Выбор оптимальной бизнес-модели для производственного предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 18.06.2016

Статья просмотрена: 3714 раз

Библиографическое описание:

Гаранина, В. А. Выбор оптимальной бизнес-модели для производственного предприятия / В. А. Гаранина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1196-1200. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31847/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассмотрены существующие концепции бизнес-моделей, а также бизнес-модели, применяемые в разных сферах деятельности, которые были разработаны зарубежными учеными. На основе анализа рассмотренных концепций выбрана наиболее подходящая бизнес-модель развития российских производственных предприятий, использование которой может повысить эффективность их функционирования в современных условиях.

Ключевые слова: бизнес-модель, производственные предприятия, А. Остервальдер, Чесбрух и Розенблум

Современным производственным предприятиям России всегда нужно совершенствование, потому что большая их часть развивается недостаточно. Исходя из маркетинговых исследований производственных предприятий России, можно сделать вывод, что это происходит по разным причинам, среди которых можно выделить недостаточный уровень качества производимой продукции, из-за низкой инновационной активности и, следовательно, низкую конкурентоспособность на международных рынках.

Представляется, что российские производственные предприятия, находящиеся в поиске методов создания конкурентных преимуществ, зачастую пытаются найти свою собственную модель, которая повысит эффективность и конкурентоспособность их функционирования.

Цель проведенного исследования — провести анализ современных методик бизнес- моделирования и выявить наиболее подходящую для производственной сферы деятельности.

Прежде, чем провести дальнейшее обсуждение, необходимо определить термин «бизнес-модель». В одной из последних работ Александра Остерволдера, преданного бизнес-моделям, он попытался дать определение, которое является самым полным описанием этого термина. Согласно его мнению, бизнес-модель описывает, как компания создает, доставляет и реализовывает ценность.

Иностранные ученые и практики разработали и применяют ряд бизнес-моделей, множество которых используется также в России, но обычно в сфере продаж и обслуживания. Так, например, Марк Джонсон в своей книге «Seizing the White Space» [3] развивает идеи Кристенсена, составив список аналогий (таблица 1).

Таблица 1

Список аналогий

Аналогия

Как это работает

Пример

Эксклюзивный куб

Вы платите отчисления крупным организациям за право продавать свою продукцию исключительно их клиентам

  • MBNA

Брокерство

Вы сводите продавцов с покупателями и получаете комиссионные за каждую сделку

  • Century21
  • Orbitz

Пакетирование

Вы предлагаете различные наборы товаров и услуг

  • Меню фастфуда
  • iTunes

Мобильный оператор

Меняйте тарифы в зависимости от характера услуг

  • Sprint
  • Better Place

Краудсорсинг

Получаете бесплатный контент в обмен на доступ к другому контенту

  • Wikipedia
  • YouTube

Устранение посредника

Продаете напрямую, обходя традиционные схемы распределения

  • Dell
  • WebMD

Разделение

Продаете частичное использование товара или услуги

  • NetJets
  • Time-shares

Бесплатно- платно

Отдаете основной пакет бесплатно, плату взимаете за дополнительные услуги

  • Linkedln

Лизинг

Дорогие товары с высокими комиссионными не продаете, а даете в аренду

  • Машины премиум- класса
  • MackineryLink

Дешево и сердито

Минимальные услуги за минимальную цену

  • Walmart
  • IKEA

Плата по факту

Взимаете плату по счетчику

  • Электроэненгия

Бритва и лезвия

Резко снижайте цену на основной товар, чтобы продать как можно больше дешевых расходников или запчастей

  • Принтеры и заправка катриджей

Бритва и лезвия — наоборот

Предложите дешевые или бесплатные расходники, чтобы дорого продать основной товар

  • Kindle
  • IPod/iTunes

Игра на понижение

Установите потолок цен и позвольте участникам делать ставки по мере снижения цены

  • Elance.com

Товар = услуга

Продавайте не товар, а пользу от товара

  • Zipcar

Стандартизация

Стандартизируйте индивидуальные услуги для снижения расходов

MinuteClinic

Подписка

Берите абонентскую плату за доступ к услуге

Netflix

Пользовательские сообщества

Членский доступ к сети, плата взимается за доступ и за рекламу

Angie’s List

Источник:Mark W. Johnson, 2010

Исходя из того, что в теории и практике создан и используется набор различных бизнес-моделей, необходимо определить, возможно ли выделить основную бизнес-модель для применения в определенной производственной сфере.

