Творческий путь Н. А. Тархова и периодизация его искусства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №12 (12) декабрь 2009 г.

Статья просмотрена: 511 раз

Библиографическое описание:

Пихлецкая, Е. Д. Творческий путь Н. А. Тархова и периодизация его искусства / Е. Д. Пихлецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 12 (12). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/12/879/ (дата обращения: 19.12.2024).

Жизнь русского художника Николая Александровича Тархова (1871-1930), по большей части прошедшая во Франции, протекала в постоянном поиске соответствующего его мировосприятию стиля, решении новых художественных задач, непрерывном формировании особых свойств его живописи. Оставаясь всегда самим собой, художник никогда не успокаивался на достигнутом. Импрессионизм, пуантилизм, постимпрессионизм, фовизм, и даже экспрессионизм – вот те направления, которых коснулось его искусство, будучи всегда личным, самобытным миром, отражающим не только смену приемов и методов, но и полученный от пережитого и познанного опыт.

Живопись была для него основным способом познания, поэтому в ней отразилось все, что его окружало – город, природа, дети и жена, животные и цветы. В этих «нехитрых» темах он старался, прежде всего, передать силу и красоту жизни вокруг, идя своим собственным путем, а не слепо следуя принципам какого-либо течения.

Сегодня становится особенно актуальным исследование судьбы и творчества Тархова, являющегося неординарным, самобытным художником, по праву заслуживающим пристального внимания благодаря качеству собственной живописи, соперничающей в 1900-1910 годы с полотнами передовых французских мастеров на Осеннем салоне и салоне Независимых.

Творчество каждого мастера всегда неразрывно с его судьбой. Для более широкого понимания сути проделанного Тарховым пути необходимо проследить за ходом его жизни.

По сведениям, которые мы находим у его первого биографа Сергея Маковского [1;], художник родился в Москве в 1871 году в купеческой семье. Образование получил в Набилковском казенном училище, по окончании которого стал служащим по коммерческой части на Брестской железной дороге.

Служба продлилась не долго. В 1894 году, двадцатитрехлетний Тархов  решил поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, чтобы посвятить себя искусству. К сожалению, попытка оказалась неудачной.

Но художник не отчаивался, не отказался от живописи. В 1897 году произошло знаменательное для него событие, обнаружившее существование пластических возможностей для самовыражения -  встреча  с Константином Коровиным.

Тархов стал приходить в московскую мастерскую мастера, где познакомился с  Кузнецовым, Уткиным, Срединым, Н.Д. Милиоти и другими. Вместе с ними в тот же год он принял свое первое участие в XVII, а на следующий год и в XVIII Периодической выставке Московского общества любителей художеств.

В 1897 Тархов совершил поездку по Волге, на Кавказ и в Самарканд – быть может именно яркие краски и свет южного солнца проявились во всей его дальнейшей живописи и обусловили насыщенность и смелость колорита парижских пейзажей.

 В 1898 году вместе  со своим товарищем, художником Николаем Милиоти, Тархов ненадолго поехал в Париж. Город настолько очаровал его блеском и новизной, что уже в следующем 1899 году Тархов, после кратковременного пребывания в Мюнхене, поселился в Париже, на улице Беллони, 7. Он приехал туда, чтобы увидеть Всемирную выставку 1900 [2;с.284], оказавшую на него большое влияние, но не планировал остаться. Женитьба на Мари Ивонн Дельтей (1880-1945) в 1904 стала основной причиной, по которой художник остался во Франции навсегда. Вскоре, у  него родилось двое сыновей - Иван (1905), Борис (1906), позднее - дочь Гортензия (1912) (кроме того, с ними жил первенец Ивонн от первого брака).

Шумный и изменчивый, яркий, движущийся и прогрессивный Париж увлек Тархова в модные тогда Школу изящных искусств у  Л.О. Мерсона и в Академию Жюльен у Ж.П. Лоранса. Однако, по прошествии полугода, он понял тщетность подобных занятий, имеющих мало общего с той живописью, которая была ему близка. С этого момента можно считать законченным официальное обучение Тархова. Позднее, его «учителями» стали великие художники, произведения которых он видел в музеях и на выставках, с которых брал пример: Каррьер, Ван Гог, Моне и другие.  Несомненно,  они  сыграли немалую роль в формировании молодого мастера.

