Библиографическое описание:

Ушакова В. А. Использование информационных технологий на уроках математики // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1053-1055.



В статье рассмотрена роль информационных технологий в образовательном процессе. Выделены преимущества использования информационно-компьютерных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, учебный процесс, ИКТ.

The article describes the role of information technology in the educational process. The advantages of the use of information and computer technologies.

Keywords: information technology, learning process, ICT

В современных условиях перед образованием ставятся принципиально новые задачи. В связи с развитием научно-технического прогресса общество определяет социальный заказ на подготовку творческого специалиста, способного ориентироваться в потоке информации, современных информационных технологиях,

Будущему специалисту необходимо развивать воображение и интуицию, пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать способ решения проблемы. Использование информационных технологий позволяет повысить качество знаний. Всему этому можно и нужно научить на занятиях по математике.

Применение компьютерных информационных технологий в обучении — одна из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса. Информационные технологии в процессе преподавания математики могут применяться в рамках любой школьной программы. Применение компьютерных технологий позволяет видоизменять процесс преподавания, совершенствовать самоподготовку обучающихся. Использование ИКТ в учебном и воспитательном процессе повышает интерес учащихся к обучению и делает сам процесс интересным и запоминающимся. [8]

На сегодняшний день возросла необходимость обновления методов обучения для повышения эффективности учебного процесса. На мой взгляд, одним из таких методов является использование на занятиях информационных компьютерных средств, как средства подготовки, контроля и обучения математике.

Использовать компьютерные технологии можно при объяснении нового материала, при отображении на проекторе решений различных задач, при проверке домашнего задания, при закреплении материала, при повторении, а также при отработке знаний, умений и навыков.

Можно сказать и о том, что использовать компьютер можно и в дистанционном режиме, например в исследовательской и проектной деятельности учащихся. Компьютерные ресурсы могут быть использованы и как источник учебного материала: электронные учебники, задачи, таблицы, схемы и тесты, причем в эту категорию можно внести также интернет ресурсы и электронные библиотеки.

В современном мире сложно представить нашу жизнь без техники. Компьютеры значительно облегчают работу. Не выходя из дома, можно получить доступ к печатным изданиям любого года, найти необходимую информацию и т. д.

Работа учителя непосредственно связана с компьютером. С помощью текстовых редакторов составляются контрольные и самостоятельные работы, планы работы и разработки занятий.

При объяснении нового материала можно использовать презентации, созданные в среде программы PowerPoint, которая позволяет в наглядной форме довести до учащихся материал. Наглядное представление материала повышает его усвоение. Это позволяет облегчить запоминание, активизирует восприятие учащихся, способствует повышению внимания, снижает утомляемость.

Уроки с использованием компьютерных технологий помогают решать такие задачи как:

– усвоение базовых знаний по предмету

– систематизирование усвоенных знаний

– формирование мотивации к обучению

– оказание помощи при самостоятельной работе.

Также такие уроки имеют ряд преимуществ:

– тема, представленная ученикам в виде презентации, заинтересует школьников

– подача материала в такой форме сокращает время обучения и позволяет отводить больше времени на закрепление

– высокий уровень наглядности дает высокий процент усвояемости и запоминания.

Новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление. [4]

Все вышеизложенное предполагает формирование у учащихся информационной культуры, как свода правил поведения в информационном обществе. Использование ИКТ должно стать основой развития образования. На информационные технологии возложена миссия, направленная на внесение изменений в структуру учебного процесса с информатизацией образования.

Конечно, демонстрация материала, работа с компьютером и использование мультимедийного проектора дают наглядное представление. Но более полное раскрытие возможностей мультимедийных технологий на уроке достигается в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом, например с интерактивной доской. Электронная интерактивная доска — это сенсорная панель, работающая в комплексе с компьютером и проектором. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами. Этот экран, который могут видеть все учащиеся, выводит взаимодействие учащихся с преподавателем на новый уровень. Интерактивная доска позволяет работать с текстом и изображениями, создавать заметки с помощью электронных чернил, демонстрировать презентации.

Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока, вовлечь в него весь класс. Все учащиеся проявляют активность на уроке. Им нравится отвечать у такой доски, работать с инструментом, для управления которым достаточно лишь несколько прикосновений. При использовании электронной доски учащиеся более внимательны, заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Интерактивная доска позволяет устраивать в классе мероприятия, в которых участвуют все присутствующие. [2]

Анализируя это, можно отметить, что для эффективного использования информационных технологий, учителю необходимо следить за существующими и вновь появляющимися компьютерными средствами обучения, кроме того учитель должен уметь комбинировать эти средства в зависимости от объема и сложности материала, работать самостоятельно и отбирать программные средства, которые обеспечат подачу нового материала в оптимальной форме, а также создавать собственные дидактические материалы и работать с различными программами.

На сегодняшний день, нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация образования. Очевидно, что в ближайшем будущем, умение учителя пользоваться компьютером в учебном процессе станет обязательным элементом его профессиональной компетенции.

Заключение

Обучение математике с использованием новых информационных технологий позволяет ставить диагностируемые цели и корректировать учебный процесс, сделать процесс обучения результативным, управляемым, реализовать полный цикл учебной деятельности.

Использование ИКТ на уроках математики позволяет в наглядной форме донести материал до учащихся, облегчить работу педагога, поднять уровень успеваемости за счет заинтересованности учеников, а так же сократить время, отведенное на объяснение материала и уделить больше внимания закреплению.

Применение компьютера и информационных технологий на занятиях уже не инновация, а необходимость, т. к. общество развивается с огромной скоростью и ученики и учителя должны идти в ногу со временем, а ежедневное взаимодействие с компьютерными технологиями позволяет с легкостью ориентироваться в информационном пространстве.

В целом, можно сказать, что благодаря ИКТ реализуется вариативность в работе учителя, так как информационные технологии способствуют созданию эффективных систем обучения в зависимости от педагогических и методических предпочтений учителя, а так же уровня подготовки учеников, их возраста, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения.

Литература:

  1. «Большая российская энциклопедия». — 2002.
  2. Барышникова Г. Б. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. — Я.: ЯГПУ, 2009
  3. Байдак В. А. Деятельностный подход в обучении математике: от концепции до внедрения http://www.omsk.edu/volume/2006/methodics/vestnik-omgpu-139.pdf
  4. Информационные и дистанционные технологии в образовании: путь в XXI век.
  5. Кузнецов А. А., Зенкина С. В. Учебник в составе новой информационно–коммуникационной образовательной среды. методическое пособие — Москва, 2010.
  6. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат.
  7. Молоков Ю. Г., Молокова А. В. Актуальные вопросы информатизации образования//Образовательные технологии: Сб. науч. ст. Вып.1.
  8. Молокова А. В. О перспективных направлениях в информатизации учебного процесса в средних общеобразовательных учебных заведениях //Третий Сибирский Конгресс по прикладной и индустриальной математике: Тез. докл., часть V.-Новосибирск: инст. математики СО РАН, 1998.-с.146–147.
  9. Саранцев Г. И. Методика обучения математике в средней школе. — М: Просвещение, 2002.- 224 с.
  10. Уварова Н. Н. Организация деятельности сетевого сообщества как ресурс проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий будущих учителей// Проектирование образовательных траекторий студентов в вузе Материалы I Международной научно–методической конференции. Ставрополь –2014. С.220–222.
  11. Уварова Н. Н. Роль сетевых сообществ в профессиональной педагогической. деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 6. С. 119–120.
Основные термины (генерируются автоматически): информационных технологий, Использование информационных технологий, нового материала, объяснении нового материала, компьютерных технологий, Использование ИКТ, учебного процесса, компьютерных информационных технологий, обучения математике, источник учебного материала, Применение компьютерных технологий, Наглядное представление материала, занятиях информационных компьютерных, уроках математики, подачу нового материала, использованием компьютерных технологий, проектной деятельности учащихся, наглядной форме, использования информационных технологий, подача материала.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос