Определение уровня развития скоростных способностей у юных метателей молота
Автор: Владимирова Оксана Алексеевна
Научный руководитель: Столяр Любовь Михайловна
Рубрика: 25. Физическая культура и спорт
Опубликовано в
XCII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2024)
Дата публикации: 13.12.2024
Статья просмотрена: < 10 раз
Библиографическое описание:
Владимирова, О. А. Определение уровня развития скоростных способностей у юных метателей молота / О. А. Владимирова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XCII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/526/18755/ (дата обращения: 19.12.2024).
В данной статье рассматривается влияние уровня развития скоростных качеств на результаты в метании молота. Метание молота является скоростно-силовым видом спорта, где скорость и сила мышц имеют одинаковую важность. Особое внимание уделяется скоростному компоненту, который позволяет увеличить дальность метания. Дальность метания зависит от угла вылета и скорости выпуска снаряда. Знание скоростных возможностей спортсменов поможет разработать методику подготовки, соответствующую требованиям юных метателей, с акцентом на развитие тех или иных компонентов готовности, которые нуждаются в улучшении. Это позволит более эффективно освоить соревновательное упражнение.
Ключевые слова: метание молота, физическая подготовка, скоростные способности, быстрота, физические качества.
Введение
Вопросы подготовки в области метаний легкой атлетики всегда занимали значительное место в практике и теории физической культуры и спорта. Это вполне логично, поскольку за последние десятилетия основные успехи были достигнуты благодаря стремлению более эффективно применять методы формирования двигательных навыков у спортсменов.
Возможность человека осуществлять различные двигательные действия на протяжении определенного времени обуславливается скоростью сокращения его мышечных волокон. Быстрота, как физическая характеристика, влияет на темп передвижения во время выполнения различных упражнений. В связи с этим в теории и методологии физического воспитания термин «быстрота» был заменен более точным понятием «скоростные способности». В спортивной практике особое внимание уделяется скорости, которая проявляется в ходе выполнения состязательных упражнений или в специальных тренировочных методах. Это позволяет спортсмену развить необходимую скорость для достижения высоких результатов.
Для достижения скорости применяются некоторые соревновательные упражнения и специальные методы подготовки, которые помогают облегчить движения спортсмена. В метаниях легкой атлетики активно используются как облегченные, так и утяжеленные снаряды, включая снаряды с коротким тросом. Благодаря этим методам в процессе тренировок систематически улучшаются показатели скоростных качеств. При формировании скоростных показателей основное внимание уделяется динамическому подходу в тренировочном процессе. Указанные упражнения выполняются в рамках тренировок определенное количество раз и с заданной интенсивностью, что позволяет эффективно развивать скоростные навыки атлета.
Группы начальной специализации у юных легкоатлетов складываются в зависимости от выраженной склонности спортсменов к конкретным метательским дисциплинам. В течение нескольких лет тренировок на этом этапе, юные атлеты проходят комплексную подготовку, в ходе которой пробуют свои силы в разных видах легкоатлетических метаний: толкание ядра, метание копья, диска и молота, также не забывая о других дисциплинах легкой атлетики. На данный момент одним из важных направлений научных исследований является изучение влияния разных аспектов подготовки на итоговые результаты, а также сопоставление показателей у юных метателей молота в разные циклы тренировок с существующими модельными данными. Предполагается, что это поможет определить уровень физической подготовленности и отслеживать динамику её изменения на разных этапах подготовки атлета. Это также позволит на ранних стадиях прогнозировать предрасположенность к определённым видам метаний и проанализировать, как скорость влияет на спортивный результат. Данная проблема станет основным предметом нашего исследования.
Организация исследования
Для анализа скоростных способностей юных легкоатлетов были применены следующие тесты: бег 30 метров с высокого старта (с) и метание малого мяча (м). Для усовершенствования скоростных возможностей юных метателей молота был разработан комплекс упражнений, включающий в себя: бег 30 с/х; челночный бег; выпрыгивания; прыжки в длину; метание малого мяча; финальное усилие. Данный комплекс упражнений выполнялся в течение двух месяцев (октябрь-ноябрь) в основной части тренировок 3–4 раза в неделю.
Следом мы провели анализ скоростных характеристик юных метателей молота, которые оказывают значительное влияние на результаты, показанные на соревнованиях. Для анализа данного аспекта был применены следующие тесты: тест бег 30 метров с/х и метание малого мяча. В каждой из возрастных категорий отмечается небольшое замедление темпов роста, однако в целом тенденция во всех возрастных группах остается положительной. Наивысших результатов спортсмены-метатели достигают в более старшем возрасте.
Рис. 1. Динамика развития скоростных способностей метателей молота по тесту «бег 30 метров с высокого старта» у девушек
Рис. 2. Динамика развития скоростных способностей метателей молота по тесту «метание малого мяча» у девушек
В рамках наблюдения был осуществлён сравнительный анализ физической подготовленности метателей молота на различных стадиях их спортивного роста. Этот анализ позволил обнаружить неравномерность в развитии отдельных аспектов специально-физической подготовки на разных этапах многолетней спортивной подготовки. Полученные результаты дополняют существующие знания в области теории и методики подготовки легкоатлетов, специализирующихся на метании молота.
В процессе проведения сравнительного анализа уровня физической подготовки метателей была определена динамика развития отдельных скоростных характеристик спортсменов на различных этапах их подготовки. Для каждого периода тренировок мы установили диапазон значений специальной физической подготовки по каждому тесту, отражающему развитие скоростных способностей, которые непосредственно влияют на результаты в метании молота.
Литература:
- Барчуков, И. С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И. С. Барчуков и др. — М.: Советский спорт, 2013. — 431 c.
- Бондарчук, А. П. Педагогические основы системы подготовки высококвалифицированных легкоатлетов-метателей (теория, методика, практика): дис. … д-ра пед. наук в форме науч. докл.: 13.00.04 / А. П. Бондарчук. — М., 1987. — 33 с.
- Загревский, В. И. Современные методы исследований техники спортивных упражнений / В. И. Загревский // Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в XXI веке: материалы междунар. науч.-практ. конф., Могилев, 9–10 дек. 2004 г. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2004. — С. 9–11.
- Лутковский, Е. М. Обучение юношей метанию молота: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Е. М. Лутковский; ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. — Л., 1957. — 19 с.
- Романов И. Метания молота: внешняя структура / И. Романов, А. Богданов, Е. Врублевский // Лёгкая атлетика. — 1998. — № 3. — С. 58–61.