О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (148) апрель 2017 г.

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 448 раз

Библиографическое описание:

Абдуллаев, А. Н. О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики / А. Н. Абдуллаев, А. И. Инатов, Курбан Останов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 583-585. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41151/ (дата обращения: 25.04.2024).



В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.

Ключевые слова: информационная технология, математика, информационная культура, компьютерная грамотность, мультимедиа, тренажер, тесты, интерактивная доска

Как показывает опыт, в процессе преподавания математики для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся имеются большие возможности использования информационных технологий, при этом компьютер становится рабочим инструментом как для обучающихся, так и для учителя. Современные компьютерные модели вписываются в традиционный урок и позволяют учителю организовывать новые виды учебной деятельности, например: урок закрепления знаний — решение задач с последующей компьютерной проверкой ответов; урок обобщения и систематизации знаний — исследование; урок применения ЗУН — компьютерная практическая работа.

Процесс приобщения учителей к компьютеру идёт долго, но сегодня все поняли, что он настоящий помощник для каждого учителя: компьютер дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков; учитель получает неограниченные возможности в изготовлении раздаточных печатных материалов к каждому уроку с учетом целей и задач обучения и индивидуальных особенностей обучающихся; компьютер позволяет вести электронный журнал и электронный дневник.

С появлением в школе компьютера учителей математики, заинтересовали возможности использования новых информационных технологий на уроках. Тематическое планирование по математике, раздаточные карточки, схемы, варианты тестирования легко обновляются, печатаются при изменениях в учебных программах, учебниках. На следующем этапе в практику работы может быть включены программы составления тестов, презентации, обучающие компьютерные программы, интернет-ресурсы, был соответственно накоплен материал, который можно эффективно использовать на уроках математики.

Учителя часто в своей педагогической деятельности применяют компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке математики целесообразнее применять его при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроках контроля знаний обучающихся.

Информационные технологии на уроках математики по нашему мнению эффективно можно использовать следующими способами:

  1. Мультимедийные презентации. За время работы в школе можно разработать и накапливать их как целые системы уроков мультимедийные презентации по отдельным главам, так и отдельным темам учебного курса и сделать банк этих презентаций. Каждый этап подготовки презентаций — серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. На подготовку одной презентации к конкретному уроку с использованием средств анимации, графики фрагментов тех же мультимедийных энциклопедий уходит порядка 1,5–2 часов, но готовые материалы позволяют отказаться от всех остальных видов наглядности и сосредоточить внимание учителя на ходе урока. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке рисунки, графики, диаграммы, портреты математиков, сведения из истории, видеофрагменты; мультимедийные таблицы ярче, образнее и незаменимы. Такие таблицы удобны в использовании и в сочетании с интерактивной доской расширяют возможности работы с ними. Ребята получают возможность рисовать, размещать и передвигать надписи, заранее подготовленные учителем, делать пометки.

В процессе учебной работы целесообразно применять электронные презентации на различных этапах урока математики: при объяснении нового материала, решении задач, повторении, контроле знаний.

Электронное представление определений, формул, теорем и их доказательств, геометрических чертежей к геометрическим задачам, предъявление подвижных зрительных образов в качестве основы для осознанного овладения научными фактами обеспечивает эффективное усвоение учащимися новых знаний и умений по математике.

Показ слайдов повышают наглядность, способствуют лучшему пониманию и запоминанию учебного материала. Использование на уроках е мультимедийных технологий на уроках повышает статус учителя, его авторитет перед учащимися и способствует повышению интереса школьников к изучению математике.

Создание и разработка электронных презентаций по многим темам курса математики позволяет систематически и качественно провести каждый урок.

  1. Интерактивная доска- это устройство внешне очень похоже на обычную доску, но отличия можно обнаружить при первом же знакомстве с ней. Работа с данным учебным оборудованием и его широким спектром возможностей повышает у учащихся интерес к предмету математика, даёт возможность создания интересного урока с компьютерной поддержкой, повышает наглядность и динамику процессов подачи и усвоения материала, позволяет установить мгновенную обратную связь — результат виден сразу, усвоен материал или нет.

Интерактивная доска имеет широкий спектр возможностей. Использование этого оборудования повышает эффективность образовательного процесса. Этому способствуют наглядные ресурсы, предлагаемые компаниями разработчиками досок и познавательные обучающие программы по различным предметам, позволяющие моделировать опыты и эксперименты, предоставляют возможности тестирования с моментальным выводом на доску результатов и др. Работа с интерактивными досками существенно помогает учёбе. Для учителя математики интерактивная доска — это хорошее подспорье с целью повышения интереса к преподаваемому предмету и облегчения усвоения материала.

  1. Различные тесты итренажеры. Они предназначены для более глубокого усвоения материала и контроля знаний учащихся на уроках. Тесты составляются учителем в программах Word или Power Point или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет www.math.ege, www.alexlarin.narod.ru, www.ozenok.net и др. Тесты могут быть простые, в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный, они также могут быть представлены в виде установления соответствий, кратких ответов. Их можно использовать на различных этапах урока. Способы работы с ними также разнообразны — фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.

Использование компьютера для работы с нормативными знаниями позволяет включить действие обучаемого в выполнение учебного задания «и так организовать его выполнение, чтобы учащиеся запомнили то, что требуется». При этом в процессе обучения появляются элементы исследования, а обучаемому предоставляется возможность проявить активность и самостоятельность. Это становится возможным благодаря уникальным дидактическим возможностям компьютера.

Проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала: заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме), при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. Проектор, подсоединяемый к компьютеру — технологический элемент новой грамотности, радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений [2].

Анимации используются для того, чтобы на мониторе наглядно продемонстрировать материалы к уроку: чертежи, схемы, методику построения графиков и т. д. Эти материалы подкрепляют соответствующими звукозаписями, видеозадачами, звуковыми файлами. Заранее созданная презентация, заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся каких-либо иллюстраций.

Компьютер отличается своей универсальностью, спектр его возможностей в этой области сложно переоценить: создание ярких слайдов и серии слайдов, легко сменяющих друг друга с возможностью оперативного их редактирования; использование разнообразных мультипликационных эффектов; возможность воспроизведения видео- и аудиоматериалов; создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов.

Преимущество современного урока математики в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависеть от того, насколько умело учитель математики умеет организовать работу с учебной информацией.

Применяя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии необходимо добиваться активизации мыслительной активности школьников, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая способствует раскрытию творческих способностей учащихся.

Используя все возможности компьютера в современной школе, творческий учитель не только себе доставляет удовольствие и восхищение от таких многогранных уроков, но и своим пытливым ученикам, приобщая их к творчеству и познанию, тем самым переводя образовательный процесс на более высокий уровень!

Использование ИКТ на уроках открывает новые пути в развитии навыков мышления и умения решать сложные проблемы, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. Компьютерные технологии позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным.

Главными достоинствами применения ИКТ перед другими техническими средствами обучения являются гибкость, возможность настройки на разные методы и алгоритмы обучения, а также индивидуальной реакции на действия каждого отдельного обучающего. Применение компьютерных технологий дает возможность сделать процесс обучения более активным, придать ему характер исследования и поиска.

В отличие от учебников, телевидения и кинофильмов, ИКТ обеспечивают возможность немедленного отклика на действия обучаемого, повторения, разъяснения материала для более слабых, перехода к более сложному и сверхсложному материалу для наиболее подготовленных. При этом легко и естественно реализуется обучение в индивидуальном темпе.

Таким образом, взаимосвязанное изучение информатики и математики позволяет познакомить школьников с элементами математической исследовательской деятельности и применить компьютер в качестве рабочего инструмента исследования. Такой подход в изучении способствует развитию творческой активности учащихся, дает возможность осуществить интеграцию учебной и организационной деятельности ученика и учителя, осуществить сочетание индивидуального подхода с различными формами коллективной учебной деятельности, учитывая уровневую дифференциацию.

