Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 13.05.2017

Статья просмотрена: 324 раза

Библиографическое описание:

Лозинская Н. В. Роль воспитателя в создании условий для адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе ДОО // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 302-304. — URL https://moluch.ru/archive/153/41761/ (дата обращения: 20.09.2018).



В статье рассматривается процесс адаптации детей с ОВЗ при переходе из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу ДОО.

Ключевые слова: дети с ОВЗ, адаптация, инклюзивная группа

Как известно, процесс адаптации детей дошкольного возраста к посещению детского сада протекает с теми или иными осложнениями, тем более данный процесс приспособления к новым условиям детского социума протекает сложней и гораздо проблематичней для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОО, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии

Если мы обратимся к ФГОС ДО, то увидим, что одной из основных задач является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Большинство исследователей (И. С. Ильина, И. А. Коробейников, Р. В. Тонкова-Ямпольская и др.) рассматривают адаптацию как процесс вхождения индивида в новые социальные условия и принятия новой социальной роли. Адаптация к изменившимся социальным условиям может протекать довольно сложно. Вхождение в коллектив часто сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, иногда нарушениями здоровья. Нередко человек не может адаптироваться к новым социальным условиям, что ведет к асоциальному поведению, невротическим реакциям и другим проявлениям состояния дезадаптации [1].

Несмотря на то, что дети переходят из группы кратковременного пребывания в общеобразовательную группу, имея уже определенные навыки общения со сверстниками, сформированные элементарные навыки самообслуживания, встречает очень много трудностей при адаптации в новом для него детском социуме.

Рассмотрим более подробно, как происходит данный процесс в нашем детском саду и какова роль воспитателя в процессе адаптации.

Сам процесс адаптации состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.

Подготовительный этап начинается с посещения ребенком группы кратковременного пребывания. Далее по решению комиссии ПМПк детского сада решается вопрос о переводе ребенка из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу. Как только получено положительное решение, начинается постепенное ознакомление ребенка с новой группой. Основной задачей данного этапа является формирование определенных устойчивых форм поведения ребенка, которые помогут ему без особых затруднений приобщиться к новым для него условиям детского социума. Для начала ребенок ходит «в гости» в новую группу, знакомится с детьми, начитает посещать основные режимные моменты, проводимые для детей данной группы развлечения и утренники.

Данный этап характерен тем, что начинается очень плотное взаимодействие с родителями ребенка. Обо всех имеющихся у ребенка особенностях развития и характерных его чертах поведения воспитатель узнает от родителей, что в свою очередь будет способствовать нахождению оптимальных подходов к ребенку, для формирования доверительных отношений между воспитателем и ребенком. Постепенно ребенок начинает привыкать к условиям новой группы.

Второй (основной) этап начинается при переходе ребенка из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу. Воспитателям необходимо заранее подготовиться к приему «нового» ребенка, продумать, где он будет раздеваться, где сидеть за столом. На данном этапе необходимо разговаривать с детьми о том, что мы принимаем в нашу группу нового ребенка, которому необходима наша забота и помощь.

Первые дни ребенок начинает посещать детский сад по 2–3 часа в день. Если он остается очень трудно, то первые дни родители (законные представители) могут совместно с ребенком посещать группу, находиться в поле его видимости. Постепенно увеличивается время пребывания ребенка в группе. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка и аппетит.

Основные методы, которые использует воспитатель на данном этапе адаптации, направлены на снижение уровня тревожности у ребенка, включении его в совместные действия со сверстниками (например «Подари улыбку» и т. д.)

Конкретных границ между этапами прохождения адаптационного периода не существует, переход от одного этапа к другому осуществляется плавно с сохранением преемственности.

На первый взгляд процесс адаптации ребенка с ОВЗ протекает точно так же, как у большинства обычных детей. Отличие в том, что он может длиться очень продолжительное время, это связано в первую очередь с тем, что у детей с ОВЗ встречаются сложности в общении со сверстниками. Именно у детей с ОВЗ со сверстниками, а не на оборот, что связано с нарушением у них коммуникативных навыков. И основная роль воспитателя найти оптимальные способы и средства для преодоления данной проблемы.

Рассмотрим некоторые методы и способы, которые применяются в нашем детском саду. Можно применить постепенный ввод ребенка с ОВЗ в сюжетно-ролевую игру. На первых порах воспитатель выступает как проводник и сам играет роль, это может быть мама с ребенком, пришедшие в магазин, либо в больницу на прием к врачу (все зависит от тематики сюжетно — ролевой игры), и буквально взяв за руку ребенка, мы начинаем играть, вводить его в новые партнерские отношения. Далее воспитатель постепенно отстраняется и дети сами уже играют и «впускают» в данную игру ребенка.

Результаты «вхождения» ребенка в группу будут видны ни через месяц и не через два, на это уходит очень долгое время. И здесь воспитателю необходимо изо дня в день, постоянно и систематически проводить данную работу.

В образовательной деятельности можно организовать взаимопомощь между детьми или наставничество. Если ребенку с ОВЗ трудно дается выполнение определенных заданий, но следует сразу уточнить, что в основном имеется в виду деятельность в художественно- эстетической области (выполнение каких — либо поделок, аппликации, рисунков), то наставничество и взаимопомощь (не выполнение за ребенка, а именно взаимопомощь), принесут положительный результат.

