Библиографическое описание:

Молоканова Н. В., Билялова Н. А., Конькова И. Н., Гоношилова В. В. Реализация принципов индивидуализации в процессе инклюзивного образования в дошкольном учреждении общеразвивающей направленности // Молодой ученый. — 2016. — №12.6. — С. 94-99.



В статье рассмотрены формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами в рамках проекта по формированию модели инклюзивного образования «Радость — это быть вместе!». Лекотека представлена как модель работы с «особыми» детьми в условиях ДОУ. Представлен процесс включения ребёнка с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение общеразвивающей направленности. Подробно рассказано об использовании ИКТ педагогом-психологом в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми — инвалидами. В примере, приведенным педагогом-психологом, имя ребенка изменено.

Ключевые слова: инклюзия, индивидуализация, дети с ОВЗ и дети-инвалиды, индивидуальный образовательный маршрут, игровые сеансы, информационно-коммуникативные технологии, современные образовательные технологии

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования позиция ребенка как субъекта образовательного процесса поставлена в контексте индивидуализации образования.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный Государственный Стандарт (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155) направлены на «обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования», «обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Один из основных принципов ФГОС ДО — индивидуализация образования, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в том числе детей с ОВЗ.

Инклюзия — двунаправленный процесс, предполагающий взаимную адаптацию и готовность коллектива принять особого ребёнка и учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов. При инклюзивном подходе выигрывают все дети, поскольку он делает образование индивидуализированным для всех участников образовательного процесса [1, с. 25].

В процессе формирования модели инклюзивного образования каждая организация выбирает для себя наиболее приемлемый путь [6, c.44], используются командные формы работы, проектные формы организации деятельности [3, с. 34]. В нашем дошкольном учреждении разработан и реализуется проект по формированию модели инклюзивного образования «Радость — это быть вместе!». Цель проекта — моделирование образовательного процесса, направленного на включение детей с ОВЗ и детей-инвалидов в социальное и образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и повышение качества жизни данных детей и их семей.

Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

  1. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ.
  2. Формирование у здоровых детей толерантности и принятию детей с ОВЗ.
  3. Повышение профессиональной компетенции педагогов.
  4. Изменение общественного сознания по отношению к детям с особенностями в развитии.
  5. Создание условий для обмена и трансляции опыта между педагогами других дошкольных учреждений города, региона.
  6. Активизация сотрудничества с государственными и Благотворительными организациями.

Поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям с ОВЗ стал причиной создания специальной модели работы с «особыми» детьми в условиях ДОУ. Такой моделью в нашем дошкольном учреждении стала Лекотека. Специалисты Лекотеки проводят индивидуальные и подгрупповые игровые сеансы как во время посещения ребёнком детского сада, так и в дни отсутствия в ребёнка в группе, в соответствии с его индивидуальным графиком.

Специалисты Лекотеки на основе ИПР ребёнка-инвалида и диагностического обследования разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка, на основе которого воспитатель составляет и реализует индивидуальный план воспитательно-образовательного процесса ребёнка с ОВЗ. В детском саду созданы специальные условия для детей с ОВЗ, одно из них — организация развивающей предметно-пространственной среды.

У детей дошкольного возраста формируется толерантность по отношению к сверстникам с ОВЗ в процессе семейного воспитания и в процессе совместной деятельности в группе. Педагоги в образовательной деятельности используют задания разноуровнего содержания, упор делают на сильные стороны ребёнка, коррекционная работа строится с опорой на сохранные зоны, демонстрируют достижения детей, отмечают даже незначительный прогресс ребёнка, создают для ребёнка ситуации успеха. Здоровых сверстников педагоги включают в помощь «особым» детям в разных видах деятельности: занятия в паре, помощь в самообслуживании. Большое внимание педагоги уделяют обучению самостоятельной игре ребёнка, а также игре с другими детьми. Это имеет большое значение для формирования у «особого» ребёнка нравственных норм поведения, помогает войти в коллектив сверстников. Дети с ОВЗ и их родители равноправно участвуют в образовательном процессе, во всех мероприятия, проводимых в ДОУ: праздниках, выставках, конкурсах, акциях.

Пример тому, проведённый 3 декабря 2015 г. «День Доброты» в рамках Международного дня инвалида.

Таблица 1

План мероприятий

Время

Название

8.00–8.20

«Весёлая зарядка»

9.00

– Просмотр мультфильма детьми средних групп «Цветик-семицветик».

– Беседы с детьми старших и подготовительных к школе групп на тему «Умей дарить добро» (о людях-инвалидам, об их стойкости и силе духа, о сочувствии и желании проявлять помощь и сострадание).

9.30

Музыкальный праздник «Дари добро» (для детей старших и подготовительных групп и для детей-инвалидов и их родителей, гости праздника дети-инвалиды, не посещающие детский сад и их родители).

9.30

– Спортивный праздник «Дружба делает нас сильнее» (для средних групп)

– Оформление фотовыставки «Мы вместе!» по итогам фотосессии детей-инвалидов с синдромом Дауна, проведённой в детском саду.

– Оформление выставки детских рисунков детей подготовительных групп «Радость — это быть вместе!»

– Оформление персональной выставки рисунков Евдокимова Богдана (4 года), воспитанника с синдромом Дауна.

13.30

Круглый стол для педагогов и родителей детей-инвалидов, демонстрация фильма о жизни детей-инвалидов в детском саду «Мы разные, но всё-таки мы вместе!», созданного педагогами.

8.00–19.00

Акция «Передай доброту» (дети обводили на плакате свои ладошки, родители написали свои пожелания детям-инвалидам и их родителям).

Более подробно мы хотим рассказать об использовании ИКТ педагогом-психологом в работе с детьми с ОВЗ.

На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате совместной работы психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование [2, c. 65]. Успешность социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна зависит от благоприятных социальных условий и способов взаимодействия с окружающей действительностью.

Прежде чем приступить к работе педагог-психолог нашего учреждения познакомилась с опытом А. А. Гавриловой «Особенности психологической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, в условиях Лекотеки», А. С. Фоминой «К вопросу о развитии положительных эмоциональных проявлений у детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями в общении с родителями на занятиях психолога в Лекотеке» из города Новосибирска; опытом работы О. С. Краевой «Коррекционно-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна» город Серпухов, Московской области. Изучила работы П. Л. Жияновой «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна», «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна» и Т. П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна». Принимала участие в научно-практическом семинаре «Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна», организованном ООО Центр «Нейро» и ВОБОО «Общество помощи детям им. Л. С. Выготского», что позволило познакомиться с опытом работы психологов Н. Е. Нейман «Основные направления коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна раннего и дошкольного возраста» и В. В. Бугайчук «Эффективные методы и приемы формирования основ учебного поведения у ребенка с синдромом Дауна». Все это позволило ей выстроить свою работу.

Направление деятельности педагога-психолога с детьми с ОВЗ:

Способствовать гармоничному и интеллектуальному развитию личности ребенка и принятие мер по оказанию различного вида психологической, коррекционной, реабилитационной и консультативной помощи воспитанникам. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ прежде всего направлено на овладение социальными навыками поведения и продуктивными формами общения со сверстником и взрослым на основе партнерских отношений.

Цель психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна — социальная адаптация, приспособление к жизни и интеграция в общество.

Задачи:

– Психолого-педагогическое обследование детей от 2 до 7 лет с нарушениями развития при наличии согласия родителей (законных представителей).

– Подбор индивидуальных техник формирования предпосылок учебной деятельности ребенка.

– Проведение профилактических и коррекционных занятий средствами игры у детей от 2 до 7 лет с нарушениями развития.

– Обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения в развитии.

В ДОУ созданы условия: выделено помещение для проведения игровых сеансов педагогом-психологом, оборудованное дидактическими играми и пособиями для реализации коррекционной работы с учетом ближайшей зоны развития каждого из детей, есть интерактивное оборудование. Оформлена комната со специально организованной средой «Фиолетовый лес», оснащённая развивающими играми и пособиями по игровой технологии интеллектуального развития дошкольников Воскобовича В. В. «Сказочные лабиринты игры».

Работа педагога-психолога с ребенком начинается с диагностики уровня развития [5, c. 54]. В своей работе с ребенком с синдромом Дауна педагог-психолог использует «Диагностику познавательного развития детей раннего возраста с психофизическими нарушениями» Е. А. Стребелевой; наблюдения за ребенком на занятиях в группе, в игровой деятельности, на прогулке, на музыкальных, физкультурных занятиях; беседа с родителями и педагогами группы.

По результатам диагностики и наблюдений за ребенком составляется индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) с учетом зоны ближайшего развития.

