В статье проанализированы особенности холдингов (групп компаний). Автор анализирует практики, применяемые в рамках ключевых бизнес-процессов в группах компаний, и выделяет ИТ-решения, которые возможно применять для их цифровизации. В статье проведён анализ тенденций на рынке программного обеспечения, требуемого для групп компаний в 2023 году в Российской Федерации.
Ключевые слова: группы компаний, холдинги, цифровизация, управление проектами.
В условиях турбулентности современной экономики кооперация является эффективным способом для достижения совместных целей. К вариантам объединений можно отнести создание холдингов (групп компаний). В эпоху цифровизации совместная деятельность нескольких организаций требует создания соответствующего единого цифрового пространства. Для рассмотрения ИТ-решений, применяемых в современных группах компаний, в первую очередь необходимо раскрыть понятие «группа компаний» [1–2]. На данный момент в российском законодательстве отсутствует определение этого понятия. В большинстве случаев его используют для обозначения несколько близких по смыслу понятий: группа лиц, аффилированные лица, взаимозависимые лица, консолидированная группа налогоплательщиков [3], предпринимательское объединение [4].
В общем случае под группой компаний понимается добровольное объединение двух или более организаций, связанных общим собственником, руководством [5] или ресурсами (обладающих признаками аффилированности [5]) с целью достижения общих целей и повышения эффективности деятельности каждого участника [6].
Именно из особенностей группы компаний (объединение большого количества трудовых и материальных ресурсов разной специализации, структурные особенности бизнеса, возможность ведения единой корпоративной политики и т. д.), отличающих ее от других способов и форм ведения бизнеса, вытекают особенности и проблемы, которые могут возникнуть в бизнес-процессах группы компаний.
Масштабность бизнеса, которая чаще всего присуща группам компаний, предполагает большое количество процессов, протекающих как ежедневно, так и значительно реже. Именно необходимость поддержания стабильности протекания бизнес-процессов группы компаний вызывает интерес к их изучению, структурированию, автоматизации и цифровизации. При игнорировании этой потребности могут возникнуть такие проблемы, как задержки в ходе процесса из-за размытия зон ответственности и неопределенности следующих шагов; утрата знаний о части бизнес-процесса в случае увольнения действующего лица; отсутствие возможности оптимизировать и повысить эффективность процесса.
Проектный подход, который часто применяется в крупных компаниях и группах компаний, позволяет выделить для рассмотрения группу процессов: процессы, связанные с проектным управлением и распределением сотрудников на проекты: ресурсное планирование проекта, подбор персонала, формирование проектной команды, определение фактических расходов проекта, управление загрузкой сотрудников, формирование бэклога проекта.
В данном случае важно обратить внимание на то, что в силу своих структурных особенностей группа компаний обладает большим пулом трудовых ресурсов, что в свою очередь позволяет при грамотном планировании значительно повысить эффективность работы каждого сотрудника и проектных команд в целом, но в то же время требует внимания для предотвращения возникновения таких проблем как: неэффективное распределение ресурсов на проекты, перегрузка ресурсов на проекте в одной компании и простой трудовых ресурсов в другой, выгорание сотрудников, сложность подсчета и непрозрачность формирования фактических затрат на трудовые ресурсы проекта.
Таким образом в группах компаний помимо классической для крупного бизнеса потребности в автоматизации и цифровизации бизнес-процессов можно выявить также потребность в использовании специальных ИТ решений для автоматизации ресурсного планирование проекта, подбора персонала, формирования проектной команды, определения фактических расходов проекта, управления загрузкой сотрудников, с акцентом на необходимость учитывать не только трудовые ресурсы внутри одной компании, но и в группе компаний в целом.
В рамках данной работы для рассмотрения возможностей обеспечения ИТ решениями были выбраны именно процессы, связанные с управлением проектной и командной работой, однако в первую очередь стоит рассмотреть общие для таких ИТ решений аспекты.
Классическим решением для крупной компании или группы компаний является создание собственной внутрикорпоративной локальной или территориально распределенной сети — Intranet, где реализуются общие сервисы, такие как система планирования отпусков или система дополнительного образования и повышения квалификации [8].
