Автор: Клюкина Мария Сергеевна

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 28.06.2016

Статья просмотрена: 210 раз

Библиографическое описание:

Клюкина М. С. Проблемы взаимодействия Федеральной таможенной службы и Федерального агентства по управлению государственным имуществом // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 438-442.



Ежегодно растут объемы внешнеторгового оборота как Российской Федерации в целом, так и Южного федерального округа в частности. Следовательно, увеличивается не только товарооборот, но и объем изъятого, бесхозяйного, обращенного в собственность государства, либо подлежащего уничтожению имущества. Одним из направлений деятельности Федеральной таможенной службы (далее ФТС) является сотрудничество с ФАУГИ (далее Росимущество). Во взаимодействии данных государственных структур существует немало сложностей, которые сопряжены с многочисленными противоречиями между нормативно-правовыми аспектами, ведущими к последствиям экономического характера. В первую очередь важно отметить три способа обращения товаров и транспортных средств в федеральную собственность: процедура отказа в пользу государства, конфискация, признание имущества бесхозяйным. Следует отметить, что таможенные органы не имеют отношения ни к конфискации, ни к реализации товаров, так как в соответствии со ст.35 Конституцией Российской Федерации — только суд может лишить лицо принадлежащего ему имущества. [1] На рисунке 1 представлен процесс обращения имущества в федеральную собственность. Если при проведении оценки выявляется, что реализация товара целесообразна в целях пополнения государственного бюджета, то данный товар реализуется с аукционов, либо им распоряжаются в соответствии с социальными нуждами.

Рис. 1. Процесс обращения имущества в федеральную собственность

В практике Новороссийской таможни имел место быть случай, когда возникла проблема распоряжения имуществом, требующим специального порядка. В соответствии с обстоятельствами дела яхта «Виктори» прибыла, в порт Новороссийск и в 2002 году и лишь в 2013 году яхта была признана бесхозяйным движимым имуществом по решению суда. Если мы возьмём во внимание ст.130 «Недвижимые и движимые вещи» Гражданского кодекса Российской Федерации [2], к недвижимым вещам относятся морские суда и суда внутреннего плавания. Следовательно, яхта «Виктори» является объектом недвижимого имущества, однако в решении суда товар — яхта «Виктори» обозначена как движимое имущество. В свою очередь Росимущество сообщило, что распоряжение имуществом — яхта «Виктори» не входит в его компетенцию. Спустя почти 3 года дальнейшая судьба яхты «Виктори» всё-таки определились. ФАУГИ распорядилось следующим образом: закрепить на праве оперативного управления за ГМУ им.адм. Ф. Ф. Ушакова федеральное имущество, составляющее имущество казны Российской Федерации. Яхта — «Виктори» нашла своё полезное применение, что на наш взгляд, является главной целью осуществления процесса приёма-передачи имущества от таможенных органов в Росимущество, но на это ушло около трёх лет, с момента обращения имущества в федеральную собственность. Яхта «Виктори» утратила свой товарный вид и за годы стоянки потеряла в стоимости практически в 10 раз от цены, установленной на аналогичный (однородный) товар. А это недопустимо особенно в современных условиях экономического кризиса в нашей стране. Более того, противоречие, которое возникло между решением суда и пунктом, определяющим цели Росимущества, так и не были разрешены.

Важно отметить, что в законодательстве Российской Федерации существуют значительные пробелы, в области регламентации порядка распоряжения имуществом, обращённым в федеральную собственность. Так, например: нормативно-правовой базой нашей страны не установлен порядок распоряжения обращёнными в федеральную собственность наличными денежными средствами в иностранной валюте. В подтверждение этому факту, рассмотрим некоторые обстоятельства из дела оперативного учёта Новороссийской таможни. В течении 10 месяцев на учёте ТО находились денежные средства в иностранной валюте в размере: 3452 долларов США и 1430 греческих драхм, признанные бесхозяйными. Управление казначейства разъяснило, что в настоящий момент порядка приема наличных денежных средств в иностранной валюте не установлено. На наш взгляд, столь длительное хранение (а именно: 10 месяцев) имущества, обращённого в федеральную собственность является недопустимым. Так как срок осуществления процесса приёма-передачи от таможенного органа в Росимущество составляет всего 30 дней.

Также на практике возникают значительные сложности в работе с товарами, задержанными в соответствии с главой 21 «Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля» Таможенного кодекса Таможенного союза [3] и не востребованными в течение установленных сроков. Процедура реализации задержанных товаров, которая закреплена Федеральным законом № 311 «О таможенном регулировании» [4] вступает в противоречие со ст. 35 Конституции РФ, определяющей, что никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. [1] В правоприменительной деятельности необходим баланс, отсутствие которого представлено на рисунке 2, и должностным лицам таможенных органов недопустимо делать выбор, чем руководствоваться при принятии решения: Федеральным законом или Конституцией РФ, которые по своей сути должны дополнять друг друга.

6.png

Рис. 2. Отсутствие баланса в правоприменении между Федеральным законом № 311 и Конституцией РФ

Проведённое нами исследование показывает, что существующий алгоритм обращения имущества в федеральную собственность, а также вопросы распоряжения таким имуществом имеет ряд недостатков. В связи, с чем далее нами будут внесены предложения, которые, на наш взгляд, позволят повысить эффективность взаимодействия ФТС и ФАУГИ.

Переход Российской Федерации на инновационный принцип развития экономики, формирование благоприятных перспектив эффективной интеграции Российской Федерации в мировое хозяйство, изменение масштабов, характера и форм внешнеэкономической деятельности формируют предпосылки для совершенствования таможенной деятельности и разработки стратегии развития таможенной службы Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

Реализация Концепции развития таможенных органов Российской Федерации до 2020г. сформировала основу для обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействия угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для внешней торговли. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (далее — Стратегия) определяет ключевые условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосрочную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами.

Сфера обращения имущества в федеральную собственность и дальнейшее эффективное распоряжение им во многом способствует пополнению федерального бюджета, что является одной из стратегических целей таможенных органов Российской Федерации. Но, к сожалению, данная область никак не затронута в вышеупомянутой Концепции. На наш взгляд, организация контроля и надзора в области распоряжения обращённым в федеральную собственность имуществом могла бы быть одним из важнейших элементов Стратегии. Ведь грузы, принадлежащие участникам ВЭД, при прибытии и нахождении под таможенным контролем строго контролируются в определённых таможенных местах (склады временного хранения, портовые терминалы, являющиеся зонами таможенного контроля), имеют ряд гарантий: денежное обеспечение, банковские гарантии, договоры страхования ответственности за утрату имущества перед третьими лицами, система учёта и отчётности, требования санитарных, пожарных и прочих служб, радиационный контроль. С момента, когда в соответствии с требованиями законодательства товар обращается в федеральную собственность, ситуация не должна меняться. Контроль за данным имуществом не должен ослабевать, ведь теперь это не просто коммерческая поставка — это государственная собственность. Но почему тогда ситуация в корне меняется? Разве государственные органы не должны в этом случае ещё внимательнее и пристальнее следить за всем, что связано с передачей и распоряжением федерального имущества?

Это в первую очередь должно касаться организаций, которых Росимущество уполномочивает принимать у таможенных органов обращённое в федеральную собственность имущество. Здесь, по нашему мнению, должны быть соблюдены все те требования, которые предъявляются законодателем к хранению имущества, находящемуся под таможенным (то есть, опять же, под государственным) контролем, о котором упоминалось выше.

К чему ведут указанные обстоятельства? В первую очередь к тому, что в таможенные органы от имени и по поручению ТУ Росимущества для принятия государственного имущества зачастую являются фирмы-однодневки, требующие очень пристального внимания, т. к. неоднократны факты, когда организации, выигравшие тендер на контракт с Росимуществом просто исчезали после принятия десятков товарных партий, обращённых в федеральную собственность. Есть ли место в данной работе фирмам без имущественных, финансовых и страховых гарантий? По нашему мнению такая практика должна быть в корне изменена.

