Применение Web-квест технологии как современной модели обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 31.08.2016

Статья просмотрена: 494 раза

Библиографическое описание:

Медведева Я. С. Применение Web-квест технологии как современной модели обучения // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 136-139. — URL https://moluch.ru/archive/121/33460/ (дата обращения: 22.10.2018).



Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов направлено на формирование основных качеств учащихся, как инициативность в изучении новых знаний и дисциплин, развитие и модернизация уже имеющихся навыков и умений, желание расширить практическую сферу использования полученных знаний. Главный приоритет получает умение ориентироваться во много информационном потоке, способность активно выявлять необходимые познания, актуализировать их и применять в собственной деятельности, увеличивая эффективность интеллектуальных возможностей и формируя направленность к самостоятельному определению выбора в затруднительных ситуациях. Это затрагивает вопрос совершенствования и становления познавательной независимости обучающихся в учебном процессе, определяет важность поиска различных путей разрешения поставленных задач при рассмотрении отдельных предметов.

Наиболее новым актуальным способом усовершенствования образовательных ресурсов, напрямую зависящих от информационных технологий, становится применение Web-квестов. Основателем данной инфотехнологии является профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего Берни Додж.Ученый проводил разработки инновационных приложений Интернета для интеграции в процесс обучения при изучении различных предметов. Додж утверждал, что Web-квест составляет некое суперсредство обучения, подразумевающее применение творческого подхода, другими словами, является проблемным заданием с элементами ролевой игры, для реализации которого потребуются Интернет ресурсы. Берни Додж определяет основные направления Web-квестов:

− по длительности выполнения: краткосрочные и долгосрочные;

− по предметному содержанию: монопроекты и межпредметные Web-квесты;

− по типу заданий [3].

В данной статье мы рассматриваем определенные специализированные Web-квесты. Их предназначение определяет работу учащихся на завершающем моменте изучения определенной темы. Заданная форма деятельности позволяет систематизировать и обобщать знания, приводя их в единую целостную систему. Речь идет о формировании в ходе самостоятельной деятельности учащихся при освоении различных дисциплин потенциала Web-квестов общеобразовательного предназначения. Понятие «квест» является достаточно близким для молодежи. Под данным определением понимается «игра», где респонденту необходимо прийти к поставленной цели, используя собственные познания и компетенции и прибегая к услугам интернет ресурсов. Применение Web-квест технологий благоприятствует увеличению гуманитаризации процесса образования. Привлечение обучающихся к исследовательской работе на основе Web-квестов в ходе овладения предметами гуманитаризации служит источником незамедлительного приобщения их к общекультурным ценностям.

Можно прийти к выводу, что Web-квест — это сайт в интернете, включающий обязательные данные по выбранной теме образовательного предмета, где найденная информация раскрывается в виде гиперссылок на те web-страницы, где она расположена.

Изучая разные ресурсы по текущей теме, было обнаружено, что М. А. Ботвенко выделяет такие характеристики Web-квеста: «Веб-ресурсы представляются ключом получения ответов на возникшую проблему. Аналогичные упражнения располагаются на веб-сайтах, где в виде ссылок регистрируются каталоги источников. Веб-квест характеризуется задачами повышенной сложности, для решения которых необходимо применять различные игровые роли. Веб-сайт, сформированный сознательно для создания квест технологий, призван строить поэтапный план работы учащихся. Сайт заключает в себе данные следующего рода: единое представление и цели квеста, этапы и время на реализацию полученных заданий, демонстрацию результата, перечень источников. Устное представление, презентация на компьютере, веб-страницы могут представлять полученные результаты» [4].

Другой автор Т.Марч утверждает, что Web-квест — это организованное учебное строение, применяющее ссылки на основные источники в интернете и аутентичную задачу с тем, чтобы увеличивать побудительные мотивы учащихся к экспериментальной деятельности по выявлению затруднений с неординарным разрешением, формируя стремление учеников к индивидуальным занятиям и способности сортировать найденную информацию. Выполнение поставленных задач способствует пониманию и восприятию тематических связей, развивает способность самостоятельного анализа над собственным познавательным процессом [4].

