Трансформация типа «маленького человека» в русской литературе 1840-х годов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (392) декабрь 2021 г.

Дата публикации: 07.12.2021

Статья просмотрена: 843 раза

Библиографическое описание:

Морозова, Ж. В. Трансформация типа «маленького человека» в русской литературе 1840-х годов / Ж. В. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 50 (392). — С. 614-616. — URL: https://moluch.ru/archive/392/86417/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье попытаемся показать изменения образа «маленького человека» в произведениях писателей «натуральной школы» А. Д. Галахова, Я. П. Буткова.

Ключевые слова: маленький человек, социальное неравенство, писатели натуральной школы.

Тема «маленького человека» существовала еще до того, как была раскрыта в произведениях Н. В. Гоголя. Первое упоминание о «маленьком человеке» отмечается в произведениях А. С. Пушкина «Медный всадник» и «Станционный смотритель». Образ «маленького человека» представляется как бедный, оскорбленный высшими по чину людьми, доведенный до отчаяния человек, который ощущает свое бессилие перед жизнью и способный на протест. Данный протест всегда порождает определенная жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть. Пушкин открыл в бедном чиновнике новый драматический характер, а Гоголь продолжил развитие этой темы в петербургских повестях («Нос», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Шинель»). Но продолжил своеобразно, опираясь на собственный жизненный опыт.

Также проблема «маленького человека» получила свое отражение и в произведениях писателей «натуральной школы». Изучение его быта занимает центральное место в творчестве литераторов. Однако, рассмотрению подверглись лишь внешние проявления образа «маленького человека», в то время как внутренняя, духовная составляющая осталась неизведанной. Писатели «натуральной школы» уделяли внимание судьбе бедных и униженных людей, которых в то время было очень много.

Критики того времени возмущались по поводу пристального внимание к бедным и униженным людям. Негативная критика к «натуральной школе» просматривалась в лице «Северной пчелы» и «Библиотеки для чтения», которые в своих отзывах едко «обыгрывали» «бедность»; «Мы прочли этот роман и сказали: бедные русские читатели!» [2, с.107]; «бедный молодой человек! За что вы его так жестоко хвалите, так лестно браните»... [6, с.3]. Подобные мнения можно объединить формулой «бедный автор, бедный герой, бедные читатели», которая вызвана пониманием проблемы «маленького человека» и бедности вообще как надуманной, не стоящей пристального внимания, стремлением «из мухи делать слона» [2, с.99].

Достигнув определенного положения в обществе, зарекомендовав себя с самой лучшей стороны в департаменте, некоторые из «не дворян» начинали стыдиться своего происхождения, скрывать его от окружающих — так происходило разрастание амбиций «маленького человека». Так они из «маленьких» людей стремились выбиться в «большие», тогда им подходило уже другое название — «маленькие великие люди», которое было в ходу в 1840-е годы.

Так А. Д. Галахов являясь автором обзора «Русская литература за 1847 год», который был опубликован в «Отечественных записках», акцентирует внимание на прямой речи Владимира Петровича Венельского, который является главным героем произведения «Превращение».

Являясь учителем Московского женского пансиона, как отмечает А. Д. Галахов: «Венельский был человеком неглупым, но очень бедным» [4, с.179]. Учитывая то, что учитель в то время считался чиновником статской службы с небольшим жалованием, то данного героя можно отнести к «маленькому человеку». Тем не менее, Владимир Петрович расценивает свою бедность со стороны интеллигентного человека.

Также в произведении А. Д. Галахова «Превращение» можно найти и противоположное понимание образа «маленького человека», которое представлено здесь как «лишний человек». Так, Венельский является «маленьким человеком» лишь по своему социальному статусу. Бедность и «труд по привычке» будто бы и смиряют его с действительностью, которая отнимает у него «естественное право» на богатство, славу, счастье, однако, это смирение оказывается внешним, продиктованным лишь амбициями, его неудовлетворенностью жизнью.

Суть внутренних убеждений героя заключается в пословице «Бедность не порок, а хуже порока». Так Владимир Петрович испытывал любовные чувства к своей ученице Катерине Михайловне Страницыной, которая отвечала ему взаимностью. Однако, жениться на ней он не мог, так как у него отсутствовало хоть какое-то состояние. Но он решил сделать ей предложение, как только его финансовое положение изменится в лучшую сторону. Сложность состояла в том, что он обязан был помогать своей семье, решая проблемы относительно имения, которое было обременено долгами. Поэтому необходимость труда видится герою «обязательной губительной силой», «привычкой, обременяющей душу» [4, с.180]. В таком положении человеческое счастье — «законная принадлежность разумного существа» представляется ему чем-то нереальным, невозможным в молодые годы: «Разве счастье наше в забвении счастья?» [4, с.180]. Необходимость труда, на которую обрекает многих достойных людей бедность, — это самообольщение, когда, работая, человек не видит результатов своих трудов, но ждет их. Человек, воспринимая работу как необходимость, выполняя которую он не видит результатов, но непременно ждет их. Трагедия, по мнению автора и его героя, состоит в том, что однажды труженик теряет «живость наслаждений», не видит радостей там, где находил их раньше. А. Д. Галахов пишет: «Как смешны в это время кажутся похвалы бедности и нравственно-идиллические выходки противопоставления богатства! Нет! Надобно провести целые годы в несчастье, утратить свежесть сил в непрерывной борьбе с людьми и природой, долгими лишениями притупить врожденные таланты, не жить как следует в юности и трепетать при ожидании старости, — и тогда узнаешь всю важность довольства и все зло бедности, хотя бы эта бедность имела преспокойную совесть. Деньги — это могущественное достоинство человека, способ для нравственной жизни, посредствующая добродетель общества» [4, с.181].

