Анри Матисс — живая струя французской культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 10.01.2017

Статья просмотрена: 459 раз

Библиографическое описание:

Хакимова, Г. А. Анри Матисс — живая струя французской культуры / Г. А. Хакимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 512-516. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37924/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассказывается автобиография великого французского художника Анри Матисса и о его искусствоведческом труде. Исследуется его творчество и жизнь.

Фотография Карла ван Вехтена

Но главное ведь — человек! Когда же, когда наконец речь пойдет о самом человеке? Неужто никто не возвысит свой голос?

Ибо главное ведь — человек в его человеческой сути; главное — взор распахнуть на бескрайность глубинных морей…

Сен-Жорж Перс (Ветры)

Хорошая живопись уже сама по себе благородна и благочестива, ибо ничто так не возвышает душу знатока и не пробуждает в ней благочестия, как самая трудность достижения совершенства, которая ведет к Богу и с ним соединяет: ибо хорошая картина — это не что иное, как отблеск божественного совершенства, тень его живописи, музыка и мелодия, наконец, и только великий ум может воспринять ее, и то с трудом; потому она так и редка, что лишь немногим дано возвыситься до ее понимания и обрести уменье ее создавать.

Любопытно, как отнесся бы Матисс к этому определению хорошей живописи. Следует знать, что непосредственно перед этим Микеланджело в разговоре с Франсиско да Олландой осудил фламандскую живопись за стремление писать, главным образом

…для того, чтобы пленить поверхностный взгляд, либо вещи, приятные ему, либо такие, о которых нельзя сказать ничего дурного, например святых и пророков. По большей части это ткани, домишки, ярко-зеленые поля в тени дерев, реки и мосты, то, что именуется «пейзажем» с множеством разбросанных там и сям фигур.

И если каждый волен понимать бога в первой цитате на свой лад, у каждого свой бог, то микеланджеловский поиск совершенства, который отвергает то, что именуется пейзажем (я назвал это портретом), ведет нас, пожалуй, прямиком к Анри Матиссу и его последним рисункам, ибо только очень острый ум может ощутить их трудность. Музыку, наконец, мелодию. На севере Франции в 1869 году накануне нового года в семье торговца зерном Эмиля Ипполита Матисса родился мальчик, родители назвали его Анри Эмиль Бенуа. Его детство проходило в соседнем городке Боэн-ан-Вермандуа.

В 1872 году родился младший брат Анри Эмиль Бенуа, и по воле отца старший сын должен был унаследовать семейное дело и продолжать дело отца. Анри Эмиль Бенуа был старшим сыном в семье и его отец Эмиль Ипполит Матисс и мать Элоиза Анна Жерар очень хотели, чтобы он в будущем стал юристом. Эмиль Ипполит Матисс преуспевающий торговец зерном, держал лавку, Элоиза Анна Жерар помогала мужу в лавке и занималась росписью керамики. Почтительный сын окончил парижскую Школу юридических наук, далее работал клерком у присяжного поверенного. Наверное, он до сих пор оставался бы юристом, достигая хороших успехов, если бы не случился в его жизни большой переворот. В 1889 году у Анри Матисса случился приступ аппендицита, по этой причине он оказался на операционном столе.

Долгое время он поправлялся и, чтобы зря не проводить время в больничной койке, он начал рисовать. Мать принесла ему необходимые принадлежности, во время двухмесячного пребывания в больнице, он занялся копированием цветных открыток. Его настолько сильно увлекло и заинтересовало искусство рисования, что он решил стать художником и записался в школу рисования Кантен де ля Тур.

C:\Users\777\Desktop\загруженное.jpg

В 1891 году преодолев сопротивление отца, он оставил юридические занятия и в Париже поступил в Академию Жюлиана. Учителем Анри для поступления в Школу изящных искусств, был мастер салонного искусства Виллиам Адольф Бугро, куда он не поступил. В 1893 году в школе декоративных искусств он познакомился с молодым Альбером Марке.

В 1895 году они оба были приняты в Школу изящных искусств и в качестве приглашенных студентов, занимались в мастерской Гюстава Моро. Во время пребывания на учебе он много рисовал и копировал произведения французских и голландских живописцев в Лувре. Его сильно увлекло и заинтересовало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена, так как он выполнил копии с четырех его картин.

Лето 1896 года художник провел на острове Бель-Иль находящегося у побережья Бретани, где он много рисовал. На острове с ним всегда был его сосед из Парижа Эмиль Бери, так же здесь он познакомился с Австралийским художником Джоном Питером Расселом, являвшимся другом Огюста Родена. Он коллекционировал произведения Эмиля Бернара и Винсента Ван Гога.

Джон Питер Рассел познакомил Анри с произведениями Винсента Ван Гога и с импрессионизмом. Ван Гог поддерживал дружбу с Анри в течение десяти лет и подарил ему два своих рисунка. Дружба и общение двух художников сильно повлияло на творчество Анри, он называл Питера Рассела своим учителем, который объяснил ему теорию цвета. В 1896 году пять картин Анри были выставлены в салоне Национального общества изящных искусств.

Две из этих картин были приобретены государством, так же картину «Читающая», написанную в 1894 году и приобретенную для резиденции президента Франции в Рамбуйе. После выставки, проведенной по предложению Пьера Пюви-де-Шавана, Анри Матисс был назначен членом-корреспондентом Салона Национального общества изящных искусств.

В 1898 году Анри Матисс женился, и его жена Амели Парейр родила ему двух сыновей. У художника была незаконнорожденная дочь, которую он взял в семью. Любимые жена и дочь были постоянными моделями художника, они часто позировали ему. В 1899 году после смерти Гюстава Моро у Анри Матисса возникли разногласия с Фернаном Кормоном, по этой причине он покинул Школу изящных искусств. Он продолжил учебу в Академии Жюлиана и поступил на курсы Эжена Каррьера, где познакомился с Морисом де Вламинком, Андре Дереном, Жаном Пюи и Жюлем Фландреном. Он начал заниматься скульптурой, его первой работой в скульптуре была копия работы Антуана-Луи Бари, которую он сделал в 1899 году. Анри усердно продолжал работу над картинами, начал посещать курсы Антуана Бурделя, которая находилась в Академии де ля Гран-Шомьер. Ранним утром он, любуясь Люксембургским садом, часто рисовал и делал этюды, по вечерам занимался скульптурой. В 1900 году Анри вместе с Альбером Марке начал работу над декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже. Во время изнурительной работы Анри заболел бронхитом и в 1910 году начал лечение в Швейцарии, где так же подолгу работал. С 1890–1902 годы Анри Матисс ежегодно начал писать близкие по духу импрессионистам картины.

dance-ii-1910.jpg!HalfHD.jpg

Эту коллекцию составляют написанные им натюрморты и пейзажи, свидетельствующие о попытках художника найти свой путь в искусстве, они нашли свое отражение в произведениях «Булонский лес», «Люксембургский сад», «Десерт», «Посуда и фрукты» и многие другие. С 1901–1904 годы для Анри Матисса были временем интенсивных творческих поисков. Он начал работу над исследованием произведений многих других художников, он начал приобретать произведения других художников, работой которых он всегда восхищался.

На творчестве Анри Матисса оказали особенное внимание структура в живописи и работа цветом. В 1904 году состоялась первая персональная выставка Анри Матисса, которая состоялась в галерее Амбруаза Воллара. Это выставка не принесла автору большого успеха. В том же году он уехал на юг Франции и начал работать в технике дивизионизма, используя в своих работах раздельные точечные мазки.

В 1905 году Сен-Тропе художником был написан его первый шедевр «Роскошь, покой и наслаждение». Матисс безустанно работал, далее он отказался от использования техники пуантилизма, используя широкие и энергетические штрихи.

В 1905 году Матисс продолжил свою деятельность в рыбацкой деревне на Средиземном море. Этот период ознаменовало значительный поворот в творческой деятельности Матисса. Им был создан новый стиль, вошедший в историю искусства под названием фовизма. Его произведения того периода характеризовались плоскими формами, четкими линиями и менее строгим пуантилизмом. Анри Матисс был признан лидером фовистов вместе с Андре Дереном, где каждый из художников имели своих последователей.

В 1908 году Анри основал частную школу живописи и преподавал, которая получила название Академии Матисса. Обучение в Академии Матисса носило некоммерческий характер, он придавал больше значения классической базовой подготовке молодых художников. Согласно учебной программе, они посещали музеи. Молодые художники начинали работу с моделью, только после освоения техники копирования.

Талант Матисса одним из первых оценил русский коллекционер Сергей Щукин, который в 1908 году заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве. Это такие картины, как «Танец», «Музыка» и «Купание, или Медитация» (последнее панно осталось только в эскизах). В этих панно господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии — воздух, огонь и землю.

В США в Нью-Йорке 1912 году состоялась выставка Матисса, которая была организована Альфредом Штиглицом. Несколько картин автора попали на выставку в Нью-Йорке и вызвали бурю негодования у американской публики. Здесь многие композиции Анри Матисса были созданы под влиянием кубизма. В 1918 году в галерее Гийом прошла совместная выставка Анри Матисса и Пабло Пикассо. В 1920 годы имя Матисса приобрело всемирную известность, его выставки проходили во многих городах Европы и Америки.

В 1941 году у художника ухудшилось здоровье, он перенес тяжелую операцию. После ухудшения своего здоровья, художник был вынужден упростить свой стиль, дабы сберечь свои силы.

Он разработал новую технику составления изображения из обрезков бумаги. Эта техника дала возможность художнику добиться долгожданного синтеза рисунка и цвета.

1947 году после знакомства с доминиканским священником Пьером Кутурье, возникла, новая идея возведения небольшой капеллы для монастыря и Матисс сам определил решение ее художественного оформления.

«Не я выбрал эту работу, судьба определила мне ее в конце моего пути, моих поисков, и в Капелле я смог объединить и воплотить их», «работа над Капеллой потребовала от меня четырех лет исключительно усидчивого труда, и она — результат всей моей сознательной жизни. Несмотря на все ее недостатки, я считаю ее своим лучшим произведением. Пусть будущее подтвердит это суждение возрастающим интересом к этому памятнику, не зависящим от его высшего назначения».

Анри Матисс

Первая половина 1954 года ушла на керамику — Матисс наблюдал за исполнением своих работ, — на осуществление проекта витража для протестантской церкви, на макет иллюстрированного издания стихов Джона — Антуана. Но в одиннадцатый месяц этого года, когда Матиссу оставалось меньше чем два месяца до 85-летия, его глаза, многому научившие других, закрылись для мира, на который они глядели так, что нам во веки веков не забыть этого света.

Литература:

  1. Луи Арагон «Анри Матисс, Роман» Часть-1, М. «Прогресс», 1978
  2. Луи Арагон «Анри Матисс, Роман» Часть-2, М. «Прогресс», 1978
Основные термины (генерируются автоматически): художник, начало, работа, Академия, выставка, Национальное общество, Нью-Йорк, Париж, старший сын, хорошая живопись.


Похожие статьи

Концепция права Адольфа Райнаха

Статья знакомит с предпосылками формирования феноменологии, ее сущностью и историей развития. Автор анализирует основные труды Э. Гуссерля и А. Райнаха, рассматривает правовую концепцию последнего, проводя параллель с ее актуальностью на современном ...

Что такое творчество и что побуждает человека творить

Данная работа посвящена изучению творческого процесса. Она позволяет погрузиться в философские размышления о самой сути творчества и о том, что побуждает человека созидать. Целью статьи является выявление отдельных закономерностей в различных видах и...

Роль фрейдистских идей в современной культуре

Зигмунд Фрейд — известный австрийский психиатр и психоаналитик. От психиатрии он эволюционировал к сложному психоанализу общества и культуры. Учение Фрейда оказало существенное влияние на развитие современной культуры — без его идей трудно представит...

Неповторимость форм и орнаментального декора в прикладном искусстве Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Образ «лишнего человека» в русской литературе XIX века и его актуальность

В данной статье рассмотрена актуальность и эволюция образа “лишнего человека”, как литературного типа русской литературы XIX века, на примере образа Онегина как совершенного представителя данного типа.

Немецкий мотив в лирике Марины Цветаевой

Данная статья посвящена анализу немецкого мотива в творчестве Цветаевой. Германия приняла значительное участие в формировании культуры России, в том числе стихотворений и целью этой статьи является показать, как немецкая культура повлияла на лирику М...

Психологическое наследие Ипполита Адольфа Тэна

Статья посвящена анализу психологических идей философа и историка Ипполита Адольфа Тэна. Изложена методология и взгляд философа на психологию как науку, рассмотрены проблемы природы познавательной деятельности, сущности души, развития речи в детском ...

Оспаривание первичности драматургии в современном режиссерском театре

В данной статье рассматривается доминанта режиссуры в современном театральном процессе создания спектакля, а также исследуется отражение режиссерской судьбы в спектакле.

Феномен культуры в историческом аспекте становления и развития, его современное восприятие

В данной статье исследуется понятие «культура» в его первоначальной трактовке и в современном восприятии, особое внимание автор акцентирует на взглядах культурологов на современную культурную ситуацию.

Педагогические идеи Алишера Навои и их влияние на воспитание подрастающего поколения

В данной статье рассматриваются педагогические идеи из жизни и творчества великого узбекского деятеля, выдающегося поэта, мыслителя Алишера Навои. Подчеркивается, что созданные им более шести веков назад произведения имеют очень ценные идеи для воспи...

Похожие статьи

Концепция права Адольфа Райнаха

Статья знакомит с предпосылками формирования феноменологии, ее сущностью и историей развития. Автор анализирует основные труды Э. Гуссерля и А. Райнаха, рассматривает правовую концепцию последнего, проводя параллель с ее актуальностью на современном ...

Что такое творчество и что побуждает человека творить

Данная работа посвящена изучению творческого процесса. Она позволяет погрузиться в философские размышления о самой сути творчества и о том, что побуждает человека созидать. Целью статьи является выявление отдельных закономерностей в различных видах и...

Роль фрейдистских идей в современной культуре

Зигмунд Фрейд — известный австрийский психиатр и психоаналитик. От психиатрии он эволюционировал к сложному психоанализу общества и культуры. Учение Фрейда оказало существенное влияние на развитие современной культуры — без его идей трудно представит...

Неповторимость форм и орнаментального декора в прикладном искусстве Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Образ «лишнего человека» в русской литературе XIX века и его актуальность

В данной статье рассмотрена актуальность и эволюция образа “лишнего человека”, как литературного типа русской литературы XIX века, на примере образа Онегина как совершенного представителя данного типа.

Немецкий мотив в лирике Марины Цветаевой

Данная статья посвящена анализу немецкого мотива в творчестве Цветаевой. Германия приняла значительное участие в формировании культуры России, в том числе стихотворений и целью этой статьи является показать, как немецкая культура повлияла на лирику М...

Психологическое наследие Ипполита Адольфа Тэна

Статья посвящена анализу психологических идей философа и историка Ипполита Адольфа Тэна. Изложена методология и взгляд философа на психологию как науку, рассмотрены проблемы природы познавательной деятельности, сущности души, развития речи в детском ...

Оспаривание первичности драматургии в современном режиссерском театре

В данной статье рассматривается доминанта режиссуры в современном театральном процессе создания спектакля, а также исследуется отражение режиссерской судьбы в спектакле.

Феномен культуры в историческом аспекте становления и развития, его современное восприятие

В данной статье исследуется понятие «культура» в его первоначальной трактовке и в современном восприятии, особое внимание автор акцентирует на взглядах культурологов на современную культурную ситуацию.

Педагогические идеи Алишера Навои и их влияние на воспитание подрастающего поколения

В данной статье рассматриваются педагогические идеи из жизни и творчества великого узбекского деятеля, выдающегося поэта, мыслителя Алишера Навои. Подчеркивается, что созданные им более шести веков назад произведения имеют очень ценные идеи для воспи...

Задать вопрос