Современный образ российской энергетики в средствах массовой информации
Авторы: Кузнецов Максим Игоревич, Конников Евгений Александрович, Метелев Павел Сергеевич
Рубрика: 7. Отраслевая экономика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 01.04.2016
Статья просмотрена: 138 раз
Библиографическое описание:
Кузнецов, М. И. Современный образ российской энергетики в средствах массовой информации / М. И. Кузнецов, Е. А. Конников, П. С. Метелев. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10194/ (дата обращения: 24.11.2024).
Текущие макроэкономические обстоятельства вынуждают каждого гражданина задуматься о будущем России. Во многом, образ будущего России формируется в сознании граждан при помощи средств массовой информации, так как далеко не каждый является профессиональным экономистом или политологом. Текущий информационный поток может быть дифференцирован по отраслям. Одной из ключевых отраслей является энергетика. Во многом это обусловлено ее долей в ВВП России. Центр «Энергетической политики» при СПБГЭУ провел исследование относительно современного образа Российской энергетики в средствах массовой информации. Объектами исследования являлись крупнейшие энергетические предприятия России. В рамках данной статьи изложены краткие результаты по нескольким, наиболее интересным и характеризующим общую картину, предприятиям. Результаты носят неоднозначный характер. Многие предприятия представляются в СМИ исключительно с положительной стороны, многие наоборот. Данная специфика во многом обусловлена как экономическими, так и политическими факторами.
Ключевые слова: энергетика, средства массовой информации, энергетические компании, макроэкономическая ситуация, кризис, образ энергетических компаний, новостные материалы, атомная энергетика.
Последней квартал 2014 года и 2015 год в целом ознаменовались крупными потрясениями в экономике России. Данные потрясения привели к высокому уровню макроэкономической нестабильности и спровоцировали отрицательную динамику всех экономических индикаторов. Данные последствия общей макроэкономической нестабильности нельзя назвать не иначе как кризис. В этих условиях экономическая сфера оказалась под пристальным вниманием средств массовой информации (далее СМИ). Крайне широко начали освещаться не только темы, связанные с курсом валют и торгами на Московской бирже, но и проявления экономических проблем в других сферах.
Не маловажной представляется и сфера, которая ранее находила отражение далеко не во всех СМИ. Речь идет о сфере энергетики. В последнее время состояние дел в ней все чаще находит отражение в различных изданиях. Это, вероятно, связано с тем, что экономический кризис обнажает те проблемы, которые существуют в этой отрасли.
В данной статье мы рассмотрим образ энергетических компаний России, который проявляется в отечественных средствах массовой информации. Анализ будет проходить по следующим пунктам:
- Как часто за последние три месяца упоминалась компания в СМИ;
- Какой характер носили упоминания (были ли материалы напрямую посвящены компании или она в них упоминалась только косвенно);
- Какие именно темы, связанные с компаниями, находили отражение в СМИ;
- Какую оценку деятельности компании давали в материалах журналисты (положительная, отрицательная или нейтральная).
Для получения более полной информации мы обратимся к сервису «Яндекс.Новости», который занимается агрегацией новостных и аналитических материалов. Что же касается оценки деятельности компании, то здесь мы будем обращаться напрямую к большим аналитическим материалам.
И так, рассмотрим образ общероссийских энергетических компаний. Здесь мы проанализируем шесть компаний. Речь идет о компании Интер РАО, Росатом и ГТ Энерго.
Начнем рассмотрения с компании Росатом. За последние три месяца (с 1 декабря 2015 года по 1 марта 2016 года) компания упоминалась в 3651 новостном материале, 533 статьях и 76 интервью [1]. Для начала попробуем определить основной круг тем, в рамках которых упоминается данная компания.
Большое количество новостных материалов упоминают корпорацию Росатом только косвенно. Так, например, некоторое количество новостных материалов посвящены, подготовке мероприятия к 20-летию аварии на Чернобыльской АЭС, различным конференциям с участием корпорации.
Также есть и прямые упоминания. Например, заявления представителей Росатома о том, что в ближайшие годы большая часть выручки компании будет формироваться за рубежом. К прямому типу новостей можно отнести и встречу представителя корпорации с бывшим сенатором США для обсуждения вопросов ядерной безопасности, создание в Российской федерации центра по работе с радиоактивным графитом, развитие бизнеса в ядерной сфере, проблемы с выплатой долга «Атомэнергосбытом» (дочернее предприятие Росатома), материалы, посвященные ремонту, строительству и запуску энергоблоков различных атомных электростанций, а также проведению тендеров на утилизацию разведывательного корабля «Урал».
