В статье рассматриваются вопросы совершенствования исполнительского мастерства гимнасток на вольных упражнениях на основе повышения уровня специальной выносливости и уровня владения базовыми навыками общего назначения и навыками высшего порядка: навыка отталкивания ногами, безопорного вращения, динамической осанки, вращения по пируэту. Систематизированы и распределены средства, направленные на повышение уровня координационных и скоростно-силовых видов специальной выносливости, включающих общеподготовительные, специально — подготовительные и соревновательные упражнения в процесс специальной физической и специальной технической подготовки на вольных упражнениях у гимнасток, тренирующихся на этапе высшего спортивного мастерства.
Ключевые слова: гимнастика спортивная, вольные упражнения, исполнительское мастерство, специальная выносливость.
Специальная выносливость проявляется в способности многократно выполнять композицию на должном высоком уровне. Выполняя 1,5 минуты вольные упражнения, сочетающие акробатику и хореографию, гимнастки должны обладать оптимальным и необходимым уровнем специальной подготовленности.
Специальная физическая составляющая специальной подготовленности на вольных упражнениях представлена ведущими физическими качествами, обеспечивающими в первую очередь выполнение прыжковой акробатики с вращением по сальто, пируэту и по двум осям одновременно, гимнастических прыжков с разведением ног в шпагат, поворотов на одной в разных положениях на 720 и более градусов. В спектре доминирующих физических качеств на первом месте стоят координационные и скоростно-силовые способности. Тем не менее, условия выполнения вольных упражнений предъявляют высокие требования именно к устойчивости функциональных систем и психомоторных процессов организма, которые вынуждены противостоять утомлению, накопленному при высокоинтенсивной работе продолжительностью 90 секунд. В связи с этим существенную значимость занимает специальная выносливость гимнасток.
Цель исследования: теоретически разработать и экспериментально обосновать эффективность использования сопряженных средств, направленных на повышение уровня развития координационных и скоростно-силовых видов специальной выносливости, их распределение на этапах макро-цикла подготовки гимнасток высокой квалификации.
Организация и методы исследования
Исследование проводилось с сентября 2019 по апрель 2021 года и состояло из трех этапов. На первом и втором этапах осуществлялся анализ литературы, подбор методов исследования.
На третьем этапе с сентября 2020 года по апрель 2021 было проведено тестирование гимнасток, по результатам которого была сформирована опытная группа, проведена экспертная оценка качества и сложности выполнения вольных упражнений. В дальнейшем был проведен основной педагогический эксперимент, направленный на совершенствование скоростно-силовых и координационных видов специальной выносливости, получены и проанализированы результаты исследования.
Результаты исследования
В рамках данного исследования был проведен последовательный педагогический эксперимент, в котором участвовало 8 гимнасток, имеющих звание МС и выступающих по данной программе. Экспериментальная методика состояла из 3 блоков сопряженных средств, направленных на повышение уровня координационных и скоростно-силовых видов специальной выносливости. Средства на этапах мак-роцикла были распределены с учетом календаря соревнований и периодов подготовки по спортивной гимнастике.
Для определения уровня развития специальной выносливости на вольных упражнениях были выбраны тесты и разработаны контрольные упражнения.
Уровень развития скоростно-силовой выносливости оценивался с помощью тестов: тест № 1 «Напрыгивание на возвышение» (кол-во); тест № 2 «Челночный бег» (кол-во); тест № 3 проба «Абалакова» (см.); тест № 4 Бег с высоким подниманием коленей на гимнастическом мате за 1 мин. 30 сек (кол — во); тест № 5 Выпрыгивания из приседа за 1 мин. (кол — во). Полученные данные обрабатывались с помощью параметрического t-критерия Стьюдента для связанных выборок.
Уровень развития координационной выносливости оценивался с помощью контрольного упражнения: сальто вперед в группировке — сальто назад в группировке; двойное сальто вперед в группировке — двойное сальто назад в группировке. Достоверность результатов высчитывалась с помощью непараметрического U -критерия Манна-Уитни.
Результаты тестирования представлены в таблицах 1,2,3.
Таблица 1
Сравнительная таблица результатов тестов напрыгивание на возвышение и выпрыгивания из приседа за 1 минуту опытной группы до и после проведения педагогического эксперимента ( n =8)
До проведения педагогического эксперимента |
После проведения педагогического эксперимента |
Уровень значимости |
|||
M ± m |
V, % |
M ± m |
V, % |
||
Напрыгивание на возвышение 55 см. (количество раз за 1 мин.) |
59± 2,27 |
10,17 |
73,75±0,59 |
2,12 |
р< 0,05 |
Выпрыгивания из приседа за 1 мин. (кол-во) |
42,25 ± 0,78 |
4,88 |
47,13 ± 0,53 |
2,98 |
|
Полученное tэмп (3,5) при p < 0,05 в тесте напрыгивание на возвышение, tэмп (3) при p < 0,05 в тесте выпрыгивания из приседа полученные до проведения педагогического эксперимента и после воздействия экспериментальных сопряженных средств, находятся в зоне значимости, что свидетельствует о повышении специальной выносливости, и тем самым уровня исполнительского мастерства.
Таблица 2
Сравнительная таблица результатов тестов челночный бег и бег с высоким подниманием коленей на гимнастическом мате за 1 минуту 30 секунд опытной группы до и после проведения педагогического эксперимента ( n =8)
До проведения педагогического эксперимента |
После проведения педагогического эксперимента |
Уровень значимости |
|||
M ± m |
V , % |
M ± m |
V , % |
||
Напрыгивание на возвышение 55 см. (количество раз за 1 мин.) |
24,8±0,66 |
7,07 |
27,63±0,27 |
2,60 |
р< 0,05 |
Выпрыгивания из приседа за 1 мин. (кол — во) |
130,63 ±1,52 |
3,09 |
138,75 ± 0,94 |
1,80 |
|
В таблице 2 представлены результаты математической статистики данных тестирования до и после проведения педагогического эксперимента. Из таблицы видно, что после проведения педагогического эксперимента, наблюдается существенный прирост результатов, полученные данные статистически значимы при р < 0,05, t-критерия Стьюдента, что свидетельствует об эффективности разработанных нами средств и необходимости их применения на этапе высшего спортивного мастерства на вольных упражнениях.
Таблица 3
Сравнительная таблица результатов теста проба Абалакова опытной группы до и после проведения педагогического эксперимента ( n =8)
До проведения педагогического эксперимента |
После проведения педагогического эксперимента |
Уровень значимости |
|||
M ± m |
V , % |
M ± m |
V , % |
||
Проба Абалакова (см) |
39±0,73 |
4,93 |
42,5±0,71 |
4,41 |
р< 0,05 |
Полученные значения в результате статистической обработки данных находятся в зоне значимости при р < 0,05. Наблюдается значительный прирост в показателях с 39 до 42 см.
С целью проверки качества выполнения последней акробатической серии на вольных упражнениях, как одного из фактора, определяющего уровень развития специальной выносливости была проведена экспертная оценка. Достоверность результатов высчитывалась с помощью непараметрического U -критерия Манна-Уитни.
Полученное значение в результате обработки данных, последней акробатической линии до и после выполнения вольных упражнений до проведения педагогического эксперимента, с помощью непараметрического U-критерия Манна-Уитни для связанных выборок находится в зоне значимости Uэмп = 15 при (р < 0,05), что свидетельствует о достоверности различия результатов до и после нагрузки, а также о снижении качества выполнения акробатической линии к концу комбинации и необходимости развития специальной выносливости у гимнасток высокой квалификации.
Таблица 4
Результаты экспертной оценки последней акробатической серии до нагрузки и после стандартной нагрузки опытной группы до и после проведения педагогического эксперимента ( n =8)
Сбавки за технику исполнения |
||||||
До проведения педагогического эксперимента |
После проведения педагогического эксперимента |
|||||
M±m |
V , % |
Уровень значимости |
M±m |
V , % |
Уровень значимости |
|
до нагрузки |
0,42 ± 0,009 |
5,54 |
P < 0,05 |
0,28 ± 0,01 |
12,5 |
P > 0,05 |
после стандартной нагрузки (вольные упражнения) |
0,79 ± 0,01 |
4,46 |
0,32 ± 0,006 |
5,23 |
||
В таблице 4 представлены результаты математической статистики данных экспертной оценки до и после проведения педагогического эксперимента. Показатели до нагрузки 0,42 ± 0,009, а за тем после стандартной нагрузки (вольные упражнения) 0,79 ± 0,01 до проведения педагогического эксперимента находятся в зоне значимости при р< 0,05, что свидетельствует об необходимости повышения уровня скоростно-силовой выносливости. Показатели до нагрузки 0,28 ± 0,01 и после стандартной нагрузки (вольные упражнения) 0,32 ± 0,006 находятся в зоне не значимости при р> 0,05, что свидетельствует об эффективности разработанных средств.
Заключение
В ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выводы:
- Доказана эффективность влияния экспериментальных сопряженных средств и методических приемов на повышение уровня специальной выносливости на вольных упражнениях у гимнасток высокой квалификации. Направленное сопряженное воздействие в значительной мере стимулирует эффективный рост уровня развития координационной и скоростно-силовой выносливости (сальто вперед в группировке — сальто назад в группировке; двойное сальто вперед в группировке — двойное сальто назад в группировке, напрыгивание на возвышение, челночный бег, проба «Абалакова», выпрыгивания из приседа, бег со сгибанием ног вперед). Результаты достоверны при р < 0,05 t-критерия Стьюдента.
Результаты экспертного оценивания до и после проведения педагогического эксперимента, показал, что качество исполнения вольных упражнений улучшилось после введения в тренировочное занятие экспериментальных средств. Достоверность результатов высчитывалась с помощью непараметрического U-критерию Манна-Уитни. Результаты достоверны при р > 0,05.
Литература:
- Попова, Е. Г. Исследование специальной выносливости гимнасток (на примере вольных упражнений): автореф. дис….канд. пед. наук: 13.00.04/ Попова Екатерина Григорьевна; Государственный ордена Ленина и ордена красного знамени институт физ. Культуры им. П. Ф. Лесгафта. — Ленинград, 1978. — 15с.
- Гавердовский, Ю. К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник для образовательных учреждений. Физическая культура/ Ю. К. Гавердовский. — Москва: Советский спорт, 2014. — 368с.
- Чикунов, М. В. Особенности проявления и совершенствования специальной выносливости в сложнокоординационных видах спорта/ М. В. Чикунов // Мир спорта:сб.ст./ под ред. М. Е. Кобринского; Республика Беларусь., — 2008. — Вып. 4. — С. 17–21.