Таким образом, как утверждает А. Д. Галахов, только те, кто низки духовно не могут заметить своей бедности, а просвещенный человек страдает от бедности больше, чем не тронутый «цивилизацией». Он не понимает, почему он, человек, который имеет все права на счастье: «и доброе сердце, и недюжинную голову, и честный труд, и добросовестную жизнь, лишен возможности быть счастливым по своему желанию» [4, с.185].

От материальной стороны также зависит и обретение счастья, семьи. В данном направлении представлен и финал повести «Превращение», то есть это история о том, как опускается человек, как «душевное безразличие» поглощает его и как «мелочность» приводит женщину к «ничтожности». Здесь прослеживается сходство с «маленьким человеком» Гоголя. Тем не менее, Н. В. Гоголь причину этого определял через духовную бедность, умственную нищету, в то время как А. Д. Галахов возлагал всю вину на законы все уничтожающей действительности.

Галахов находится на стороне Венельского, отмечая, что любой человек, который обладает личным достоинством, должен быть наделен благами цивилизации. Интеллигентское сознание тесно связывало безбедное существование с понятием счастья, что не позволяло рассмотреть проблемы духовной бедности и разобщенности людей, особенно мелких чиновников.

Писатель Я. П. Бутков получил свою известность благодаря выходу в свет сборника «Петербургских вершин», который был издан в двух книгах (в 1845 и 1846 годах). Э. Г. Багиров делает ряд интересных наблюдений, касающихся стиля произведений Я. П. Буткова, он говорит, что: «ценность его творчества в развитии русской литературы ученый видит в умении писателя избежать филантропичности и сентиментальности, а так же в раскрытии противоречий общества, социальных контрастов, в отражении современных ему проблем» [1, с.289].

Как утверждает М. С. Мейлах: «имя Буткова незаслуженно забыто, повести его даже не все собраны» [5, с.378]. Тем не менее, спустя время данная ситуация совершенно не изменилась.

Проанализировав сборник «Петербургские вершины» можно сказать, что образ «маленького человека» Я. П. Буткова этнографически принадлежит Петербургу. Характерной особенностью является изучение биографии героя, большое внимание уделено бытописанию, а также образу «маленького человека» до и после «испытания» его бедностью или богатством.

Повесть «Ленточка» Я. П. Буткова представляет нашему вниманию самый идеальный образ «маленького человека», который обладает маленькими радостями и печалями, мечтами о высоком и прекрасном. В данной повести происходит убеждение читателя в том, что не все «маленькие люди» страдают от бедности и социального неравенства.

Образ «маленького человека» в произведениях Я. П. Буткова имеет свои особенности. Он передается читателю через простодушных чиновников невысокого класса, которые довольны своим положением и достойно переживают трудности. Герои произведений обладают оптимистическим взглядом на жизнь, который отмечается и у самого автора.

Также Я. П. Бутков представляет образ «маленького человека» с мягким сердцем и характером, но с тяжелой судьбой и тех, кто уже опустился на самое дно общества. Их объединяет то, что физические и духовно падшие, нравственно преступившие однажды, герои считают себя невиновными.

В литературе писателей «натуральной школы» улавливается желание защитить «маленьких людей». Они осуществляли это посредством, как им казалось, гоголевского анализа действительности, взяв за основу повесть «Шинель», которая конкретно отображает быт и нравы чиновников, указывая на социальный конфликт произведения.

Таким образом, «великие маленькие люди» всегда стремятся казаться более успешными, что в достаточной мере отражено в произведениях писателей «натуральной школы». Однако, материальная составляющая образа «маленького человека» всегда преобладает над духовной, что лишает человека права выбора и заставляет идти к совершенству.

Литература:

  1. Багиров Э. Г. Яков Бутков (жизнь и творчество). — М.: Б.И., 1957. — С. 289.
  2. Булгарин Ф. В. Журнальная всякая всячина // Северная пчела. — 1846. — № 27. — 1 февр. — Отд. Фельетон. — С. 99–109.
  3. Брандт Л. В. Петербургский сборник, изданный Н. Некрасовым // Северная пчела. –1846. — № 25. — 30 янв. — Отд. Русская литература. — С. 84- 105.
  4. Галахов А. Д. Повесть Сто-одного. Превращение // Современник. — 1847. –№ 7. –Т. 4. — С. 111–192.
  5. Мейлах Б. С. Вопросы литературы и эстетики. — Л.: 1957. — С. 378.
  6. Сеньковский О. И. Бедные люди Ф. Достоевского // Библиотека для чтения. — 1846. — № 3. — Отд. Литературной летописи. — С. 1–52.
Основные термины (генерируются автоматически): бедность, образ, Петербургский, произведение писателей, Владимир, духовная бедность, необходимость труда, пушкин, русская литература, социальное неравенство.


Ключевые слова

социальное неравенство, маленький человек, писатели натуральной школы

Похожие статьи

Образ студента в русской литературе XVIII–XX вв.

В статье исследуются стереотипные образы студенчества, создававшиеся отечественными писателями во второй половине XIX в. Показано, что русская художественная литература интенсивно формировала образ постоянно нуждающегося «бедного студента». Отмечаетс...

Мечта и реальность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: П. Безухов и А. Болконский

В статье авторы пытаются понять работу механизма внутреннего самопознания героев Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».

Образ тургеневской девушки как прототип женского портрета героинь Э. М. Ремарка (на примере романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы»)

В данной статье рассматривается образ «тургеневской девушки» и его анализ в контексте популярной молодежной литературы XX-XXI вв. на примере романов Э. М. Ремарка «Три товарища» и «Жизнь взаймы». Обосновывается идея того, что именно героини И. С. Тур...

Появление персонажей русских революционеров в европейской приключенческой литературе конца XIX — начала XX века

Цель данного исследования — выявление закономерности одновременного появления на страницах романов А.Доде и А.Конан-Дойля персонажей русского революционного подполья.

Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответс...

Система персонажей романа «Соть» Л. Леонова

Статья посвящена анализу литературных портретов «людей труда» в романе «Соть» классика отечественной литературы — Л. М. Леонова. Автор статьи анализирует представленные Л.Леоновым два враждебных лагеря персонажей, и конфликт между людьми действия, ст...

Народничество в исторических взглядах классиков русской литературы (И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского)

Статья посвящена историческим взглядам классикам русской литературы на русское народничество.

Образ И. А. Бунина в современной художественной литературе

В статье рассматривается рецепция образа И. А. Бунина в художественной литературе конца XX — начала XXI веков.

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Эпическая драма в системе драматического рода рубежа XIX–XX веков

В статье рассматривается кризисные явления эстетической концепции новой драмы в начале XX века. Выявляется особенности использования эпических способов представления события в драме. Основное внимание уделяется пьесе М. Горького как философской разно...

Похожие статьи

Образ студента в русской литературе XVIII–XX вв.

В статье исследуются стереотипные образы студенчества, создававшиеся отечественными писателями во второй половине XIX в. Показано, что русская художественная литература интенсивно формировала образ постоянно нуждающегося «бедного студента». Отмечаетс...

Мечта и реальность в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»: П. Безухов и А. Болконский

В статье авторы пытаются понять работу механизма внутреннего самопознания героев Л. Н. Толстого в романе «Война и мир».

Образ тургеневской девушки как прототип женского портрета героинь Э. М. Ремарка (на примере романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы»)

В данной статье рассматривается образ «тургеневской девушки» и его анализ в контексте популярной молодежной литературы XX-XXI вв. на примере романов Э. М. Ремарка «Три товарища» и «Жизнь взаймы». Обосновывается идея того, что именно героини И. С. Тур...

Появление персонажей русских революционеров в европейской приключенческой литературе конца XIX — начала XX века

Цель данного исследования — выявление закономерности одновременного появления на страницах романов А.Доде и А.Конан-Дойля персонажей русского революционного подполья.

Филологический анализ текста на примере произведения А. П. Чехова «Смерть чиновника»

В данной статье анализируется рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Автор статьи, используя филологический подход к художественному тексту, показывает культурологический статус текста через взаимную обусловленность формы и содержания и их соответс...

Система персонажей романа «Соть» Л. Леонова

Статья посвящена анализу литературных портретов «людей труда» в романе «Соть» классика отечественной литературы — Л. М. Леонова. Автор статьи анализирует представленные Л.Леоновым два враждебных лагеря персонажей, и конфликт между людьми действия, ст...

Народничество в исторических взглядах классиков русской литературы (И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского)

Статья посвящена историческим взглядам классикам русской литературы на русское народничество.

Образ И. А. Бунина в современной художественной литературе

В статье рассматривается рецепция образа И. А. Бунина в художественной литературе конца XX — начала XXI веков.

Мифологическая структура романа П. Крусанова «Укус ангела»

В данной статье автор рассматривает жанровые особенности романа-мифа на примере произведения П. Крусанова «Укус ангела». Проанализированы способы мифологизации на сюжетном, образном, пространственно-временном, идейном уровнях организации текста. Авто...

Эпическая драма в системе драматического рода рубежа XIX–XX веков

В статье рассматривается кризисные явления эстетической концепции новой драмы в начале XX века. Выявляется особенности использования эпических способов представления события в драме. Основное внимание уделяется пьесе М. Горького как философской разно...

Задать вопрос