Автор статьи поднимает вопрос об усовершенствовании мошеннических схем при проведении государственных (муниципальных) закупок, отмечая, что осведомленность участников процедуры об особенностях контрактной системы, об ограничениях и требованиях, препятствует совершенствованию способов мошенничества.
Ключевые слова: государственные закупки, участники закупок, способы мошенничества, предотвращение коррупции.
Несмотря на то, что действующее законодательство содержит детализированный механизм проведения государственных (муниципальных) закупок, а также закрепляет способы воздействия на недобросовестных участников данной процедуры, способы мошенничества в контрактной системе совершенствуются пропорционально модернизации законодательства.
Судебная практика, сложившаяся в 2021–2022 годах, является подтверждением существования в контрактной системе разнообразных схем мошенничества, основанных, в первую очередь, на корыстном умысле. Преследуя цель заключения контракта с заранее определённым поставщиком (при сговоре заказчика с участником закупки) либо снижения, повышения или поддержания цены контракта (при сговоре между участниками-конкурентами), недобросовестные участники государственных (муниципальных) закупок (зачастую — сами заказчики) прибегают к множеству способов обхода законодательства.
Стратегия участия, направленная на избавление от участников-конкурентов (договорная схема «таран»), заключается в том, что
несколько организаций (на практике — три и более) договариваются о разделе тендеров. Тем самым происходит имитация конкуренции в контрактной системе, основной целью которой является значительное снижение цены закупки, являющийся экономически невыгодной для остальных участников-конкурентов. В результате данных действий добросовестные поставщики (исполнители, подрядчики) вынуждены отказаться от дальнейшего участия в закупке. При рассмотрении вторых частей заявок обнаруживается, что «организации-тараны» не соответствуют техническим требованиям документации, следовательно, их заявки отклоняются. Третий участник данного сговора в последние минуты аукциона делает предложение, незначительно отличающееся от начальной цены контракта, после чего побеждает в торгах.
По мере прогрессирования цифровизации и компьютеризации ФАС России отмечает признаки «цифровых» сговоров в проведении аукционов с использованием специально запрограммированных программ — аукционных роботов. Такого вида робот — это опционный функционал личного кабинета участников аукциона, позволяющий на основании электронного документа-поручения с настройками аукционного робота, заполненного и подписанного электронной подписью участника, осуществить автоматическую подачу ценовых предложений от имени участника аукциона до заданного таким участником предела ценового предложения. Средством, призванным бороться, в том числе с «цифровыми» сговорами, является применяемая на электронных площадках усиленная квалифицированная подпись, которая не допускает использование робота для манипулирования ставками участников в ходе проведения аукциона.
Одной из основополагающих целей законодательства о закупках является обеспечение прозрачности осуществления закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. Однако вопреки данным целям нередки случаи, когда на электронных площадках начинают действовать ассистенты (консультанты), которые представляются организаторами закупки или представителями самих площадок. Их задача — предложить исполнителю (подрядчику, поставщику) помощь в участии в той или иной закупке, которая может выражаться, в том числе в раскрытии конфиденциальной информации о других участниках закупки, предложенной ими цене, в содействии в участии в закрытом аукционе. Такие ассистенты вводят в заблуждение добросовестные организации и после получения оплаты обещанных услуг перестают выходить на связь.
Также в рамках деятельности по предотвращению коррупции ФАС России использует термин «повторяющиеся участники закупок» при проведении периодических проверок отношении организаций, которые с постоянной периодичностью становятся победителями закупок у одного заказчика или в конкретно определенной сфере. Однако некоторые эксперты объясняют, что победа одних и тех организаций может быть обоснована спецификой тех или иных закупок или отказом других участников от аукциона.
Подводя итог, следует добавить, что изучение возможных способов мошенничества, механизма участия в государственных (муниципальных) закупках, а также надлежащая проверка контрагентов способствует оперативному выявлению признаков мошеннических действий, направленных в обход действующего законодательства.
Литература:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013 г. — № 14. — Ст. 1652.
2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011 г. — № 30. — Ст. 4571.
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006 г. — № 31. — Ст. 3434.
4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об определении требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» от 02.09.2015 № 927 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2015 г. — № 37. — Ст. 5142.