Системы, развёрнутые в рамках ЛВС такой организации, могут быть объединены и интегрированы в рамках корпоративного портала, например, на базе CMS (Liferay, Drupal, WordPress) или на базе отраслевых решений: Битрикс24 или Microsoft SharePoint. Те же решения позволяют использовать технологию единого входа (single sign on) для всех корпоративных подсистем.
Особенно актуальной в настоящий момент стала тема корпоративной информационной безопасности, поэтому важно предусмотреть меры защиты корпоративной информации — использование межсетевых экранов (программных и аппаратных), в том числе VPN, и систем обнаружения атак (IDS), установка антивирусной защиты с закрытием почтовых шлюзов, прокси-серверов.
Еще одна важная особенность, на которую необходимо обратить внимание при проектировании ИТ-ландшафта группы компаний — программные продукты для цифровизации процессов, связывающих участников группы, должны обладать повышенной масштабируемостью и отказоустойчивостью, что связано с потенциалом групп компаний к увеличению числа сотрудников и оборудования, а также созданию пиковых нагрузок в определенные периоды (например, закрытие отчетностей за месяц, проставление отметок об отработанном времени в конце недели или месяца и т. д.).
Начать обзор ИТ решений для автоматизации бизнес-процессов, связанных с управлением проектной и командной работой, можно с продуктов для планирования и управления проектом. Наиболее распространенным вариантом является Microsoft Project и его аналоги, например, ProjectLibre, которые позволяют не только составить календарно-сетевой график и выявить критический путь, но и запланировать ресурсы на каждый вид работ, оптимизировать их загрузку, а после старта проекта отслеживать фактический ход выполнения работ в сравнении с планом. Такой инструмент позволяет видеть «картину» проекта целиком, выявлять отклонения в ходе проекта и оперативно на них реагировать.
Важным сервисом для проектного управления и отслеживания фактических затрат на трудовые ресурсы проекта является TimeSheet — система учета рабочего времени. Она может быть представлена отдельной информационной системой или сервисом в Intranet. Этот инструмент позволяет каждому сотруднику указывать проекты, которыми он по факту занимался на каждой неделе, а также сколько часов в день он уделял каждому проекту. В свою очередь руководитель имеет возможность оценить затраты на сотрудников по каждому проекту с детализацией до часов. Этот инструмент особенно полезен в случаях, когда один сотрудник задействован на нескольких проектах у разных менеджеров.
В группах компаний часто развита культура ротаций, в том числе и между компаниями группы, поскольку она позволяет расширять кругозор сотрудников, повышать их квалификацию за счет приобретения опыта на различных проектах. Однако у такого подхода есть и минусы — если не вести базу знаний проекта, то при смене сотрудников на проекте знания постепенно утрачиваются. Для предотвращения такой ситуации необходимо вести и поддерживать в актуальном состоянии базу знаний проекта. Полезным инструментом для этих целей является пространство Confluence [9]. Этот инструмент дает важное преимущество для группы компаний — при необходимости можно создать информационное пространство для всех сотрудников группы компаний, а также поддерживать обмен экспертизой и опытом оформления артефактов проекта через предоставление доступа к пространству проекта по запросу. Для этой же цели подойдут и вики-системы, например, Mediawiki — движок и CMS, на котором построена Wikipedia.
В связке с Confluence хорошо себя показала система Jira [10], используемая для трекинга задач. Эта система помогает не только формировать задачи и назначать их исполнителю, но настраивать возможные статусы задач, формировать спринты, для каждой задачи указывать приоритетность, необходимую дату завершения, отслеживать историю изменения задачи и многое другое. Полезной особенностью в контексте поддержания стабильности бизнес-процессов является возможность настраивать Workflow, в том числе указывать на какого сотрудника переводится задача при продвижении по статусам. Еще одной особенностью является возможность «связывать» задачи, указывая какая из них блокирует или является частью другой. Помимо этого, в Jira можно просмотреть какие задачи и в каком объеме находятся у конкретного специалиста, что помогает определить его загрузку. В случае необходимости (например, при подборе сотруднику нового проекта) можно изучить, какие задачи он выполнял и сколько времени на это затратил.
Текущая ситуация в Российской Федерации способствует формированию следующих трендов: импортозамещение программных продуктов, акцент на информационную безопасность, а также стремление сохранить специалистов в группе компаний. Помимо этого, существует устойчивый тренд на использование больших массивов данных при принятии решений и применение искусственного интеллекта для обработки больших данных, например, предиктивной аналитики, а также для автоматизации рутинных задач.
Говоря об импортозамещении, необходимо отметить, что при внедрении новых ИТ-решении и принятии решений о поддержки или замене уже внедренных продуктов в настоящий момент все более значимым критерием становится независимость вендора от политической обстановки и построение решений на базе open-source software [11].
Информация давно стала одним из ключевых факторов конкурентоспособности группы компаний из-за чего учащаются хакерские атаки. Учитывая необходимость постоянной циркуляции информации между компаниями группы, возможно повышение спроса на специализированные корпоративные сервисы для общения и обмена информацией с повышенным уровнем защиты.
Изменение структуры рынка труда за последний год вынуждает группы компаний обратить внимание на сохранение сотрудников внутри группы [12]. Возможным решением здесь можно назвать эффективное распределение сотрудников по проектам, которое выгодно и сотруднику, который получает возможность развиваться на интересном ему проекте, и группе компаний, поскольку замотивированные и заинтересованные сотрудники показывают значительно более высокие результаты, в связи с чем, важно в группе компаний наладить систему ротаций [13] и формирования проектных команд, с чем помогут специализированные ИТ-решения.
Литература:
- Газуль С. М., Демченко С. А. Сравнительный анализ функционала платформ для проведения видеоконференций // Цифровая трансформация в экономике и управлении: сборник научных трудов. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. — С. 55–64. — EDN VNETHI.
- Кириллова О. С., Газуль С. М., Демченко С. А. Особенности построения классификаций современных веб-сайтов // Hypothesis. 2021. № 1 (14). С. 34–40. EDN: LUZZBP
3. Проблемы правовой квалификации группы компаний в российском законодательстве (на примере налогового законодательства) / Карелина С. А. [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41580655 (Дата обращения: 17.02.2023);
4. К вопросу об общей характеристике правового положения групп компаний в современной Российской Федерации / Кремнева С. В. [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46701676 (Дата обращения: 17.02.2023);
5. Интегрированные корпоративные структуры в экономике Российской Федерации / Шмакова Н. Н. [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL https://elibrary.ru/item.asp?id=43858833 (Дата обращения: 17.02.2023);
6. Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948–1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51/932741089b4d76ab07c535e5835a98a88479b2e8/ (Дата обращения: 17.02.2023);
7. Концепция эффекта объединения предприятий как основа оптимизации их деятельности в современных условиях / Корсакова О. С. [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL https://elibrary.ru/item.asp?id=47407940 (Дата обращения: 17.02.2023);
8. Интранет и экстранет: особенности и различия / Михайлов А. В. [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43123219 (Дата обращения: 17.02.2023);
9. Atlassian — страница продукта Confluence [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL https://www.atlassian.com/software/confluence (Дата обращения: 17.02.2023);
10. Atlassian — страница продукта Jira Software [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL https://www.atlassian.com/software/jira (Дата обращения: 17.02.2023);
11. AWS — What is open source? [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL https://aws.amazon.com/what-is/open-source/?nc1=h_ls (Дата обращения: 17.02.2023);
12. РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL https://trends.rbc.ru/trends/social/639af6679a794742528ae76a?page=tag&nick=opinion (Дата обращения: 17.02.2023);
13. Интегрированная система ротации проектного персонала в организации / Воробьева И. В., Васюкова В. А., Строганов Д. А. [Электронный ресурс]. Режим доступа — URL https://elibrary.ru/item.asp?id=50367564 (Дата обращения: 17.02.2023).