В своей работе педагог-психолог выделил наиболее важные сферы развития:

– формирование навыков общения и развитие речи;

– развитие мелкой (тонкой) моторики и зрительно-двигательной координации;

– развитие познавательной деятельности;

– развитие высших психических функций и сенсомоторное развитие.

В работе с детьми с ОВЗ педагог-психолог использует программу MimioStudio. Такие занятия имеют свою специфику — они более эмоциональны, яркие, с применением звука и видео, что позволяет не только расширить чувственный опыт и активизировать все психические процессы ребенка: внимание, мышление, восприятие, память и т. д., но и осуществлять коррекцию нарушений интеллектуальной сферы.

Особенностью использования интерактивных программ является активизация внимания детей за счет своей яркости, что способствует лучшему запоминанию, позволяет развивать звукоподражание, экспрессивную сторону речи, а в дальнейшем формировать планирующую функцию речи. Эта форма работы помогает прививать интерес детей к предлагаемым темам и поддерживать его в дальнейшем. При использовании компьютерных технологий все компьютерные задания подбираются с учётом возрастных возможностей и особенностей развития ребенка.

Преимущества информационно-коммуникативных технологий для детей с ОВЗ: информация несёт в себе образный тип, более понятный детям, предоставляет возможность индивидуализировать обучение, позволяет моделировать различные жизненные ситуации, максимально раздвинуть образовательное пространство; обеспечивает особую пространственную и временную организацию образовательной среды. Использование ИКТ позволило создать благоприятную, эстетичную, современную развивающую среду для детей и родителей, открыло возможности более интересно, ярко, эмоционально преподносить образовательный материал; формировать возрастные компетенции детей, ориентироваться в разных источниках информации и повысить их информационную компетентность. Включение в учебный процесс средств ИКТ, индивидуализация и дифференциация образования обеспечивают условия, направленные на развитие личности. Систематическое использование в практической деятельности современных образовательных технологий способствует повышению эффективности коррекционно-развивающей работы.

Инновационные технологии существенны в воспитательной работе с детьми с ОВЗ. Подбор дополнительного текстового [4, c. 3] и иллюстративного материала, создание интерактивных игр с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными объектами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, игр, подготовка отчетной документации, создание тематических презентаций для родителей и педагогов ДОУ и т. д. — всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Учитывается непрерывная работа с компьютером, не более 10 минут в соответствии с нормами СанПин.

Приведем пример, показывающий результат работы педагога-психолога. Итак, знакомьтесь — Вова С, родился 9.12.2012 г. с диагнозом синдром Дауна, задержка психоречевого развития, гиперметропия I степени, фоновая ретинопатия, врожденный порок сердца.

Мальчик начал посещать детский сад с 9 сентября 2015 года в возрасте 2 года 9 месяцев. Период адаптации средней степени, наблюдались трудности при расставании. Поначалу Вова не проявлял интереса к общению, но и протестных реакций не наблюдалось. Речь отсутствует. В процессе обследования было выявлено, что цвет, форму, величину мальчик не знает и не дифференцирует, с игрушками производит манипулятивные действия, лишь пирамидку получилось разобрать и собрать, но без учета величины. Интерес вызвали музыкальные игрушки, которыми он действовал по показу взрослого.

Прошло 7,5 месяцев… Вова с улыбкой встречает педагога-психолога в группе, с удовольствием занимается, на каждую похвалу хлопает в ладоши, сосредоточенно и терпеливо нанизывает деревянные бусины на шнурок, умеет выбрать такую же картинку, составляет картинку из двух частей. Но это еще не все — самое главное — используя программу MimioStudio Вова, вытягивая губы трубочкой, пытается подражать пению петушка и курочки. У него появилось звукоподражание и отдельные простые слова. На занятии в паре с другим ребенком Вова заинтересованно смотрит на него, пытается повторить, ждет дальнейших действий, делится игрушкой по просьбе взрослого.

Работа охватывает все направления и ведется в игровой форме. Тщательный подбор игр позволяет реализовать все поставленные задачи в интересной и доступной форме. Учитывая, что развитие характеризуется неравномерностью в работе, приходится часто возвращаться к уже знакомому материалу, используя различные пособия и игры. Активное включение в повседневную жизнь группы и детского сада оказывает неоценимый вклад в социализацию ребенка — это участие в развлечениях, праздник «Осени», просмотр театрализованных представлений, акция «День Добра», посвященная международному дню инвалидов — 3 декабря, «Новогодний праздник», «Лучики добра», праздник посвященный международному дню людей с синдромом Дауна.

Процесс включения ребёнка с ОВЗ в дошкольное образовательное учреждение — это процесс новый, трудоёмкий, требующий к себе особого внимания. Но включение таких детей в группы детского сада — это перспективное будущее для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнок с особыми образовательными потребностями, включаясь в среду обычных сверстников, начинает тянуться за ними, наращивая тем самым потенциал собственного развития.

О высокой результативности использования новых форм работы с детьми с ОВЗ говорить ещё рано, но мы радуемся и самым незначительным достижениям наших воспитанников:

– повысилась степень общительности, социальная активность, стало выше эмоциональное реагирование на ситуацию, у некоторых детей появились новые движения, навыки самообслуживания, дети стали эмоциональнее реагировать на музыку, прослеживается положительная динамика развития музыкальных способностей, повысилась самостоятельность в разных видах деятельности;

– родители детей с ОВЗ отмечают результативность проводимой работы: заметили позитивные изменения в развитии ребёнка, положительно отзываются о совместных игровых сеансах, играют дома с детьми, применяя приобретённый в Лекотеке игровой опыт, пользуются рекомендациями специалистов;

– родители воспитанников с нормативным развитием считают, что инклюзивное образование благотворно влияет на нравственное воспитание ребенка и разделять детей нельзя, так как все дети равны.

Одна из задач, решаемых в ходе проекта — повышение профессиональной компетенции педагогов. Педагоги ДОУ постоянно участвуют в мероприятиях разного уровня: семинары, тренинги, конференции, фестивали. Педагоги ДОУ представили опыт своей работы на областном обучающем семинаре «Дети с синдромом Дауна, как клиенты социальной работы», проводимом ГБСУ СО ОРЦДИ «Надежда», нашим социальным партнёром; на региональном семинаре — практикуме «Формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Работа старшего воспитателя «Формирование модели инклюзивного образования в МБДОУ д/с № 85» заняла I место в номинации «Дошкольное образование и воспитание» II городского открытого конкурса профессионального мастерства «Ярмарка социально-педагогических идей». Презентация проекта «Радость — это быть вместе!», представленная командой специалистов Лекотеки в номинации «Комплексное сопровождение образования детей с ОВЗ» на II открытом Фестивале презентацией педагогических проектов «Создание благоприятного образовательного пространства для учащихся с ОВЗ», заняла III место. Педагог-психолог является победителем Регионального этапа Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций — 2016 за авторскую работу «Реализация принципов индивидуализации в образовании».

Сегодня наш детский сад является инновационным дошкольным учреждением по внедрению модели инклюзивного образования в городе. Мы постоянно находимся в творческом поиске, вносим изменения, уточнения. Возможно, в будущем мы сможем предложить более совершенную модель, но сегодня сложилась именно такая, но, главное, что она работает!

Литература:

  1. Грозная Н. С. Инклюзивное дошкольное образование // Синдром Дауна XXI век. — 2010. — № 1. — С. 25–35.
  2. Ковалева Е., Синицина Е. Дети-инвалиды в современном обществе. — М.: Лист-Нью, 2005.-136 с.
  3. Прочухаева М. М., Самсонова Е. В. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду // Инклюзивное образование. Выпуск 4. — М.: Центр «Школьная книга», 2010. — С. 34–37.
  4. Рыбанов А. Количественные метрики для оценки качества квантования учебной информации // Педагогические измерения. — 2013. — № 4. — С. 3–12.
  5. Рыбанов А. Моделирование процесса формирования ответов на задания с выбором нескольких правильных ответов // Педагогические измерения. — 2012. — № 3. — С. 49–59.
  6. Рыбанов А. Видеоурок как средство эффективного обучения прикладному и системному программному обеспечению // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2009. — № 11. — С. 42–48.
Основные термины (генерируются автоматически): синдромом Дауна, модели инклюзивного образования, синдромом Дауна», ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный образовательный маршрут, детей дошкольного возраста, образовательного процесса, инклюзивного образования «Радость, детей раннего возраста, формированию модели инклюзивного, «особыми» детьми, сопровождение детей, дошкольном учреждении, использовании ИКТ педагогом-психологом, коррекционной работы, числе детей, дошкольное образовательное учреждение, детском саду, синдромом Дауна педагог-психолог, условиях ДОУ.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос