Научно-исследовательская деятельность И. Э. Грабаря в контексте развития отечественного искусствознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 02.07.2016

Статья просмотрена: 1588 раз

Библиографическое описание:

Гольцова, А. А. Научно-исследовательская деятельность И. Э. Грабаря в контексте развития отечественного искусствознания / А. А. Гольцова, И. В. Турсабаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 906-908. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32545/ (дата обращения: 16.11.2024).



Русская искусствоведческая мысль 19 века занималась анализом произведений искусства пушкинской поры в первой половине 19 века, и осознанием роли российского искусства, опираясь на предыдущий опыт и современные тенденции, — во второй половине. Видные критики, такие как В. В. Стасов (1824–1906), формировали художественную концепцию передвижничества и реалистического искусства. В 1857 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Живопись и живописцы главнейших европейских школ» Александра Николаевича Андреева. Этот труд сам автор называл справочником, содержащим фактические сведения о произведениях.

В 1897 году была опубликована «Истории искусств» Петра Петровича Гнедича, которая по структуре и характеру изложения схожа со справочником А. Н. Андреева. Изложение материала сохраняет энциклопедический принцип, а замечания автора и выражение его собственных воззрений на проблемы искусства оказывается минимальным. Книга давала возможность неподготовленным читателям получить представление о развитии искусства, не вдаваясь в подробности и детали.

Александр Николаевич Бенуа (1870–1960), создатель объединения «Мира искусства», освещал круг новых историко-культурных проблем и явился создателем фундаментального труда — «История русской живописи XIX века» (1901,1902). Барон Николай Николаевич Врангель (1880–1915), младший брат генерала П. Н. Врангеля, занимался старыми дворянскими усадьбами, их архитектурой, мебелью, коллекциями картин, скульптур, фарфора. Его книга «История русских усадеб и помещений», переизданная в 2009 году, по-прежнему остается раритетом. Он трепетно любил искусство первой половины 19 века, посвятил книгу О. Кипренскому.

В этом контексте масштабной величиной, человеком выдающихся организаторских способностей был художник, искусствовед, Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960). Двадцать два выпуска «Истории русского искусства» которого, стали значительным событием в культурной жизни начала 20 века.

Имеется большое количество публикаций, в которых описывается деятельность И. Э. Грабаря как историка искусства. Но самым ценным документом является написанная им книга воспоминаний «Моя жизнь. Авто монография», изданная в 1937году. Библиографические очерки о И. Э. Грабаре писали А. А. Сидоров, О. И. Подобедова, Т. П. Каждан, В. М. Володарский и многие другие. [1]

Целью данного исследования является, осветить личность Игоря Грабаря в контексте развития отечественного искусствознания, выявить его роль и его заслуги. Значение его трудов в области истории русского искусства для становления отечественной школы искусствознания велико. [2]

Большую роль в становлении Грабаря как художественного критика сыграла его первая поездка за границу в 1895г., где он занимался обозреванием выставок. Именно музеи и выставочные залы становятся объектами его внимания. В них он знакомиться с подлинниками великих живописцев, ранее известных ему только по иллюстрациям, а так же с произведениями современных мастеров. Из Германии он переехал в Италию. Самое неизгладимое впечатление на него произвела Венеция. В Риме он был потрясен величием художников, таких как: Микеланджело, Рафаэль и Веласкес. После Италии, Грабарь прибывает в Париж, где знакомиться с полотнами Сезанна, Мане и Ван Гога — их работы произвели на него ошеломительное впечатление, которое отразилось на его творчестве [2].

По возвращению в Россию, Грабарь резко меняет свое отношение академической школе, считая ее скучной, и теряет всякое удовольствие к обучению. В это время он точно решается на «великий исход» из Академии, и уезжает в 1896 г. в Мюнхен, где поступает в школу Ашбе.

Первый опыт Грабаря в области художественной критики относится к 1894 году, когда в журнале «Нива» он опубликовал обзоры петербургских выставок [1]. В этих статьях он выступает с негативной оценкой к творениям академистов и положительно воспринимает произведения передвижников, в тоже время усматривая в них признаки грядущего кризиса. Но после поездки за границу в 1895 году, тон и направленность его статей меняются: все чаще он критикует «литературу и живопись» и все больше уделяет внимания элементам стиля и профессионального мастерства, индивидуальной творческой манере. [3, стр.7] Теперь, по мнению Грабаря, время требует от искусства правды жизни, воспринятой и отраженной через призму индивидуальной творческой личности художника. [4, стр. 330–331]

После своих публикаций, Грабарь начал цениться, и был признан эрудированным и талантливым критиком, получил приглашение от Дягилева к сотрудничеству в журнале «Мир искусства».

С 1900–1916гг., Грабарь является автором важнейших частей и редактором знаменитого труда «История русского искусства», который получает широкую известность как в России, так и за рубежом, и демонстрирует возросшую репутацию Грабаря как художественного критика и историка искусства. В обработке и издании многочисленных частей, принимали участие самые известные и яркие деятели России: барон Фон Н. Н. Врангель, архитектор Ф. Ф. Горностаев, академики художественных искусств Н. П. Кондаков, С. К. Маковский, архит. В. А. Покровский, проф. архит. В. В. Суслов, Н. К. Рерих, свящ. Н. А. Скворцов, проф. А. И. Успенский, архит. А. В. Щусев и др. Время, которое Грабарь посвятил напряженнейшим и масштабным архивным разысканиям, кропотливой редакторской работе с коллективом авторов, бесчисленным контактам с фотографами, подготовке собственных текстов по истории архитектуры и живописи — завершилось блестящим успехом. Грабарь был фактически первым, опережая всех искусствоведов, кто открыл метод работы в архивах, сам делал большую часть снимков архитектуры для своей «Истории русского искусства».

В 1913 году Грабарь увлекается древнерусским искусством, по-видимому, после знаменитой выставки древнерусского искусства 1913 г. в Императорском Археологическом институте в Москве. На этой выставке были заново открыты шедевры иконописи допетровской эпохи, сохраненные староверами и впервые очищенные от слоёв потемневшей олифы. В своей статье «В поисках древнерусской живописи» 1926 года, Грабарь излагает новые подходы к изучению истории искусства на основе реставрационного исследования памятников культуры. Он формирует новую концепцию развития древнерусского искусства, резко отличающуюся от периода работы над «Историей русского искусства» 1910–1916 годов. [4, стр. 56–58] Так, из массива древнерусского иконописного наследия он выделяет конкретный слой византийских мастеров, определяет выдающиеся значение открытой живописи иконы «Богоматерь Владимирская» для истории искусства Запада и Востока.

По мере открытия все новых и новых памятников иконописи Древней Руси расширяется база историко-художественных наблюдений и выводов Грабаря. В статье «Феофан Грек», опубликованной в 1922 г., он дает яркую характеристику индивидуальной творческой манере мастера и определяет его значение для новгородской живописи XIV-XV вв.

В круг интересов Грабаря входили не только вопросы истории древнерусского искусства, но и проблемы современного искусства. Еще в 1907 году он задумал выпустить серию монографий о жизни и творчестве выдающихся русских художников. Из намеченной серии в преддверии Первой мировой войны удалось издать лишь три книги: о М. А. Врубеле (написанную С. П. Яремичем), об И. И. Левитане (в соавторстве с С. Глаголем) и о В. А. Серове [8, стр. 3–5] [5, стр.323–326]. Монографии отличаются глубиной проникновения исследователя в духовный мир художника, яркой и точной характеристикой творческой манеры. В 1937-м году он публикует фундаментальную двухтомную монографию с иллюстрациями об И. Е. Репине. Книга вышла в серии ЖЗЛ «Серия биографий» под общей редакцией М. Горького, М. Кольцова, А. Н. Тихонова.