Как мы видим деятельность данной компании освещается очень активно. Здесь важно понимать, что большинство материалов посвящено именно строительству, ремонту и эксплуатации различных атомных электростанций как в России, так и за рубежом.
Рассмотрим аналитические материалы и то, как их авторы оценивают корпорацию Росатом. Важно понимать, что в большинстве из 533 аналитических материалов корпорация Росатом лишь упоминается. Всего за период с 1 декабря 2015 года по 1 марта 2016 года встречается всего 5 статей, непосредственно посвященных деятельности корпорации. Рассмотрим их:
- Статья «Ждем компетентные органы», опубликованная на портале Znak.com [2]. В данной статье речь идет о ситуации с ветеранами атомной отрасли. Госкорпорация Росатом в данном материале предстает в негативном свете;
- Статья «Росатом: проекты «Гидропресса» необходимы для развития отрасли» опубликована на сайте агентства РИА Новости [3]. В данном материале корпорация предстает в положительном ключе;
- Статья «Россия построит космический аппарат с ядерным двигателем» опубликованная в газете «Известия» [4]. Росатом в данной статье предстает в положительном ключе;
- Еще одна статья агентства РИА Новости «Росатом-2015: пути для роста в кризис и освоение «технологий будущего» [5] фактически посвящена тому, как атомная отрасль встретила год своего 70-летия, а также антикризисному плану корпорации. Оценка деятельности — положительная;
- Статья газеты «КоммерсантЪ» «Атомарное происхождение тарифа» [6] посвящена росту доли атомной энергетики в России и ее роли в инфляционных процессах. Оценка деятельности — положительная.
Таким образом мы можем говорить о том, что в большинстве статей деятельность корпорации Росатом оценивается авторами положительно. Образ данной компании можно описать как инновационная и развивающаяся.
Перейдем к рассмотрению компании ГТ Энерго, которая занимается строительством и эксплуатацией газотурбинных ТЭЦ. Данная компания упоминается в СМИ очень редко. В период с 1 декабря 2015 года по 1 января 2016 года она упоминалась лишь в 32 новостных материалах и 7 статьях.
Прямо ее деятельность освещалась лишь единожды: информация о заключении контракта по развитию теплоснабжения Томбовской области.
Что же касается статей, то в них ГТ Энерго упоминается обычно лишь в каком-либо контексте. Единственное прямое упоминание — в статье на портале FLB [7], где речь идет о бывшем сотруднике компании, который подозревается в хищении 12 млрд. рублей. Безусловно данный контекст можно считать отрицательным.
Из всего вышенаписанного можно сделать вывод, что ГТ Энерго редко привлекает внимание СМИ. По результатам анализа перед нами предстает образ очень замкнутой и незаметной компании.
Рассмотрим деятельность Интер РАО и ее отражение в СМИ. И так, за исследуемый период компания упоминалась в 2371 новостном материале, 412 статьях и в 23 интервью.
Ситуация с материалами, где Интер РАО упоминается в контексте здесь схожа с Росатомом. Прямые материалы посвящены в основном экспорту электроэнергии в Украину, вопросам с уставным капиталом и советом директоров компании, проблемам с увольнениями на электростанциях, финансовым отчетам компании и ее дочерних предприятий за 2015 год и так далее.
Что же касается прямых статей, то здесь ситуация достаточно интересная. Так часть стаей посвящены, например, отчётности компании за 2015 год. Рассмотрим четыре статьи, которые не относятся к подобным:
- Статью РБК «Голос» обнаружил скрытое бюджетное финансирование на выборах» [8] нельзя отнести к статьям, где компания упоминается напрямую. Однако здесь речь идет о том, что через дочернюю компанию Интер РАО финансировались некоторые кандидаты на выборах. Соответственно здесь деятельность Интер РАО представляется в негативном ключе;
- В статье «Интер РАО отравило водозабор Нижневартовска» портала Правда.урфо [9] описывается причастность компании к массовой гибели рыб в Нижневартовске. Оценка деятельности — отрицательная;
- Тот же портал опубликовал статью «Дочка Интер РАО опустошила ОГК-2 на 2,6 миллиарда рублей» [10], в которой речь идет о строительстве Троицкой ГРЭС, которое было затянуто, что повлекло за дочерней структурой «Газпрома» ОГК-2 издержки. Оценка деятельности Интер РАО — отрицательная;
- Аналитическая статья «У «Интер РАО» есть высокие шансы на солидные дивидендные выплаты в будущем» портала Финам [11] посвящена прогнозу финансовой деятельности компании на 2016 год. Оценка деятельности — положительная.
