Содержание инновационной деятельностипредприятия.
Предприятия внедряют инновации, чтобы увеличить конкурентоспособность товара и обеспечить стабильный успех компании на рынке. В связи с этим одно из главных направлений в стратегическом управлении предприятием — это управление инновационной деятельностью.
Инновационная деятельность компании нацелена на НТП (научно-технический прогресс), а именно на применение его результатов, чтобы повысить результативность производства, и обеспечить конкурентоспособность товара и фирмы в целом. Достичь этого можно детально разработав цели инновационной деятельности, основываясь на стратегические программы компании. Основными аспектами инновационного менеджмента являются стратегия и техническая политика инноваций (нововведений), а также конкретные меры по их осуществлению.
Нововведения включают в себя:
‒ незнакомые потребителям блага (новый продукт, услуга);
‒ незнакомый способ создания продукта или услуги;
‒ использование, неприменяемых ранее материалов и элементов;
‒ приобретение нового источника сырья и энергии;
‒ нововведения в организации (охват новых рынков, новые способы финансирования и другое).
Инновация (нововведение) — это какие-либо объекты или мероприятия, появившиеся в организации после научных исследований или открытий или изобретений и имеющие принципиальные различия с предыдущим аналогом.
Инновация подразумевает более высокий технологический уровень, новые потребительские качества товара или услуги в сравнении с предшествующими продуктами. Термин «инновация» используется со всеми новшествами предприятия, включая производственную, организационную, финансовую, научно-исследовательскую и многие другие сферы деятельности. Кроме того, понятие «инновация» можно отнести к любому улучшению, которое обеспечивает сокращение затрат или создает условия для такой экономии. Инновации принято разделять на две основные группы: технические и организационные.
Технические нововведения описывают: новыми продуктами, новыми технологиями или новыми услугами. Зачастую для успеха компании необходим совместный эффект, который можно получить внедряя новый продукт, новую технологию и новые услуги одновременно. Технические инновации также классифицируются в зависимости от суммы капитальных расходов, от сроков окупаемости и от их воздействия на формирование отдельной компании или отрасли. Тогда их разделяют на базовые и прикладные инновации, инновации, связанные с улучшением продукта, технологии или услуги и модификационные инновации. Самое весомое воздействие, связанное с успехом компании экономики вообще оказывают базовые инновации, которые связанны с формированием НТП. В тоже время на практику промышленного предприятия влияют нововведения по совершенствованию продукта и наименьшее влияние в этом случае оказывают модификационные инновации.
Главными объективными предпосылками (первопричинами) появления технических нововведений являются современные технические возможности и современные потребности, на которых основываются две популярные модели новаторского процесса. Анализ итого в рассмотрения предпосылок разных инноваций в разных областях и в разных государствах свидетельствует о том, что потребности намного важнее, чем новый технический потенциал в формировании процессов по нововведениям. Но в тоже время, основываясь на практике можно сделать вывод, что, чтобы добиться успеха, важно учитывать и своевременно применять обе первопричины и соответствующие инновационные модели.
Организационные нововведения окупаются, как правило, быстрее технических и поэтому также имеют важное значение для успеха предприятия. К ним относят: нововведения в организацию производства, новые методы маркетинга, финансовые нововведения, новые методы управления, структурные нововведения, нововведения, относящиеся к изменению конкуренции, характеристики сегментации рынкаи другие нововведения.
Инновационным процессом охватывается цикл от появления идей до их воплощения на практике и состоит из:
1) научного изучения и поиска данных, таких как новые процессы, системы и устройства, новые виды обработки и методы производства технических предметов, новые формы и методы управления производством;
2) научного исследования о том, как разрабатывать новые изделия, новые технологии, новые формы и методы организации производства, а также исследования, связанные с опытно-конструкторскими и технологическими разработками;
3) создания и проведения необходимых испытаний, которые охватывают опытные и головные промышленные образцы новой техники, приборов, машин.
Сущность инновационного менеджмента.
Разберемся, что же такое инновационный менеджмент. Данным понятием принято называть управление инновационной деятельностью фирмы, основываясь на принципах функций и методов управления, с целью достичь его(предприятия) главных целей.
К целям инновационного менеджмента можно отнести:
- Создание и внедрение новых товаров или услуг.
- Изменение и улучшение продуктов, которые уже производятся.
