Выбор величины нагрузки прыжковых упражнений, выполняемых в плиометрическом режиме работы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 01.08.2016

Статья просмотрена: 576 раз

Библиографическое описание:

Зухов, А. С. Выбор величины нагрузки прыжковых упражнений, выполняемых в плиометрическом режиме работы / А. С. Зухов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 420-422. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33036/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассмотрен вопрос дозирования нагрузки прыжковых упражнений, выполняемых в плиометрическом режиме работы. В данном исследовании спортсмены в тренировочном занятии пробегали дистанцию 60 м с максимальной скоростью, а также выполняли прыжки через барьеры. При выполнении прыжков нагрузка не задавалась непосредственно перед их выполнением, а определялась для каждого спортсмена по реакции организма на предъявляемую нагрузку. При снижении результативности прыжков их выполнение прекращалось. Результативность прыжков оценивалась по коэффициенту мощности отталкиваний в тесте plyometry.

Ключевые слова: коэффициент мощности, тест plyometry, плиометрические упражнения, контроль

В теории спортивной тренировки выделяют два основных способа построения тренировочного процесса. При первом способе тренировочные нагрузки распределяются равномерно в течение всего года, в результате чего у спортсмена работоспособность снижается лишь на уровне микроцикла. Во втором способе тренировочные нагрузки планируются с учетом явления отставленного кумулятивного тренировочного эффекта. При данном способе организации тренировочного процесса наблюдается стойкое снижение показателей работоспособности на длительный период времени, которая должна выйти на рекордный уровень после уменьшения объема выполняемых нагрузок [2].

Таким образом, при втором способе организации построения тренировочного процесса распределению нагрузки как в микроциклах подготовки, так и в одном тренировочном занятии не придавалось особого значения, главное было выполнять нагрузку определенной направленности, большого объема и невысокой интенсивности, с расчетом на достижение фазы суперкомпенсации в последующем.

При первом способе построения тренировочного процесса большое значение должно уделяться дозированию выполняемой нагрузки как в одном тренировочном занятии, так и в конкретном упражнении. Ориентируясь на выполнение рекомендованных величин нагрузок не всегда можно получить желаемый результат. Для одних спортсменов такая нагрузка может привести к улучшению соревновательных результатов, для других — к их ухудшению, так как не учитывает индивидуальные особенности спортсменов. В связи с этим важно нормировать двигательную активность спортсмена с учетом его индивидуальных функциональных возможностей [6]. Следовательно, необходимо стремиться при данном способе построения тренировочного процесса к выполнению оптимальной нагрузки в каждом упражнении. В видах упражнений с возможностью фиксирования результатов — это не будет составлять особого труда. Например, при развитии скорости, критерием прекращения тренировочного задания будет являться снижение скорости перемещения спортсмена, в прыжковых упражнениях (горизонтальные прыжки) таким критерием будет являться снижение дальности выполнения прыжков и т. д. Затруднения возникают при дозировании нагрузки в таких видах упражнений, где отсутствует общепризнанный критерий оценивающий результативность их выполнения. Например, такие затруднения возникают при выполнении упражнений с плиометрическим режимом работы. В научных исследованиях наиболее изученным упражнением, выполняемым в плиометрическом режиме является прыжок в глубину. Для данного упражнения разработаны рекомендации, которые позволяют дозировать нагрузку не только количественно (количество повторений упражнения), но и качественно (выбор высоты опоры для спрыгивания, использование дополнительных отягощений и т. д.) [1, 5, 7, 8 и др.]. В упражнениях же выполняемых в виде многократных прыжков вопросы дозирования нагрузки разработаны недостаточно. Даже для такого широко применяемого упражнения в тренировочном процессе, как прыжки через барьеры, нет четких рекомендаций каким образом осуществлять выбор высоты установки барьеров, какого должно быть расстояние между ними, когда следует прекращать выполнение упражнений и т. д. Таким образом, вопросы, связанные с дозированием нагрузки в плиометрических упражнениях, являются актуальными и нуждаются в разработке. В данном исследовании будет рассмотрена возможность дозирования нагрузки в прыжках через барьеры на основании результатов, полученных при выполнении теста plyometry.

Организация исследования.Исследование проводилось на 3-х испытуемых, показывающих спортивные результаты в беге на короткие дистанции соответствующие 1-му, 2-му и 3-му спортивному разряду. В тренировочном занятии, проведенном 24.03.2016г., спортсмены в первой его половине пробегали дистанцию 60 м с максимально возможной скоростью 5 раз (3 и 4 повторение выполнялось в облегченных условиях), а во второй половине выполняли прыжки через 10 барьеров по 5 подходов в серии. Количество выполненных серий зависело от реакции организма спортсменов на выполняемую нагрузку, оцениваемую по результатам теста plyometry. Данный тест выполнялся испытуемыми перед началом тренировочного занятия, после выполнения бега на дистанции 60 м, а также после каждой серии прыжков через барьеры, состоящей из 50отталкиваний. После каждого выполнения теста были вычислены показатели коэффициента мощности отталкиваний путем деления времени полетной фазы на время опорной фазы средних значений трех лучших попыток. Выполнение теста plyometry в тренировочном занятии осуществлялось на тензометрической платформе [3].

Результаты исследования иих обсуждение. Вданном исследовании количество выполненных прыжков через барьеры не задавалось непосредственно перед тренировочным занятием, а было определено для каждого спортсмена непосредственно во время выполнения упражнений, на основании ответной реакции организма на предъявляемую нагрузку. Когда наблюдалось снижение результативности, выполнение упражнений прекращалось. В связи с тем, что достаточно сложно объективно оценить момент начала снижения результативности при выполнении прыжков через барьеры, мы использовали такой показатель как коэффициент мощности отталкиваний в тесте plyometry [3]. Изменение коэффициента мощности отталкивания у спортсменов, в результате выполнения тренированных нагрузок представлено на рис. 1, из которого следует, что после значительного снижения коэффициента мощности отталкиваний выполнение прыжков через барьеры завершалось. При этом все спортсмены выполнили разное количество прыжков, так спортсмен 3-го спортивного разряда выполнил 150 прыжков, спортсмен 2-го разряда 100 прыжков, а спортсмен 1-го разряда 200 прыжков.

Рис. 1. Показатели коэффициента мощности отталкиваний в тесте plyometry

Отметим, что ни у одного из спортсменов в данном исследовании не был зафиксирован коэффициент мощности отталкиваний в тесте plyometry перед началом тренировочного занятия на уровне лучших показателей, это свидетельствует о том, что спортсмены находились не в оптимальном состоянии на момент проведения исследования. По всей видимости этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что спортсмен 3-го спортивного разряда выполнил большее количество прыжков по сравнению со спортсменом 2-го спортивного разряда. При этом логика подсказывает, что спортсмены более высокой квалификации должны выполнять большую нагрузку по сравнению со спортсменами менее высокой квалификации. Какими бы причинами не были вызваны данные результаты, из них следует, что не всегда спортсмены более высокой квалификации должны выполнять большую нагрузку по сравнению со спортсменами более низкой квалификации.

Выполнение теста plyometry осуществлялось после выполнения серий прыжков через барьеры в связи с тем, что не было возможности осуществлять контроль результативности непосредственно по ходу выполнения упражнений. Это не позволило нам в полной мере осуществлять оперативный контроль и перейти к возможности управления срочным тренировочным эффектом, так как контроль осуществлялся после каждой серии выполнения прыжков, а не в каждом подходе. Отметим, что М. А. Годик допускает, что при управлении срочным тренировочным эффектом можно осуществлять контроль сразу после окончания выполнения упражнений если нет возможности осуществлять его непосредственно по ходу выполнения упражнений [4; С.169]. Таким образом, тест plyometry может быть использован для оценки срочного тренировочного эффекта, но с определёнными ограничениями. В тоже время использование данного теста не позволяет нам выявить оптимальную высоту установки барьеров, количество барьеров, которое необходимо перепрыгнуть в одном подходе, а также оптимальное расстояние которое должно быть между ними.

