Некоторые особенности уточнения понятий «самореализация» и «самосовершенствование» в структуре общепедагогического и профессионально-педагогического знания
Авторы: Потапова Яна Геннадьевна, Козырева Ольга Анатольевна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 17.12.2013
Статья просмотрена: 68 раз
Библиографическое описание:
Потапова, Я. Г. Некоторые особенности уточнения понятий «самореализация» и «самосовершенствование» в структуре общепедагогического и профессионально-педагогического знания / Я. Г. Потапова, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4778/ (дата обращения: 17.12.2024).
Специфика моделирования дефиниций и педагогических средств — это способы и возможности создания и модификации как общепедагогического знания в спектре номинируемых единиц современной системы педагогической науки и практики, так и профессионально-педагогического знания, детализирующего все частные способы и ресурсы дополнения и модификации антропологического знания как ценности, продукта, цели, ресурса, способа познания и преобразования объективного, результата и эволюции культурно-исторического развития общества и человека, научного и научно-исследовательского потенциала как личности, включенной в среду мультисредовых отношений и преобразований, так и самой среды, создающей и реализующей потенциальные и реализуемые возможности по сохранению социально-антропологического опыта и его модификации в соответствии с особенностями научно-технического прогресса (НТП) и спецификой и моделями, условиями и парадигмами реализуемых идей гуманизации современной социальной среды в контексте получения личностью профессионального образования и организации оптимальных способов повышения качества труда в системе ограничений и возможностей субъектно-средового генеза.
Остановимся на первой стадии — на процессе и возможностях моделирования, уточнения и модификации дефиниций (определений) категориального аппарата современной педагогической науки.
Простейший способ определить качество решаемых задач личностью — создать условия, в которых личность будет продуцировать первоначального словесно-логические модели в понимании и объективном рассмотрении дефинируемых моделей, а затем в феноменологическом продуктивном обеспечении оптимальных условий взаимодействия, в которых появляется устойчивая тенденция к модификации и реконструкции, дополнению и коррекции всех граней субъект-субъектных связей и субъект-объектных отношений, предопределяющих как качество формируемых и развиваемых внутриличностных новообразований, так возможности мультисредовых преобразований, в которых личность продуцирует различные блага, создающие комфорт для всех граней самоидентифицирующийся и самоутверждающийся, самореализующейся и взаимодействующей личности, определяющей и способность к поддержанию здорового образа жизни как формы гуманизма, и создающей условия для обогащения социальной и профессиональной среды всеми модифицируемыми ею способами деятельности и общения.
Уточнение и моделирование определений в структуре научной организации профессионально-педагогической деятельности рассматривается нами как зарядка для личности, ведущей здоровый образ жизни и осознающей все ценности и цели полисубъектных отношений и субъект-объектных преобразований, связанных непосредственно с постановкой и решением индивидуально и межгрупповых субъектно-средовых противоречий, обеспечивающих развитие системы, включающей личность и группы как единицы всех преобразований антропологически обусловленных явлений и феноменов, процессов и приоритетов, условий и моделей и пр.
Уточнение и моделирование определений студентами и педагогами носит прагматический характер, где способ отображения и его результат являются уникальными формами и ценностями полисубъектных отношений и субъект-объектных преобразований. В ресурсах построения различных определений и их последующей визуализации и отражении в результатах деятельности педагога по решению субъектно-средовых противоречий происходит формирование культуры самостоятельной работы педагога.
Попытаемся рассмотреть специфику моделирования определений на дефинициях «самосовершенствование» и «самореализация», «самосовершенствование в плавании» и «самореализация в плавании».
Первый этап — вычленение особенностей того или иного вида или направления деятельности педагога, способствующего пониманию важности рассматриваемого процесса или явления, располагающего потенциалом верификации истинности организуемой деятельности по постановке и решению субъектно-средовых противоречий.
Самосовершенствование в плавании — процесс определения программы повышения результативности выбора особенностей и качества нагрузки на тренировках (упражнения на дыхание, упражнения на развитие скоростных качеств в различных способах плавания), специфика которых построена в соответствии с приоритетами и нормами тренировочного процесса, организуемого как тренером, так и самостоятельно в структуре подбора условий тренировок и уровня притязаний личности, выбранный на основе учета индивидуальных особенностей личности, норм культуры и общества, специфики нормального распределения способностей и предпочтений, возможностей формирования мотивации достижений и приоритетов личности в контексте идей гуманизма и продуктивности, здоровьесбережения и возможности получения наивысших достижений в спорте (плавании) как одном из направлений социализации и самореализации (Потапова Я. Г., 2013).
Самореализация в плавании — это процесс поиска и верификации личностного «акме» в плавании, т. е. или иными словами — вершинности формирования потребностей, предпочтений, способностей в плавании; обусловлен спецификой нормального распределения (распределение Гаусса) и ситуативными и прогнозируемыми изменениями в микро-, мезо-, макро- и мегасредах в соответствии с пространственно-временными и субъектно-деятельностными потребностями и способами самоутверждения и самовыражения как механизмов идентификации и социализации, ретрансляции социального знания и его принятия, формирования мировоззрения и модели преобразования объективного внутри личности и в среде, создающей личность в полном, неподдельном антрополого-педагогическом смысле (Потапова Я. Г., 2013).
Второй этап — в соответствии с выделенным определением создать или уточнить педагогическое средство (в широком смысле — это всё, что используется в материальном и идеальном способе познания и деятельности педагога и обучающихся, т. е. всех субъектов обучения и образования), рассмотреть возможности и необходимость в детализации или резекции различных этапов системы изучения того или иного антропологически обусловленного явления или процесса.
