Военные полномочия Президента России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 19.07.2016

Статья просмотрена: 2557 раз

Библиографическое описание:

Ковалев, А. А. Военные полномочия Президента России / А. А. Ковалев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15 (119). — С. 352-355. — URL: https://moluch.ru/archive/119/32851/ (дата обращения: 30.10.2024).



Среди многочисленных прав и обязанностей президента Российской Федерации особое место занимают его военные полномочия. На главу Кремля возлагается огромная ответственность за обеспечение национальной безопасности, защиту ее интересов в различных регионах мира.

Правовые основы военных полномочий российского президента заложены в Конституции РФ.

Президент определяет основные направления государственной военной политики, утверждает стратегию национальной безопасности и военную доктрину, руководит Вооруженными силами, другими войсками и воинскими формированиями, органами и силами обеспечения национальной безопасности, ведет переговоры и подписывает международные договоры в области обеспечения суверенитета России.

Президент России принимает комплексные решения по обеспечению военной безопасности. Официальное определение военной безопасности надо в Военной доктрине Российской Федерации. Под военной безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять» [1]. Мы же в свою очередь рассматриваем военную безопасность как «особое состояние отношений между государствами (или их коалициями), обусловленное сочетанием политических, экономических, военных и других факторов, исключающих возможность начала войны (военных действий)» [4, с. 39]. Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России, он формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения военной безопасности. В случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против России Президент объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит военное положение, вводит в действие нормативные правовые акты военного времени, формирует органы исполнительной власти на период военного положения, отдает в качестве Верховного Главнокомандующего приказы на ведение военных действий.

Согласно пункту «ж» ст.83 Конституции, Президент формирует и возглавляет Совет Безопасности, статус которого определяется федеральным законом. Детально вопросы организации и функционирования Совета Безопасности регламентируются Положением о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 06.05.2011 № 590 [3]. Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка. Совет Безопасности ответственен за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Совет Безопасности в соответствии с Конституцией формирует и возглавляет Президент. В состав Совета Безопасности входят: Председатель (которым по должности является Президент), Секретарь Совета Безопасности, постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета и исключаемые из него по представлению Секретаря Совета Президентом. Секретарь входит в число постоянных членов Совета Безопасности. В настоящее время число постоянных членов Совета Безопасности составляет 12, членов Совета Безопасности 17. В апреле 2016 г. указом Президента России, членом Совета Безопасности России стал директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации — главнокомандующий войсками национальной гвардии Российской Федерации В. В. Золотов.

Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем по представлению Секретаря Совета Безопасности. Присутствие на заседаниях Совета постоянных членов и членов Совета Безопасности обязательно. В зависимости от содержания вопросов к участию в заседаниях могут привлекаться другие лица. Решения Совета Безопасности принимаются на заседаниях простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности обретают характер нормативного правового акта только после оформления указами Президента.

Совет Безопасности в соответствии с основными задачами деятельности образуют постоянные межведомственные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе. В случае необходимости выработки предложений по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности РФ Советом Безопасности могут создаваться временные межведомственные комиссии. Постоянные и временные комиссии являются основными рабочими органами Совета Безопасности.

Пункт «з» ст.83 Конституции, предоставляет право Президенту утверждать Военную доктрину. Военная доктрина Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности.

Военная доктрина государства меняется в зависимости от внутренней и внешней политики государства. Действующая Военная доктрина, утверждена Президентом РФ 25 декабря 2014 г. Положения Военной доктрины опираются на комплексную оценку состояния военно-политической обстановки и стратегический прогноз ее развития, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач, объективных потребностей и реальных возможностей обеспечения военной безопасности РФ, а также на системный анализ содержания и характера современных войн и вооруженных конфликтов, отечественного и зарубежного опыта военного строительства и военного искусства.

С изменением военно-политической обстановки положения Доктрины могут уточняться и дополняться. На ее содержание могут влиять также развитие экономического потенциала, совершенствование военной организации. Эти изменения конкретизируются в ежегодных посланиях Президента, в директивах и иных документах по вопросам обеспечения военной безопасности России.

В Военной доктрине сформулированы военно-политические основы и факторы военно-политической обстановки, а также условия, оказывающие дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку.

Доктрина определяет перечень основных угроз военной безопасности — так внешних, так и внутренних. Она раскрывает основные направления обеспечения военной безопасности, исходя из необходимости применения для этого всей совокупности имеющихся в распоряжении государства сил, средств и ресурсов. В Доктрине закреплены: основные принципы обеспечения военной безопасности; содержание военной безопасности; военная организация государства, ее цели, принципы, приоритеты развития; система руководства военной организации; военно-стратегические основы; основы применения Вооруженных Сил РФ и других войск как в международных войнах, так и во внутренних конфликтах.

Военная доктрина закрепляет и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности: цели, основные задачи, принципы и основные направления мобилизационной подготовки экономики.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ и на основании п. «л» ст.83 Конституции России назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил страны.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» Президент утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, и общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает их от воинских должностей и увольняет с военной службы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Президент, являясь главой государства, определяет основные направления как внутренней, так и внешней политики. Его конституционной обязанностью является принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной безопасности. Кроме того, в ряде статей Конституции устанавливаются полномочия Президента в области обороны и военного строительства.

Все это обусловило возложение на Президента и обязанностей Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. Необходимо отметить, что совмещение этих должностей широко распространено в международной практике.

Компетенция Президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами закреплена непосредственно в Конституции. Кроме указанных выше в круг его полномочий входит: руководство деятельностью отдельных силовых министерств и ведомств; внесение законопроектов в Государственную Думу, в том числе по вопросам военного строительства; присвоение высших воинских званий.