Образ И. Е. Репина являет необычайно пеструю картину противоречивых переживаний, ощущений, мыслей, утверждений. Репин — художник чувства, а не рассудка. Книга охватывает всю жизнь художника: от самого раннего детства, проходившего в родовом имении родителей, и первых творческих шагов до эпохи расцвета и упадка творческих сил. Надо сказать, что Грабарь был учеником Ильи Ефимовича, и очень высоко о нем отзывался всю жизнь, превозносил.

Далее, Грабарь начал готовить многотомный труд «История русского искусства» в рамках научной деятельности в структуре Академии наук СССР Института истории искусств. По первому замыслу, новая «История русского искусства» должна была состоять из трех томов, но в итоге труд составил тринадцать томов, вышедших в 1953–1969гг. [6, стр. 49–56]

Еще один труд — книга «Новооткрытый Рембрандт», где Игорь Эммануилович рассказывает о ранних малоизвестных работах художника и о своей находке неизвестной картины великого голландца.(Новооткрытый Рембрандт. — М., изд. АН СССР, 1956)

После смерти Грабаря, институт истории искусств из структуры Академии наук СССР был передан с систему учреждений Министерства культуры СССР и вел активную научно-исследовательскую работу в разных областях искусствоведения.

Опираясь на самые широкие сопоставления явлений культуры Европы и России, Грабарь поднял проблему национального своеобразия русского искусства, начисто опровергая гипотезу беспочвенности последнего, что нисколько не исключало, по его мнению, исторической общности многих художественных явлений. [9, стр.251–253]

Таким образом, в отечественном искусствознании Грабарю принадлежит пальма первенства за многочисленные историко-художественные исследования. Было много ученых, занимавшихся вопросами русского искусства до и после Грабаря, но ни один из них не ставил перед собой задач столь масштабных и перспективных, и не один из них не решал эти задачи с таким успехом и пользой для русской науки об искусстве, как это удалось Грабарю.

И сегодня, обращаясь к истокам современного искусствознания, мы вправе утверждать, что наука об искусстве в России имеет давние и богатые гуманистические традиции. Продолжить историко-культурную эстафету — одна из актуальнейших задач современного искусствознания.

Литература:

  1. Грабарь И. Э. Моя жизнь. Авто монография. М.; Л., 1937; Игорь Грабарь. Письма. 1891–1917. М., 1974; Игорь Грабарь. Письма. 1917–1941. М., 1977; Игорь Грабарь. Письма. 1941–1960. М., 1983.
  2. Грабарь И. Э. Моя жизнь. Авто монография. Этюды о художниках. М.; 2001..
  3. Грабарь И. Э. Заметки о живописи // Литературная газета. 1956. № 115 (3616).
  4. Академическая выставка // Нива. 1894. № 14. XXIV Передвижная выставка //Нива. 1894. № 20.
  5. Выставка картин В. В. Верещагина // Нива. 1896. № 14; Передвижная выставка //Нива. 1896. № 15; Берлинская юбилейная художественная выставка // Нива. 1896. № 33, и др.
  6. Грабаревские чтения V Международная научная конференция. Сканрус. Москва 2003 г. Доклады, сообщения. 31 января- 1 февраля 2002 года.
  7. Грабарь И. Э. В поисках древнерусской живописи // Игорь Грабарь о древнерусском искусстве. М., 1966. С. 29–46.
  8. Яремич С. П. Михаил Алексеевич Врубель. Жизнь и творчество / под редакцией И. Грабаря. М., 1911; Грабарь И. Э., Глаголь С. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество М., 1913;Грабарь И. Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М., 1914.
  9. Нарышкина Н. А. История отечественного искусствознания 19 века. Научно-технические ведомости СПб ГПУ. № 2, 2013 г.
Основные термины (генерируются автоматически): русское искусство, Грабарь, древнерусское искусство, Россия, книга, XIV-XV, индивидуальная творческая манера, отечественное искусствознание, современное искусствознание, художественный критик.


Задать вопрос