«Потребительские» телешоу как инструмент общественного контроля
Яковлева Эльвира Владимировна, аспирант
Московский педагогический государственный университет
В данной статье речь пойдет об особенностях такого жанра как «потребительское» телешоу, которое становится все популярней в области российского телевещания. Мы считаем эту сферу малоизученной и интересной для сообщества медиа исследователей. В статье выдвигается предположение о том, что наметилась определенная тенденция, — когда некоторые программы начинают выполнять функцию общественного контроля наравне со специальными организациями государственного контроля. В первую очередь, продюсеров подобных шоу интересует качество продуктов питания, товаров народного потребления и обслуживания в сфере услуг. При этом возникает дилемма: ведь контроль журналистов производится ради рейтингов, шоу, а, следовательно, — извлечения прибыли. Заменят ли подобные шоу гражданские институты или такой цели никто не ставит? Это иллюзия для народа, или, действительно, защита прав потребителей?
Ключевые слова: СМК, телешоу, телеканал, общественный контроль, функции журналистики, аудитория, рейтинг, качество продукции, нормативные акты
Средства массовой коммуникации (далее — СМК) являются основным каналом передачи информации в современных реалиях. Этот факт, на наш взгляд, неоспорим, средства печати, телевидения, Интернета и радио присутствуют в быту подавляющего большинства населения Земли. Они же являются мощнейшим инструментов влияния на сознание людей, и на наш взгляд, весьма эффективно используются с данными целями.
Большинство исследований, прямо или косвенно относящиеся к теме СМК, посвящены именно проблемам их влияния на мировоззрение отдельного человека и целого социума.
Французский социолог П. Бурдье утверждает [9], «что медиа-корпорации, стремясь к экономической эффективности вложений, производят однотипные развлекательные программы, сериалы, шоу», зачастую копируют аналоги зарубежных программ, дающие высокие рейтинги. Не секрет, что телевидение имеет наибольшее эмоциональное воздействие на зрителя [8], и, используя некоторые приемы, умело управляет мнением аудитории.
В обыденной жизни мы не так часто имеем возможность и желание послушать, либо обсудить сплетни с малознакомыми, но «знающими» людьми, телевидение расширяет рамки социального общения, достаточно лишь выбрать интересующую тему и включить телевизор.
Каждое такое телешоу имеет свою аудиторию, и свои особенности. Объединяет все их то, что действо на экране всегда спланировано, режиссировано и запрограммировано на то, чтобы удержать зрителя у экрана как можно дольше. А для этого нужно давать публике ту информацию, которая вызовет максимальный отклик и вызовет интерес. Для современного общества потребления развитых и развивающихся стран огромное значение имеют товары и услуги, представленные в огромном количестве на рынке, которые демонстрируются и рекламируются по всем доступным для этого каналам. Отмечается тенденция роста производства пищевой продукции и постоянное расширение их ассортимента. Однако это многообразие не гарантирует их соответствие действующей нормативно-технической документации и санитарно-гигиеническим нормам. В последнее время, с улучшением качества жизни, общественность начали остро интересовать проблемы качества потребляемой продукции и услуг. О последствиях употребления фальсифицированной продукции говорить не нужно. Разумеется, практически каждый житель нашей страны, так или иначе, смотрел сам или слышал о проектах на телевидении — так называемых — «потребительских» телешоу, посвященных именно этим проблемам. Журналисты раскрывают «тайны» и детали, заложенные в систему качества и безопасности пищевой продукции. Достаточно вспомнить такие программы, как «Среда обитания», «Контрольная закупка», «Ревизорро» «Из чего это сделано», «Без обмана», «Теория заговора» и десятки других. Именно на передачах данной направленности нам хотелось бы остановиться в данном исследовании.Помимо информационной, они обладают также некоторыми иными функциями. Одна из самых спорных и заслуживающих внимания — функция «общественного контроля».
«Контрольная закупка» — это телепередача на «Первом канале» российского телевидения, здесь тестируются самые разные потребительские товары. Чаще всего именно товары повседневного спроса и продукты питания. Позиционируется как информационная передача, которая ставит задачу — донести до потребителя достоверную информацию о качестве товаров, представленных на полках магазинов и супермаркетов. Товары народного потребления здесь тестируют эксперты, проверяя их соответствие государственным стандартам.
Вкусовые качества продуктов питания, тестируют обычные покупатели, случайно оказавшиеся в магазине.
Есть результаты неофициальных опросов мнения потребителей [7]:
Верите ли Вы в честность результатов и неподкупность телепередачи «Контрольная закупка»?
(67,26 %) да, достойная передача
(32,74 %) нет! одно вранье и подкуп!
Прислушиваетесь ли Вы при выборе товара в магазине к советам, результатам экспертизы и рейтингу передачи «КЗ»?
(55,75 %) стараюсь прислушиваться и отдаю предпочтение товарам-победителям экспертизы «КЗ»
(44,25 %) нет, не прислушиваюсь
Конечно, данный опрос не претендует на мнение всей страны, но отражает тенденцию, и дает повод задуматься о степени доверия данной программе.
С одной стороны, старшее поколение помнит время пустующих полок, когда подобные передачи никто бы просто не понял. Однако при сегодняшнем изобилии и конкуренции производителей, растет и спрос на «потребительские» телешоу, которые дают возможность оценить продукт со стороны, услышать экспертное мнение.
С другой стороны, медиа — это тоже бизнес, где все покупается и продается. Нельзя гарантировать, что в данном формате отсутствуют заказные материалы. Для потребителя важно узнать, в первую очередь, соответствует ли качество нормам, и услышать общественно мнение. Ведь он может выбрать продукт, который ему нравится как бы «вслепую», а сделать экспертизу на безопасность может не каждый.
«Ревизорро» — популярная российская телепередача на телеканале «Пятница», имеет социальную направленность. В некоторой мере, относится к жанру реалити-шоу. Также было создано для определения подлинного качества услуг, предоставляемых ресторанами и гостиницами на территории Российской Федерации. Популярность телепередачи привела к тому, что «Ревизорро»-отзыв о том или ином заведении стал цениться у обычных людей, которые рассчитывают на хороший сервис. Побывать «за кулисами» заведений из сферы обслуживания мечтают многие, и «Ревизорро» успешно осуществляет эти мечты, раскрывая все тонкости гостинично-ресторанного бизнеса
При этом мнения телезрителей разделились, одни видят в этой передаче руку разоблачения, и слепо верят ей, другие же придерживаются мнения, что это игра, сценарий там один и цель одна — получить как можно выше рейтинг путем очередного скандала. Однако и здесь есть повод задуматься, — если такие передачи делают рейтинг, значит, они востребованы, пользуются спросом. Раз востребованы, — значит, у многих наболело. Поскольку никакая административная система не в состоянии справиться с хамством, грязью и тараканами в гостиницах и общепите, то добро пожаловать — «Ревизорро».
Проверка качества приготовления продуктов и соблюдения санитарных норм, конечно, требует специальных знаний. СанПиН по общепиту — СП 2.3.6.1079–01 от 01.02.2002 г. — 59 страниц 12 штрифтом. И там есть очень много того, о чем обыватель никогда бы не узнал. Очевидно, что у передачи, изначальная установка — найти негатив, потому что публика гораздо охотнее «ест» негатив, чем похвальные отзывы. А «пищи» для этого в сфере услуг, действительно, предостаточно.
Беря на себя функции народного контролера, нарушает или программа «Ревизорро» законы?
Утверждать однозначно нельзя. В целом, журналист имеет право доступа на кухню, поскольку это не режимный объект. С другой стороны, остается понятие «коммерческая тайна», у любого человека есть право на частную собственность и ее неприкосновенность. При этом, с юридической точки зрения, шарить по шкафам, щупать продукты, нюхать их, ковырять в них пальцами и вытаскивать из холодильников и морозильных камер — это не совсем законно.
Со слов Сергея Жорина, эксперта, адвоката и юриста «Ревизорро-шоу», на канале работает команда специалистов, которая занимается только данным проектом. Еще до старта съемок они проработали все правовые вопросы и тщательно проинструктировали съемочную группу. Кроме закона «О СМИ», Лена Летучая руководствуется постановлением правительства РФ № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания», обязывающим исполнителя «предоставить потребителю возможность ознакомления с условиями обслуживания, как в зале, так и вне зала обслуживания». И потребитель вправе получить «дополнительную информацию об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции общественного питания, а также об условиях приготовления блюд». Собственно, условия приготовления блюд чаще всего и становятся основной причиной, по которой заведения не проходят проверку «Ревизорро» [6].
