Вопросы этики и деонтологии в практике врача-стоматолога | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы медицины и здравоохранения

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Медицина и здравоохранение» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 26.02.2018

Статья просмотрена: 2600 раз

Библиографическое описание:

Зайнуллин, Р. Р. Вопросы этики и деонтологии в практике врача-стоматолога / Р. Р. Зайнуллин. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/303/13875/ (дата обращения: 15.11.2024).



В настоящее время деятельность врача-стоматолога выходит далеко за пределы лишь поддержания благополучного состояния полости рта населения. Расширяется перечень стоматологических специальностей, происходят гендерно-возрастные перестройки стоматологического сообщества. Для урегулирования вопросов деятельности врача-стоматолога в отношении пациента и с коллегами, необходимо создание и соблюдение определенных правил морально-нравственного поведения, о чем и пойдет речь в данной статье.

Ключевые слова: этика, деонтология, кодекс этики, врач-стоматолог

Currently, the activities of the dentist goes far beyond just maintaining the health of the oral cavity population. Expands the list of dental specialties, occur gender and age adjustment of the dental community. To regularize the activities of a dentist in respect of the patient and with colleagues, to the establishment and observance of certain rules of moral conduct, as will be discussed in this article.

Key words: ethics, deontology, code of ethics, dentist

В профессиональной компетенции медицинских наук, особенно в стоматологии, первостепенное сосредоточение научно-исследовательских работ происходит на совершенствовании технических аспектов стоматологической практики, сместив на второй планвопросыповеденческих профессиональных взаимоотношений. Среди многих этических вопросов, основными являются профессиональные отношения с пациентом, в виду постоянно возникающих конфликтов интересов, не имеющих определенных решений.

Стоматология превратилась в особый культурный комплекс, который включает и экономику, и менеджмент, и высокие технологии, и новейшие психологические методики. Некоторые авторы даже считают, что роль стоматолога перестает быть узко профессиональной и превращается в роль социальную [1]. Кроме того, популярность волонтерства для оказания благотворительной медицинской помощи в странах третьего мира резко возросла в последние годы. Следовательно, возникают и этические мотивы при оказании стоматологических услуг волонтёрами [7].

Затронутая тематика исследуется в качестве научного объекта в двух дисциплинах. Компетенции биоэтики, являющейся самостоятельной дисциплиной, философски наполненной, принадлежит анализ конфликтов, возникающих в результате взаимодействия медицинского персонала и пациента в различных областях знаний, связанных с медико-биологическими науками и здравоохранением. Другим объектом является раздел профессиональной этики — деонтология, компилирующая в себе набор правил, в основе которых лежит уважение к профессии, чувство долга и обязательства перед коллегами, то есть подразумевается некое пренебрежение личных интересов общественным [2].

Традиционно, эти правила представлены в виде кодекса. В отечественной и зарубежной литературе встречаются различные варианты кодексов. В Бразилии, к примеру, Кодекс Этики был создан в 2003 году, и он регламентирует основные этические аспекты профессиональной деятельности врачей стоматологических специальностей, в частности, хирургов и имплантологов [3]. Кодекс был создан специальной комиссией и претерпевает изменения в соответствии с динамичными медико-социальными, экономическими и техническими условиями профессиональной стоматологической среды [5].

Кроме того, часто встречаются дискуссии по вопросам профессиональной этики, требующие глубокого изучения всех элементов морального видения не только с академической точки зрения, но и учитывая практическую направленность. Следовательно, понятие морали является фундаментальным для определения характеристик человеческого поступка всех звеньев взаимодействия между людьми при оказании стоматологической помощи. В этом контексте приоритетным является принцип «норма-стандарт», на основании которого можно изобразить любое моральное осуждение, является оно справедливым или нет. В этом смысле с теорией морали связаны такие принципы, как деонтологизм, конструктивизм и стремление достижения консенсуса.

Несмотря на это, существует традиция, распространенная как на западе, так и у нас, предполагающая сближение этих принципов, определяющих Кодексы. Однако, они оказываются размытыми, лишенными международного единства, так как влияют особенности территориального местоположения и культуры.

Следующим критерием, определяющим разнообразие этических и деонтологических принципов в стоматологии, является профессиональная подготовка персонала. Ежегодно во многих странах увеличивается количество специалистов, возрастает и разнообразие профиля их специальности, происходит феминизация профессии (женщин становится больше, чем мужчин) и ее омоложение (55 % работающих врачей в возрасте до 45 лет) [6].

В исследовании I. Macpherson Mayol, с коллегами был проведен сравнительный анализ кодексов для стоматологов Европы, Испании и Америки. Американский кодекс этики для стоматологов, впервые был опубликован в 1982 году, последнее изменение в нем от 2012 года. Его основная идея заключается в формировании модели этических норм поведения, направленных в пользу пациента. В реализации этого помогают пять общих принципов: автономии, запрет на диффамацию, благотворительность, справедливость и правдивость.

В странах Европейского Союза, кодекс этики для стоматологов был сформулирован в 1965 году, с последующими исправлениями в 1982, 1998, 2002 и 2007 годах. Основной принцип этого кодекса — гуманность, а определяющая схема работы стоматологов — врач обслуживает пациента/общество и не наоборот. Испанский код был утвержден в1999 году (с изменениями в 2000 и в 2012 году). Общие принципы его схожи с таковыми в Европейском кодексе, то есть это все морально-этические мероприятия, направленные на компромисс с пациентом, с обществом, с коллегами в сфере здравоохранения. Особенностью этого кодекса является отражение тенденции собственной юридической структуры, где конкретизируются обязанности специалистов, не оставляя вариантов интерпретации [6].

В России в настоящее время существует Международный кодекс медицинской этики, принятый третьей Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации в октябре 1983 года. Кроме того, врач-стоматолог обязан соблюдать принципы Женевской Декларации, одобренной Всемирной Медицинской Ассоциацией. Согласно этим документам, врачу необходимо постоянно усовершенствовать свои профессиональные навыки, применение которых должно быть во благо пациента, а свои собственные интересы не должны быть выше интересов пациента. Врач должен обладать такими качествами, как сострадание, уважение, честность, помнить и блюсти врачебную тайну. Врачу-стоматологу не позволительно заниматься саморекламой, получать комиссионные денежные средства за направление к нему пациента, действовать в ущерб интересам психического здоровья пациентов, не должен переманивать пациентов у своих коллег [2].

Для своей успешной работы, врач-стоматолог создает комфортную обстановку для пациента, чего можно добиться простой доверительной беседой. Грамотно проведенные мероприятия по психологической защите пациента, включают в себя оценку психоэмоционального состояния, налаживание доверительного контакта, использование методов малой психотерапии, снижают психологическую и эмоциональную нагрузку во время лечения, что способствует повышению качества оказываемой стоматологической помощи [4].

Таким образом, возникает необходимость гомогенизации критериев принятия идентичных моральных решений и действий для устранения проблем и конфликтов. В реализации своей профессиональной деятельности врачи-стоматологи различных специальностей должны руководствоваться теми принципами, которые направлены на укрепление здоровья полости рта населения не только с технической точки зрения, но и с учетом морально-этических и деонтологических основ.

Литература:

  1. Деонтология и личностный подход в системе предупреждения конфликтных ситуаций в ортопедической стоматологии / В. И. Шемонаев, и др.// Волгоградский научно-медицинский журнал. –2014. –№ 2 (42). –С. 45–49.
  2. Проблемы врачебной этики и деонтологии в стоматологической практике / Л. Н. Зябирова, и др. // Бюллетень медицинских интернет-конференций. –2017. –Т. 6. –№ 1. –С. 396–397.
  3. Экспертный анализ дефектов и неблагоприятных исходов при оказании стоматологической имплантологической помощи / Э. Г. Борисова, и др. // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. –2017. –Т. 19. –№ 10. –С. 282–284.
  4. Этические и деонтологические нормы поведения, как фактор повышения качества стоматологической услуги / Д. Н. Горячев, и др. // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. –2017. –№ 1 (9). –С. 56–59.
  5. BioethicalanalysisoftheBrazilianDentistryCodeofEthics / M. Pyrrho, etal // CienSaudeColet. — 2009. — Vol. — 14. — № 5. — P. 1911–1918.
  6. Comparative study of three Western models of deontological codes for dentists / I. Macpherson Mayol, etal // CuadBioet. — 2013. Vol.–24. — № 82. — Р. 367–376.
  7. Developing an ethical framework for short-term international dental and medical activities / A. Friedman, et al // J Am Coll Dent. — 2014. –Vol.– 81. — № 1. — Р. 8–15.
Основные термины (генерируются автоматически): кодекс этики, пациент, принцип, деятельность врача-стоматолога, коллега, профессиональная этика.

Похожие статьи

Роль этики и деонтологии в подготовке детского хирурга-стоматолога

Статья посвящена важности соблюдения вопросов этики и деонтологии в процессе обучения студентов в медицинском вузе. Особое внимание уделено выбору манеры общения будущего детского хирурга-стоматолога с пациентом, путям методологического усовершенство...

Взаимодействие ребенка-пациента и врача-стоматолога

В статье исследуются общие аспекты стоматологической помощи детям на стоматологическом приёме и ряд трудностей, с которыми сталкивается врач, которые обусловлены возрастными особенностями психики ребёнка и родителей. Чтобы приём прошёл качественно и ...

Актуальные проблемы уголовно-правовой оценки врачебных ошибок в условиях цифровизации современного общества

В статье автор исследует несоответствие законодательства и неурегулированность вопросов врачебных ошибок оказывают негативное влияние на интересы как пациентов, так и врачей, поскольку обе стороны не имеют должной защиты в случае ошибок. В целях защи...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Производство освидетельствования лица, сопровождающееся обнажением: правовой и этический аспекты

В статье анализируются правовые и этические стороны производства освидетельствования, сопровождаемого обнажением, предпринята попытка обосновать необходимость признания субъектом производства освидетельствования только врача либо иного медицинского с...

Морально-этические аспекты взаимодействия суда и адвоката

Морально-этическое взаимодействие суда и адвоката — важная проблема в наше время. Автор исследует вопросы привлечения участников этих взаимоотношений к дисциплинарной ответственности за негативные проявления в адрес другой стороны. Указанный вопрос р...

Юридическая клиника в роли деятельности будущих юристов

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни, в которой каждому человеку необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. На сегодняшний день вопрос о бесплатной юридич...

Коммуникативный аспект профессиональной этики в работе медицинской сестры

В статье рассмотрена специфика профессии медицинского работника, которая изначально предполагает соблюдение норм морали и этики. Авторами подчеркивается, что понятия «этика» и «деонтология», «медицинская биоэтика» синонимичны, но по своей сути имеют ...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Профессиональная подготовка магистрантов в области экологической безопасности

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает равный доступ и возможности к развитию и обогащению экологической грамотности всех участников учебного процесса, развитию у них экологической безопасности. Основной целью изучения уче...

Похожие статьи

Роль этики и деонтологии в подготовке детского хирурга-стоматолога

Статья посвящена важности соблюдения вопросов этики и деонтологии в процессе обучения студентов в медицинском вузе. Особое внимание уделено выбору манеры общения будущего детского хирурга-стоматолога с пациентом, путям методологического усовершенство...

Взаимодействие ребенка-пациента и врача-стоматолога

В статье исследуются общие аспекты стоматологической помощи детям на стоматологическом приёме и ряд трудностей, с которыми сталкивается врач, которые обусловлены возрастными особенностями психики ребёнка и родителей. Чтобы приём прошёл качественно и ...

Актуальные проблемы уголовно-правовой оценки врачебных ошибок в условиях цифровизации современного общества

В статье автор исследует несоответствие законодательства и неурегулированность вопросов врачебных ошибок оказывают негативное влияние на интересы как пациентов, так и врачей, поскольку обе стороны не имеют должной защиты в случае ошибок. В целях защи...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Производство освидетельствования лица, сопровождающееся обнажением: правовой и этический аспекты

В статье анализируются правовые и этические стороны производства освидетельствования, сопровождаемого обнажением, предпринята попытка обосновать необходимость признания субъектом производства освидетельствования только врача либо иного медицинского с...

Морально-этические аспекты взаимодействия суда и адвоката

Морально-этическое взаимодействие суда и адвоката — важная проблема в наше время. Автор исследует вопросы привлечения участников этих взаимоотношений к дисциплинарной ответственности за негативные проявления в адрес другой стороны. Указанный вопрос р...

Юридическая клиника в роли деятельности будущих юристов

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни, в которой каждому человеку необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. На сегодняшний день вопрос о бесплатной юридич...

Коммуникативный аспект профессиональной этики в работе медицинской сестры

В статье рассмотрена специфика профессии медицинского работника, которая изначально предполагает соблюдение норм морали и этики. Авторами подчеркивается, что понятия «этика» и «деонтология», «медицинская биоэтика» синонимичны, но по своей сути имеют ...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Профессиональная подготовка магистрантов в области экологической безопасности

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает равный доступ и возможности к развитию и обогащению экологической грамотности всех участников учебного процесса, развитию у них экологической безопасности. Основной целью изучения уче...