Изучая структуру учебного материала, поставленные цели и задачи обобщающе-систематизирующего этапа рассмотрения учебного материала и педагогического опыта по развитию и формированию самостоятельности учеников, можно прийти к выводу, что структура тематического образовательного Web-квеста должна включать следующие компоненты: теоретический и практический материал, исследовательские задания, исторические справки и сведения, возможные ошибки и заблуждения. Из этого можно прийти к выводу, что структура Web-квест представляет собой:

− введение — основная информация, содержащая ключевые слова и основные вопросы, требующие решения;

− задание — ставит перед обучающимися серию последовательных действий с целью поиска ответа на поставленные задачи;

− процесс — содержит указания для решения задач и для отбора информации;

− оценка — содержит анализ восприятия деятельности учащихся в соответствии с определенными требованиями;

− заключение — подведение итогов, включающих этап рефлексии.

Фундаментом любого Web-квеста должны быть поисково-познавательные задания, отвечающие следующим требованиям:

− совершенствование исследовательской предприимчивости учащихся к различным предметам;

− формирование навыков работы с интернет-ресурсами в процессе поиска информации;

− расширение уже имеющихся познаний и приобретение новых умений;

− структуризация и систематизация пройденного материала;

− поисково-собирательная направленность.

Образовательная технология Web-квест базируется на конструктивистском подходе к обучению. Данный подход рассматривает педагога как консультанта в проблемно-поисковой и исследовательской деятельности, помощника в затруднительных моментах, с которыми сталкивается учащийся. Учитель способствует возникновению условий для самостоятельной активной работы учащихся и поддержанию собственной инициативы учеников. Все это создает условия для равноправного участия обучающихся в процессе обучения, возводя на них ответственность за полученный результат в ходе самостоятельной работы.

Педагоги большее внимание уделяют применению современных технических достижений в сфере образования. Благодаря данной образовательной технологии возникает возможность быстрого прослеживания метапредметных результатов с дальнейшим их исправлением и совершенствованием, если точнее:

− правила участия в дискуссии;

− четкое формулирование и изложение собственной точки зрения;

− поиск и отбор необходимой информации;

− восприимчивость к учебно-познавательной деятельности;

− критическая и аналитическая оценка приобретения материала и установка причинно-следственных связей [1].

Положительной стороной использования Web-квеста является выявление профессиональной ориентации: испробовав себя в определенной роли, учащиеся приобретают возможность определения дальнейшего выбора профессии, так как технология Web-квеста первоначально основывалась на применении деятельностного подхода.

В процессе установления единой структуры образовательной тематики Web-квеста главным принципом становится то, что в ходе его выполнения занимавшиеся могли бы создавать собственные представления о всемирном информационном пространстве и его вспомогательном потенциале для сферы образования, справляться с учебно-познавательными упражнениями в неординарных ситуациях. Данные занятия позволяют создать обстановку психологической раскрепощенности учеников, возникает вероятность сочетания динамичного отдыха с овладением компьютерных технологий. Одновременно обучающиеся обогащают умственный багаж в естественной обстановке и во взаимодействии с одноклассниками, учатся справляться с возникающими затруднениями и вопросами. Это создает благоприятную образовательную атмосферу для формирования познавательной активности обучающихся и гуманитаризации обучения, что является соответствием для требований федерального государственного образовательного стандарта [2].

Выполнение проектной деятельности с помощью сетевых ресурсов несет в себе ряд достоинств, а для педагогов, впервые применяющих интернет на занятиях, технология Web-квест — оптимальная простая возможность научиться использовать глобальную сеть Интернет в процессе обучения.Ещё при этом можно отметить следующие аргументы в пользу Web-квест технологии:

a. педагог получает возможность наглядного образца исследовательской работы;

b. прототип занятий с Web-квестами применяют множество учителей разных населенных пунктов и городов, что обогащает сеть интернет их собственными уникальными разработками, которые можно просматривать, развивая свои идейные направления в построении различных учебных проектов.

Но и имеет ряд недостатков:

a. отсутствие возможности регламентации деятельности обучающихся за компьютером;

b. необходимость определенного уровня подготовки работы с компьютером;

c. возникновение технических сбоев; г) низкий уровень безопасности интернет пространства;

d. создание Web-квеста является достаточно трудоемким и непростым занятием.

Главная задача современного образования — улучшение разнообразия видов и форм устройства учебной деятельности, предоставляющее возможность существенно увеличить образовательные возможности обучаемых, осуществить выбор и реализацию индивидуальной деятельности в открытом образовательном пространстве. Наш век испытывает потребность в новых подходах к образованию. Формирование самостоятельного критического и творческого мышления обучающихся должно стать основополагающей обучения. Поэтому каждый самостоятельно должен принимать решение о способе получения образования.

