Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соловцова, А. С. Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей среднего дошкольного возврата через театрализованную деятельность / А. С. Соловцова, Д. В. Шарикова, Е. Н. Бондаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 14 (118). — С. 569-571. — URL: https://moluch.ru/archive/118/32735/ (дата обращения: 16.12.2024).



Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. Театральное творчество — творчество коллективное, и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения и творческих способностей. [4, с. 15]

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства.

Новизна заключается в исследовании творческих способностей детей 4 года жизни через театрализованную деятельность и внедрение в педагогический процесс.

По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

В работах таких психологов и педагогов, как Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Д. В. Менджерицкая, Л. В. Артемова, Е. Л. Трусова, Р. И. Жуковская, Н. С. Карпинская и др., посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это как было выше сказано, обусловлено ее родством с театром-синтетическим видом искусства, соединяющим в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т. Н. Дороновой, А. И. Бурениной, Н. Ф. Сорокиной, Л. Г. Миланович, Э. Г. Чуриловой, М. Д. Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. [2, с.54]

Содержание работы:

В настоящее время педагогами рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович, и Э. Г. Чурилова). Выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А. И. Буренина), предложена методика работы (Т. Н. Доронова, Э. Г. Чурилова), выявлены особенности проведения театрализованных занятий (Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова, М. Д. Маханева), разработаны пособия, сценарии, конспекты занятий. Можно утверждать, что имеется достаточный для систематизации объём знаний, материалов в области детской театрализованной деятельности.

Изучив литературу по данному вопросу пришла к выводу, что большинство методических разработок, авторских программ, пособий ориентированы на старший дошкольный возраст. Таким образом, развитие творческих способностей детей средствами театра начиная уже с 4 лет является актуальным направлением воспитательно-образовательной работы. Опираясь на особенности нервно –психического развития детей среднего возраста (4–5 лет), а именно: «У детей 4–5 лет происходит бурное развитие клеток головного мозга. С этим связано интенсивное нервно-психическое развитие ребенка. Развиваются его творческие способности. Он с удовольствием учит стихи, песни, а к 5 годам ему по силам и иностранный язык. В этом возрасте усложняется деятельность коры больших полушарий головного мозга. С этим связаны бурное развитие речи ребенка, увеличение его словарного запаса. В 5 лет он способен составлять длинные предложения, рассказывать обо всем, что происходит вокруг него. Слова произносит четко, выговаривает все звуки. Речь становится более разнообразной и выразительной. Память ребенка в возрасте 4–5 лет необыкновенна. Он может с легкостью запоминать длинные стихотворения. Любознательность просто не знает границ». Это возраст становления личности. [3, с.35]

Таким образом, важно не упустить благодатное время. Все, что вложено в ребенка в этом периоде, даст свои плоды в будущем, когда он повзрослеет.

Работая с 4-летними детьми, организовала театральный кружок «Солнечные лучики».

Свою деятельность начала с изучения и анализа литературы. Изучила материалы в книгах: Антипиной Ч. А. «Театральная деятельность в детском саду; Чуриловой Э. Г. «Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших дошкольников»; «Щеткина В. Г. «Театральная деятельность в детском саду» и др.

Так как в средней группе вводятся пальчиковый театр, театр марионеток изучила практический материал И. Д Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий». Просмотрела журналы «Дошкольное воспитание», «Мир детства», Дошкольная педагогика, в которых педагоги делились своим опытом по внедрению театрализованной деятельности в педагогический процесс.

Определила цель — развитие творческих способностей детей среднего возраста средствами театрального искусства.

Для решения поставленной цели определились следующие задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
  2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а так же их исполнительские умения.
  3. Формировать у детей простейшие образно — выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
  4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

В работе применила принципы театрализованной деятельности А. И Бурениной: «Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

3) развитие реальных мотивов:

Работа осуществлялась в три этапа.

I этап. Подготовительный

II этап. Практический.

III этап. Заключительный.

