Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «История физической культуры» в условиях ФГОС ВО
Автор: Чистяков Артем Дмитриевич
Научный руководитель: Куликова Марина Викторовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 02.06.2020
Статья просмотрена: 85 раз
Библиографическое описание:
Чистяков, А. Д. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «История физической культуры» в условиях ФГОС ВО / А. Д. Чистяков. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/371/15888/ (дата обращения: 15.11.2024).
В современных обстоятельствах высшая школа представляет собой источник пополнения общества высококвалифицированными специалистами, а также кадрами в научной сфере и рассматривается в качестве важнейшей подсистемы всей системы производства общественного характера. Ей отведена особая роль в развитии и воссоздании науки, культуры, форм отношений социально-экономического характера общества и государства [1].
Постоянный рост требований к профессиональному уровню специалистов привел к созданию системы образования непрерывного типа. В целях обеспечения открытости и мобильности, большей полноты учета индивидуальной специфики личности, качественного развития образовательной системы России требуется отказаться от специализации узкого характера. Требуется формирование у будущего специалиста духовно-нравственных и профессиональных ценностей, а содержание подготовки ориентировать на обеспечение основополагающих качеств образования. В условиях преобразования системы образования вузовского типа особым значением начинают обладать вопросы подготовки специалистов с высокой квалификацией.
Благодаря внедрению в образовательный стандарт высших учебных заведения ФГОС ВО нового поколения задача организации самостоятельной работы студентов становится все более актуальной. Под самостоятельной работой следует понимать индивидуальную и коллективную учебную деятельность, которая осуществляется без педагогического руководства, но в соответствии с его заданиями и под обязательным контролем [1,2]. В качестве цели самостоятельной работы студентов понимают процесс овладения необходимыми фундаментальными знаниями, профессионально важными умениями и навыками деятельности в соответствии с профилем образования, необходимым творческим опытом, основами проведения исследовательской деятельности. Благодаря использованию самостоятельной работы студентов у них развивается самостоятельность, ответственность, они становятся более организованными, применяют более творческий подход к тому, чтобы решать задачи будущей профессиональной деятельности [2].
«История физической культуры» является стратегической профильной дисциплиной, преподаваемой в физкультурно-спортивных вузах, в которых реализуются общие образовательные программы бакалавриата в соответствии с инновационными образовательными стандартами. Сокращение аудиторных часов и приоритет удельного веса самостоятельной работы обучающихся обусловили пересмотр и корректировку форм и содержания аудиторной и самостоятельной работы обучающихся [3]. Современная парадигма образовательного процесса и применение компетентностного подхода диктуют объективную необходимость формирования у обучающихся компетенций в том числе посредством усвоения дисциплины «История физической культуры», среди которых: «анализ основных этапов и закономерностей исторического развития общества с целью формирования собственной гражданской позиции»; «способность к самоорганизации и самообразованию»; «способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности»; «способность выявлять актуальные вопросы в сфере физической культуры и спорта»; «способность проводить научный анализ результатов исследований и использовать их в практической деятельности»; «способность применять методы и средства сбора и обобщения информации о достижениях физической культуры и спорта в ее историческом развитии, приемы агитационно-пропагандистской работы по привлечению населения к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью» [4,5,6].
В соответствии с ФГОС ВО реализация любой дисциплины в рамках образовательного процесса предусматривает освоение студентами соответствующего комплекса знаний, который определяется освоением необходимого уровня компетентности. Компетенции обучающегося, которые формируются в результате освоения дисциплины «История физической культуры» [7], предоставлены нами на рисунке 1.
Рис. 1. Компетенции обучающегося, которые формируются в результате освоения дисциплины «История физической культуры»
Использование в процессе высшего образования исторического метода является эффективным методом в процессе углубления и совершенствования интеллектуальной и морально-нравственной подготовки бакалавра, который сможет в дальнейшем наиболее эффективно выполнять свою профессиональную деятельность в области физкультурно-спортивного образования, что обуславливает основную цель дисциплины «История физической культуры» — передача всесторонних исторических знаний посредством изучения объемного эмпирического материала, включающего вопросы в области истории физической культуры и спорта с древнейших времен до настоящего времени, в том числе изучение многообразия форм, средств и методов, идей и теорий в данной отрасли [8].
Следует отметить, что «История физической культуры» принадлежит к профилирующим дисциплинам и занимает значительное место в системе теоретико-педагогических и гуманитарных дисциплин, которые изучаются в высших учебных заведениях соответствующего образовательного направления [9].
Очевидно, что результат воспитания должен быть не только социально признанным, но и устойчивым, прозрачным и прогнозируемым. Система образования и воспитания в масштабах общества призвана обеспечить достижение оптимального результата в виде конкретных качеств, свойств и черт личности. Данный процесс формируется и развивается, в том числе в аспекте самостоятельного рассмотрения вопросов, связанных с самостоятельным изучением и анализом зарождения и развития физической культуры с древнейших времен до настоящего времени [10].
Использование самостоятельной работы приводит к тому, что у студентов происходит формирование психологической установки на осуществление самостоятельного систематического пополнения собственных знаний, а также формирование и развитие у них навыков ориентировки в научной и общественной информации для решения конкретных познавательных задач.
Таким образом, для создания единой системы самостоятельной работы по дисциплине «История Физической культуры» необходимо провести следующие меры оптимизации [11]:
– переработать учебные программы для того, чтобы увеличить долю самостоятельной работы над материалом, который изучается в рамках дисциплины «История Физической культуры»;
– включение в учебные программы тем по дисциплине «История Физической культуры», которые необходимо изучить самостоятельно, в том числе при помощи компьютерных методических средств;
– провести оптимизацию методов обучения, внедрить в процесс обучения новейших технологий организации образования, активно использовать в учебном процессе информационные технологии, которые позволят студентам в свободное время усваивать материал по дисциплине;
– провести оптимизацию системы текущей контрольной работы студентов, внедрить компьютеризированное тестирование;
– оптимизировать учебную и профессиональную практику, научно-исследовательскую деятельность студентов;
– провести модернизацию систему выполнения письменных творческих работ (курсовых, квалификационных).
Таким образом, в результате проведения исследования нами выяснено, что организация самостоятельной работы по дисциплине «История Физической культуры» является необходимой для эффективного формирования базовых компетенций специалиста, установленных требованиями ФГОС ВО. Также в результате проведения исследования нами выяснено, что в современных условиях с внедрением нового ФГОС ВО при организации самостоятельной работы со студентами по дисциплине «История Физической культуры» очень актуальным становится вопрос разработки современного методического обеспечения дисциплины «История Физической культуры», соответствующего условиях ФГОС ВО.
Литература:
- Афанасьев В. В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов в высшей профессиональной школе: дис.. д-ра. пед. наук. М., 2003. — 497 с.
- Самостоятельная деятельность студентов в условиях негосударственных и государственных вузов / Под. ред. С. М. Годника, В. И. Хлоповских. — Воронеж, 1996. — 120 с.
- Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь / В. И. Ильинич. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 144 с.
- Базунов А. А. Особенности разработки учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся классических вузов по дисциплине «Физическая культура» / А. А. Базунов, Т. С. Аслаев, С. Т. Аслаев // Доклады Башкирского университета. — 2018. — Т. 3. — № 2. — С. 245–252
- Леонтьева Л. С. Система оценочных средств историко-спортивных дисциплин в рамках модернизации физкультурно-спортивного образования / Л. С. Леонтьева // Теория и практика физической культуры. — 2017. — № 09. — С. 45.
- Мельникова Н. Ю. Рабочая программа «История физической культуры», направление подготовки 49.03.01 «Физическая культура», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / Н. Ю. Мельникова, Н. С. Леонтьева, Л. С. Леонтьева. — М.: РГУФКСМиТ, 2017. — 30 с
- Мельникова Н. Ю. Анализ основных содержательных компонентов фонда оценочных средств при реализации дисциплины «История физической культуры» / Н. Ю. Мельникова, Н. С. Леонтьева, Л. С. Леонтьева // Олимпизм: истоки, традиции и современность: Сборник статей Всероссийской с международным участием очно-заочной научно-практической конференции. — Воронеж: Научная книга, 2017. — С. 462
- Мельникова Н. Ю. Фонд оценочных средств для проведения текущего и итогового контроля по дисциплине «История физической культуры», направление подготовки 49.03.01 «Физическая культура», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / Н. Ю. Мельникова, Н. С. Леонтьева, Л. С. Леонтьева. — М.: РГУФКСМиТ, 2017. — 46 с.
- Леонтьева Л. С. Содержание дисциплины «История физической культуры» и ее роль в формировании компетенций обучающихся профильных ВУЗов / Л. С. Леонтьева, Н. С. Леонтьева, Н. Ю. Мельникова, М. В. Коренева // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2018. — № 3. — С. 100–106
- Методические рекомендации по изучению дисциплины «История физической культуры», направление подготовки 49.03.01 «Физическая культура», квалификация (степень) выпускника Бакалавр / сост. Н. Ю. Мельникова, Н. С. Леонтьева, Л. С. Леонтьева. — М.: РГУФКСМиТ, 2017. — 48 с.
- Басов Н. Ф. Использование ресурса самостоятельной работы в развитии социальной компетентности бакалавров / Н. Ф. Басов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2014. — Т. 20. — С. 78–82
- Азарова Р. Н. Технология проектирования основной образовательной программы вуза, реализующего ГОС ВПО нового поколения на основе компетентностного подхода (Учебная программа для разработчиков примерных ООП в УМО вузов и базовых вузах УМО) / Р. Н. Азарова, Н. В. Борисова, В. Б. Кузов. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.
- Аксенова А. В. История физической культуры в системе общего и профессионального образования / А. В. Аксенова // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2017. — № 9 (186). — С. 78–82
- Аслаханов С.-А. М. История физической культуры и спорта / С.-А. М. Аслаханов. — Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2012. — 306 с.
- Афанаскина М. С. Развитие познавательной активности студентов медицинского колледжа в процессе организации самостоятельной работы: дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 — Брянск, 1999.