О стиле Н. В. Гоголя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (316) июнь 2020 г.

Дата публикации: 29.06.2020

Статья просмотрена: 1638 раз

Библиографическое описание:

Цао, Фани. О стиле Н. В. Гоголя / Фани Цао. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 258-261. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72198/ (дата обращения: 16.11.2024).



Н. В. Гоголь — выдающийся писатель, один из родоначальников русской художественной сатиры XIX века, основатель литературы критического реализма. Его основные произведения: «Ревизор», «Мертвые души», «Петербургские повести», «Тарас Бульба» и пр. Автор этой статьи попытался изучить основные приемы, к которым прибегал писатель: экспрессивные образы, точные детали, гротеск. Фантастические сюжеты соседствуют в повестях и пьесах с реальными картинами — так писатель через частное и субъективное показывал типичное и общее. Сатира (антиидеал) помогали художнику-патриоту указывать на недостатки современного ему общества и надеяться на его перерождение.

Ключевые слова: Н. В. Гоголь, стиль, сатира, анализ, деталь, гротесковые образы.

  1. Прием абсурда, экспрессионизм

Китайских исследователей привлекает стиль Н. В. Гоголя, они видят в его произведениях прием абсурда (изображение нелепости, противоречащей здравому смыслу), абстракцию (изображение реальных образов через отвлеченные данности). Все это дает возможность говорить о Гоголе как о предтече экспрессионизма (хотя данное течение появилось уже в XX веке, в эпоху модернизма), который стремится к эмоциональному выражению действительности.

Экспрессионизм, как известно, — это одно из важнейших направлений современного искусства, отличающегося тем, что художник делает акцент на выражении своих чувств при игнорировании описания реальной формы объекта. Поэтому экспрессионизм часто сочетается с абстракцией и искажением реальности.

Русские писатели-патриоты, и Гоголь в частности, испытывали чувство тревоги (свойственное экспрессионизму) по отношению к настоящему и будущему своей Родины, ее народа. Вследствие этого литературная традиция, начатая Гоголем, зародила семена для развития экспрессионизма в XX веке. Внутренний закон развития литературы (демократизация, изображение «маленького человека», «униженных и оскорбленных») и внешняя социальная среда сформировали литературу, стремящуюся к экспрессионистской тенденции. Наиболее яркой художественной чертой русского экспрессионизма является его художественная комплексность, которая отражает синтез повседневной жизни, действительного существования и фантазии. Поэтому российские писатели-реалисты сочетают абстракцию и конкретность, реальность и ирреальное, материализм и мистику.

Сказанное относится ко многим произведениям Гоголя. Например, в повести «Нос» (созд. в 1833 г.) парикмахер Иван Яковлевич, который жил на Вознесенском проспекте, проснулся рано утром и нашел нос в хлебе. Этот нос принадлежал коллежскому асессору Ковалеву, который брился у цирюльника каждую среду и воскресенье.

Сам чиновник Ковалев также проснулся рано утром и обнаружил, что место, где был длинный нос, стало плоским. К своему величайшему удивлению, Ковалев чуть позже увидел собственную часть тела в «мундире, шитом золотом», и со шпагой на боку. Гоголь сообщает: «По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника». Как видно, Гоголь сочетает реальные петербургские топонимы (названия улиц, проспектов, храмов), детали современной ему одежды (сапоги, вышивка, шляпа, мундир, плюмаж) и невероятную фантастику, ибо нос садится в карету, едет в Казанский собор и там молится! Безусловно, это совершенно абсурдные ситуации, которые не могут произойти в жизни.

В повести «Нос» преувеличивается антропоморфная особенность человеческого органа — носа. С одной стороны, произведение переполнено точными описаниями нравов и быта, но, с другой стороны, оно кажется «абсурдным», потому что автор использовал элементы фантастического сюжета. Фантазия — это то, чего не было в реальности, но она, безусловно, имеет «тень реальности», так как искаженно расширяет ее, тесно интерферирует с ней. Писатель показал современного человека, занятого только своей внешностью (выбритый подбородок, например), бездуховного, при этом зараженного «гипнозом чина» и «миражами мундира». Гоголь описал данную ситуацию следующим образом: «История произошла в северной столице огромной страны, где нос неестественно отвалился, выдавая себя за форму государственного служащего пятого класса и бегая повсюду».

Итак, перед нами тонко выстроенная художником слова ситуация, где используется абсурд, но за ним просвечивает жестокая действительность, изображенная сатирически. Сюжет, конечно, вымышленный, но в этом вымысле столько правды и правды горькой! «Ненормальная» жизнь порождает ненормальные ситуации и подобное же поведение людей. Гоголь (как впоследствии и А. П. Чехов) изобразил своеобразную мечту чиновника: его «нос» делает молниеносную и головокружительную карьеру — предел вожделений людей, думающих о чинах и наградах. Моральные качества, этика, совесть не интересуют современников, и это заставляет писателя прибегать к подобным сюжетам.

