Американский фактор в творчестве М. Горького на примере произведения «Город Желтого Дьявола» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.11.2016

Статья просмотрена: 548 раз

Библиографическое описание:

Карпова, О. Н. Американский фактор в творчестве М. Горького на примере произведения «Город Желтого Дьявола» / О. Н. Карпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 998-999. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34588/ (дата обращения: 17.12.2024).



Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде — прозаик, драматург, публицист.

В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начинает работать, сменив многих «хозяев». Только чтение книг спасало от отчаяния беспросветной жизни.

В 1884 приехал в Казань, чтобы осуществить свою мечту — учиться в университете, но очень скоро понял всю нереальность такого плана. Начал работать. Позже Горький напишет: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай... Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде».

В свои 16 лет он уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его путь. Начал вести пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян (с народником М. Ромасем в селе Красновидово). С 1888 начались странствия Горького по России с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа.

С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занялся литературным трудом, публикуясь в поволжских газетах.

В 1901–1902 написал свои первые пьесы «Мещане» и «На дне», поставленные на сцене МХАТа. В 1904 — пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары».

В революционных событиях 1905 Горький принимал самое активное участие, был заключен в Петропавловскую крепость за антицаристские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставил правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу. В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты «Мои интервью» и очерки «В Америке».

Публицистические произведения, созданные за границей в 1906 году, Горький объединил в два цикла, исходя из их жанровых особенностей. Первый цикл — «В Америке» составляют три очерка: «Город Желтого Дьявола», «Царство скуки», «МОК» и произведения второго цикла — «Мои интервью».

В произведениях первого цикла раскрывается преимущественно внешний облик американского города, обычаи и «развлечения» американца среднего класса. Это яркие художественные картины жизни.

Уже в самом заглавии первого очерка заключено обобщение, своеобразная художественная формула, вошедшая впоследствии в жизненный обиход при характеристике страны, где владыкой всего является доллар, золото Желтый Дьявол. Писатель создает символический образ этой страшной, «невидимой глазом холодной и злой силы» — кома золота, который «со сладострастным визгом и ужасающей быстротой» катится по улицам и, все увеличиваясь в объеме и весе, подавляет все: людей, их чувства, мысли, саму жизнь.

«О людях — страшно и больно говорить», — пишет Горький, — они — «темные куски пищи города», — ненасытного капиталистического ада. Писателя потрясло то, что люди в городе Желтого Дьявола привыкли ко всем ужасам этой жизни, с непостижимым терпением переносят их.

Именно поэтому для рассмотрения мы и взяли очерк под названием «Город желтого дьявола», так как в данном произведении более ярко показано отношение Горького к Америки в целом, как к стране, отношение к людям живущим в ней. Автор выразил всю гамму чувств от увиденного Нью-Йорка и показал необычайный по яркости и художественной силе образ власти золота.

«Это — свобода слепых орудий в руках Желтого Дьявола — Золота». Так автор говорит о мнимой свободе в которой живут американцы. Как мы видим из приведенный цитаты, Золото — это и есть сам дьявол. Страна порабощена деньгами и мыслью о них, стремлением заработать и иметь средства к существованию, забывая о духовности и нравственности. Погоня за деньгами и является смыслом всей жизни.

«Высокая женщина с большими темными глазами стоит у двери, на руках у нее ребенок, ее кофта расстегнута, бессильно повисла длинным кошелем ее синяя грудь. Ребенок кричит, царапая пальцами вялое, голодное тело матери…Она плотно сжала губы, этот человек живет воспоминаниями о пище, проглоченной им вчера, мечтой о куске, который он, может быть, съест когда-нибудь…». Женщина, как известно, это символ жизни и чистоты. Жизнь Американцев, глазами Горького, предстает пред нами нищей и голодной, думающей не о своем ребенке, а о том когда она сможет удовлетворить свою простейшую потребность — поесть. При всем ажиотаже перед деньгами и материальными ценностями, рабочий класс оставался неимущим. Погоня за золотом, жажда и власть золота пронизывают всю жизнь людей, но приходя к точке осознания своего существования, люди понимали, что ничего не имеют «за душой» и бессильны перед властью.

«Работа кончена, думать больше не о чем. Все думают только для хозяина, о себе думать нечего: если есть работа — будет хлеб и дешевые наслаждения жизнью, кроме этого, ничего не нужно человеку в городе Желтого Дьявола» — пишет Горький. Человек лишен всякой воли, американцу не нужно думать, за него это сделает государство. Страна пропитана бездуховностью и низким уровнем потребностей.

Слово «Золото» Горький дает с заглавной буквы, как что-то одушевленное, что имеет власть над обществом. Горький воспринял многомиллионный город как чудовищное порождение буржуазной цивилизации. Если труженики — это слепые орудия, то богачи — рабы Желтого Дьявола. И в том и в другом случае человек уничтожен, как личность. «Ком Золота — сердце города. В его биении — вся жизнь, в росте его объема — весь смысл ее».

«-Это кто? — тихо спросила девушка полька, изумленно указывая на статую Свободы. Кто-то ответил: — Американский бог…»

Слово «бог» автор намеренно пишет с маленькой буквы и это тоже не маловажно для нас: Горький показывает своё отношение к американскому символу свободы, а отношение это презренно. Он не воспринимает его так, как воспринимают его американцы, он старательно «заземляет» значение и величие данной конструкции: «…с ног до головы покрыта зеленой окисью», «холодное лицо слепо смотрит сквозь туман», «её мертвые глаза», «а кругом ничтожного куска земли», «как допотопные чудовища, огромные железные суда, мелькают, точно голодные хищники, маленькие катера». Все, что находится вокруг статуи, собственно, как и сама статуя, все ничтожно и малосущественно, все пронизано злобой, убогостью и грязью Попадая в Нью-Йорк, первое с чем мы сталкиваемся — это Статуя свободы, Максим Горький хотел, что в самых первых строк читатель понял, каким серым и унылым, злым и бездушным является этот город, это сердце Америки.

Ознакомившись с произведением Горького «Город желтого дьявола» в голове рисуется достаточно серая картина: город пропитан гнилью и нищетой, люди алчны и бездушны, не имеют своего внутреннего мира и личного «Я», а государство заботиться только о том, как бы посильнее набить свои карманы, принуждая среднего американца к беспросветному труду.

Основные термины (генерируются автоматически): желтый дьявол, Америка, город, Казань, Нижний Новгород, Статуя свободы.


Похожие статьи

Образное содержание концепта «Женщина» (на материале произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди»)

Заглавие как кодированная идея на примере книги А. Ахматовой «Подорожник»

Репрезентанты концепта «Любовь» в русском языке (на материале произведений Б. Л. Пастернака)

Оценочные универсалии публицистического стиля на примере работ В.Г. Распутина (10-е годы XXI века)

Преломление гендерных смыслов в общественно-политической проблематике пьесы «Гамлет-машина» Х. Мюллера

Цветовая символика и художественный образ (на примере пьесы Т. Уильямса «Трамвай “Желание”»)

Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи»)

Отражение идеи саморазвития в художественном произведении Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Текстообразующий потенциал художественного дискурса в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Художественно-эстетический опыт М. Шолохова (проблема выбора героя)

Похожие статьи

Образное содержание концепта «Женщина» (на материале произведения Ф.М. Достоевского «Бедные люди»)

Заглавие как кодированная идея на примере книги А. Ахматовой «Подорожник»

Репрезентанты концепта «Любовь» в русском языке (на материале произведений Б. Л. Пастернака)

Оценочные универсалии публицистического стиля на примере работ В.Г. Распутина (10-е годы XXI века)

Преломление гендерных смыслов в общественно-политической проблематике пьесы «Гамлет-машина» Х. Мюллера

Цветовая символика и художественный образ (на примере пьесы Т. Уильямса «Трамвай “Желание”»)

Особенности психологизма прозы И. А. Бунина (на примере цикла новелл «Темные аллеи»)

Отражение идеи саморазвития в художественном произведении Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Текстообразующий потенциал художественного дискурса в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Художественно-эстетический опыт М. Шолохова (проблема выбора героя)

Задать вопрос