Таким образом можно говорить о том, что компания Интер РАО предстает в СМИ в основном в отрицательном ключе. Образ ее можно описать следующими эпитетами: нечестная и ненадежная.
Из всего вышенаписанного можно сделать вывод, что образ общероссийских энергетических компаний в СМИ достаточно разносторонен. Они могут представать перед нами как в положительном и отрицательном, так и в нейтральном виде.
Литература:
1. Сервис «Яндекс.Новости». [Электронный ресурс] URL: https://news.yandex.ru/ (дата обращения: 14.03.2016);
2. Статья «Ждем компетентные органы». Znak.com [Электронный ресурс]. URL: https://www.znak.com/2016–02–04/k_rosatomu_poyavilis_pretenzii_u_veteranov (дата обращения: 14.03.2016);
3. Статья «Росатом: проекты «Гидропресса» необходимы для развития отрасли». РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/atomtec/20160128/1366713919.html (дата обращения: 14.03.2016);
4. Статья ««Россия построит космический аппарат с ядерным двигателем». «Известия» [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/601815 (дата обращения: 14.03.2016);
5. Статья «Росатом-2015: пути для роста в кризис и освоение «технологий будущего». РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/ny2016_resume/20151231/1352138390.html (дата обращения: 14.03.2016);
6. Статья «Атомарное происхождение тарифа». «КоммерсантЪ». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2878490 (дата обращения: 14.03.2016);
7. Статья «Экс-главе холдинга «Энергомаш» добавят срок». FLB. [Электронный ресурс]. URL: http://flb.ru/info/60300.html (дата обращения: 14.03.2016);
8. Статья ««Голос» обнаружил скрытое бюджетное финансирование на выборах». РБК. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/politics/24/02/2016/56cc57319a7947bd90052095 (дата обращения: 14.03.2016);
9. Статья «Интер РАО отравило водозабор Нижневартовска». Правда.урфо. [Электронный ресурс]. URL: http://pravdaurfo.ru/articles/128158-inter-rao-otravila-vodozabor-nizhnevartovska (дата обращения: 14.03.2016);
10. Статья: «Дочка Интер РАО опустошила ОГК-2 на 2,6 миллиарда рублей». Правда.урфо. [Электронный ресурс]. URL: http://pravdaurfo.ru/articles/128685-dochka-inter-rao-opustoshila-ogk-2-na-26-milliarda (дата обращения: 14.03.2016);
11. Статья: «У «Интер РАО» есть высокие шансы на солидные дивидендные выплаты в будущем». Финам. [Электронный ресурс]. URL: http://www.finam.ru/analysis/investorquestion0000131DF7/ (дата обращения: 14.03.2016).
Ключевые слова
средства массовой информации, кризис, энергетика, атомная энергетика, энергетические компании, макроэкономическая ситуация, образ энергетических компаний, новостные материалы, атомная энергетика.Похожие статьи
Сравнительное исследование маркетизации СМИ в России и Китае
Исторические траектории развития СМИ в Китае и России пересекаются уже довольно долгое время. В свое время СМИ в обеих странах были государственными административными учреждениями в системе плановой экономики. Повседневная работа СМИ заключалась в вы...
Обзор основных статистических показателей и тенденций российского рынка легковых автомобилей
Автомобильная отрасль — одна из самых быстроразвивающихся сфер на сегодняшний момент. Изменения, произошедшие за последние годы в сфере автомобилестроения, НТП, вывод производственных мощностей в развивающиеся страны мира, объединение производителей ...
Стратегический анализ факторов макросреды, оказывающих негативное влияние на предприятия энергосбытовой отрасли (на примере Оренбургской области)
На сегодняшний день энергосбытовая отрасль находится в условиях существенных законодательных и экономических преобразований. Всё это крайне негативно сказывается на экономической устойчивости и состоятельности предприятий, работающих в этой отрасли. ...
Роль финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в обеспечении реального роста экономики
Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в статье — МСП) в настоящее время выступают в качестве важных элементов всего рыночного хозяйства. В развитых странах производимые в данных секторах экономики товары и услуги занимают подавляющую ...
Инвестиционная привлекательность компаний в условиях ограниченности финансовых ресурсов
В статье рассмотрена проблема инвестиционной привлекательности компаний в условиях ограниченности финансовых ресурсов, которые оказали влияние на инвестиционный климат в России и на расположение работающих в стране иностранных инвесторов к осуществле...