Литература:

  1. Смирнов В. И. Общая педагогика: Учебное пособие / В. И. Смирнов. — 2-е изд., перераб., испр. и доп. — М.: Логос, 2002. — 304 с.: ил.
  2. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. – М.: Знание, 1979. — 96 с.
  3. http://myenglish2012.ru/web-quest
  4. http://www.ict.edu.ru/ft/004676/sec6.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): процесс обучения, исследовательская работа, учебный материал, сфера образования, найденная информация, возможность, задача, интернет.


Похожие статьи

Исследовательское обучение как средство формирования...

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу студентов, придав ей исследовательский

Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского...

Использование современных информационных технологий...

- реализации возможностей интеллектуального управления ходом учебного процесса, что позволит

- расширение сфер деятельности, ведущим к необходимости решать разнообразные профессиональные задачи: проектные, исследовательские, технологические и т. д.

Использование средств информационных технологий при...

Электронные информационные ресурсы в Интернете открывает широкие возможности при организации НИРС в образовательном процессе, которые

 списки рассылки — для рассылки общей информации научно-исследовательской работе и организации их обсуждений

Организация исследовательской деятельности с использованием...

– — использовать готовые электронные учебные материалы

– — осуществление поиска нужной информации в сети Интернет в процессе подготовки к урокам, а также

Выполнение такого вида исследовательской работы может решить вопросы, в процессе которых учащиеся

Влияние развития информационных технологий на процесс...

Его цель — совершенствование учебно-методической работы в учреждениях образования

Последнее время интерес педагогов вызывает научно-исследовательская деятельность.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, Казахстан, Интернет...

Использование информационных технологий в процессе обучения

Также, необходимо отметить, что процесс компьютеризация обучения сталкивается с рядом проблем.

В условиях модернизации образования все больше последователей находит идея усиления

Работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание)

Использование информационно-коммуникационных технологий...

- обеспечение учебного процесса современными материалами

- активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности

Роль информационно-коммуникативных технологий...

Стремительный процесс информатизации системы образования позволяет использовать

Фрагмент обучения может быть построен для решения и других задач учебного процесса

Действенным средством становления интереса к исследовательской деятельности...

Использование информационных технологий на уроках математики

учебный процесс, интерактивная доска, компьютер, работа учителя, объяснение нового материала, обучение, образовательный процесс, наглядная форма, ИКТ, ICT.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Исследовательское обучение как средство формирования...

Главная особенность исследовательского обучения – активизировать учебную работу студентов, придав ей исследовательский

Содержание и организация мероприятий, необходимых для оценки и управления процессом решения задач исследовательского...

Использование современных информационных технологий...

- реализации возможностей интеллектуального управления ходом учебного процесса, что позволит

- расширение сфер деятельности, ведущим к необходимости решать разнообразные профессиональные задачи: проектные, исследовательские, технологические и т. д.

Использование средств информационных технологий при...

Электронные информационные ресурсы в Интернете открывает широкие возможности при организации НИРС в образовательном процессе, которые

 списки рассылки — для рассылки общей информации научно-исследовательской работе и организации их обсуждений

Организация исследовательской деятельности с использованием...

– — использовать готовые электронные учебные материалы

– — осуществление поиска нужной информации в сети Интернет в процессе подготовки к урокам, а также

Выполнение такого вида исследовательской работы может решить вопросы, в процессе которых учащиеся

Влияние развития информационных технологий на процесс...

Его цель — совершенствование учебно-методической работы в учреждениях образования

Последнее время интерес педагогов вызывает научно-исследовательская деятельность.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, Казахстан, Интернет...

Использование информационных технологий в процессе обучения

Также, необходимо отметить, что процесс компьютеризация обучения сталкивается с рядом проблем.

В условиях модернизации образования все больше последователей находит идея усиления

Работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание)

Использование информационно-коммуникационных технологий...

- обеспечение учебного процесса современными материалами

- активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности

Роль информационно-коммуникативных технологий...

Стремительный процесс информатизации системы образования позволяет использовать

Фрагмент обучения может быть построен для решения и других задач учебного процесса

Действенным средством становления интереса к исследовательской деятельности...

Использование информационных технологий на уроках математики

учебный процесс, интерактивная доска, компьютер, работа учителя, объяснение нового материала, обучение, образовательный процесс, наглядная форма, ИКТ, ICT.

Задать вопрос