- Улучшение и модернизация производства основных видов продуктов и услуг фирмы.
- Формирование условий для того, чтобы обеспечить наиболее эффективную деятельность и повысить конкурентоспособность компании.
Создавая определенные цели инновационного менеджмента, мы можем заметить связь с научно-технической политикой компании.
Научно-техническая политика всегда направлена на осуществление важнейшей цели предприятия, а именно: удовлетворить желания потребителей, отраженных в качестве и количестве продукции, при этом сократить затраты в разработке и производстве.
Особенностью современного этапа развития и обеспечения эффективности инновационной деятельности является создание единых комплексов исследований, разработки и производства в корпорациях и крупных фирмах. Уже в 80е годы, четко проявилась тенденция переориентации и направленности научно-технической и производственно-сбытовой деятельности, произошло формирование и реализация инновационной политики крупных предприятий и корпораций. Это нашло отражение в стремлении повысить долю наукоемких продуктов в номенклатуре (ассортименте) выпускаемых продуктов, что позволяет предприятию дополнительно расширить сопутствующие технические услуги (инжиниринговые, консультационные, лизинговые и другие), а также снизить издержки производстватрадиционных продуктов.
Возникшие тенденции отображают стремление транснациональных корпораций удержать лидерство в определенных секторах рынка, монополизировав выпуск наукоемких изделий и обеспечив ускоренную амортизацию капитала, а также обеспечив повышение конкурентоспособности традиционной продукции, значительно сократив издержки производства.
Основные задачи процесса создания нового продукта
Продукт, имеющий новые свойства, производимый с целью пополнения уже существующего ассортимента называется новым.
Новое изделие может представлять собой или кардинально новый продукт, или комбинацию новых способов производства и (или) приспособлений без модификации самого продукта. Важно отметить, что простые улучшения уже выпускаемых товаров новыми изделиями не являются.
Вовремя производства нового изделия основными целями инновационного менеджмента будут являться:
- Формирование главной цели изучения и производства нового товара.
- Установление сроков осуществления неотъемлемых исследований и создания нового изделия и, конечно, сроков запуска его в производство, учитывая необходимость в обеспечении необходимыми ресурсами.
- Оценка итогов в виде особых практических целей производства и уменьшение сроков выпуска новой продукции на рынки.
- Обеспечение исполнения процесса производства новой продукции и организация ее производства в конкретные сроки и с учетом имеющихся ресурсов.
Сформулировав цели инновационного менеджмента в области производства новой продукции можно определить направление сбора информации и выработки предложений, что переходит в настойчивый поиск новых возможностей и мотивирует всех участников инновационного процесса.
Основными задачами по созданию новой продукции являются следующие этапы реализации инновационного процесса:
1) разработать новые технические решения задач — создать изобретение;
2) провести научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки (НИОКР);
3) организовать серийное производство новой продукции;
4) подготовить и организовать сбыт;
5) внедрить новый товар (продукт) на рынок;
6) закрепить на новых рынках, с помощью регулярного улучшения технологий, повысить конкурентоспособность продукции.
Основная задача инновационной деятельности — обеспечить конкурентоспособность и долговременный успех фирмы. Мы видим, что инновации на прямую связанны с маркетинговой деятельностью фирмы.
Особо тесно взаимодействуют службы НИОКР и службы маркетинга в фирмах, которые выпускают наукоемкие продукты. Подразделения исследований и разработки на них превращаются в транс форматоры идей и разработок, которые исходят от потребителей, но также кроме того принимают активное участие в разработке программ маркетинга по продукту. При этом между подразделениями маркетинга (которые изучают потребности и потребительские требования на рынке, а также разрабатывают маркетинговые программы) и НИОКР существует обратная связь, которая позволяет в процессе разработки максимально учитывать требования потребителей и, опираясь на них применять технико-экономические показатели новой продукции к конкретному рынку.
Основные этапы инновационного процесса
Для успешного проведения процесса инноваций необходимо выполнить обязательные последовательные этапы: систематизировать поступающие идеи нововведений, сформировать идеи нового продукта, проанализировать экономическую эффективностьнового продукта, создать новый продукт, протестировать новый товар на рынке, принять решение о запуске нового продукта в производство.