В этом аспекте интересна концепция, предложенная Александром Остервальдером [1], который предполагает описание бизнес-модели через девять блоков, показывающих логику того, как компания зарабатывает деньги. Эти девять блоков объединены в четырех бизнес области: клиенты, предложение (товары или услуга), необходимая инфраструктура и финансовая жизнеспособность. Другими словами, по словам Остервальдера, бизнес-модель является планом того, как стратегия компании должна быть внедрена в рамках ее внутренних структур, процессов и систем. Этот шаблон предоставлен в рисунке 1.

Рис. 1. Шаблон бизнес-модели, разработанный А. Остервальдером

Источник: Osterwalder, A., Pigneu, 2010

Шаблон бизнес-модели А. Остервальдера содержит следующие элементы:

Потребительские сегменты — одна или несколько групп клиентов, покрытых бизнес-моделью.

Возможно распределить следующие потребительские сегменты: массовый рынок, нишевый рынок, дробная сегментация, многопрофильное предприятие, многосторонние платформы.

Ценностное предложение — набор преимуществ, которые компания готова предложить потребителю.

Каналы сбыта выполняют много функций, в частности:

‒ повышают степень осведомленности потребителей о услугах компании и товарах;

‒ помогают оценивать ценностные предложения компании;

‒ позволяют потребителю покупать определенные товары и услуги;

‒ знакомят потребителя с ценностными предложениями;

‒ предоставляют послепродажное обслуживание.

Отношения склиентами. Например, личная поддержка, самообслуживание, автоматизированное обслуживание, сообщества, совместное создание.

Потоки получения дохода. Например, продажа активов (товары), плата за использование, оплата подписки, арендный договор/лизин/аренда, лицензии, процент брокера, реклама.

Следующие ресурсы могут быть ключевыми: материальные, интеллектуальные, человеческие, финансовые.

Ключевые типы деятельности. Например, Microsoft — разработка программного обеспечения, Dell — управление взаимоотношениями с поставщиками, McKinsey — разрешение проблемных ситуаций. Ключевые типы деятельности могут быть классифицированы следующим образом: производство, разрешение проблемы, платформы/сети.

Ключевые партнеры. Возможно распределить четыре типа партнерства:

  1. Стратегическое сотрудничество между не конкурирующими компаниями.
  2. Стратегическое партнерство между конкурентами.
  3. Совместные предприятия для начала новых бизнес-проектов.
  4. Отношения производителя с поставщиками для гарантии получения высококачественных комплектующих.

Возможно распределить три главных побуждения создания партнерства: оптимизация и экономия в сфере производства, уменьшение в риске и неопределенности, поставка ресурсов и совместных мероприятий.

Структура издержек. Это расходы, связанные с функционированием бизнес-модели. Блок описывает наиболее значимые расходы, необходимые для работы в рамках конкретной бизнес-модели. Создание и воплощение ценностных предложений, поддержание взаимоотношений с потребителями, получение прибыли — все эти процессы связаны с какими- либо издержками. Расходы достаточно легко подсчитать, если вы точно определили ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности и ключевых партнёров.

Также рассмотримконцепцию, Генри Чесбруха (Henry Chesbrough) и Ричарда С. Розенблума (Richard S. Rosenbloom). В своей работе «Роль бизнес-модели в получении ценности от инновации» (“The Role of the Business Model in Capturing Value from Innovation”) [2] они понимают под бизнес-моделью отражение того, как предприятие планирует получать прибыль. Этот процесс описывается с помощью девяти блоков, показанных на рисунке 2, которые авторы назвали «каркасом бизнес-модели» (“business model canvas”).

Рис. 2. Каркас бизнес-модели, созданный Чесбрухом и Розенблумом

Источник: Chesbrough, H., Rosenbloom, 2010

На основе имеющейся литературы по бизнес-моделям Чесбрух и Рознеблум раскрыли девять блоков, которые составляют каркас бизнес-модели:

Таблица 2

Содержание каркаса бизнес-модели Чесбруха иРозенблума

1.

Предложение ценности

Value proposition

Товар, услуга или работа, предлагаемые предприятием рынку

2.

Рыночный сегмент

Client segments

Аудитория, которой предлагается ценность

3.

Каналы коммуникации и распределения

Distribution channels

Каналы связи, предназначенные для предоставления потребителям товаров и услуг (ценности)

4.