Как видно, Гоголь не просто высмеял вульгарное социальное явление, он еще и указал на болезни своего времени, всей системы — бюрократической, чиновничьей, бездуховной. Помогает писателю в этом экспрессионистское видение мира, в основе которого художественный метод, существовавший, как видно, во все времена. Экспрессионизм базируется на субъективном восприятии мира как на отправной точке художественного выражения. Однако субъективная точка зрения рождает эмоцию, демонстрирующую объективную картину порочности и безнравственности (в данной повести). Отделив нос от его хозяина, Гоголь создал гротесковый образ, утвердивший и ничтожность чиновничества, и торжество пустоты (часть тела без головы).

  1. Мастерство детали

Гоголь — мастер создания точной и тонкой детали, и многие помнят классическое предложение: «У него всегда в кабинете книга, а закладка всегда на четырнадцатой странице. Он часто читал эту страницу…». Речь идет о Манилове, и этот штрих к его образу дал читателям наилучшее понимание лени персонажа. Читатель, как детектив, собирает сведения о персонаже и за вечно покрытым рогожей креслом видит беспечного помещика, который, по словам Гоголя, когда-нибудь разорится и сам того не заметит.

Не менее детально описана и Коробочка — «рачительная» помещица, у которой пятачок был положен к пятачку, а гривенничек — к гривенничку. Однако автор назвал ее «дубинноголовой», так как она сама напоминала пустую коробку

Не забудем, что в доме Собакевича каждый комод и шкаф напоминали о физических и умственных качествах своего хозяина. Его фрак («медвежьего цвета»), поворот головы, чрезмерный аппетит и жадность говорили о несомненном сходстве с медведем («средней величины»). Как видно, здесь детали создают невероятно яркий гротесковый портрет помещика, дворянина, владельца «крестьянских душ», чья звероподобная натура не внушает Гоголю-патриоту надежд на процветание его родины — крепостнической России.

Детали портрета Ноздрева, интерьера его жилища, всей усадьбы также представляют весьма распространенный тип помещика-игрока и кутилы: пустая конюшня (без лошадей, но с волчонком), обилие курительных трубок, выдранные во время драки бакенбарды (били за то, что плутовал в карточной игре). Писатель дополняет характеристику тем, что его герой «вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти и тому подобную чепуху». Беда в том, что такие горе-хозяева часто встречались в России того времени и «Ноздрев долго еще не выведется из мира».

Описание обстановки в доме Плюшкина также очень типично, так как насыщено точными деталями. Чичиков увидел различные предметы, и они были перечислены очень подробно: «маленькие кусочки бумаги», «мраморные пресс-папье с овальными ручками, уже зеленого цвета», «сломанные ручки на круге кресел», «чашка напитка…». К этому можно добавить бесконечные гвозди, старые подметки, тряпки и пр. Эта ветошь была подобрана на улице, и она соседствует с дорогими китайскими фигурками, прекрасным фарфором и хрусталем, напоминающими о былом благополучии богатого помещичьего дома. В данном случае деталь подчеркивает контраст между «живым» и «мертвым», говорит о той красоте, которая была погублена скаредностью.

  1. Сатира

Гоголь, как уже было замечено, часто прибегал к использованию сатиры. В XIX веке Россия (гоголевская Россия) была страной, нуждающейся в коренных реформах (которые состоялись уже поле смерти выдающегося писателя). Николаевское «мрачное тридцатилетие» не было ознаменовано ни экономическим ростом, ни демократическими свободами. В данной ситуации Гоголь сформировал литературный стиль, свойственный критическому реализму, которому сопутствует сатира. Будучи единомышленником А. С. Пушкина, а также вдохновляя писателей 1840-х годов («натуральной школы» — Н. А. Некрасова, В. Г. Белинского и др.), Гоголь тяготел к проявлению комического в искусстве, которое представляло собой поэтическое разоблачение явлений при помощи юмора, насмешки, сарказма.

Ранние «Вечера на хуторе близ Диканьки» еще полны фантазией, мистикой, комизмом, обогащенными картинами национальных нравов и обычаев. Фольклорная основа весьма ощутима в «Майской ночи…», «Страшной мести», где представлены экзотические для русского читателя характеры. В изысканной форме автор проповедует истину, добро и красоту, а также объявляет войну несправедливости и жестокости. В большинстве ранних произведений Гоголя царствует добрая ирония и юмор.