На начальном этапе процесса инноваций необходимо систематизировать поступающие идеи нововведений. Деятельность предприятия, такая как, например, маркетинговая или научно-исследовательская способствует накоплению идей для дальнейших инноваций и их систематизации. Как только появляется возможность или необходимость для нововведений запускается цикл инноваций.
Во время первого этапа инновационного цикла необходимо:
1) Собрать информацию, которая охватывает технологические изменения на рынке, нововведения, которые поступили из отделов НИОКР и маркетинговых служб в производственных отделениях. Изучить и проанализировать пожелания, требования и рекламации, которые поступили от потребителей в сбытовой аппарат предприятия, а также от торговых посредников и покупателей. Накопить информацию о допустимых потенциалах компании в областях, связанных с разработкой и освоением новых продуктов.
2) Определить виды риска, уровни их воздействия на предполагаемый результат производства и введения новшеств.
3) Собрать и проанализировать информацию о целевых рынках и возможных вариантах их развития, которые имеют отношение к нововведениям.
Для того, чтобы сформировать идею для новой продукции необходимо выбрать идею ее создания, которую можно реализовать. Данный этап включает рассмотрение всех выявленных идей, и выбор наиболее подходящей. Необходимо учитывать ресурсы и возможности, а также выгоду, которая будет получена после того, как новое изделие будет реализовано.
Для этого необходимо:
1) предварительно оценить возможности коммерческой реализации и идей;
2) оценить практически реализуемость идей;
3) определить степени технологического единства новой продукции и стандартных изделий компании;
4) оценить соответствие нового продукта имиджу компании и ее стратегическому развитию;
5) определить патентную чистоту идеи новой продукции.
Для успешного проведения анализа экономической эффективности новой продукции необходимо оформить идею как инвестиционный проект по созданию нового изделия с проведением его предварительной оценки. Для того чтобы сформулировать проект нужно определить технико-экономические характеристики продуктов (проектов), оценить их качество и потребительские свойства. После чего важно грамотно оценить (спрогнозировать) потенциальный рыночный спрос и объем сбытапредлагаемой продукции. Эти действия позволяют сформировать предварительную программу по созданию новой продукции и ее освоению в производстве. Основываясь на данную программу далее необходимо провести оценку и выявить сколько необходимо инвестировать для создания и организации производства этой продукции, а также определить срок окупаемости. Учитывая всю собранную информацию на финальном этапе нужно проанализировать и оценить рентабельность (прибыльность) производства новой продукции и разработать программу маркетинговой деятельности для этой продукции.
Для создания новой продукции руководству предприятия необходимо принять соответствующее решение, основываясь на маркетинговые программы этой продукции, которые содержат полную информацию о продукте, учитывая технико-экономические расчёты его рентабельности, анализ данных о рынке сбыта и влияние выпуска этой продукции на совокупные экономические результаты производственной деятельности предприятия.
Вся деятельность предприятия, связанная с освоением в производстве, входит в данный этап, в ходе которого необходимо:
1) Разработать программу или конкретный проект по созданию новой продукции.
2) Реализовать программу (проект).
3) Создать экспериментальный образец и провести его испытания, чтобы проверить его технические характеристики, технологии изготовления, проверки безопасности, в том числе экологической и т. д.
4) Определиться с названием, товарным знаком, дизайном, упаковкой, маркировкой и решением иных вопросов, которые относятся к оформлению новой продукции как товара предприятия.
Далее предстоит протестировать новый товар на рынке по таким параметрам, как цена и другие коммерческие условия на ограниченном рынке в ограниченные сроки (но не менее 3х месяцев).
После окончания тестирования выявляются:
1) каналы для дальнейшей реализации, с наибольшим экономическим эффектом для предприятия;
2) средства и методы PR-компании для новой продукции;
3) способы технического обслуживания продукции (гарантийный и послегарантийный ремонт) и иные вопросы реализации продукции на целевом рынке.
Инновационный цикл выпускаемой продукции завершается принятием решения о ее внедрении в производство. Маркетинговая программа по производству в данном случае является основой принятия. Чтобы разработать и принять такую программу нужно учитывать маркетинговые программы каждого продукта и результаты их тестирования на рынке.
Литература:
- Финансовая глобализация: за и противКарцева Н. С., Анисимова Ю. А. Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 424–426.
- Методика инновационного проектирования продуктаШапагатов С. Р., Карцева Н. С., Игнатьева Е. В. Молодой ученый. 2016. № 3 (107). С. 646–650.