Таким образом, на втором этапе появляется педагогическое средство, которое позволяет решить какой-то класс или тип педагогических задач в соответствии с выделенными современными субъектно-средовыми противоречиями.
На примере занятий плаванием — мы выделяем три группы — это условно группа А (аномальные или лица, нуждающиеся в специальных условиях получения педагогической поддержки и помощи в соответствии с индивидуальными особенностями и низким уровнем здоровья, адаптации и пр.), группа Н (нормальные субъекты обучения и образования, обычно их выделяют 90 %, которые являются основной группой потребителей и создателей определенного класса благ и их следствий), группа О (одаренные субъекты обучения и образования, в нашем случае — это пловцы, результаты которых были прогнозируемы сразу и в структуре самореализации и самосовершенствования они достигли должных вершин в своей области деятельности).
К группе А можно отнести все группы здоровья, организуемые в бассейнах в соответствии с возрастной группой и индивидуальными предпочтениями и уровнем сформированности потребности в общении и плавании.
К группе Н относим все группы обучающихся системы начального, среднего основного и полного, среднего и высшего профессионального образования, где в соответствии с потребностями и возможностями решаются задачи в выборе методов и времени занятий плаванием с определением его направления, визуализируемого нами в условно двух направлениях — оздоровительного вида деятельности и вида деятельности, обеспечивающего получения наивысших достижений.
К группе О отнесем все специализированные школы по плаванию — это ДЮСШ, СДЮСШ, СДЮСШОР, создающие условия для включения личности пловца в поиск способов и траекторий достижения вершин в выбранном виде спорта.
В каждой группе условно есть традиционные и инновационные формы, методы, приемы, средства, технологии и методики обучения. Уточнение в данной совокупности педагогических категориальных единиц — первая ступень сформированности культуры самостоятельной работы тренера (тренера-преподавателя) по плаванию (КСРТпП). Достижения данного уровня мы назовем — адаптивным уровнем или адаптивной КСРТпП. Здесь происходит постановка и решение определенного типа задач профессионально-педагогической деятельности, непосредственно связанных с тем контингентом обучающихся, с которыми ведется работа, уровень обобщения минимизирован, система работы строится на тех элементах инноватики, которые появляются благодаря длительным наблюдениям и взаимодействию, — так все продукты — это микрогрупповые способы самовыражения личности тренера по плаванию. На этом уровне работают молодые — начинающие педагоги.
Следующий уровень сформированности КСРТпП — компетентностный — в его структуре у тренера повышается мастерство подготовки и включения субъекта получения образовательных и оздоровительных услуг в систему микро-, мезогрупповых отношений, где плавание является способов и ресурсом оздоровления и получения приоритетов самореализации и самосовершенствования. Данный уровень сформированности КСРТпП доступен педагогам, имеющим опыт работы от трех лет и выше.
Третий уровень сформированности КСРТпП — профессиональный — на данном уровне у тренера получаются в решении субъектно-средовых противоречий микро-, мезо-, макроуровневых задач новые качественные решения с уточнением методик и технологий обучения плаванию как ресурса воспитательно-образовательного пространства, фасилитирующего реализацию условий социализации, адаптации, оздоровления, самореализации и самосовершенствования как форм продуктивной составляющей личностного становления обучающегося в структуре ведущей деятельности. Данный вид сформированности КСРТпП может появляться после третьего года обучения плаванию. Несомненно, что все аспекты формирования потребности тренера в сформированности КСРТпП уникальны, а продукты сотрудничества и взаимодействия, самореализации и самосовершенствования субъектны, а зачастую и субъективны, поэтому приоритеты формирования КСРТпП определяются в контексте тех продуктов деятельности тренера, которые являются показателями наивысших достижений в сформированности у личности обучающегося измеряемых объективно показателей здоровья, результатов спортивных достижений и пр.
Четвертый уровень сформированности КСРТпП — наставнический определяется способностью тренера создать авторскую школу, в которой реализуются авторские идеи обучения плаванию на уровне принятия и развития данных идей в совокупности различных методик, технологий обучения и социализации, использования педагогических средств, форм и методов обучения плаванию.
В структуре четырех уровней сформированности КСРТпП тренер по плаванию уделяет внимание и сформированности качества таких процессов, как самореализация обучающихся в плавании, самосовершенствование обучающихся в плавании. Результативность процессов самосовершенствования и самореализации в плавании есть специфический способ обогащения личности обучающегося новыми и традиционными моделями самоидентификации и самоутверждения, особенность которых можно объективно отследить по портфолио обучающегося, заполняемого по итогам учебного и астрономического года.
Качественное формирование потребности в самореализации и самосовершенствовании обучающегося и педагога отражается в качественном и своевременном решении субъектно-средовых противоречий и, как следствие, сформированности культуры самостоятельной работы всех субъектов педагогического взаимодействия.
Литература:
1. Головко, С. А. Особенности организации социально-педагогического взаимодействия с обучающимися, занимающимися плаванием / С. А. Головко, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф // Инновационные технологии образования: матер. Всероссийской научно-практической конференции (Бийск, 10–11 октября 2013 г.) / Алт. гос. акад. обр. им. В. М. Шукшина. — Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2013. — С. 54–57.
2. Елагина, К. С. Некоторые условия самореализации и самосовершенствования спортсмена в плавании / К. С. Елагина, А. В. Миронович, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф // Проблемы и перспективы развития образования (IV): матер. Междунар. научн. конфер. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 7–9.