Тархова привлекала художественная жизнь Парижа не только как источник вдохновения или своеобразная школа, но и как место встречи художника и зрителя.  Он хотел показать свои работы миру, увидеть полотна современников, и в 1902 году выставил девять работ в Салоне Независимых, в дальнейшем, участвуя в его выставках до 1914 года и далее в 1920, 1921 и 1926 годах. В 1904 году выставлялся в Осеннем салоне, в 1907 стал членом жюри и участвовал в его выставках каждый год до 1913, затем в 1919-1921, 1923-1930. Также, он принимал участие в выставках Национального общества изящных искусств в 1903 , 1908 и 1909 годах. Известные парижские галереи – галерея Вейль, 1908; галерея Дрюэ, 1920-  экспонировали его работы.

Тархов участвовал не только в выставках Франции, но и Бельгии, Англии, Германии, США. Его картины были показаны в 12-м салоне «Свободной эстетики» в Брюсселе в 1905, а в 1909 , там же, он выставлялся вместе с «мирискуссниками» в Международной выставке. В 1913 картина художника была включена в состав выставки «Армори шоу» в Нью-Йорке , затем показана в Чикаго и Бостоне.   

Благодаря необыкновенной искренности и звучности, яркости, сочности и гармоничности, работы Тархова имели немалый успех в выставочной среде, он был очень популярен [3;p.93]. При жизни художника было организовано четыре персональные выставки:   галерея Амбруаза Воллара, Париж, 1906; галерея Друэ, Париж, 1909; редакция журнала «Аполлон», Санкт-Петербург, 1910; Общество художников, Франкфурт-на-Майне, 1913.

Не смотря на свою активную выставочную деятельность в Европе, художник всегда был обращен к родной стране, старался находиться в контакте с передовыми деятелями художественной России. В конце 1900 годов участвовал в русском художественном кружке, который сложился вокруг Е.С. Кругликовой и М.А. Волошина в Париже.

В 1903 году прислал свои работы на выставку «36-ти» художников в Москве. В тот же год отправил работы на Первую выставку «Союза русских художников», членом которого был избран и участвовал во всех выставках объединения в Москве, Петербурге и других городах до 1910.     

В 1909 году в Петербурге экспонировал работы в «Салоне Маковского» на выставке живописи, графики, скульптуры и архитектуры, участвовал в выставках Салона В.А. Издебского (Одесса — Киев — Петербург — Рига, 1909-1910) и во второй выставке картин «Золотого руна» в доме Хлудова на Рождественке в Москве. В 1910 работы Тархова попали на выставку в Екатеринославле, и в тот же год он стал одним из членов-учредителей второго «Мира искусства» в выставках которого принимал участие в 1910, 1911 , 1913,1921 годах.   

Принадлежность к России позволила ему принимать участие в многочисленных выставках русского искусства за рубежом. В 1906 году, в рамках Осеннего салона в Париже участвовал в выставке «Два века русского искусства»; в 1911 вместе с «мирискуссниками»  -  в ряде международных выставок, в том числе в Риме (1911) и Праге (1912);в1912 – в выставке русских художников и скульпторов в галерее Девамбез в Париже; в 1921 – в выставке «Мира искусства» в галерее ла Боети в Париже, а также выставке русского искусства в галерее Уайтчепел в Лондоне и в выставке произведений русских художников в галерее Денси, Париж.

В 1911 году  Тархов приобрел дом в облюбованном ранее парижском предместье Орсе  и переехал туда навсегда. Здесь открывались новые возможности для осмысления собственной живописи и дальнейшего поиска средств на лоне природы, к которой художник всегда стремился. ( Он часто отправлялся в живописные местечки Франции: лето 1901 года провел в Бретани, в Доэлане, где много работал с натуры, черпая вдохновение в природе; в 1906 году жил летом в Сулак-сюр -Мер – на побережье.

Переехав за город, Тархов оторвался от столичной выставочной жизни, и его популярность пошла на спад, что отчасти объяснялось разрывом с Волларом и несложившимися отношениями с маршанами. Лишь в 1919, после перерыва, вызванного войной, художник возобновил участие в Салоне Независимых (1919-1921, 1926) и Осеннем салоне (1920-1921, 1923-1926, 1929, 1930). Однако, не имел былой славы, так как не стремился к вызову и новаторству, не принадлежал к художникам нового искусства.

Уединенная жизнь в Орсе, ставшая причиной забвения в свете и крайней бедности художника, обострила его ощущение разрыва с Россией. К этому времени относятся многочисленные письма к соотечественникам (в 1928 обращался к И.Э. Грабарю с предложением продать работы для Третьяковской галереи, но не получил положительного ответа), взывающие о помощи и сетующие на невозможность желанного переезда обратно.