По мнению юриста Олега Павловича [6], в соответствии с законом «О СМИ» журналист имеет определенные права посещать организации, учреждения и добывать информацию любыми, не запрещенными законом способами. Надо понимать, что у журналиста права несколько расширены по сравнению с правами обычного гражданина. Обычно рестораторы говорят, что журналист — постороннее лицо, и вход на кухню ему запрещен. Если руководствоваться логикой рестораторов, то пожарные, чтобы при пожаре попасть на кухню, тоже должны быть оформлены в штат организации, считает юрист. Журналист выполняет свою работу, предусмотренную законом и оговоренную редакционным заданием.
Касаемо судебной практики, посторонними лицами на кухне являются сотрудники организаций, которые должным образом не экипированы. То есть первичным являются экипировка и наличие санитарной книжки. С этой стороны ведущая не нарушает нормы и подзаконные акты, регулирующие доступ на кухню.
Есть и объективный плюс. Помимо высоких рейтингов, «Ревизорро» смогли обратить внимание на свои передачи сотрудников Роспотребнадзора, которые анализируют ревизии и принимают меры по отношению к недобросовестным владельцам заведений.
Сравнивая шоу «Ревизорро» и «Контрольная закупка» можно сказать, что они принципиально разные. Единственное, что их объединяет, это цель — защита прав потребителей, информирование о предоставлении качестве предоставляемых услуг и производимых продуктов. Методы, которые они используют, не всегда оправданы и результативны. Но это востребовано, в большей степени человеку нужна информация, а как ею распорядится, каждый решает сам, главное, чтобы информация была достоверной.
В обществе наметилась тенденция формирования так называемой базы доверия, — чем выше рейтинг у заведения или продукта, тем больше оно востребовано.
Так по результатам своих проверок проект «Ревизорро» награждает заведения своими табличками. Отметим, что она с гордостью размещается заведениями при входе и способствует притоку клиентов. Аналогичная ситуация и с результатами «Контрольных закупок» зрители больше будут доверять тем продуктам, которые по мнению специалистов, не приносят вред здоровью и заняли первые места в рейтинге.
Такие передачи создают у потребителей иллюзию, что их права защищены, что на деле, возможно, не всегда являются правдой. Однако, в качестве заключения, можно сказать, что сейчас у производителей развязаны руки. В первую очередь, это отражается на качестве продукции — снижаются требования к сырью, меняется рецептура, используются более дешевые ингредиенты. Это касается не только производства, но и сферы услуг. В сложившейся ситуации одним из рычагов воздействия на производителя или ресторатора, с точки зрения покупательского спроса, могут быть подобные программы. Они становятся веянием времени.
Литература:
- ТВ-передача «Ревизорро» (Пятница). Отзывы зрителей. URL: otzovik.com/review_1398723.html (дата обращения: 27.05.2016)
2. Феномен Ревизорро: Что должен знать каждый ресторатор о полномочиях СМИ. URL: http://horeca-law.ru/news/?action=show&id=9 (дата обращения: 27.05.2016)
- Сергей Беднов. Ток-шоу: как это делается. Газета «Труд». № 024 от 20 Февраля 2014г.
- Контрольная закупка — отзывы. URL: irecommend.ru/content/kontrolnaya-zakupka (дата обращения: 27.05.2016)
- Климошенко С. Фальсификация пищевой продукции, и что дальше? URL: roscontrol.com/community/article/fal-sifikatsiia-pishchievoi-produktsii-i-chto-dal-shie/ (дата обращения: 27.05.2016)
- Михаил Рябиков и Антон Арасланов. Радио «КП». URL: teleprogramma.pro/tele/tv-projects/86502/ (дата обращения: 27.05.2016)
- Опрос: Верите ли вы в честность передачи «Контрольная закупка»? URL: baby.ru/community/view/219392/forum/post/4029081/ (дата обращения: 27.05.2016)
- Гаврилов А. А. Средства воздействия СМИ на общественное сознание в условиях информационного общества // Молодой ученый. — 2012. — № 8. — С. 152–155.
- Пьер Бурдье — о телевидении и журналистике. URL: profilib.com (дата обращения: 27.05.2016)