I этап. Первым этапом моей работы стал набор детей в кружок. Провела родительское собрание, на котором выступила с приглашением записать детей в театральный кружок. В последующем, родители стали настоящими помощниками в изготовлении костюмов, реквизита, декораций. Детей набирала не по способностям, а по желанию, так как являюсь воспитателем этой группы, имела возможность наблюдать за моими «кружковцами», за тем как они играют, как у них развита фантазия, память, речь, насколько они эмоциональны, как развивают сюжет в играх с игрушками. Провела диагностику творческих способностей детей. (Приложение № 1). Разработала перспективный план. (Приложение № 2). Оформили в группе театральную зону. Театрализованная деятельность для дошкольников. Посетили театральный кружок местного Дворца культуры. Дети с удовольствием окунулись в атмосферу театрального волшебства. Познакомились с театральным оснащением (сцена, кулисы, гримёрка и т.д).

II этап. На этом этапе дети стали участниками имитационных этюдов, игровых ситуаций, целью которых стало обучение детей мимики, жестам, пантомиме, «Изобрази, что задано», «Кто как ходит», «Пойми меня» и др. Прослушали музыкальные произведения из мультфильмов, сказок, тем самым определяя роль музыки в театральном искусстве. В ходе занятий разучили потешки, скороговорки, чисто говорки. С целью развития дикции, ведения диалогов, развития артикуляции, инсценировали потешки: «Здорово, кума», «Как у бабушки Варвары». Сочиняли сказки про любимые игрушки, различных сказочных героев и инсценировали их. Драматизировали любимые сказки: «Колобок», «Теремок», «Рукавичка». К новому году показали детям и родителям сказку «У зайчишек Новый год». Театрализованная деятельность для дошкольников. [1, с.25]

Во второй половине года начала знакомить детей с различными видами театров (магнитный, настольный, би-ба-бо, кукольный). После посещения кукольного представления в «Театре кукол», я поняла, что включение в представления ещё и кукол, будут более интересными как для детей, так и для наших зрителей.

Пригласили из театра кукол руководителя, который продемонстрировал детям приёмы кукловождения пальчиковых, настольных кукол. В ходе занятий кружка придумывали сами движения для кукол, продолжили сочинять маленькие истории и обыгрывать их. Разучивали и обыгрывали сначала маленькие этюды: «Пляшут лапки» (на ширме), «Кукла пляшет» (на столе). Когда дети освоили первоначальные премудрости работы с куклой, стали готовиться к показу сказки В. Сутеева «Кто сказал мяу?». Театрализованная деятельность для дошкольников. К концу учебного года началась подготовка премьера спектакля по мотивам сказки братьев Гримм «Бременские музыканты». В сценарии использовали и игру детей и действия детей куклами на ширме.

III этап. На заключительном этапе была проведена диагностика с целью выявления динамики развития творческих способностей детей.

У всех воспитанников, которые занимались в кружке в течении года произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными в играх, способными к принятию самостоятельного решения. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. У детей стали развиваться нравственно -коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Конечно, в кружке занимаются дети с разными и индивидуальными особенностями, творческими способностями, но даже у самых малоактивных, плохо разговаривающих, не общительных детей, появились значительные изменения. Их речь стала связной, выразительной, расширился словарный запас. У всех детей появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи, мимике, пантомиме). Ребята с желанием придумывают сказку, историю. Дети научились выражать чувства разных персонажей, сопереживать им; стали более уверенными в себе; даже несмелые научились преодолевать робость, застенчивость. Занятия в театральном кукольном кружке сделали жизнь детей в группе интересной, содержательной, наполненной радостью творчества. Они приобрели также необходимые навыки управления куклами различных систем. Вместе с тем у дошкольников отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности, и я планирую продолжить работу кружка в старшей группе, так как считаю, что каждый ребёнок талантлив изначально, а занятия в театральном кружке, уже начиная со среднего возраста, дали возможность развить в нём творческие способности, которые были заложены от рождения.

Литература:

  1. Михайлова, М. А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
  2. Сорокина, А.О., Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
  3. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
  4. Маханева, М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная деятельность, ребенок, творческая способность детей, III, театральное искусство, театральный кружок, дошкольный возраст, ребенок стали, театральная деятельность, этап.


Похожие статьи

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию толерантной личности современного школьника

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Описание педагогического опыта по формированию навыков выразительности чтения у младших школьников посредством упражнений развивающего характера

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через сюжетные игры

Похожие статьи

Актуальность проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через самостоятельную изобразительную деятельность

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через пластилинографию

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Методические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию толерантной личности современного школьника

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Описание педагогического опыта по формированию навыков выразительности чтения у младших школьников посредством упражнений развивающего характера

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации

Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования

Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в детском саду

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через сюжетные игры

Задать вопрос