Литература:

  1. Абдуллаев А. Н., Инатов А. И., Останов К. Некоторые методические особенности применения информационных технологий в процессе обучения математике. // Молодой ученый. Международный научный журнал, № 11(115), 2016, Ч. 13, с. 1405–1408.
  2. Абдуллаев А., Инатов А., Остонов Қ. Роль и место использования современных педагогических технологий на уроках математики.Международный научный журнал «Символ науки» № 2/2016, часть 1, с. 49–50.
  3. Агапова Н. В. Перспективы развития новых технологий обучения. — М.: ТК Велби, 2005. — 247 с.
  4. Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. — Мн. Новое знание, 2003. — 152 с.
  5. Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6.
  6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М: Омега-Л, 2004. — 215 с.
Основные термины (генерируются автоматически): интерактивная доска, возможность, урок, компьютер, объяснение нового материала, процесс обучения, урок математики, учитель, информационная культура, компьютерная грамотность.


Похожие статьи

Использование информационных технологий на уроках...

учебный процесс, интерактивная доска, компьютер, работа учителя, объяснение нового материала, обучение, образовательный процесс, наглядная форма, ИКТ, ICT.

Использование ИКТ при изучении математики | Статья в журнале...

- экономию времени при объяснении нового материала

Информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.

Современные подходы к подготовке и проведению уроков...

учебный материал, урок математики, процесс обучения, интерактивная доска, Компьютерное тестирование, диктант, структура урока, возможность, учебная деятельность, алгоритм решения.

О применении информационных технологий в уроках...

виртуальный эксперимент, возможность, ИКТ, презентация, урок, процесс обучения, учебный процесс, учебный материал, урок информатики, современный урок, программная система контроля знаний...

Применение информационно-коммуникационных технологий на...

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения».

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности.

Методы интерактивного обучения на уроках математики...

ролевая игра, учебный процесс, интерактивная доска, урок, проблема, деловая игра, компьютер, интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, педагогический процесс.

Компьютерная грамотность и информационная культура лиц...

Библиографическое описание: Салимьянова З. Р. Компьютерная грамотность и информационная культура лиц третьего возраста [Текст]

Курс предназначен для обучения работе с компьютером как пользователей с «нулевым» уровнем знаний в области ИКТ.

Новые технические средства на уроках в начальной школе

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный материал, русский язык, метод обучения, процесс обучения.

Использование информационных технологий на уроках...

интерактивная доска, возможность, материал, координатная плоскость, учитель, задание, доска, построение, урок математики, учебный материал.

Похожие статьи

Использование информационных технологий на уроках...

учебный процесс, интерактивная доска, компьютер, работа учителя, объяснение нового материала, обучение, образовательный процесс, наглядная форма, ИКТ, ICT.

Использование ИКТ при изучении математики | Статья в журнале...

- экономию времени при объяснении нового материала

Информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.

Современные подходы к подготовке и проведению уроков...

учебный материал, урок математики, процесс обучения, интерактивная доска, Компьютерное тестирование, диктант, структура урока, возможность, учебная деятельность, алгоритм решения.

О применении информационных технологий в уроках...

виртуальный эксперимент, возможность, ИКТ, презентация, урок, процесс обучения, учебный процесс, учебный материал, урок информатики, современный урок, программная система контроля знаний...

Применение информационно-коммуникационных технологий на...

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения».

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности.

Методы интерактивного обучения на уроках математики...

ролевая игра, учебный процесс, интерактивная доска, урок, проблема, деловая игра, компьютер, интерактивный метод обучения, интерактивное обучение, педагогический процесс.

Компьютерная грамотность и информационная культура лиц...

Библиографическое описание: Салимьянова З. Р. Компьютерная грамотность и информационная культура лиц третьего возраста [Текст]

Курс предназначен для обучения работе с компьютером как пользователей с «нулевым» уровнем знаний в области ИКТ.

Новые технические средства на уроках в начальной школе

урок, начальная школа, учебный процесс, ИКТ, интерактивная доска, ребенок, учебный материал, русский язык, метод обучения, процесс обучения.

Использование информационных технологий на уроках...

интерактивная доска, возможность, материал, координатная плоскость, учитель, задание, доска, построение, урок математики, учебный материал.

Задать вопрос