Именно в процессе взаимодействия с другими людьми ребенок усваивает механизмы и нормы социального поведения, общественные ценности, у него формируется социальные мотивы деятельности, определенные черты личности, которые в целом и обеспечивают успешность ребенка в обществе [3; 173].

Индивидуальная работа и использование репродуктивного метода также могут и дают свои результаты, но мы должны приучать ребенка к тому, что вокруг него есть люди, которые могут ему помочь в трудной ситуации. И тут возникает вопрос, а как же быть с самостоятельностью ребенка, если постоянно ему будут помогать. Сразу оговоримся, мы помогаем ребенку «вливаться» в коллектив, стать полноправным членом данного детского социума на равных условиях, поэтому в первую очередь необходимо учить ребенка общаться с другими и принимать от них посильную помощь.

Необходимым условием при адаптации ребенка с ОВЗ является комплексное психолого-педагогическое сопровождение, поддержка специалистами.

Деятельность специалистов сопровождения направлена, в том числе на консультирование воспитателей для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ, на формирование социального интереса к этим детям, на корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов [2].

Таким образом, от того, как воспитатель построит взаимоотношения между детьми, как будет организовано комплексное сопровождение и от того, как будет выстроена в целом работа детского сада, зависит прохождение процесса адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе.

Литература:

  1. Бучилова И. А., Лесиканич А. А. Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида // http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskoy-raboty-po-obespecheniyu-adaptatsii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-1 (дата обращения 7.03.2017 г.)
  2. Кустова Н. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания.// http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-ovz-v-usloviyah-inklyuzivnogo-integrativnogo-obrazovaniya-i (дата обращения 01.03.2017 г.)
  3. Симановский А. С., Воронина С. Н. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами мультипликационной анимации. //Ярославский педагогический вестник — 2014 — № 2 — Том II.
  4. http://sad37.edusev.ru/activity/fgosovz/articles/kak_pomoch__rebenku_s_ovz_uspeshno_adaptirovat_sya_v_dou (дата обращения 01.03.2017 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, инклюзивная группа, кратковременное пребывание, группа, детский социум, воспитатель, процесс адаптации детей, ограниченная возможность здоровья, день.


Похожие статьи

Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного...

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, кратковременное пребывание, ребенок, группа, группа условий, ранний возраст.

Похожие статьи. Примерный годовой план адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Нормативно-правовые основы организации группы...

— показать возможность детского сада в оказании помощи семье в воспитании детей раннего возраста. Данная группа функционирует с сентября по май включительно. Дети посещают данную группы ежедневно 1 и 2 половину дня.

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой.

Малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго.

Инклюзивное образование в МДОУ детский сад «Солнышко»

На сегодняшний день наш детский сад посещают 15 детей разного возраста, имеющие различную степень выраженности нарушений в развитии. Из них: пребывание на целый день -7 детей. Группу кратковременного пребывания посещает 5детей.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

ребенок, инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, образовательное учреждение, образовательный процесс, детский сад, психолого-педагогическое сопровождение, развитие...

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна...

В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

Статья об адаптации детей к дошкольному учреждению и работе педагога-психолога с родителями и педагогами в адаптационный период. Ключевые слова: детский сад, адаптация, адаптационный период, дезадаптация, мотивация, социальный опыт, ранний возраст...

Особенности психолого-педагогической работы с детьми...

ребенок, синдром, детский сад, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, развитие, мелкая моторика, образовательная ситуация, педагогический коллектив, дошкольное образование.

Проблемы формирования инклюзивного общества в России...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, Россия, получение образования, общество, Смоленская область, письмо Министерства образования, образование лиц.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного...

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, кратковременное пребывание, ребенок, группа, группа условий, ранний возраст.

Похожие статьи. Примерный годовой план адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Нормативно-правовые основы организации группы...

— показать возможность детского сада в оказании помощи семье в воспитании детей раннего возраста. Данная группа функционирует с сентября по май включительно. Дети посещают данную группы ежедневно 1 и 2 половину дня.

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой.

Малыш более-менее терпимо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго.

Инклюзивное образование в МДОУ детский сад «Солнышко»

На сегодняшний день наш детский сад посещают 15 детей разного возраста, имеющие различную степень выраженности нарушений в развитии. Из них: пребывание на целый день -7 детей. Группу кратковременного пребывания посещает 5детей.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

ребенок, инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, образовательное учреждение, образовательный процесс, детский сад, психолого-педагогическое сопровождение, развитие...

Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна...

В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

Статья об адаптации детей к дошкольному учреждению и работе педагога-психолога с родителями и педагогами в адаптационный период. Ключевые слова: детский сад, адаптация, адаптационный период, дезадаптация, мотивация, социальный опыт, ранний возраст...

Особенности психолого-педагогической работы с детьми...

ребенок, синдром, детский сад, инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, развитие, мелкая моторика, образовательная ситуация, педагогический коллектив, дошкольное образование.

Проблемы формирования инклюзивного общества в России...

ограниченная возможность здоровья, инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, Россия, получение образования, общество, Смоленская область, письмо Министерства образования, образование лиц.

Задать вопрос