Управление взаимоотношениями с потребителями

Client relationships

Способы взаимодействия с потребителями

5.

Ключевые ресурсы

Key resources

Ресурсы, необходимые для реализации бизнес-модели

6.

Ключевые действия

Key activities

Действия, которые нужно совершить для реализации бизнес-модели

7.

Ключевые партнеры

Partner network

Основные партнеры и мотивы их участия в бизнес-модели

8.

Структура затрат

Cost structure

Затраты, необходимые для реализации бизнес-модели

9.

Потоки доходов

Revenue flows

Доходы, получаемые от реализации бизнес-модели

Источник:Chesbrough, H., Rosenbloom,2010

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что предприятию для эффективного развития могут требоваться и бизнес-модель, и стратегия реализации бизнеса, которые разрабатываются в одно и то же время (или сначала создается бизнес-модель, а затем разрабатывается стратегия).

Проведя анализ существующих бизнес-моделей, а также рассмотрев предложенные концепции, предлагается использовать для лучшего развития производственного предприятия каркас бизнес-модели, созданный Чесбрухом и Розенблумом, который позволит эффективно улучшать создаваемые продукты и обеспечить конкурентные преимущества.

Рис. 3. Различия между понятиями «бизнес- модель» и «стратегия»

Источник: Chesbrough, H., Rosenbloom, 2010

В дополнение к концепции бизнес-модели, которая открывает бизнес-процессы предприятия по сравнению с шаблоном Ostervaldera немного шире, Чесбрах и Розенблум [2] сосредотачивают внимание на различиях между понятиями «бизнес-модель» и «стратегия» представленных на рисунке 3.

По мнению авторов, использования предлагаемой Чесбрахом и Розенблумом концепции бизнес-модели и ее элементов во взаимосвязи будет продвигать промышленные предприятия в определенном направлении их деятельности, и также определение четко выраженного образа мышления и действия, предоставляющего ориентацию на потребителей.

Таким образом авторы полагают, что на основе выбранной бизнес-модели возможно разработать уникальную бизнес-модель, позволяющую достигнуть конкурентных преимуществ и предоставить эффективное осуществление научно-технического потенциала персонала предприятия для каждого определенного промышленного предприятия.

Литература:

  1. Osterwalder, A., Pigneur, Y. Business Model Generation. Lausanne, Switzerland: ohn Wiley & Sons, 2010.
  2. Chesbrough, H., Rosenbloom, R. S. The Role of the Business Model in Capturing Value from Innovation. Boston, Massachusetts: Harvard Business School, 2000.
  3. Mark W. Johnson, Seizing the White Space, 2010.
  4. Любанова Т. П., Зозуля Д. М. Инженерный маркетинг как новая парадигма в эволюции маркетинга и инструмент инновационного развития организации: Монография / Т. П. Любанова., Д. М. Зозуля и др. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011.
  5. http://en.wikipedia.org/wiki/Business_model — информация бесплатной онлайн энциклопедии.
Основные термины (генерируются автоматически): реализация бизнес-модели, услуга, каркас бизнес-модели, предприятие, товар, IKEA, MBNA, ключевой тип деятельности, основной товар, производственное предприятие России.


Ключевые слова

бизнес-модель, производственные предприятия, А. Остервальдер, Чесбрух и Розенблум

Похожие статьи

Основные принципы и методы оценки качества бизнес-плана на предприятиях

Бизнес-план — эффективный инструмент стратегического планирования деятельности предприятия в условиях высокой конкуренции. Стратегическая важность бизнес-планов обуславливает высокое значение изучения методов оценки эффективности процесса бизнес-план...

Использование системы ERP для управления проектами в китайских современных предприятиях

В данной статье рассматривается эффективность использования на китайских государственных и частных предприятиях системы ресурсного планирования (ERP) для управления системным менеджментом компании и управления ее проектами. Данный опыт позволяет расс...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Опыт США и РФ — различия и общие черты использования механизмов венчурного инвестирования

Одним из двигателей развития экономики, ориентированной на инновации является венчурное инвестирование. Венчурные инвестиции являются оптимальными для потребностей бизнеса на ранних этапах развития. В исследовании подчеркнута направленность на решени...

Моделирование бизнес-процессов в условиях антикризисного управления

В данной статье представлены и проанализированы современные методы и подходы создания новых бизнес-процессов в условиях антикризисного управления. Даны характеристики и определения основных понятий и терминов. Наглядно представлен каждый из методов и...

Сравнение возможностей и применимости различных моделей конкурентных стратегий

Организации, сталкивающиеся с конкуренцией в условиях рынка, вынуждены применять конкурентные стратегии, с помощью которых можно укрепить свои позиции или расширить долю рынка. В статье проведено сравнение конкурентных стратегий с целью определения и...

Политика в области управления рисками на примере строительных организаций, осуществляющих деятельность на территории Северо-Западного федерального округа и Московской агломерации

Автором проведен анализ годовых отчетов крупнейших строительных организаций для выявления общих тенденций в части управления риском, а также рассмотрены возможные различия в стратегиях риск-менеджмента. Данный анализ помогает лучше понять, какие груп...

Обзор ИТ-решений, применяемых в современных группах компаний

В статье проанализированы особенности холдингов (групп компаний). Автор анализирует практики, применяемые в рамках ключевых бизнес-процессов в группах компаний, и выделяет ИТ-решения, которые возможно применять для их цифровизации. В статье проведён ...

Формирование системы экономической диагностики металлургического предприятия как фактор обеспечения его экономической безопасности

В статье предложена система экономической безопасности металлургического предприятия. Акцентирован выбор критериев и методики оценки экономической безопасности предприятия в рамках финансовой, технико-технологической, кадровой и организационно-эконом...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в строительной отрасли

В рамках исследования рассмотрен вопрос обеспечения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли в современных экономических условиях. К методам решения вопроса конкурентоспособности относят применение стратегий диверсификации, которые подр...

Похожие статьи

Основные принципы и методы оценки качества бизнес-плана на предприятиях

Бизнес-план — эффективный инструмент стратегического планирования деятельности предприятия в условиях высокой конкуренции. Стратегическая важность бизнес-планов обуславливает высокое значение изучения методов оценки эффективности процесса бизнес-план...

Использование системы ERP для управления проектами в китайских современных предприятиях

В данной статье рассматривается эффективность использования на китайских государственных и частных предприятиях системы ресурсного планирования (ERP) для управления системным менеджментом компании и управления ее проектами. Данный опыт позволяет расс...

Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России

В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...

Опыт США и РФ — различия и общие черты использования механизмов венчурного инвестирования

Одним из двигателей развития экономики, ориентированной на инновации является венчурное инвестирование. Венчурные инвестиции являются оптимальными для потребностей бизнеса на ранних этапах развития. В исследовании подчеркнута направленность на решени...

Моделирование бизнес-процессов в условиях антикризисного управления

В данной статье представлены и проанализированы современные методы и подходы создания новых бизнес-процессов в условиях антикризисного управления. Даны характеристики и определения основных понятий и терминов. Наглядно представлен каждый из методов и...

Сравнение возможностей и применимости различных моделей конкурентных стратегий

Организации, сталкивающиеся с конкуренцией в условиях рынка, вынуждены применять конкурентные стратегии, с помощью которых можно укрепить свои позиции или расширить долю рынка. В статье проведено сравнение конкурентных стратегий с целью определения и...

Политика в области управления рисками на примере строительных организаций, осуществляющих деятельность на территории Северо-Западного федерального округа и Московской агломерации

Автором проведен анализ годовых отчетов крупнейших строительных организаций для выявления общих тенденций в части управления риском, а также рассмотрены возможные различия в стратегиях риск-менеджмента. Данный анализ помогает лучше понять, какие груп...

Обзор ИТ-решений, применяемых в современных группах компаний

В статье проанализированы особенности холдингов (групп компаний). Автор анализирует практики, применяемые в рамках ключевых бизнес-процессов в группах компаний, и выделяет ИТ-решения, которые возможно применять для их цифровизации. В статье проведён ...

Формирование системы экономической диагностики металлургического предприятия как фактор обеспечения его экономической безопасности

В статье предложена система экономической безопасности металлургического предприятия. Акцентирован выбор критериев и методики оценки экономической безопасности предприятия в рамках финансовой, технико-технологической, кадровой и организационно-эконом...

Исследование проблемы обеспечения конкурентоспособности предприятий в строительной отрасли

В рамках исследования рассмотрен вопрос обеспечения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли в современных экономических условиях. К методам решения вопроса конкурентоспособности относят применение стратегий диверсификации, которые подр...

Задать вопрос