Библиографическое описание:

Литвинова О. В. Курс «Основы музыкальной культуры у детей дошкольного возраста» в подготовке бакалавров педагогики // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 54-56.



Музыкально-эстетическое воспитание будущих педагогов, организующих педагогический процесс, связанный с музыкальным воспитанием дошкольников, приобретает особую актуальность в современных условиях. Так, характерной чертой музыкальных предпочтений студенческой молодежи является преобладание суррогатов массовой культуры, не является редкостью незнание и пренебрежительное отношение к шедеврам классического искусства. Поэтому в рамках дисциплины возможно и необходимо приобщать будущих бакалавров педагогики к высоким образцам музыкальной культуры.

Дисциплина «Основы музыкальной культуры детей дошкольного возраста» относится к дисциплинам эстетического цикла, которые изучают будущие бакалавры педагогики на факультете начального образования СГСПУ. Курс базируется на знаниях основ культурологии, тесно связан с общей и детской психологией, общей и профессиональной педагогикой. Результаты освоения дисциплины востребованы во всех видах профессиональной деятельности: учебно-воспитательной; социально-педагогической; культурно-просветительской; научно-методической; организационно-управленческой. В рамках требований образовательного стандарта высшего образования по педагогическому направлению подготовки цель дисциплины можно сформулировать следующим образом: способствовать формированию личности студента через освоение музыкальной культуры, готовить его к организации педагогической деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Будущий бакалавр педагогики по профилю «Дошкольное образование» к концу освоения курса должен знать: основные положения музыкальной педагогики, сущность процессов музыкального воспитания, обучения и развития; специфику деятельности воспитателя в области музыкально-эстетического воспитания и развития детей; уметь: самостоятельно подбирать и анализировать литературу по проблемам музыкального воспитания; определять задачи музыкально-эстетического воспитания и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; формировать развивающую музыкально-педагогическую среду в условиях дошкольной образовательной организации; владеть: формами и методами музыкально-эстетического воспитания и развития дошкольников.

Авторы современных исследований музыкальную культуру дошкольников понимают как «специфическую область художественной культуры, отражающую изменения в духовном мире ребенка, формирующиеся и развивающиеся под влиянием музыки» [4, c. 90]. А. А. Долгушина указывает на три компонента структуры основ музыкальной культуры дошкольника: 1) специальный (музыкальные знания и умения, музыкальные способности ребенка); 2) психолого-педагогический: нравственные качества (содержательно-смысловая основа), эмоционально-волевые (динамическая основа), специфические качества и свойства личности («стимуляторы» ее перспективы); 3) организационный: поведенческие умения и навыки, способы самопрезентации первых двух компонентов [1, c. 46]. Эффективность формирования музыкальной культуры ребенка дошкольного возраста, уверена Е. В. Петрова, будет зависеть от «взаимодействия и развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания: эстетических эмоций, чувств, потребностей, интересов, вкуса, мышления, воображения, представлений об идеале, проявляющихся в творчестве» [6, c. 115].

Согласно такому пониманию сущности и структуры основ музыкальной культуры дошкольника строилось содержание курса. Основными разделами стали: «Теоретические основы музыкального воспитания и развития», «Возможности музыки (искусства) в решении проблем социокультурной адаптации дошкольника», «Взаимодействие искусств в музыкально-эстетическом воспитании», «Виды детской музыкальной деятельности. Принципы и содержание организации занятий комплексного типа», «Формы детской музыкальной деятельности». В рамках содержания разделов внимание студентов обращается на специфические средства воздействия на человека музыки. Она способна оказывать влиять на детей с самых ранних этапов периода детства. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства, формирует вкусы человека. Развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроению произведения. Поэтому важно для будущих педагогов постоянно учиться слушать музыкальные произведения, что способствует формированию их музыкально-эстетического сознания и приобретению опыта создания музыкальной среды для успешного музыкального воспитания детей. Для этого помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, теоретических вопросов методического характера на каждом занятии со студентами следует включать образцы классической музыки для прослушивания. Занятия желательно строить на основе комплексного подхода к изучению особенностей языка музыкального искусства и методике освоения его дошкольниками.