Не смотря на то, что о его творчестве писали С.Маковский, А.Бенуа, К.Малевич, его картины хранились во множестве частных собраний, девять его картин находятся в Третьяковской галерее, некоторые из них приобретались Советом галереи прямо с выставок, художник был надолго забыт в России.

Николай Александрович Тархов умер в Орсэ близ Парижа 5 июня 1930 года. Осенний салон в рамках ежегодной выставки устроил небольшой ретроспективный показ его картин. А через восемь лет последовала еще одна ретроспектива (Ретроспективная выставка, Динар, Франция, 1938).

Его работы изредка встречались на выставках русских художников. (Имеются в виду следущие выставки: 1955 Выставка «Пейзаж в русской живописи XIX - начала XX века», организованная Н.Власовым. Москва, Центральный дом работников искусств;1959-1961|Передвижная выставка ГТГ, Тула - Муром - Горловка - Жданов - Сталин – Винница;1960 Выставка «Русско-французские связи» в Париже;1981-82 Выставка «Русский пейзаж» в Государственном Русском музее в Ленинграде;1986 Выставка в Музее изящных искусств в Клермон-Ферране, Франция;1986-1990 «Бытовая картина в русском и советском искусстве». Передвижная выставка ГТГ. Воронеж - Волгоград - Иваново - Кострома - Тамбов - Ульяновск - Брянск - Тула – Серпухов;2000 Выставка «Русский импрессионизм. Живопись из собрания Государственного Русского музея» в Петербурге;2005 Выставка «Наши художники» в галерее «Наши художники» (Москва)). Однако подлинный интерес к его творчеству возобновился лишь в 1980-е, когда состоялось несколько ретроспективных выставок (1980 Ретроспективная выставка в музее Пти-Пале, Женева, 1980; Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва - Государственный Русский музей, Ленинград, 1983-1984; Ретроспективная выставка, Клермон-Ферран, Франция, 1986; Ретроспективная выставка, галерея Берри-Хилл, Нью-Йорк - галерея Харкурт, Сан-Франциско, 1989; Николай Тархов. 1871-1930- Самостоятельная республика живописи. Государственная Третьяковская галерея, Москва, 2003).

Стиль Николая Тархова менялся в течение жизни под воздействием изменчивости окружающего мира.

Так как его творчество формировалось в контексте европейского искусства, следует сопоставлять перемены стиля  со всеми возникающими и прошедшими тенденциями в искусстве, с которыми соприкасался художник, и интерес к которым отразился в его полотнах.

 Вопрос периодизации творчества Тархова до сих пор не был обстоятельно рассмотрен искусствоведами. Наиболее точной, но не слишком углубленной, видится деление творчества Тархова на три периода, предложенное Володарским[4].

Первый период творчества – работы, написанные в первые пять лет жизни во Франции.

Основным жанром становится городской пейзаж. Художника влечет динамичная жизнь мегаполиса, вибрация света и цвета, и, в то же время, он открывает для себя неизвестный Париж с его химерами, витражами,  набережными, улицами, арками и бульварами.

Манеру живописи можно охарактеризовать как  позднееимпрессионистскую. Очевидно: стремление преодолеть статичность архитектурных форм посредством подвижности кисти, создающей вибрирующую фактуру; усиление декоративного звучания элементов картин; интерес к отношению света и тени, переданный через игру цвета; создание серий излюбленных мотивов и желание изобразить мгновение, ради чего он порой прибегал к перекомпоновке натуры.

Второй период охватывает середину и вторую половину 1900-х годов.

Художник переходит в стадию осмысления накопленного опыта под воздействием новых тенденций во французской живописи. Многие искусствоведы [5;6] считали, что этот период оказался порой наибольшей динамики его искусства и высших достижений его живописи.

Расширяется круг тем и жанров. Тархов начинает постоянно обращаться к вечной теме материнства, создавая галерею разнообразных его проявлений. Образы материнства занимают теперь одно из центральных мест в его искусстве. Кроме того, его привлекает традиционная в русском и французском искусстве тема  сельского труда, неотделимая от вечно повторяющейся смены времен года. Тема решается пейзажно, вне социального контекста - его интересуют создание образа гармонии человека и природы.

 Уже в пейзажах  с побережья Франции 1904-1905 годов проявляется чистота и интенсивность цвета, которая  выплескивается в созданных в том же году первых «Материнствах» за пределы импрессионизма.