Однако уже в «Ревизоре» (1836) мы наблюдаем гиперболизм и более зрелую сатиру, так как автор ставит целью разоблачить все пороки реального мира, включая высшие классы чиновников, всю бюрократическую систему. Также писатель стремится показать бесправие обычных людей (например, в «Шинели»). Гоголь не боится открыто критиковать современное общество, и в этом ему помогают сатира, гротеск, сарказм. Абстрактный город N, изображенный в «Ревизоре», конечно же, ассоциировался со всей Россией, недаром после премьеры император Николай I заявил, что в пьесе «досталось всем», но больше всех — ему, царю.

Образы городничего-взяточника, нерадивых полицейских, глупого почтмейстера были невероятно живо и типологически верно созданы. Не менее реально были представлены системы здравоохранения и образования страны, что, конечно, призывало к их кардинальной и скорейшей перестройке.

Еще современники заметили, что в пьесе нет положительного героя (может быть, только смех?), но был внесценический персонаж, настоящий ревизор, который прибыл навести порядок в городе (в стране) «по именному повелению» — то есть по приказу представителя высшей власти. Таким образом, Гоголь обращает свою сатиру против недостатков всеобщих — в масштабе огромной страны, нуждающейся в прогрессе.

Заключение

Гоголь, несомненно, является мастером сатиры, гротеска и яркой детали, что сделало его писателем, который передал дух своего времени: изобразил типичные характеры в типичных обстоятельствах. Его произведения наполнены философскими раздумьям и при этом волшебными красками, что позволяло ему размышлять об искусстве, истории России, религии, подвергать острой критике и разоблачению пороки, восхищаться талантом русского человека. Используя экспрессионистские по своей сути образы, исходя из субъективного взгляда на мир (как отправной точки художественного выражения), опираясь на жизненный опыт, и превращая этот опыт в страсть, Гоголь разоблачал несправедливость, показывал человеческие страдания.

Используя подробное (детальное) описание, Гоголь фиксирует внимание читателя на современных нравах и быте, давая огромный материал грядущим культурологам. Одновременно писатель построил для нас мир, который наполнен фантазией, добром и гуманистическим пафосом. Он говорит об этом то серьезно и торжественно, то иронично и даже безжалостно, разоблачает нелепость и бессердечность. Мир Гоголя необычайно сложен, многомерен и красочен.

При анализе эволюции гоголевской сатиры мы понимаем, какой путь прошел автор-гражданин, который с напряженным вниманием следил за постоянно меняющимся внешним миром. Гоголя интересовали вопросы национальной экономики, мирового искусства, истории религии, философия. Судя по письмам и статьям писателя, его очень занимали проблемы улучшения благосостояния людей, повышения общего уровня культуры. Гоголевские сатира и юмор были направлены на то, чтобы найти наилучший путь для развития страны, позволить людям победить пороки и найти новые пути развития.

Произведения Гоголя не только имеют чрезвычайно высокую художественную ценность, но несли и несут глубокую социальную значимость, как в его время, так и сейчас. Мировая литература, безусловно, ориентируется на поэтику и проблематику произведений этого художника.

Литература:

  1. Лонг Фэй, Конг Янгэн, «Мастер иронии — Гоголь», Пекин: Коммерческая пресса, 1984.
  2. Шэнь Няньцзю, Сюй Женя, Полное собрание сочинений Н. В. Гоголя: том 3, «История Петербурга» [М]. Хэбэй: Hebei Education Press, 2002.
  3. Ван Цзясин, Исследование риторических особенностей русской литературы [М]. Пекин: Издательство Пекинского университета, 2004.
  4. Рен Гуансюань, «Краткая история русской культуры», Пекин: издательство Пекинского университета, 2011.
  5. Гоголь: «Старший министр», перевод Ман Тао, Пекин: Издательство народной литературы, 1990.
  6. Гоголь: «Мертвая душа», перевод Ман Тао и Сюй Циндао, Пекин: Издательство народной литературы, 1983.
  7. Гоголь: «Избранные произведения Гоголя», перевод Ман Тао, Пекин: Издательство народной литературы, 1984.
  8. Си Япинг, «Повествовательное исследование Гоголя», магистерская работа Нанкинского педагогического университета, 2014.
  9. Ю. Минцин, «Религиозная мистицизм в творчестве Гоголя», диплом магистра в университете Хэйлунцзян, 2001.
  10. Сюй Ле, «Духовное путешествие Гоголя», «Русская литература и искусство», № 2, 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): гоголь, писатель, Россия, выдающийся писатель, критический реализм, огромная страна, петербургский, прием абсурда, произведение Гоголя, художественное выражение.


Ключевые слова

анализ, сатира, деталь, стиль, Н. В. Гоголь, гротесковые образы

Похожие статьи

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Неординарность А.К. Толстого как личности, неоднозначность его историко-философских и политических взглядов, глубину нравственных его исканий помогает понять анализ его произведений, открывая перед читателями внутренний мир писателя, сложный и многоо...

Новаторство Н. В. Гоголя в области психологизма

Данная статья посвящена изучению новаторства Н. В. Гоголя в области психологизма. Писателем применялись разные способы использования данного приема. Это позволило автору создать оригинальных героев с проработанными характерами и душевными тайнами, чт...

Литературный анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза»

В статье делается попытка проанализировать драматическое произведение А. Н. Островского «Гроза», выстраивающая своё художественное целое посредством всякого рода контрастов (нравственных, психологических и бытовых), достигающих философского уровня.

Основные черты творчества В.Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка выявить основные черты творчества Валерия Брюсова. Мы приходим к выводу, что характерной чертой поэтики Брюсова является стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, его лирический субъект многолик и м...

Экфрасис и его роль в отражении идейно-эстетических взглядов В. В. Вересаева в рассказе «Состязание»

В статье рассматривается приём экфрасиса в рассказе В. В. Вересаева «Состязание». Отмечается, что использование экфрасиса способствует выражению идейно-эстетических взглядов писателя, его понимания сущности искусства. Автор статьи приходит к выводу, ...

Художественное городское пространство в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя

В статье анализируются художественное пространство Петербурга в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя, Автор акцентирует внимание на петербургский хронотоп, рассматривается его упрощение, смещение пространственных ориентиров.

Сатира в произведениях русских классиков

В статье анализируются произведения русских классиков на предмет обнаружения различных социальных и нравственных пороков, переданных с помощью художественных средств.

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Показуемая истина: роман «Идиот» Ф. М. Достоевского

Роман Достоевского полифонический, значит на пути поиска Истины есть возможность её не найти вовсе. Если дать определение Истины в корреспондентском ключе, то в таком раскладе мысль должна соответствовать своему предмету, но это не снимает вопросов в...

Образ студента в русской литературе XVIII–XX вв.

В статье исследуются стереотипные образы студенчества, создававшиеся отечественными писателями во второй половине XIX в. Показано, что русская художественная литература интенсивно формировала образ постоянно нуждающегося «бедного студента». Отмечаетс...

Похожие статьи

Концептуальная оценка А.К. Толстым истории развития России

Неординарность А.К. Толстого как личности, неоднозначность его историко-философских и политических взглядов, глубину нравственных его исканий помогает понять анализ его произведений, открывая перед читателями внутренний мир писателя, сложный и многоо...

Новаторство Н. В. Гоголя в области психологизма

Данная статья посвящена изучению новаторства Н. В. Гоголя в области психологизма. Писателем применялись разные способы использования данного приема. Это позволило автору создать оригинальных героев с проработанными характерами и душевными тайнами, чт...

Литературный анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза»

В статье делается попытка проанализировать драматическое произведение А. Н. Островского «Гроза», выстраивающая своё художественное целое посредством всякого рода контрастов (нравственных, психологических и бытовых), достигающих философского уровня.

Основные черты творчества В.Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка выявить основные черты творчества Валерия Брюсова. Мы приходим к выводу, что характерной чертой поэтики Брюсова является стилевая всеохватность, энциклопедизм и экспериментаторство, его лирический субъект многолик и м...

Экфрасис и его роль в отражении идейно-эстетических взглядов В. В. Вересаева в рассказе «Состязание»

В статье рассматривается приём экфрасиса в рассказе В. В. Вересаева «Состязание». Отмечается, что использование экфрасиса способствует выражению идейно-эстетических взглядов писателя, его понимания сущности искусства. Автор статьи приходит к выводу, ...

Художественное городское пространство в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя

В статье анализируются художественное пространство Петербурга в «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя, Автор акцентирует внимание на петербургский хронотоп, рассматривается его упрощение, смещение пространственных ориентиров.

Сатира в произведениях русских классиков

В статье анализируются произведения русских классиков на предмет обнаружения различных социальных и нравственных пороков, переданных с помощью художественных средств.

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Показуемая истина: роман «Идиот» Ф. М. Достоевского

Роман Достоевского полифонический, значит на пути поиска Истины есть возможность её не найти вовсе. Если дать определение Истины в корреспондентском ключе, то в таком раскладе мысль должна соответствовать своему предмету, но это не снимает вопросов в...

Образ студента в русской литературе XVIII–XX вв.

В статье исследуются стереотипные образы студенчества, создававшиеся отечественными писателями во второй половине XIX в. Показано, что русская художественная литература интенсивно формировала образ постоянно нуждающегося «бедного студента». Отмечаетс...

Задать вопрос