В статье рассмотрен нетрадиционный подход к построению и проведению физкультурных занятий с детьми младшего дошкольного возраста, опираясь на объективные законы развития человеческого организма.
Время сегодня летит стремительно. Жизнь во всех её проявлениях меняется очень быстро. В различные сферы деятельности человека врываются новые технологии. Не исключением является и педагогика, может быть, самая главная жизненная дисциплина. Современный воспитатель, инструктор по физической культуре просто обязан вбирать в себя все новое и прогрессивное, что имеется в мире педагогики и медицины [3].
В настоящее время, в педагогической практике используется большое количество методик, однако, не каждый специалист может разобраться в их технологии, да и не каждому ребенку под силу освоить ту или иную технику выполнения движений. Движение является физиологической потребностью ребенка, и чем разнообразнее движение, тем больше информации поступает в мозг, тем интеллектуальнее развитие, но лишь в игре ребенок достаточно может реализовать свои двигательные возможности.
В связи с этим особую значимость приобретает своевременно и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является двигательное развитие.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для выработки правильных привычек и формирования здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей.
Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, что в наше время является особенно актуальной задачей. Важно отметить, что эффективность образования напрямую зависит от состояния здоровья детей и полноценная реализация здоровьесберегающих программ в образовании — это, прежде всего, совместная, однонаправленная работа медиков, педагогов и родителей [5, с.57].
Для естественного физического развития детей, их двигательной подготовленности необходимо использовать не искусственные, надуманные принципы, а сложившиеся за тысячи лет в процессе эволюции объективные биологические, физиологические, биохимические закономерности, определяющие гармоничное развитие растущего организма ребенка [2, с. 3].
Здоровьесберегающая технология Н. Н. Ефименко является принципиально новой системой физического воспитания и оздоровления детей первые 10 лет жизни.
Данная система опирается на объективные законы развития человеческого организма. Красной нитью проходит идея превратить однообразные занятия в занятия-спектакли, дарящие детям радость и приносящие пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений.
Взяв за основу подход к построению физкультурного занятия Ефименко Н. Н. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», мы разработали свою модель работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.
Главной целью, является не столько научить ребенка правильно выполнить упражнение (движение), сколько создать радостное настроение, побудить ребенка посредством игры выполнить то или иное движение, при этом, учитывая, что чем меньше возраст ребенка, тем более значим на физкультурном занятии должно стать для него лежаче-горизонтированные основные двигательные действия [2, с. 9].
С детьми старшего дошкольного возраста работа по совершенствованию основных видов движений осуществляется через организацию подвижных игр.
Цель:формирование основ здорового образа жизни, воспитание всесторонне гармонично развитого ребенка.
Задачи:
- Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания и кровообращения, сердечно-сосудистой, нервной систем организма, опорно-двигательного аппарата, формированию правильной осанки и укреплению мышечного корсета.
- Способствовать развитию гибкости, пластичности, грациозности в движениях.
- Содействовать развитию и совершенствованию основных видов движений.
- Содействовать творческому самовыражению детей.
В основу занятий с детьми младшего и среднего дошкольного возраста положена «физкультурная сказка», позволяющая не только тренировать тело, но и развивать интеллект, а также формировать у малышей необходимые духовные качества. Занятия проводятся в русле большой тематической игры («Водяной круговорот», «Времена года», «Путешествие в лес», «Лесные узоры», «Квартира») в виде ситуационных игр («Есть ли у дождика ножки», «Лесные красавицы», «Сбор в поход», «Волшебное зеркало», «Нарядилось деревце»). Таким образом, в течение учебного года проигрывается с детьми пять больших тематических игр, которые состоят из четырех ситуационных игр.
Физкультурные занятия с детьми младшего дошкольного возраста организуется следующим образом.
Построение детей в начале занятия осуществляется не по росту, как мы привыкли наблюдать на традиционной физкультуре, а так, чтобы мальчики стояли впереди, а девочки за мальчиками. Ведь мальчикам, а впоследствии мужчинам, принадлежит роль лидера, ведущего.
Занятия начинаются из и. п. лежа, так как начинать упражняться разумно из лежачих или горизонтированных наиболее легких, естественных (разгрузочных) упражнений («Облачко просыпается».Покрыла землю волшебная ночь, на небе вспыхнули яркие звездочки, и наше облачко легло спать, сладко спало облачко, но тут проснулись шаловливые лучики солнышка и стали будить наше облачко, а облачко не хотело вставать и ворочалось с боку на бок. Повороты в позе группировки: из положения лежа на спине, на правый — левый бок.) с постепенным увеличением нагрузки до положения прямостояния к ходьбе, бегу, прыжкам, (как наиболее сложным, трудным, нагрузочным, ударно-гравитационным) упражнениям.
Такая последовательность чередования основных движений предложена не случайно. Если взять эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении человека [1, с.17], то мы ясно увидим путь формирования физического статуса всего живого на земле. Такую же программу двигательного развития имеет изначально каждый рождающийся ребенок. Человеческое тело формируется от поз группировки эмбриона сгибания до выпрямления, разгибания, разведения [2, с.7].
Продолжают занятия упражнения на низких, средних и высоких четвереньках («Лягушачий хор». На озере жило большое семейство лягушек, любивших дружное хоровое пение, которое совсем не нравилось лесным цветам. И.п. — стоя на средних четвереньках, раскачиваться вперед — назад). Большое внимание уделяем на занятиях ползанию. Так как доказано что ползание формирует фундамент головного мозга, что обеспечивает черепно-мозговую деятельность [4, с. 337]. Включаем следующие виды ползания: низкие, средние, высокие четвереньки, по наклонной доске, под дугой, змейкой. Затем выполняются упражнения из и. п. сидя и стоя («Ландыш». Ветерок веселый смелый, в лес весенний залетел, встрепенулся ландыш белый и тихонько зазвенел. И.п. — высокие колени, повороты туловища).
Количество упражнений — 4–5, повтор каждого упражнения — 3–6 раз.
После вышеперечисленных упражнений переходим к различным видам ходьбы — обычная, на носках, пятках, внешней стороне стопы, высоко поднимая колени, приставным шагом, змейкой, с остановкой, в рассыпную, с приседом, широким-мелким шагом, со сменой направления, перешагивая предметы, по наклонной и ребристой доске, гимнастической скамье, канату («Волчок — серый бочок». Вот идет волчок серый бочок, посмотри на нас волчок какие мы красивые! Обычная ходьба. Ходьба широким и мелким шагом.).
После ходьбы включаем упражнение на лазание — по лесенке-стремянке и шведской стенке («Веселый ручеек». По пригоркам бежал быстрый ручеек. Лазанье по лесенке-стремянке).
Следующий этап нашего занятия — это бег. Включаем разнообразные виды бега — обычный, на носках, высоко поднимая колени, змейкой, с остановкой, в рассыпную, широким-мелким шагом, со сменой направления («Воробушки — шалунишки». Веселые воробьи очень рады приходу весны, они летают с места на месте, весело чирикая. Обычный бег. Бег в рассыпную.).
После бега переходим к самым нагрузочным, ударно-гравитационным упражнениям — это прыжки: на двух ногах на месте, с продвижением вперед, через предметы, змейкой, в длину с места, с высоты, в высоту («Через лужи». Мороз к вечеру пробрался в лес, а ветерок опустил Каштанчика прямо на замерзшую лужу, обрадовался Каштанчик и стал прыгать по этим лужам. Прыжки в обручи.).
Так незаметно, в естественной игровой для ребенка форме, мы тренируем малыша, учим его выполнению основных движений, при этом не нарушаем логику онтогенеза, проходя весь его путь.
Деление занятия на три части происходит не по формальной сути, а по физиологической.
В занятии так же проводятся подвижные и малоподвижные игры, вплетенные в сюжет. В течение всего занятия детей сопровождает музыка, которая несет богатый эмоциональный эффект.
Более эффективного метода оздоровления, развития, воспитания и обучения малышей, чем игра в педагогике не существует. Театр физической культуры — это тотальный игровой метод: «Играя — оздоравливать, играя — воспитывать, играя — развивать, играя — обучать» [2, с. 11].
Физкультурные занятия должны заряжать детей положительной светлой энергией радости и удовольствия.
Опыт показывает, что детям очень нравятся такие занятия, они вызывают чувство радости, море положительных эмоций, дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, и так же несут обучающий момент — дети непринужденно совершенствуют навыки движений. Даже дети, которые нерешительны и боязливы в обычной, традиционной обстановке выполняя движение испытывают затруднения и нерешительность, боязнь выполнить неправильно, то в игровой форме все проходит легко и просто, стираются все грани нерешительности и боязни.
В результате работы у детей расширился двигательный опыт, совершенствовались имеющиеся у них навыки в основных движениях; совершенствовались психофизические качества; сформировались самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.
Рисунок 1.1. Результаты диагностики физического развития
Вся работа строится в тесном взаимодействии с воспитателями. Перед разучиванием и показом новой «физкультурной сказки», воспитатель проводит предварительную беседу с детьми о героях или явлениях встречающихся в данном сюжете, на прогулке проводит наблюдение за природными явлениями, которые тоже будут отражаться в сюжете сказки. Так, благодаря работе воспитателя ребенку будут знакомы многие предметы, действия, явления, которые встретятся в сказке.
Помимо работы с воспитателем идет тесное сотрудничество в работе с музыкальным руководителем, так как «физкультурная сказка», сопровождается музыкальным произведением, то помощь музыкального руководителя заключается в подборе классической, современной, эстрадной музыки.
Работа инструктора по физической культуре не будет результативной без сотрудничества с родителями. Работа с родителями проводится как в агитационной форме (папки-передвижки, информация на стенде), индивидуальная консультация, так и в практической работе (совместные занятия, праздники и развлечения, открытые занятия).
Таким образом, данный опыт показывает, что работа с младшими дошкольниками по физическому воспитанию на основе здоровьесберегающей технологии, повторяющей логику онтогенеза, является эффективным средством в совершенствовании двигательного развития детей младшего дошкольного возраста.
Литература:
- Галл Я. М. Становление эволюционной теории Чарльза Дарвина / Я. М. Галл. — М.: Наука, 2008. — 141 с.
- Ефименко Н. Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. Авторская программа / Н. Н. Ефименко — г. Таганрог, 2008. — 68 с.
- Статья № 11. Программа «Театр физического развития и оздоровления» [Электронный ресурс] /Режим доступа: www.v-vospitanie.ru
- Физиология человека: Учебник для студентов медицинских вузов / Под редакцией В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько. — М.: Медицина, 2009. — 425 с.
- Щербак А. П. Физическое развитие детей в детском саду. здоровьесберегающие технологии [Текст] / А. П. Щербак. — Издательство: «Академия развития», 2009. — 160с.