Цвета становятся настолько интенсивными, приобретают контрастное звучание, появляются крупные поверхности практически локального колорита, что можно говорить о влиянии фовистов, вместе с которыми Тархов участвовал в Осеннем салоне 1905 года.

Этюды играющих детей, созданные в 1908 году, натюрморты с тыквами – новая фаза развития искусства Тархова, некоторыми своими чертами типологически родственная  фовизму: декоративностью, знающей не «тона», а «ноты» контрастов цвета, разрывом с «дрожащим светом» импрессионизма.

Стремление к повышенной выразительности цвета распространяется на все жанры. Кроме того,  Тархов все чаще пишет укрупненными цветовыми массами, с близкого расстояния (подсолнухи, масть с ребенком), что усиливает значение обобщенного силуэта и приводит к повышенной декоративности изображения, отражая, в то же время, тенденцию к монументализации образов. 

Володарский отмечает черты примитивизма, наметившиеся к концу 1910 годов, однако исследование творчества  Тархова в данном направлении затруднено из-за отсутствия датировок ряда его работ.

Третий период начинается вместе с  переездом Тархова в Орсе в 1911 году и длится до конца его жизни (1930).

Уединившись со своей семьей в предместье Парижа, Тархов обращается к темам окружающей жизни: пейзажу, семье, животным и натюрмортам. Он по-прежнему чуток к природе.  Но характер воплощения его эмоций уже иной, чем в предыдущий период творчества. В искусстве Тархова еще больше укрепилась тяга к повышенной силе цвета, упрощению форм, к декоративным обобщениям. Язык кисти становится более четким, прямым, конкретным.

Он посвящает всего себя живописи, не завися от спроса парижской публики. Он погружается в создание идеального мира, в котором не было места его личным драмам: «…личные драмы – никак и никогда – не отражались в его творчестве, не пускал он их в свои холсты. Плохо это или хорошо («правильно» или «неправильно»), каждый рассуждает по собственному разумению, просто об этом следует помнить»[7;c.96].

Не случайно именно в этот период его внутреннее одиночество помогает найти особое в простом – появляется анималистический жанр. В этих работах Тархов воплощает свое представление об идеальном мире покоя и красоты. «Его кошки бродят среди цветов, козы окружены козлятами, крольчихи – крольчатами, и лишь петухи способны бешено клевать и топтать друг друга»[4;c.9].

В двадцатые годы творческая энергия Тархова явно пошла на убыль. Изменились художественные вкусы Парижа. Работы Тархова вызывали все меньший интерес, ему пришлось пережить и равнодушие маршанов, и нарастающую нужду. Он продолжает мечтать о том, чтобы большее число его произведений находилось на Родине, и в 1928 году обращается к И.Грабарю с предложением приобрести его работы для Третьяковской галереи (Грабарь ответил отказом на эту просьбу).

 После смерти, искусство Тархова было предано забвению. Лишь в 1980 году, не во Франции, а в Швейцарии, в женевском музее Пти-Пале, была устроена большая выставка его произведений, долгие годы хранившихся в семье художника.

Сегодня интерес к творческому наследию художника возрастает благодаря крупной выставке 2003 года в ГТГ, а также активной экспозиционной деятельности частных галерей. Возможность увидеть работы мастера в широком объеме на его родине позволила мне, как молодому специалисту, начать новую исследовательскую работу о Тархове, его судьбе и полотнах.

Литература

1. Маковский С. Н.А.Тархов//Аполлон, СПб., 1910.№10.

2. Бялик В. Николай Тархов. – М. – «Искусство – XXI век» - 2006.

3. Leblond, М-А. – Peintres de Races – G. VanOest& Cie – Bruxelles – 1909.

4. Володарский В. – Н.А. Тархов. Творческий путь художника. - Диль Гастон. Николай Тархов // Николай Тархов. 1871-1930. Живопись. Графика. Из собрания музея Пти-Пале. Женева. Швейцария. Каталог выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве и Государственного Русского музея в Ленинграде. -  М., -  1983.

5. Бенуа А. Выставка Тархова // «Речь», СПб., 1910. 22 октября.

6. Nicolas Tarkhoff. Catalogue d’exposition, Galerie Druet. Introduction de Pascal Forthuny. Paris. 1909.

7. Домитеева В. Константин Коровин. – М. – «Терра» -  2007.

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): Москва, Париж, Выставка, Осенний салон, работа, художник, Искусство, Петербург, Ретроспективная выставка, Государственный Русский музей.


Задать вопрос