Более того, сотрудники таможенных органов даже не имеют представления о дальнейшей судьбе переданного ими имущества. После подписания акта приёма-передачи между таможней и Росимуществом его следы попросту теряются.

По мнению должностных лиц таможенных органов, для них крайне важно иметь обратную связь с ТУ Росимущества, получать отчётную информацию о реализации переданного имущества, тем самым видеть конкретный результат проделанной ими работы.

На наш взгляд, видится целесообразным создать единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации для таможенных органов и Росимущества, и обязать коммерческие уполномоченные организации предоставлять отчётность по реализации федерального имущества. На наш взгляд это более чем эффективная мера, которая приведёт к заполнению вышеупомянутых пробелов рассматриваемой проблемы.

С учётом обозначенных недостатков видится целесообразным провести работу по следующим направлениям:

– заполнить пробелы в законодательстве, в части распоряжения имущества, требующего специального порядка, а также задержанного имущества;

– установить единые органы, уполномоченные на принятие от таможни, отдельных категорий имущества, на примере яхты как недвижимого имущества и иностранной валюты;

– создать межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации, поступающей от Росимущества в таможенные органы по реализации имущества, обращённого в федеральную собственность;

– ФТС принять к рассмотрению разработку предложений по совершенствованию взаимодействия таможенных органов с государственными органами власти, а именно с Росимуществом и иными уполномоченными организациями, для включения исследуемых вопросов в Концепцию развития таможенных органов до 2025 года.

В целом, данные мероприятия позволят не только повысить эффективность распоряжения и реализации обращённым в собственность государства имуществом, что приведёт к увеличению поступлений в федеральный бюджет, усилить степень контроля за данным имуществом, но и создадут организационные и иные условия для эффективного функционирования всей системы взаимодействия ФТС и ФАУГИ.

А самое главное, несомненно, это поможет сделать данную сферу деятельности нашего государственного аппарата более прозрачной, к чему мы все так стремимся прийти последние десятилетия.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / [Электрон. ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 01.04.16г.)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (ред. от 23.05.16г.) / [Электрон. ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
  3. LAW_5142/2a54eb7c0c87a49c41aa10efb253f6bdea2bfcf4/ (датаобращения 01.04.16г.)
  4. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) / [Электрон. ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/
  5. document/cons_doc_law_94890/ (датаобращения 03.04.16г.)
  6. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» / [Электрон. ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
  7. cons_doc_LAW_107181/?utm_campaign=doc_dynamic&utm_source=google.adwords&utm medium=cpc&utm_content=1&gclid=CKXvhvr9g8wCFYPUcgodryQIUw/ (дата обращения 03.04.16г.)
  8. Вериш Т. А. Внедрение перспективных таможенных технологий в области таможенного оформления товаров на примере южного региона // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 7.
  9. Вериш Т. А. Новые подходы в осуществлении государственного контроля таможенными органами санитарно-карантинных, ветеринарных и карантинных фитосанитарных товаров в пунктах пропуска Краснодарского края. // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 11.
  10. Клюкина М. С., Головина А. А. В мире научных исследований: материалы VI Международной научно-практической конференции // Академия знаний. — Краснодар 2014. — с. 36–40
Основные термины (генерируются автоматически): федеральную собственность, Российской Федерации, таможенных органов, обращения имущества, таможенной службы, органов Российской Федерации, таможенных органов Российской, службы Российской Федерации, таможенной службы Российской, федеральную собственность имуществом, яхта «Виктори», федеральную собственность наличными, недвижимого имущества, федерального имущества, развития таможенных органов, Конституцией Российской Федерации, собственность государства, распоряжения имуществом, Федеральной таможенной службы, Режим доступа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос