Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2015)

Дата публикации: 29.04.2015

Статья просмотрена: 3474 раза

Библиографическое описание:

Деменцова, В. И. Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся / В. И. Деменцова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7980/ (дата обращения: 18.04.2024).

Новые технологии прочно вошли в нашу жизнь, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Всё чаще общение происходит виртуально: чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте. Для приобщения учащихся к информационной культуре мы используем широкие возможности, которые предоставляет нам Интернет.

Важно объяснять учащимся, что в жизни необходимо за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать огромное количество информации. Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, помогает преподавателю в решении этой задачи. Использование компьютера во внеурочной деятельности и на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Опыт моей работы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.

При изучении научной литературы можно обратить внимание на множество исследований, касающихся развития познавательного интереса учащихся, как важного средства активизации обучения. В работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Ю. К. Бабанского, А. К. Занкова и др. изучалась его роль в формировании общей направленности личности учащегося, выявлялись периоды наиболее интенсивного развития этого качества личности.

Одним из приоритетных средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у учащихся, наряду с традиционными средствами, признается использование информационно-коммуникационных технологий. Большое значение придается проблеме внедрения компьютеров в учебно-воспитательный процесс для оптимизации процесса организации различных форм и методов самостоятельной деятельности учащихся.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу, распространение, раскрытие).

Информационные технологии — это совокупность методов и программно — технических средств, призванная снизить трудоемкость процесса использования информации. Это методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология — это процесс подготовки и передачи информации, средством осуществления которых является компьютер.

К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи.

Информационные технологии можно классифицировать по их функциональному назначению. А. В. Дворецкая выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, обучающие игры и развивающие программы, дидактические материалы, программы — тренажеры, системы виртуального эксперимента, электронные учебники, электронные энциклопедии.

Презентации — это наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Презентации — это электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия пользователя. В своей практике я активно использую презентации при изложении теоретического материала.

К типу обучающих игр и развивающих программ относят интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, учащиеся развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Дидактические материалы — сборники методических указаний по выполнению практических работ, схемы, таблицы, примеры рефератов, представленных в электронном виде, в виде простого набора файловых текстов.

Программы — тренажеры выполняют функцию дидактических материалов. Современные программы — тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках, например, программируемый тест.

Системы виртуального эксперимента — программные комплексы, позволяющие проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по соображениям безопасности, финансовом соображениям.

Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или некоторые уже перечисленные типы обучающих программ.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В таких энциклопедиях удобная система навигации на основе гиперссылки; возможность включать в себя аудио и видеофрагменты.

Средство наглядности, как ведущее средство в обучении, обеспечивает полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью.

Мультимедиа — современная компьютерная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графические изображения и анимации.

Использование мультимедиа способно не только сформировать у учащихся представление о функционировании и роли средств информационной коммуникации в нашей жизни, но и дает уникальное средство для саморазвития. Учащиеся могут не только использовать новые технологии в учебном процессе, но и систематизировать, синтезировать знания и умения, формировать особую, медиа культуру.

Баженова в своей статье выделяет то, что человек, вступая в компьютеризированный мир должен знать теоретические основы информатики и уметь применять компьютер в своей профессиональной деятельности.

Очевидны достоинства проведения уроков с использование ИКТ. Это и усиление наглядности, и то, что изложение материала сопровождается вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего. Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, что способствует повышению качества усвоения учебного материала.

Информационно-технические средства обучения (ИТСО) позволяет в комплексе воздействовать на органы чувств, развивать мышление, активизировать творческие способности, активизировать познавательный интерес к занятиям, а в целом воспитывать и формировать образованных граждан нашего общества. Самое эффективное и наиболее эмоционально действующее средство наглядности — кино. Учебное кино и видеофильмы служат систематизации и обобщению знаний, освещают отдельные вопросы темы, содержат фактический материал для формирования представлений. Учебное кино — видеофильмы не следует рассматривать как способ наглядной иллюстрации, он несет учебную информацию.

Компьютер — это мощное средство воздействия на психику человека. Благодаря современной технике создание разнообразных зрительных иллюстраций и звукового сопровождения уже сегодня на компьютере появляются увлекательные энциклопедии, позволяющие «путешествовать» по миру и т. п.

Различают компьютерное и электронное обучение.

По определению Коджаспировой, компьютерное обучение — это такая система обучения, в котором одним из технических средств обучения выступает компьютер. Электронное обучение — это обучение с помощью систем и устройств современной электроники.

Стремительный процесс информатизации системы образования позволяет использовать информационные технологии на большинстве уроков, в том числе и на уроках математики и информатики.

Преимущества ИКТ по мере их использования, дают толчок к саморазвитию педагога, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.

В зависимости от особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, выделяют индивидуальную и фронтальную форму организации обучения.

Фронтальная форма обучения предлагает работу всего класса по реализации конкретной дидактической задачи, достижение которой становится возможным при активном взаимодействии учащихся друг с другом. Эту особенность следует учитывать при использовании работы с демонстрациями и при проведении коллективных игр.

