Библиографическое описание:

Подрезов К. А., Смелова М. В. Политические ценности как элемент ценностных ориентиров и политической культуры молодежи // Молодой ученый. — 2016. — №13.2. — С. 57-60.



В мировом сообществе, и в России в частности, сегодня происходит пересмотр политических отношений и политических ценностей. От России, стремящейся к стабильному положению в мире, требуется проявлять наибольшее внимание к политической культуре и ценностным ориентирам молодежи как наиболее направляемой, нуждающейся в координации, социально-демографической группе.

«Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности» [12].

Политическая культура состоит из политических опыта, сознания и поведения. Ценности, убеждения и знания входят в идеологический компонент политического сознания – «систему политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений людей, на основе которых вырабатываются наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки людей в отношении политической системы и их места в ней» [12]. Во втором компоненте политического сознания – эмоционально-психологическом – проявляются ориентации и установки граждан на: политические институты; политические события; отдельные политические роли и др.

Политическая культура включает и результаты политической деятельности субъектов политики, их политического поведения и оценку со стороны большинства данного общества – либо «политическая игра» воспринимается как легитимная, приемлемая, либо как незаконная, отвергаемая.

Функции политической культуры различны, политологи относят к ним, в основном, следующие: познавательную, интегративную (объединяющую), регулятивную, коммуникативную, воспитательную, нормативно-ценностную, идентификационную, адаптационную, социализирующую, охранную, развития и удовлетворения потребностей и интересов в политике, обеспечения социального прогресса.

Мы бы хотели отметить место политических ценностей в структуре политической культуры. «Политические ценности – предпочтительное признание субъектами политики (индивидами, группами, классами, нациями) значимости явлений, процессов и норм политической жизни. К числу основных относятся: права человека, характер, принципы и формы политического устройства и развития общества, его идей, участия людей в политике, выражения и реализации их интересов, культура политики и др.» [6, с. 24-24].

Ценности мы рассматриваем как ядро культуры, они стабильны и меняются крайне медленно. Влиять на них – нелогично и неправильно. Мы не можем сказать, что наши ценности хуже или лучше ценностей наших коллег или оппонентов. Напротив, установки, как и желания, убеждения, интересы, меняются, и их можно поменять.

Ценности формируют политические установки, а они конкретны (например, вступление в партию). И именно ценности регулируют поступки, поведение граждан, их действия в различных ситуациях – через установки.

«Политическая установка – внутренняя, не всегда осознанная готовность субъекта совершать именно те действия, которые адекватны данной социально-политической ситуации. Установка оказывается первым шагом к действию, моделирует позитивное или негативное восприятие власти, правительства, государства и политики в целом» [10, с. 260-261].

Согласно теории установки Д. Н. Узнадзе, установка меняет личность и определяет всю ее психическую деятельность [11, с. 69-88].

Политические ценности, как разновидности социальных, напрямую отражают общественное устройство. Мы видим, что в историческом и географическом контексте ценности и представления о добре и зле относительны, как и моральные принципы, но все же при демократическом или монархическом строе общие тенденции даже в разных странах и эпохах в той или иной степени прослеживаются.

В России, как и в большинстве европейских стран, уместно считать общепризнанными ценностями: национальную безопасность, патриотизм, международную безопасность и сотрудничество, гуманность, свободу. Однако интерпретации одних и тех же ценностей при разных режимах власти, опыте граждан, их законных правах различны. Парадокс в том, что и тоталитаризм, и демократизм, и социализм, и другие способы организации политической системы, хороши они или плохи, оправдываются идеей справедливого и разумного устройства отношений в обществе. (Например, при рабовладельческом строе разделение на свободных собственников и физически трудящихся – естественное явление, рабство заложено в экономических основах. Человеческие и политические ценности другие).

Необразованность (в т. ч., отсутствие знаний о политике, а, следовательно, неактивность в политической жизни), бескультурье, бесправье, несвобода, боязнь силы, как известно, отличают низший класс. Устранение именно этих «симптомов» приводит к изменению положения неблагополучных слоев, к выздоровлению общества. В демократической России, заявляющей о себе как о социальном государстве [7], институты культуры (образования и воспитания), религии, экономики, политики и безопасности, семьи должны поддерживаться на высоком уровне для «создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [7].

«К ценностям, составляющим комплекс феномена, называемого демократизмом, относятся свобода, ответственность, достоинство человека, приоритет личности над обществом, равноправие, справедливость, терпимость, здравый смысл, диалог, воля к компромиссу, сотрудничеству, социальному контакту и гражданскому миру». «Более всего идеалам гуманизма, в политическом плане, соответствует демократия» [2, с. 188-196].

«Безопасность, мир, законность, порядок, права человека» – вот те ценности, которые вызывают позитивное отношение у всех групп населения России по результатам исследования МГУ в 2013 г. Самые негативно воспринимаемые в России – «национализм и коллективизм» [1, с. 24-34]. И. В. Богдан, рассматривая политические ценности под углом политической психологии и их место в сознании населения нашей страны, приходит к выводу: «Наборы ценностей населения могут достаточно адекватно предсказывать его политическое поведение, по крайней мере, в России…. Политическое поведение в России действительно обнаруживает связь с политическими ценностями» [1, с. 24-34].

В России, безусловно, ценность несет сама личность, ее индивидуализм. Отсюда ценностями являются свобода слова, толерантность.

Состояние государства напрямую зависит от состояния молодежи, и наоборот. Это самая энергичная, «ищущая», нестабильная, подвижная часть общества.

Россия ответственна за своих граждан. Если власть поддерживает их, участвует в решении проблем (например, обеспечивает молодых достойной работой), то в ответ получает доверие. Это разумная политика. Иначе неизбежно негативное влияние, особенно, на молодежь, экстремистских, преступных и иных антиправительственных группировок с кардинально другими правилами и нормами «политической игры».

Если мы хотим, чтобы страна процветала, то мы как организаторы работы с молодежью, как преподаватели и как политики будем воспитывать у молодежи любовь к своему социуму, к духовным богатствам родины. Мы будем вовлекать молодежь в жизнь общества, в том числе, и в сферу политики, лидерства, предпринимательства. Мы будем пытаться влиять на выбор деятельности у молодежи, на направленность деятельности, на ее представление о политическом устройстве, на ее политическое поведение. На первый план нашей работы выйдет политическое просвещение и информированность молодежи.

В. А. Зимин, рассматривая политические ценности в постсоветской России, заключает, что: «Важнейшим политическим правом гражданина в России является его право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Настораживает то, что, по данным опроса Фонда общественного мнения, россияне ответили, что участие в выборах – это: «право» - 69%, «обязанность» - 26 % и затруднились ответить – 5 %. Мы видим, что многие избиратели не реализуют свое право выбора. Граждане, не участвующие в голосовании, на наш взгляд, помогают некоторому успеху антидемократических сил» [5].

Голосование мы можем отнести к свободе слова. Получается, что не участвующие в выборах, осознанно не хотят свободно выражать свое мнение и нести за него ответственность. Это создает проблемы – если будущее за молодежью, и «она выступает в роли активного субъекта преобразования общества, драйвера развития будущего страны» [9], то это исключает пассивность, гражданское безразличие и социальную аполитичность каждого. Мы связываем решительное влияние на политические процессы именно с молодым населением. Активный гражданин уважает лидеров своей страны, ориентирован на законное высказывание своих интересов и ждет от политической системы ответа.

Мы считаем, что одним из факторов, влияющих на процесс формирования политических ориентиров, установок, политической культуры молодежи в целом, может быть рассмотрена деятельность организатора работы с молодежью. Ценности усваиваются в процессе адаптации и социализации, а агентом социализации выступает, в том числе, организатор работы с молодежью. Через институты социализации молодежи (партии, объединения, центры) организатор работы с молодежью создает условия для формирования общепризнанных ценностей, учит быть более терпимым, идти на компромиссы, проявлять уважение к прошлому страны, тем самым меняются установки, меняется сам человек.

Конечно, проблема формирования ценностей молодежи является процессом многофакторным (здесь и внутренне содержание каждого индивида, и влияние остальных ценностей общества, и семьи, и окружающей среды, как внешних факторов). Но те же самые разрабатываемые и реализуемые социально значимые проекты (патриотической, экологической, культурной, трудовой направленности) могут использоваться в работе молодежных политиков как один из механизмов формирования демократических ценностей: «уважения закона; уважения личности; политической и религиозной терпимости; приоритета ненасильственных методов решения политических проблем; плюрализма мнений» [4, с. 195].

Патриотизм – как та самая «национальная идея» [8], не может существовать отдельно от цели сделать свою страну сильнее и лучше через выражение своей мирной позиции, через участие в идейно-политической жизни, без экстремистско-террористических вызовов.

Литература:

  1. Богдан, И. В. Политические ценности в современной России: когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты [Текст]: Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. Политология. Экономика. Право / И. В. Богдан // М.: Центр изучения кризисного общества, 2014. - № 3.
  2. Борзенко И. М., Кувакин, В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма: учебн. пособие для вузов / Под ред. В. А. Кувакина и А. Г. Круглова. – М.: Российское гуманистическое общество, 2002. – 350 с.
  3. Дилигенский, Г. Г. Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994. –303 с.
  4. Забелин, П.В. Политология: учебник / П. В. Забелин, Л.А. Дрягилев, В.Г. Федцов. М.: Приор, 2002. 240 с.
  5. Зимин, В. А. Политические ценности в постсоветской России [Электронный ресурс]: URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/10/politika/zimin.pdf (дата обращения: 11.02.2016).
  6. Ирхин, Ю.В. Политология: учебник / Ю. В. Ирхин, В. Д. Зотова, Л. В. Зотова. М.: Юрист, 2002. – 511с.
  7. Конституция РФ [Электронный ресурс] // Конституция РФ [сайт]. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 11.02. 2016).
  8. Путин, В.В. Патриотизм – это и есть национальная идея / В.В. Путин [Электронный ресурс]: URL: http://tass.ru/politika/2636647 (дата обращения: 11.02. 2016).
  9. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года». [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/(дата обращения: 11.02.2016).
  10. Словарь по политологии / под ред. В.Н. Коновалова. Ростов-на-Дону: РГУ, 2010. – 285 с.
  11. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе, под ред. И.В. Имедадзе. – СПб.: Питер, 2004. – 413 с.
  12. Учеба и образование. Учебные дисциплины. Политология. Лекции по политологии. Лекция 20 «Политическая культура» [Электронный ресурс]: URL: http://www.webarhimed.ru/page-326.html(дата обращения: 11.02. 2016).
Основные термины (генерируются автоматически): Политические ценности, политической культуры, политические ценности, политической жизни, политической системы, политической культуры молодежи, Электронный ресурс, политических ценностей, дата обращения, постсоветской России, политического сознания, политической культуры различны, политической жизни общества, Политическая культура, структуре политической культуры, место политических ценностей, отношении политической системы, политической деятельности субъектов, политическое поведение, норм политической жизни.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос