В связи с переходом России к рыночным отношениям потребовался коренной пересмотр системы государственного регулирования закупочной деятельности. Плановые, жестко регламентированные процессы осуществления закупок сменились приобретением продукции на конкурентных условиях, когда заказчик имеет возможность выбора из большого числа предложений поставщиков. В современных условиях государство является крупнейшим заказчиком и потребителем товаров, работ и услуг и тем самым оказывает влияние на развитие экономики. Мировая практика выработала достаточно надежный аппарат решения задачи оптимизации государственных закупок и борьбы с коррупцией — законодательно закрепленное проведение открытых торгов с использованием информационных ресурсов. Управление процессами формирования и эффективного использования информационных ресурсов в сфере государственных закупок является одной из приоритетных функций правительства.
Проведение тендеров на строительство подразумевает под собой проведение специально организованного торга между подрядчиками и заказчиками. Это необходимо для предоставления права на заключение договора подряда или договора поставки. На торги могут выноситься разнообразные заказы на определенные виды работ, которые в первую очередь должны быть связаны со строительством и ремонтом. Торги проводит тендерный комитет. Он создается заказчиком или организатором для проведения торгов и может действовать на постоянной или временной основе.Сам тендер — это конкурсная форма проведения подрядных торгов, которая определяется как соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации.
Актуальность данной темы заключается в том, что применение тендеров получает широкое развитие в наше время, так как позволяет выявить наиболее выгодного поставщика.
В настоящее время данную тему поднимают многие современные авторы, такие как: А. А. Храмкин, О. М. Воробьева, А. В. Ермакова в своей книге: Закупки по закону 223-ФЗ. Рекомендации. [7, с. 102] Авторами определены наиболее серьезные правовые проблемы в сфере формирования, размещения и исполнения государственных заказов, а также даются рекомендации по совершенствованию российского законодательства в связи с построением федеральной контрактной системы.
Так же такие авторы как С. Н. Доронин, Н. А. Рыхтикова, А. О. Васильев в своей монографии подробно рассматриваются российский и зарубежный опыт, а так же законодательство и концепции перспективного развития тендерной деятельности. [8, с. 85]
В настоящее время тендерная деятельность регулируется ГКРФ, Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а так же правовой базой еще советских времен и теми положениями, что разрабатывают для себя сами организации. Далее ознакомимся более подробно с каждым из них.
Законодательство РФ о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации. [1, гл. 37] Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления вещных и интеллектуальных прав. Кроме того, регулирует договорные и другие отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Важнейшее значение имеют нормы гл. 37 Гражданского кодекса РФ, в которой дается определение договора подряда ст. 702 ГКРФ, перечисляются работы, выполняющие по договору подряда ст. 703 ГК РФ, дается определение генерального подрядчика и субподрядчика ст. 706 ГКРФ.
В России основным законом, который регулирует отношения в сфере тендеров, является Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». [2] Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Выделяется два способа размещения заказов: путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона и без торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). По общему правилу применяется первый способ, второй применяется в исключительных случаях. Детально регламентирована процедура размещения заказа путем проведения конкурса и аукциона (создание и полномочия специальной комиссии, содержание и порядок предоставления необходимой документации, участие в торгах, признание их несостоявшимися, проведение закрытого конкурса (аукциона) и т. д.), путем запроса котировок.
В обязательном порядке, отмечу как положительный фактор, единую экономическую зону государственных и муниципальных заказов, и в этой зоне все работает по единым регламентам и подчиняется одним нормам. Открытый конкурс и вообще любая из предусмотренных процедур, проводится одинаково в любой части нашей страны. Это, несомненно, тоже большой плюс. Надо понимать, что одной из причин появления такой регламентированной и единой схемы закупок, явилась борьба с коррупцией в данной сфере. Давайте посмотрим что было «ДО» появления законов о государственных закупках. По данным до 2006 года, только 1 % госзакупок, можно было назвать «честными», а деньги на удовлетворение собственных нужд государство всегда тратило в огромных количествах. Вот цифры того времени: в 2004 году израсходовано 1,64 трлн. руб., в 2005 году 1,95 трлн. руб., в 2006 потрачены средства в размере 2,35 трлн. руб. Вот тогда и вошел в обиход, часто встречающийся на языке у коммерсантов и чиновников термин — «откат». Реализация очень проста — чиновники размещают заказ в тандеме с «любимыми» поставщиками, которые, в свою очередь не прочь поделиться полученной прибылью. Естественно на откаты шла не собственная прибыль предпринимателя, а формировались они за счет разницы между рыночной и стоимостью закупки товаров и услуг. И вот тут, стоит отметить, эта разница достигала просто гигантских размеров. Я думаю, многие помнят дискуссии в отношении цен на некоторые товары, внесенных в бюджетный план 2004–2006 года Министерством экономического развития. Вот эти цифры: на один компьютер планировалось потратить 149 260 руб., на один автомобиль в 2005 г. выделялось 176 960 долл. Вот такие «пугающие» цифры, даже людям, которые абсолютно не разбираются в ценах, абсурдность данных цифр бросается в глаза. Но очень скоро, самая главная «кормушка» закрылась, и закрылась, судя по всему навсегда. Законы, регулирующие государственные закупки, принесли надежду на снижение объёма разворовывающийся чиновниками государственных средств. [9, c. 5]
При выборе подрядной организации для осуществления строительства за счет государственных инвестиций организуются подрядные торги, проведение которых регулируется Положением о подрядных торгах в РФ. [4] Применение этого документа обязательно при проведении подрядных торгов на размещение заказов на вновь начинаемое строительство для федеральных государственных нужд.
Методики определения стоимости строительной продукции на территории российской федерации регулируется постановление от 5 марта 2004 г. № 15/1 «Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории российской федерации». [3] Методика имеет в своем составе общие методические положения по составлению сметной документации и определению сметной стоимости строительства, выполнения ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, формированию договорных цен на строительную продукцию и проведению расчетов за выполненные работы. Что является неотъемлемой частью для участия в тендере, так как приведение расчетов стоимости строительства является главным критерием оценки участников.
Взаимоотношения организаций генеральных подрядчиков (генподрядчиков) с субподрядными организациями (субподрядчиками), определение их права, обязанности и ответственность при заключении и исполнении договоров субподряда на выполнение отдельных видов и комплексов работ для обеспечения ввода в действие производственных мощностей, объектов и сооружений, а также жилых домов и других объектов социального назначения, регулируетположение о взаимоотношениях организаций — генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 03.07.1987 г. № 132. [5]
Состав, порядок разработки, оформления и использования тендерной документации, необходимой для проведения подрядных торгов в Российской Федерации содержат в себеметодические рекомендации по подготовке тендерной документации при проведении подрядных торгов, разработаны в соответствии с «Положением о подрядных торгах в Российской Федерации», утвержденным совместным распоряжением Госкомимущества и Госстроя России от 13 апреля 1993 г. № 660-р/18–7. Методические рекомендации содержат в себе состав тендерной документации, общие сведения об объекте, расписана подробно техническая часть, инструкцию для претендентов, условия и порядок проведения торгов, а также самое главное проект договора между заказчиком и подрядчиком, так называемый договор генерального подряда. [6]
Так же тендерная деятельность регулируется Положением о тендерах, которое разрабатывается внутри каждой строительной организаций, которая занимается тендерной деятельностью. В качестве примера рассмотрим положение о тендерах строительной компании ООО Тюменьинвестстрой. [10] В данном положении отображается все этапы проведения тендера: Условия участия в тендере; Тендерный комитет и независимые эксперты; Подготовка к проведению тендера; Порядок проведения тендера. Аккредитация участников тендера в качестве партнеров; Порядок заключения договора; Протокол о результатах тендера. Публикация информации о проведении тендера; Разрешение разногласий, Заключительные положения. Положение регулирует организацию и порядок проведения тендеров на выполнение работ, оказание услуг, поставку материалов для предприятий ООО Тюменьинвестстрой, а также отношения, связанные с аккредитацией подрядчиков и поставщиков для участия в тендерах ООО Тюменьинвестстрой.
При изучении вопроса нормативно — правового регулирования тендерной деятельности, всесторонне изучена и проанализирована нормативно — правовая база проведения тендера в строительстве; методическая база проведения тендера. Изучив полноценно тендерную деятельность, можно сделать следующий выводы: нормативно — правовая база требует значительных доработок. Можно смело говорить о том, что нормативная база устарела (до сих пор действуют положения 1987, 1993г.) и требуются разработки новых законопроектов. Тендерная деятельность в наше время очень актуальная тема для строительных организаций, поэтому необходимо обновление и усовершенствование нормативно-правовой базы.
Подготовка и создание всех тендерных документов занимает особое место в подготовке торгов. Подготовка к представлению тендерных предложений — кропотливый труд, занимающий много времени, но в конечном итоге будут достигнуты качественные соглашения, что приведёт обе стороны к продуктивным производствам. Победитель торгов заключает сделку с заказчиком, удобную и эффективную для обоих стон.
Таким образом, тендерная деятельность — это одна из наиболее динамично развивающихся, с позиции осмысления и применения научных разработок на практике, сфер деятельности. И российское законодательство создает механизмы эффективного правового регулирования ее не только в сфере государственного заказа, но и в сферах экономических отношений с высокой долей участия государства, тем самым оптимизируя закупочную деятельность и развивая экономику страны в целом.
Литература:
1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изменениями от 29.05.2015)// Собрание Законодательства Российской Федерации от 25.12.2006. — № 52.
2. Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» //Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 52.
3. Постановление от 5 марта 2004 г. № 15/1 «Об утверждении и введении в действие методики определения стоимости строительной продукции на территории российской федерации»
4. Положением о подрядных торгах в РФ, утвержденный Распоряжением Госкомимущества РФ от 13 апреля 1993 г. № 660-р.
5. Положение о взаимоотношениях организаций — генеральных подрядчиков с субподрядными организациями, утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 03.07.1987 г. № 132.
6. Методические рекомендации по подготовке тендерной документации при проведении подрядных торгов МДС 80–4.2000 от 28.01.1994
7. Храмкин А. А. Закупки по закону 223-ФЗ. Рекомендации. Образцы документов. / Храмкин, А. А. Воробьева О. М., Ермакова А. В. и др. — 8-е изд. — М.: ИД «Юриспруденция», 2015. — 372 с.
8. Доронин С. Н. Госзакупки: законодательная основа, механизмы реализации, риск-ориентированная технология управления. / Доронин С. Н., Рыхтикова Н. А., Васильев А. О., — М.: Инфра — М, 2013. — 232 с.
9. Кравчук Н. В. Государственное регулирование закупочной деятельности / Н. В. Кравчук. — М., 2013.
10. Положение о тендерах ГК ТИС № 1.1 от 22.06.2015 // Текущий архив ООО Тюменьинвестстрой.