Коллективные и групповые работы различаются, во-первых, числом участников, а во-вторых, стилем их взаимодействия. При коллективной форме организации обучения группа рассматривается как единый учебный коллектив, объединенный общей целью и общим результатом деятельности при строгом выполнении правил сотрудничества руководства и подчинения. При работе с демонстрационным материалом руководителем часто выступаю я: веду диалог, задаю вопросы, ставлю задачи, помогаю найти путь их решения, беру на себя функцию контроля и оценки.

Вывожу демонстрационный материал на экраны компьютера и веду беседу на его основе. Групповой тип фронтальной работы предлагает равноправие распределение ролей между учащимися. Общий результат совместной деятельности составляет вклад каждого в решение поставленной задачи.

Выстраивая индивидуальную форму обучения, учитель может из любых существующих, модифицированных или разработанных им по специальным шаблонам упражнений. Индивидуальное задание может содержать и несколько упражнений, общая длительность которых не может превышать 15–20 минут.

Фрагмент обучения может быть построен для решения и других задач учебного процесса, например, организация коллективного и индивидуального тренинга в классе; проведение тестирований; подготовка дифференцированных заданий; построение индивидуальной формы обучения.

При организации индивидуальной формы обучения необходимо подбирать задания с учетом реальных знаний и умений конкретного учащегося, его психологических особенностей и темпа обучения. Постепенно усложнять предъявляемые задания, предъявлять задания разного вида.

Познавательная деятельность повышается и в ходе различных исследований. Действенным средством становления интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование. Метод проектов даёт ученикам возможность учиться весело и интересно, создаются условия для активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения. Учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, находят интересные факты, раскрывают новые для них понятия, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта требуется огромный теоретический материал. Например, при разработке презентаций.

В ходе занятий учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, овладевают умениями аргументировать собственные суждения, осваивают практику презентаций.

При решении образовательных, воспитательных и развивающих задач, необходимо воздействовать не только на сознание учащихся, но и на эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащегося является использование информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из приоритетных задач воспитания учащихся является развитие познавательных интересов через использование информационно-коммуникационных технологий.

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, учащийся, индивидуальная форма обучения, виртуальный эксперимент, демонстрационный материал, задание, компьютер, познавательный интерес учащихся, учебный процесс, электронное обучение.

Похожие статьи

учебный процесс, учебный материал, процесс обучения...

познавательный интерес, учащийся, индивидуальная форма обучения, учебный процесс, познавательный интерес учащихся, виртуальный эксперимент, компьютер, задание, демонстрационный материал, электронное...

Формирование познавательных интересов обучающихся

Познавательный интерес как средство обучения младших...

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса...

Познавательный интерес как средство обучения младших...

интерес, познавательный интерес, урок, познание деятельностью, предмет интереса, познавательный интерес учащихся, эмоциональный компонент, учебная деятельность, успешное обучение...

Формирование познавательного интереса у детей младшего...

Познавательный интерес как средство обучения младших...

Познавательный интерес — явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

Основные этапы развития познавательного интереса при...

В работе приведены основные этапы развития познавательных процессов у учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий в условиях личностно-ориентированного обучения.

Использование ИКТ при изучении математики | Статья в журнале...

виртуальный эксперимент, возможность, ИКТ, презентация, урок, процесс обучения, учебный процесс, учебный материал, урок информатики, современный урок, программная система контроля знаний...

Пути развития познавательного интереса у подростков

Познавательный интерес как средство обучения младших...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Использование ИКТ как средство активизации познавательной...

Библиографическое описание: Гафиятуллина А. Г. Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII

Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.

Похожие статьи

учебный процесс, учебный материал, процесс обучения...

познавательный интерес, учащийся, индивидуальная форма обучения, учебный процесс, познавательный интерес учащихся, виртуальный эксперимент, компьютер, задание, демонстрационный материал, электронное...

Формирование познавательных интересов обучающихся

Познавательный интерес как средство обучения младших...

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных.

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Проблема формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса...

Познавательный интерес как средство обучения младших...

интерес, познавательный интерес, урок, познание деятельностью, предмет интереса, познавательный интерес учащихся, эмоциональный компонент, учебная деятельность, успешное обучение...

Формирование познавательного интереса у детей младшего...

Познавательный интерес как средство обучения младших...

Познавательный интерес — явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

Основные этапы развития познавательного интереса при...

В работе приведены основные этапы развития познавательных процессов у учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий в условиях личностно-ориентированного обучения.

Использование ИКТ при изучении математики | Статья в журнале...

виртуальный эксперимент, возможность, ИКТ, презентация, урок, процесс обучения, учебный процесс, учебный материал, урок информатики, современный урок, программная система контроля знаний...

Пути развития познавательного интереса у подростков

Познавательный интерес как средство обучения младших...

внеклассная работа, учащийся, интерес, предмет, процесс обучения, познавательный интерес, мероприятие, исследовательская деятельность, занятие, учебный процесс.

Использование ИКТ как средство активизации познавательной...

Библиографическое описание: Гафиятуллина А. Г. Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII

Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.