, представителями общественности и просто не равнодушными людьми с целью выработки общих подходов к применению этических норм не только в научно-исследовательской и биомедицинской практике, но и во всех сферах человеческого бытия. [1,2,6,10].

По инициативе сотрудников библиотеки имени В. В. Вересаева и представителей медицинской общественности, работающих в различных областях здравоохранения, а также специалистов других профессий в 2012 году был организован пилотный проект, получивший название “Медицинская этика” по аналогии с ранее проводимыми в библиотеке семинарами по этой теме совместно с Вересаевским обществом. В ходе регулярных встреч и дискуссий была начата реализация миссии проекта, а именно формирование объединяющего пространства для творчества и идей своих единомышленников. Таким образом, проводится постоянный диалог с населением, читателями и посетителями библиотеки, членами Вересаевского общества, представителями общественности, озабоченными вопросами медицинской и биомедицинской этики, интересующимися историей медицины, сохранением и популяризацией наследия прошлого. Специалисты (врачи, студенты, преподаватели медицинских и немедицинских ВУЗов, научные сотрудники) оповещают о новациях в медицинском образовании, проблемах и достижениях медицинской науки, организации и оказании медицинской помощи. Важно отметить, что совместная деятельность сотрудников библиотеки и их единомышленников из других профессий способствует повышению культурного уровня жителей столицы, учащихся, педагогов, читателей-посетителей муниципальной библиотеки, жителей города, участников семинаров и вебинаров. В процессе подготовки к тематическим мероприятиям, вебинарам, лекциям, презентациям, концертам участники проекта стараются сохранять связь с творчеством и биографией писателя и врача В. В. Вересаева, что в немалой степени способствует как плодотворному накоплению информации, так и продвижению идей замечательного представителя отечественной культуры [2–4, 5]. Студенты, молодые специалисты-медики и их коллеги, интересующиеся проектом, не только поддерживают традиции врачей, но и имеют возможность оказаться непосредственно вовлечёнными в активный, созидательный процесс построения культурного пространства города, осуществлять обмен творческими планами и идеями. Благодаря современным интернет технологиям появляются новые возможности заявить о себе, поделиться накопленным опытом, оказаться услышанными, придать пока ещё не совсем привычную, но особую смысловую окраску совместным и\или собственным научным идеям и проектам, участвовать в дискуссиях по интересующим темам в широкой аудитории. Основные результаты деятельности объединения “Медицинская этика” были представлены и обсуждены на ряде отечественных и международных научных конференций c привлечением к участию ведущих специалистов различных областей здравоохранения (лечебного питания, эндокринологии, медицинской этики), российских и иностранных студентов, сотрудников библиотеки имени В. В. Вересаева [4,6]. Очень важное значение придаётся освещению данных медико-литературных исследований, которые активно проводятся в России и за рубежом, аспектам арт-терапии с участием студентов и преподавателей ведущих музыкальных ВУЗов столицы, поэтов, художников, специалистов в области танцевально-двигательной терапии и других сфер [5,7–9]. В 2014 году проект “Медицинская этика” занял почётное призовое (второе) место на Всероссийском конкурсе “Библиотеки и музеи в современном обществе”.

В заключение хочется ещё и ещё раз подчеркнуть, что накопленные знания в области истории медицины, био и медицинской этики не только не теряют своей актуальности, но приобретают всё большую значимость, особенно в контексте современных условий. Специалисты различных областей медицины прямо указывают на необходимость обновления и совершенствования методов передачи медицинской информации от врача к пациенту. Полагаем, что подобный опыт совместной работы участников проекта “Медицинская этика” и библиотеки имени В. В. Вересаева будет способствовать расширению связей в области междисциплинарных взаимодействий, развитию межвузовских контактов, позволит разработать новые, более доступные пути к построению отношений между врачами и пациентами. Безусловно, реализация намеченных планов возможна лишь при соблюдении принципов преемственности научных подходов и соблюдении основополагающих законов био и медицинской этики.

 

Литература:

 

  1. Биомедицинская этика. Под редакцией В. И. Покровского. Медицина. 1997
  2. Вересаев В. В. Записки врача. С-Петербург. 1901 год
  3. Вересаев В. В. Эйтемия. Москва. 1982
  4. Гордеев П. А. Современная политика актуализации наследия. Спутник читателя. Информационный дайджест. Новости проектной деятельности библиотеки имени В. В. Вересаева. 2012
  5. Лихтенштейн И. Е. Этюды о литературе. Глазами врача. Хайфа. 2009
  6. Кочемасова Т. В., Жуликова С. Н. Сохранение и популяризация наследия писателя и врача В. В. Вересаева. Деятельность объединения “Медицинская этика”. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 9. 2013, стр. 114
  7. Михайленко А. А., Нечипоренко В. В., Кузнецов А. Н., Янишевский С.Н,, Ильинский Н. С. Вопросы неврологии и психиатрии в некоторых произведениях писателя и врача А. П. Чехова. Вестник национального медико-хирургического центра имени Н. И. Пирогова; 2013; том 8., № 1. стр 137–141
  8. Михайленко А. А., Одинак М. М., Литвиненко И. В., Ильинский Н. С. Неврология в искусстве: энциклопедия экстрапирамидной семиотики в произведениях Чарльза Диккенса. Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2 (42) 2013; стр 189–194
  9. Самсонова Г. О., Веневцева Ю. Л., Мельников А. Х. Музыкальная терапия как кросс-культурное явление. Материалы Международной конференции «Здоровье как социокультурный феномен». — Казань, 15 июня — 15 октября 2010
  10. Силуанова И. В. Цинизм и защита личности врача. Врач и пациент. 2013; том 4
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская этика, Россия, биомедицинская этика, врач, представитель общественности, различная область здравоохранения.

Похожие статьи

Организация работы в ДОУ по внедрению программы И. А. Кузьмина и А. В. Камкина «Социокультурные истоки»

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Реализация межпредметных связей в рамках изучения дисциплин «Литература» и «Музыкальная литература» в Бузулукском музыкальном колледже

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Модульный подход как основа проектирования образовательного процесса в ЧУ «Академия «Болашак»

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)

Информационно-библиотечные технологии: опыт Национальной и Электронной библиотек Республики Корея в подготовке кадров нового поколения

Школа А. И. Бороздина: комплексный подход к всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации реализует проект по созданию электронного архива выпусков научных журналов и материалов научных мероприятий по тематическому направлению «Науки о Земле и энергетика».

Похожие статьи

Организация работы в ДОУ по внедрению программы И. А. Кузьмина и А. В. Камкина «Социокультурные истоки»

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Реализация межпредметных связей в рамках изучения дисциплин «Литература» и «Музыкальная литература» в Бузулукском музыкальном колледже

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Модульный подход как основа проектирования образовательного процесса в ЧУ «Академия «Болашак»

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)

Информационно-библиотечные технологии: опыт Национальной и Электронной библиотек Республики Корея в подготовке кадров нового поколения

Школа А. И. Бороздина: комплексный подход к всестороннему развитию детей с ограниченными возможностями здоровья

Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации реализует проект по созданию электронного архива выпусков научных журналов и материалов научных мероприятий по тематическому направлению «Науки о Земле и энергетика».