Наиболее полно полномочия Президента закреплены в Федеральном законе «Об обороне». Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации. В целях обороны создаются Вооруженные Силы. Однако уже из самого законодательного определения понятия обороны вытекает, что оборона не исчерпывается только деятельностью Вооруженных Сил. К обороне привлекаются войска национальной гвардии Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Для выполнения отдельных задач обороны могут привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, железнодорожные войска, Служба внешней разведки, органы федеральной службы безопасности, органы государственной охраны, органы мобилизационной подготовки и др.

Как Верховный Главнокомандующий Президент утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах; принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил от соединения и выше.

Он утверждает также положения о Минобороны России и федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных в области управления войсками; Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны; планы размещения на территории РФ объектов с ядерными зарядами и объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов.

Путем издания указов о призыве граждан на военную службу и военные сборы Президент определяет численность призываемых граждан и осуществляет их распределение между Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Президент издает указы об увольнении с воинской службы лиц, прошедших военную службу по призыву.

Полномочия Президента в области обороны и военного строительства содержатся и в иных актах: Законе о воинской обязанности, федеральных законах «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О статусе военнослужащих», «О государственном оборонном заказе» и др.

Согласно п.2 ст.87 Конституции России в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы, Президент может вводить военное положение. Указ Президента о введении военного положения подлежит незамедлительному опубликованию и обнародованию по каналам радио и телевидения. Указ незамедлительно поступает на утверждение в Совет Федерации, который в течение 48 часов с момента получения обязан рассмотреть вопрос о его утверждении. Решение об утверждении указа принимается простым большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением. Постановление оформляется и в том случае, если Совет Федерации не утвердил указ о введении военного положения. Указ Президента о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после принятия такого решения, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

Пункт «б» статьи 87 Конституции России дает полномочия Президенту награждать государственными наградами, присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших специальных званий.

Согласно п. «с» ст. 71 Конституции государственные награды и почетные звания отнесены к предметам ведения Российской Федерации, по которым принимаются федеральные законы (ч. 1 ст. 76).

Учреждение государственных наград РФ осуществлено Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 № 442. В преамбуле указанного Положения государственные награды России являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и за иные выдающиеся заслуги перед государством.

Положением устанавливается, что к числу государственных наград относятся, помимо орденов, медалей, знаков отличия РФ, также звание Героя Российской Федерации и почетные звания. Президент издает указы об учреждении государственных наград (в том числе утверждает статуты орденов, положения о медалях, знаках отличия и их описания), принимает указы о награждении, вручает государственные награды. По поручению Президента и от его имени государственные награды могут вручаться должностными лицами, названными в Положении.

Лица, удостоенные государственных наград, пользуются льготами и преимуществами в порядке и случаях, установленных законодательством.

Государственных наград могут быть удостоены граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Установлена преемственность в регулировании отношений, связанных с государственными наградами СССР. На граждан РФ, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные приведенным Положением и законодательством России. Сохраняется порядок ношения орденов, медалей СССР, лент орденов и медалей на планках и других знаков отличия.

Президент образует Комиссию по государственным наградам для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан, а также соответствующее Управление Президента по государственным наградам для обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства и проведения единой политики в области государственных наград.

Высшие воинские звания — маршалов, генералов и адмиралов, установленные Законом о воинской обязанности (ст. 46), а также высшие специальные звания сотрудников органов внутренних дел, таможенных органов, дипломатические ранги, равно как квалификационные классы, классные чины действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции и т. п., установленные различными правовыми актами, присваиваются указами Президента. Все материалы, связанные с присвоением званий, рассматриваются Управлением кадров Администрации Президента РФ, которое готовит и представляет Президенту проекты указов о присвоении соответствующего звания.

Литература:

  1. Военная доктрина Российской Федерации. Утв. Президентом Российской Федерации 25.12.2014 № Пр-2976
  2. Военно-промышленный курьер. Выпуск № 4 (421) от 01.02.2012
  3. Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 590
  4. Ковалев А. А. Властные механизмы обеспечения военной безопасности Российской Федерации: дис. канд. полит. наук: 23.00.02. СПб., 2015. С.39
  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В. Д. Зорькина, Л. В. Лазарева). — М., Эксмо, 2010
  6. Конституция Российской Федерации. Официальный текст
  7. О государственных наградах Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 02.03.1994 № 442
  8. Об обороне. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, военная безопасность, Совет Безопасности, военная доктрина, военное положение, Президент, Верховный Главнокомандующий, военное строительство, награда, член Совета Безопасности.


Похожие статьи

Полномочия президента РФ в области обороны

Полномочия президента РФ по представлению России в международных отношениях

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Полномочия и основные принципы деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Гарантии и нормативно-правовое регулирование статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Реализация полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

«Скрытые» полномочия Президента РФ в свете постановлений Конституционного Суда РФ по данному вопросу

Полномочия Федерального казначейства как органа финансового контроля Российской Федерации

Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации

О некоторых основных правах государственного гражданского служащего Российской Федерации

Похожие статьи

Полномочия президента РФ в области обороны

Полномочия президента РФ по представлению России в международных отношениях

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Полномочия и основные принципы деятельности судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Гарантии и нормативно-правовое регулирование статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Реализация полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

«Скрытые» полномочия Президента РФ в свете постановлений Конституционного Суда РФ по данному вопросу

Полномочия Федерального казначейства как органа финансового контроля Российской Федерации

Судебная власть в государственном механизме Российской Федерации

О некоторых основных правах государственного гражданского служащего Российской Федерации

Задать вопрос