Еще одной особенностью преподавания дисциплины является учет различий в исходных уровнях музыкальной подготовленности студентов. Это требует дифференциации сложности заданий. Тем более что изучение дисциплины не предполагает обязательного музыкального образования будущего бакалавра. Речь идет о способности студента работать с музыкальными произведениями как средством музыкально-эстетического воспитания дошкольников, уметь грамотно подбирать, согласно возрастным особенностям детей, музыкальный материал, выстраивать алгоритм воспитательной работы. Организация образовательного процесса в раках курса основывается на принципах продуктивного обучения, в современной практике дающего наибольший эффект [5, с. 70–73].

Формированию основ музыкальной культуры детей способствует соответствующая художественная среда. Именно окружение, грамотно выстроенная педагогами среда оказывают положительное влияние на результаты воспитательной работы [3, с. 344–352]. Проблема взаимодействия (взаимного информационного обмена) субъекта и среды — одна из персептивных тем исследования, что отмечается в современных публикациях [2, с. 42–50]. В рамках дисциплины предусмотрена производственная педагогическая практика, которая также имеет определенную специфику и в том числе, учитывает влияние среды на педагогический процесс. Ее цель:применение методик и технологий образовательной деятельности на основепонимания механизма взаимосвязи искусства и педагогики, осуществление художественно-эстетического воспитания через организацию предметно-практической деятельности. Задачи: учить студентов анализировать, систематизировать информацию по интеграции искусств, выявлять специфику и общность ее видов, использовать конкретные художественные образцы в образовательных и воспитательных целях; использовать возможности художественной образовательной среды для систематизации форм и методов воспитания средствами искусства. Занятия интегрированного типа базируются на основе знаний культурологии, общей и детской психологии, основ музыкальной культуры, теории и технологии развития детской изобразительной деятельности, литературного образования дошкольников. Для составления конспектов организованной и непосредственной образовательной деятельности студент должен знать: педагогический аспект искусства в иерархии педагогических идей; возрастные особенности дошкольников в контексте их художественно-творческого развития; теоретические положения об интеграции искусств; уметь: применять полученные знанияиз области искусства в образовательной и воспитательной работе; применять теоретические положения об интеграции искусств на занятиях интегративного типа; владеть: специфическими приемамиэмоционального воздействия на дошкольников в процессе передачи содержания занятия интегрированного типа; способами интеграции предметов эстетического цикла.

Таким образом, проблема формирования у дошкольников основ музыкально-эстетической культуры, являясь предметом научного изучения, находит отражение в учебных курсах при подготовке бакалавров педагогики по профилю «Дошкольное образование».

Литература:

  1. Долгушина А. А. Специфика субъектного взаимодействия в процессе формирования основ музыкальной культуры современного дошкольника // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2015. — № 7 (147). — С. 46–50.
  2. Искрин Н. С. Возможности системного подхода в образовании. Вопросы менеджмента / Н. С. Искрин, Т. А. Чичканова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2016. — № 1. — С. 42–50.
  3. Литвинова О. В. Развитие образного мышления ребенка в архитектурной среде города// Педагогика городского пространства: теория, методология, практика: сборник трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 25–26 марта 2015 года). / ред. кол.: Т. А. Чичканова (отв. ред.), Н. С. Искрин, О. Ю. Козырь; СИПКРО; ПГСГА. — Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2015. — С.344–352.
  4. Махотина Е. Н. Коми народные музыкальные инструменты в формировании основ музыкальной культуры дошкольников // Вестник Коми государственного педагогического института. — 2010. — № 8. — С. 90–94.
  5. Пудовкина Н. В. Технологии продуктивного чтения в профессиональной подготовке бакалавра педагогики // Молодой ученый. — 2016. — № 5.6. — С. 70–73 Петрова Е. В. К проблеме формирования основ музыкальной культуры дошкольника // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2014. — № 40. — С. 114–119
    Основные термины (генерируются автоматически): музыкальной культуры, основ музыкальной культуры, музыкальной культуры дошкольника, «Основы музыкальной культуры, музыкального воспитания, музыкальной культуры детей, формирования основ музыкальной, музыкально-эстетического воспитания, структуры основ музыкальной, бакалавров педагогики, музыкальной культуры дошкольников, подготовке бакалавров педагогики, детской музыкальной, образцам музыкальной культуры, музыкальной культуры ребенка, положения музыкальной педагогики, освоение музыкальной культуры, детей дошкольного возраста», формирование основ музыкальной, Формированию основ музыкальной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос