Теоретический анализ явлений самоэффективности, самореализации и самоактуализации работника | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №12 (116) июнь-2 2016 г.

Дата публикации: 16.06.2016

Статья просмотрена: 703 раза

Библиографическое описание:

Морозова, Е. С. Теоретический анализ явлений самоэффективности, самореализации и самоактуализации работника / Е. С. Морозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 785-787. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31607/ (дата обращения: 17.12.2024).



В рамках последних зарубежных исследований в области управления персоналом отмечается, что успех бизнеса в ближайшем будущем будет определяться следующими категориями: рекрутмент («recruitment), удержание («retention») и личностно-психологическая устойчивость работника, способность к восстановлению («resilience») [6]. Если «recruitment» и «retention» относятся к организационно-психологическим аспектам бизнеса, поскольку определяют подбор и удержание опытных и компетентных сотрудников, то «resilience» означает личностно-психологические аспекты адаптивности человека. К сожалению, в современной науке пока не выделяют определенные категории, факторы, способствующие развитию жизнеспособности, продуктивности и самоэффективности работника, несмотря на то, что именно здесь можно найти конструктивные средства успешности и устойчивости бизнеса.

Такое видение проблемы обусловило цель: провести теоретический анализ понятий, относящихся к категории эффективности и продуктивности работников.

В науке и практике выделяют два основных подхода к понятию «эффективность» — экономический и психологический. В рамках экономического подхода эффективность рассматривается как извлечение максимально возможного количества выгод с учетом имеющихся ресурсов [12]. Эффект является положительным, если результат приближен к идеальному состоянию, удовлетворяет целевую функцию и соответствует системе ограничений [16].

В экономическом подходе эффективность разделяют на индивидуальную, групповую и организационную. Так, В. А. Трапезников полагает, что индивидуальная эффективность является базовым уровнем, отражающим степень и качество выполнения определенных задач конкретными работниками (это также указывает на поставленные задачи как на должностные обязанности, часть процесса работы) [12]. Взгляды на групповую эффективность разнятся: некоторые исследователи предпочитают рассматривать ее как сумму усилий работников для достижения общей цели, другие — как эффект синергии [1, с.68–72]. Организационная эффективность — это факт достижения организационных целей меньшим числом работников (либо за меньшее время), она включает в себя индивидуальную и групповую эффективность, но за счет синергетических эффектов превышает их сумму [12].

В рамках психологического подхода эффективность можно рассматривать как затраты внутренних ресурсов человека, которые он понес для достижения определенного результата. А. П. Огарков утверждает, что личная эффективность направлена на максимальное использование собственного потенциала. Стоит отметить, что правильное распределение внутренних ресурсов играет немаловажную роль. В практике бывают случаи, когда затраченные ресурсы не оправдывают полученный результат. Именно поэтому для увеличения собственной эффективности работнику необходимо поддерживать оптимальный уровень затрат внутренних ресурсов. Следует отметить, что, в отличие от личной эффективности, самоэффективность не подразумевает реальных поведенческих проявлений. Понятие «вера в собственную эффективность» предложил А. Бандура в рамках теории социального научения. Согласно данной концепции, самоэффективность — это ожидания, основанные на убеждении в его способности организовывать и реализовывать поведение, необходимое для достижения результата. Она предполагает уверенность личности в своей способности поддерживать мотивацию, мобилизовать когнитивные ресурсы для достижения определенной цели [15, с. 777].

Д. Майерс определил самоэффективность как «чувство собственной компетентности и эффективности, отличное от самоуважения и чувства собственного достоинства» [8, с. 82].

А. Бандура выделил особенности формирования самоэффективности и факторы воздействия на нее. Он утверждал, что уровень убежденности личности в собственной эффективности определяет то, предпримет ли она какие-либо действия в определенной ситуации или изберет стратегию бездействия. Некоторые люди стараются избежать ситуаций, несущие угрозу, если они уверены в том, что не смогут с ними справиться. Однако в случае, когда такие люди полагают, что способны разрешить проблемную ситуацию, они ведут себя довольно уверенно, активно [2, с. 50–58].

А. Бандура выделил несколько источников веры в собственную эффективность и мобилизации ресурсов. Среди них: успех, достижение высоких результатов в чем-либо (собственный опыт); социальное моделирование (основывается на наблюдениях за успехом других людей, с которыми личность отождествляет себя, видит какое-то сходство); социальное побуждение с реалистическими стимулами; «притупление» острых физиологических реакций, либо поиск новых способов интерпретировать свое функциональное состояние таким образом, чтобы предотвратить возникновение переутомления (эмоциональный подъем) [2, с.215].

Следует признать, что в отечественных исследованиях в области управления персоналом проблеме самоэффективности работника уделяется мало внимания. Здесь, несомненно, приоритет принадлежит психологам труда, причем нередко самоэффективность рассматривается как специфический маркер профессиональной адаптации [4, 5], межличностных отношений [10], самореализации [14]. Так, Т. Л. Крюкова полагает, что самоэффективность — это черта личности, являющаяся фактором проблемно-ориентированных копинг-стратегий в трудных ситуациях. Она отмечает, что высокий уровень собственной эффективности предопределяет отказ от стратегии избегания проблемной ситуации, в то время, как низкий уровень самоэффективности тесно связан с выбором более эмоциональных и мало конструктивных стратегий преодоления стресса [6].

Наш анализ требует выявить терминологические различия между понятиями самоэффективности и самоактуализации, самореализации.

Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Согласно концепции А. Маслоу, самоактуализация — это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала [9, с.51–52]. В иерархии потребностей А. Х. Маслоу самоактуализация — это высшее желание человека реализовать свои таланты и способности, стремление проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны [там же]. Однако не каждый человек, имеющий потребность в самоактуализации, способен воплотить ее в жизнь, то есть самореализоваться. Способность личности объективировать богатство своего внутреннего мира в какой-либо сфере деятельности, активности позволяет ей достичь состояния самореализации. Одним из механизмов, обеспечивающих процесс самореализации, является профессиональное и личностное самоопределение. Говоря о профессиональном самоопределении, Н. С. Пряжников отмечает близость этого понятия к интерпретации Д. Сьюпером термина «профессиональная карьера». Профессиональная карьера по Д. Сьюперу — это определенная последовательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни, начиная с детства [14, с. 7]. Сущностью профессионального самоопределения является поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваеваемой и уже выполняемой трудовой деятельности [там же, с. 10]. Стремление к самореализации мотивирует человека к самоопределению, поиску смысла в труде. Активная жизненная позиция личности по воплощению в деятельности и отношениях своих потенциальных возможностей есть истинная самореализация.

Проанализированные подходы позволяют сделать следующий вывод: достижение личной эффективности может оказать влияние на усиление степени осознания индивидом своей самоэффективности. И наоборот: вера в собственную эффективность является движущей силой в повышении уровня личной эффективности.

Таким образом, в науке и практике проблема самоэффективности работника освещается довольно узко. Взгляды ученых разнятся, но следует обратить внимание на то, что самореализация, самоактуализация и самоэффективность — отличные между собой понятия, но имеющие влияние на личностно-психологическую среду работы персонала.

Литература:

  1. Андреева, Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 384 с.
  2. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
  3. Бодров, В. А. Профессиональное утомление: фундаментальные и прикладные проблемы/ В. А. Бодров — [Электронный ресурс]: http://lifeinbooks.net /professionalnoe-utomlenie-fundamentalnyie-i-prikladnyie-problemyi-vyacheslav-bodrov (дата обращения: 02.03.2016).
  4. Водопьянова Н. Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий): Автореф. … докт. психол. наук. — СПб, 2014. — 49 с.
  5. Дикая, Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход) / Л. Г. Дикая. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.
  6. Кирхлер, Э. Психологические теории организации // Психология труда и организационная психология; т. 5 / Пер. с нем./ Э. Кирхлер, К. Майер-Пести, Е. Хофманн. — Х.: Изд-во Гуманитарный центр, 2005–312 с.
  7. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни:Дис.... д-ра психол. наук: 19.00.13 Кострома, 2005. — 473 с.
  8. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. — 7-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2011. — 793 с.
  9. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу/ Пер. А. М. Татлыбаевой — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  10. Митицина, Е. А. Карьерные ориентации специалистов с высоким уровнем самоэффективности в профессиональной деятельности/ Е. А. Митицина, Н. В. Иванова// Вестник Псковского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. — 2008. — № 5. — С. 121–125
  11. Напрягло, М. А. Что такое самоэффективность? / М. А. Напрягло // Сборники конференций НИЦ Социосфера. — 2012. — № 22. — С. 23–25.
  12. Огарков, А. А. Эффективность: способы ее определения и достижения/ А. А. Огарков — [Электронный ресурс]: http://hr-portal.ru/article/effektivnost-sposoby-ee-opredeleniya-i-dostizheniya (дата обращения: 14.02.2016).
  13. Парфенова, Н. Б. Психологические особенности развития уверенности в младшем школьном возрасте: автореферат дис.... кандидата психологических наук: 19.00.07.- СПб., 1993.– 14 с.
  14. Пряжников, Н. С. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н. С. Пряжников. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 480 c.
  15. Психологическая энциклопедия/ Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. — 2-е изд. — СПб: Питер, 2006. — 1096 с.
  16. Фролова, Т. А. Экономика предприятия: конспект лекций / Т. А. Фролова — [Электронный ресурс]: http://www.aup.ru/books/m203/9_5.htm (дата обращения: 5.03.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): собственная эффективность, личная эффективность, самоэффективность, групповая эффективность, достижение, область управления, проблема самоэффективности работника, проблемная ситуация, профессиональное самоопределение, экономический подход.


Похожие статьи

Опыт теоретического анализа проблемы самореализации с целью создания авторской модели

Проблема взаимосвязи самоотношения и самоактуализации личности

Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности

Некоторые особенности социализации и самореализации спортсмена в практике и контексте полисистемного подхода

Теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы

Становление и развитие понятий «эмпатия» и «партисипация» в рамках проблемы эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя

Концептуальный компонент педагогической технологии формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску

Самообразование и самореализация современного учителя музыки

Некоторые особенности уточнения понятий «самореализация» и «самосовершенствование» в структуре общепедагогического и профессионально-педагогического знания

Мультисредовый подход в структуре формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя

Похожие статьи

Опыт теоретического анализа проблемы самореализации с целью создания авторской модели

Проблема взаимосвязи самоотношения и самоактуализации личности

Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности

Некоторые особенности социализации и самореализации спортсмена в практике и контексте полисистемного подхода

Теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы

Становление и развитие понятий «эмпатия» и «партисипация» в рамках проблемы эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя

Концептуальный компонент педагогической технологии формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональному риску

Самообразование и самореализация современного учителя музыки

Некоторые особенности уточнения понятий «самореализация» и «самосовершенствование» в структуре общепедагогического и профессионально-педагогического знания

Мультисредовый подход в структуре формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя

Задать вопрос