Экономические модели в индустрии спорта: испанский и российский опыт
В статье рассматриваются экономические модели в индустрии спорта Испании и России. В современных условиях спорт превратился из простого представления о спортсменах и достижениях в значительный экономический сектор, приносящий многомиллиардные доходы ...
Динамика изменения экономической системы на постсоветском пространстве (на примере Латвии)
В рамках данной статьи раскрыта динамика изменения экономической системы на постсоветском пространстве, в частности экономическое развитие Латвии в трех ключевых периодах: до вхождения в состав СССР, в составе Советского союза и после образования сув...
Направления развития предпринимательства в строительной сфере Дальнего Востока: актуальные проблемы и перспективы развития
Строительный комплекс является одним из ключевых направлений экономики России, который удерживает стабильные позиции на рынке достаточно продолжительное время. Доля отрасли строительства в ВВП страны в разные периоды составляла от 4 до 8 %. Это также...
Использование маркетинговых инструментов в продвижении и развитии территориального туризма
В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на продвижение туристских услуг. Авторами проанализирована статистика по въездному туризмы за последние годы и проведен опрос по вопросу, актуальному в современных условиях. Актуальность изучения ...
Теоретические основы стратегического развития инновационной деятельности туристского предприятия
Существует множество работ различных авторов, посвященных исследованию стратегий, в которых по-разному трактуется понятие стратегии. Например, И. О. Энджел (английский экономист) считает стратегией любое явление, которое оказывает длительное воздейст...
Похожие статьи
Сравнительное исследование маркетизации СМИ в России и Китае
Исторические траектории развития СМИ в Китае и России пересекаются уже довольно долгое время. В свое время СМИ в обеих странах были государственными административными учреждениями в системе плановой экономики. Повседневная работа СМИ заключалась в вы...
Обзор основных статистических показателей и тенденций российского рынка легковых автомобилей
Автомобильная отрасль — одна из самых быстроразвивающихся сфер на сегодняшний момент. Изменения, произошедшие за последние годы в сфере автомобилестроения, НТП, вывод производственных мощностей в развивающиеся страны мира, объединение производителей ...
Стратегический анализ факторов макросреды, оказывающих негативное влияние на предприятия энергосбытовой отрасли (на примере Оренбургской области)
На сегодняшний день энергосбытовая отрасль находится в условиях существенных законодательных и экономических преобразований. Всё это крайне негативно сказывается на экономической устойчивости и состоятельности предприятий, работающих в этой отрасли. ...
Роль финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в обеспечении реального роста экономики
Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее в статье — МСП) в настоящее время выступают в качестве важных элементов всего рыночного хозяйства. В развитых странах производимые в данных секторах экономики товары и услуги занимают подавляющую ...
Инвестиционная привлекательность компаний в условиях ограниченности финансовых ресурсов
В статье рассмотрена проблема инвестиционной привлекательности компаний в условиях ограниченности финансовых ресурсов, которые оказали влияние на инвестиционный климат в России и на расположение работающих в стране иностранных инвесторов к осуществле...
Экономические модели в индустрии спорта: испанский и российский опыт
В статье рассматриваются экономические модели в индустрии спорта Испании и России. В современных условиях спорт превратился из простого представления о спортсменах и достижениях в значительный экономический сектор, приносящий многомиллиардные доходы ...
Динамика изменения экономической системы на постсоветском пространстве (на примере Латвии)
В рамках данной статьи раскрыта динамика изменения экономической системы на постсоветском пространстве, в частности экономическое развитие Латвии в трех ключевых периодах: до вхождения в состав СССР, в составе Советского союза и после образования сув...
Направления развития предпринимательства в строительной сфере Дальнего Востока: актуальные проблемы и перспективы развития
Строительный комплекс является одним из ключевых направлений экономики России, который удерживает стабильные позиции на рынке достаточно продолжительное время. Доля отрасли строительства в ВВП страны в разные периоды составляла от 4 до 8 %. Это также...
Использование маркетинговых инструментов в продвижении и развитии территориального туризма
В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на продвижение туристских услуг. Авторами проанализирована статистика по въездному туризмы за последние годы и проведен опрос по вопросу, актуальному в современных условиях. Актуальность изучения ...
Теоретические основы стратегического развития инновационной деятельности туристского предприятия
Существует множество работ различных авторов, посвященных исследованию стратегий, в которых по-разному трактуется понятие стратегии. Например, И. О. Энджел (английский экономист) считает стратегией любое явление, которое оказывает длительное воздейст...