Предложенный метод дозирования нагрузки, выполняемой в плиометрическом режиме работы, в виде многократных прыжков через барьеры, дает возможность выполнить оптимальное количество прыжков в одном тренировочном занятии каждому испытуемому. Использование теста plyometry для оптимального дозирования нагрузки может осуществляться не только при выполнении прыжков через барьеры, но и при выполнении любых других упражнений, выполняемых в плиометрическом режиме работы в виде многократных прыжков.

Для будущих исследований мы ставим собой задачу разработать методику, направленную на увеличение коэффициента мощности отталкиваний в тесте plyometry, что позволит целенаправленно повышать результативность выполнения упражнений, выполняемых в плиометрическом режиме работы представителям различных видов спорта.

Литература:

  1. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1970. — 264 с.
  2. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса/ Ю. В. Верхошанский. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 176 с.
  3. Зухов, А. С. Влияние тренировочной нагрузки плиометрической направленности на коэффициент мощности в тесте plyometry // Молодой ученый. — 2016. — № 12. — С. 939 –941.
  4. Годик, М. А. Спортивная метрология / М.А Годик. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 192 с.
  5. Лысаковский, И. Т. Выбор высоты прыжка в глубину с позиции дисперсионного анализа выходного и входного сигналов сложной системы / И. Т. Лысаковский // Научные труды: ежегодник. — Омск: СибГУФК, 2003. — С. 74–80.
  6. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать / Н. Г. Озолин. — М.: Астрель, 2002. — 864 с.
  7. Makaruk, H. The effect of drop height and body mass on drop jump intensity / H.Makaruk, T. Sacewicz // Biology of sport. — 2011. Vol. 28, Issue 1. — P. 63–67.
  8. The effect of drop jump starting height and contact time on power, work performed and moment of force / Walsh M [et al.] // Journal of Strength and Conditioning Research. — 2004. — Vol. 18, № 3. — P. 561–566.
Основные термины (генерируются автоматически): тренировочное занятие, спортсмен, тренировочный процесс, прыжок, барьер, выполнение прыжков, дозирование нагрузки, режим работы, высокая квалификация, срочный тренировочный эффект.


Похожие статьи

Улучшение оценок и уровней вращений в фигурном катании через развитие специальной гибкости: особенности и тренировочные методы

Качество выполнения вращений в фигурном катании напрямую связано с развитием гибкости спортсменов, независимо от их пола. Поскольку гибкость важно постоянно развивать, в тренировочный процесс для фигуристов включаются занятия на растяжку и упражнения...

Эффективность использования специальных вспомогательных упражнений в жиме штанги лежа при подготовке спортсменов высокой квалификации

В статье представлено обоснование эффективности использования специальных вспомогательных упражнений в жиме штанги лежа при под-готовке спортсменов высокой квалификации. Эффективность исследована на основе анализа научно-методической литературы и пед...

Педагогический контроль нагрузок в подготовке футболистов

В спортивной педагогике контроль тренировочных нагрузок имеет первостепенное значение. Именно этой проблеме посвящена данная работа. Автор на основании педагогических наблюдений выявил нерациональность соотношения величин тренировочных нагрузок. Пред...

Развитие скоростно-силовой выносливости у нахимовцев, занимающихся лыжным спортом, на этапе начальной подготовки

В данной статье рассмотрена эмпирическая методика, направленная на развитие скоростно-силовой выносливости нахимовцев Нахимовского военно-морского училища (г. Владивосток), занимающихся в секции лыжные гонки. В начале исследования выявлено, что разви...

Структура и содержание тренировочной нагрузки «сверхударного» микроцикла у перспективных юных гимнастов

В представленной статье рассматривается возможность проведения в период предсоревновательных сборов «сверхударных» микроциклов. В процессе основного тренировочного занятия гимнасты 12–15 лет выполняют 25–35 целых комбинаций на видах гимнастического м...

Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике

Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...

Система тренировочного процесса на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера

В статье представлен примерный вариант тренировочной нагрузки по ОФП, а также примерный план тренировок на месяц по СФП на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера, указаны особенности тренировочного процесса на данном этапе.

Развитие физической выносливости студентов на уроках физической культуры

В статье рассматриваются вопросы развития физической выносливости студентов в процессе занятий физической культурой в институте. Целью работы является выявление наиболее эффективного комплекса упражнений по развитию выносливости. В данной научной раб...

Повышение уровня специальной выносливости на вольных упражнениях у гимнасток высокой квалификации

В статье рассматриваются вопросы совершенствования исполнительского мастерства гимнасток на вольных упражнениях на основе повышения уровня специальной выносливости и уровня владения базовыми навыками общего назначения и навыками высшего порядка: навы...

Применение амортизационных упражнений для развития скоростно-силовых качеств у бегуний на средние дистанции 13–14 лет на этапе предсоревновательной подготовки

Похожие статьи

Улучшение оценок и уровней вращений в фигурном катании через развитие специальной гибкости: особенности и тренировочные методы

Качество выполнения вращений в фигурном катании напрямую связано с развитием гибкости спортсменов, независимо от их пола. Поскольку гибкость важно постоянно развивать, в тренировочный процесс для фигуристов включаются занятия на растяжку и упражнения...

Эффективность использования специальных вспомогательных упражнений в жиме штанги лежа при подготовке спортсменов высокой квалификации

В статье представлено обоснование эффективности использования специальных вспомогательных упражнений в жиме штанги лежа при под-готовке спортсменов высокой квалификации. Эффективность исследована на основе анализа научно-методической литературы и пед...

Педагогический контроль нагрузок в подготовке футболистов

В спортивной педагогике контроль тренировочных нагрузок имеет первостепенное значение. Именно этой проблеме посвящена данная работа. Автор на основании педагогических наблюдений выявил нерациональность соотношения величин тренировочных нагрузок. Пред...

Развитие скоростно-силовой выносливости у нахимовцев, занимающихся лыжным спортом, на этапе начальной подготовки

В данной статье рассмотрена эмпирическая методика, направленная на развитие скоростно-силовой выносливости нахимовцев Нахимовского военно-морского училища (г. Владивосток), занимающихся в секции лыжные гонки. В начале исследования выявлено, что разви...

Структура и содержание тренировочной нагрузки «сверхударного» микроцикла у перспективных юных гимнастов

В представленной статье рассматривается возможность проведения в период предсоревновательных сборов «сверхударных» микроциклов. В процессе основного тренировочного занятия гимнасты 12–15 лет выполняют 25–35 целых комбинаций на видах гимнастического м...

Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике

Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...

Система тренировочного процесса на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера

В статье представлен примерный вариант тренировочной нагрузки по ОФП, а также примерный план тренировок на месяц по СФП на начальном этапе подготовки спортсмена-пауэрлифтера, указаны особенности тренировочного процесса на данном этапе.

Развитие физической выносливости студентов на уроках физической культуры

В статье рассматриваются вопросы развития физической выносливости студентов в процессе занятий физической культурой в институте. Целью работы является выявление наиболее эффективного комплекса упражнений по развитию выносливости. В данной научной раб...

Повышение уровня специальной выносливости на вольных упражнениях у гимнасток высокой квалификации

В статье рассматриваются вопросы совершенствования исполнительского мастерства гимнасток на вольных упражнениях на основе повышения уровня специальной выносливости и уровня владения базовыми навыками общего назначения и навыками высшего порядка: навы...

Применение амортизационных упражнений для развития скоростно-силовых качеств у бегуний на средние дистанции 13–14 лет на этапе предсоревновательной подготовки

Задать вопрос