В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, закупки товаров и услуг для муниципальных и государственных нужд могут проводиться неконкурентным или конкурентным способом. В случае проведения закупки неконкурентным способом, организация заключает контракт с единственным поставщиком, а во втором случаем, при закупке конкурентным способом — заключение контракта происходит в результате торгов.
В ст. 24 данного Федерального закона закреплено, что конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок [1].
Так, конкурентными способами являются:
- конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме);
- аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме);
- запрос котировок в электронной форме.
Рассмотрим подробнее представленные конкурентные способы проведения государственных и муниципальных закупок.
Суть электронного аукциона (далее — ЭА) в том, что побеждает участник, предложивший наименьшую цену после поэтапного снижения. Все заявки анонимны. Это самый распространенный способ проведения закупок, который используется для закупок товаров, работ, услуг, включенных в Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)», а также любых других, если заказчик не выбрал иной способ [2].
Ключевые особенности электронного аукциона:
- две части заявки: первая (формальная) и вторая (с конкретным предложением);
- «Аукционное снижение» — участники в реальном времени снижают цену;
- срок подачи заявок — не менее 7 дней для НМЦК до 3 млн руб., 15 дней — для НМЦК свыше 3 млн руб.
Открытый конкурс (далее — ОК), в котором побеждает участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта по критериям, установленным в документации. Цена — лишь один из критериев. Обычно ОК используется в сложных закупках, инновационных, исследовательских работ, где важны качество, квалификация, функциональные характеристики. Когда цена не является определяющим фактором.
Отметим особенности открытого конкурса:
- оценка по неценовым критериям (квалификация, опыт, качество технического решения);
- возможность проведения предварительного отбора (для долгосрочных сложных проектов);
- срок подачи заявок — не менее 15 дней.
Конкурс с ограниченным участием (далее — КО) — это разновидность открытого конкурса, но с дополнительным предварительным отбором участников на соответствие особым требованиям. Обычно КО применяется в сложных закупках, специализированных или инновационных товаров, работ, услуг, где необходим особый уровень квалификации (например, работы на объектах культурного наследия, авиаперевозки).
Обычно конкурс с ограниченны участие проводится в два этапа — отбор допущенных по особым требованиям и проведение конкурса среди них.
Запрос котировок (далее — ЗК), суть которого заключается в том, что в нем побеждает участник, предложивший наименьшую цену за стандартизированные товары, работы, услуги. Упрощенная и быстрая процедура. ЗК применяется при закупках небольших объемов с НМЦК не более 500 тыс. руб. и годовой объем таких закупок не должен превышать 10 % доходов заказчика или 100 млн руб. Также для закупок отдельных товаров (например, лекарств) из установленного перечня (до 500 тыс. руб.).
Ключевые особенности запроса котировок заключаются в следующем:
- срок подачи заявок — не менее 5 рабочих дней;
- заявка состоит только из ценового предложения и согласия;
- запрещено проводить, если есть проект или смета [1].
Рассмотрим проблемы и представим рекомендации по их решению при проведении государственных и муниципальных закупок конкурентными способами.
Во-первых, электронный аукцион, самый популярный способ, который сводит отбор к минимизации цены, однако это приводит к демпингу и рискам неисполнения контракта, поставкам товаров низкого качества, что также приводит к тому, что добросовестные поставщики с качественным товаром и услугой не могут конкурировать с демпингующими участниками.
В связи с чем, считаем необходимым начать стимулирование неценовых критериев и борьба с демпингом, а именно необходимо расширение сферы обязательного применения конкурсов для сложных, инновационных и наукоемких закупок, вместе с разработкой четких, измеримых методик оценки качества.
Во-вторых, существует проблема при составлении некоторыми заказчиками технического задания «под конкретного поставщика», в котором представлены избыточно детализированные или уникальные требования, блокирующие других участников, этот аспект ведет к нарушению принципов честной конкуренции, завышение бюджетных расходов.
Предлагаем обязательную публикацию технических заданий и проектов контрактов на стадии планирования для общественного обсуждения, а также внедрение AI и Big Data для контроля, что позволить проводить автоматический анализ закупочной документации на признаки «заточенности», выявление аномальных ценовых предложений и паттернов картельного сговора (такие системы уже тестируются ФАС России).
Резюмируя выше сказанное, можно сделать выводы о том, что основной вектор решения проблем лежит в области дальнейшей цифровизации, повышения профессионального уровня заказчиков и смещения фокуса с цены на стоимость жизненного цикла и качество. Реформы должны быть системными: ужесточение контроля и ответственности должно сочетаться с упрощением процедур для добросовестных участников. Важную роль играет развитие предиктивной аналитики и искусственного интеллекта для анализа больших данных в сфере закупок, что позволит перейти от точечного контроля к управлению рисками в масштабах всей системы.
Литература:
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 14. — ст. 1652.
2. Распоряжение Правительства РФ «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)» от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 31.10.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 13. — ст. 1880.

